Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия второй половины XX века 365Содержание книги
Поиск на нашем сайте
лирических дневников 1950-х годов, — это открытие неразрывной связи своей собственной, частной биографии и ее перипетий с биографией страны, с тем, что происходило в масштабах Большой истории. Физически совершая путешествие в пространстве, они душою совершают путешествие во времени. Рассказывая о себе, они рассказывают о времени, о своих отношениях со своей эпохи. И всегда в той или иной мере внутренним нервом лирического повествования становится процесс проверки лирическим героем своих прежних представлений о действительности, о стране, об ее истории — а в общем, это процесс пересмотра той системы духовных ценностей, которая сложилась в сознании советского человека. Герой «Владимирских проселков» открывает в близком, в сущности повседневно знакомом мире подмосковных, владимирских деревень полузабытый огромный материк отечественной истории и восстанавливает духовную связь со своими корнями. Лирический дневник — исповедь о преодолении героем канонических, окаменелых, привычных представлений о советской действительности; они свидетельствовали о его приближении к реальности, которая оказалась богаче, сложнее и драматичнее книжных клише и шаблонов. А. А. Тарковский Традиция акмеизма, заложенная Анненским, Гумилевым, Мандельштамом и Ахматовой, оставила чрезвычайно глубокий след в литературе 1960-1980-х годов. На этой почве выросла поэзия Иосифа Бродского, но в наиболее близких отношениях с «классическим» акмеизмом находится поэзия Арсения Тарковского (1907-1989). В стихах Тарковского наиболее мощно развернута мифология мистической зависимости судьбы от слова. Через всю поэзию Тарковского проходят три макрообраза, каждый из которых одновременно конкретен и матичен, так как каждый опирается на древнюю мифологическую традицию: это образы Древа (мировое древо, бытие), Тела (личное бытие, бренность) и Словаря (культура, язык, логос). В стихотворении «Словарь» (1963) все три макрообраза предстают в нерасторжимом единстве. Древо России здесь «прорастает» сквозь тело поэта, образуя «властительную тягу» языка. Это не декларативная, но почти физиологическая связь («жилы влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные...»), и она наделяет поэта бессмертием, ограниченным, правда, «сроком годности» его бренного тела («бессмертен я пока...»). Она включает его в бесконечную цепь поколений, награждает почти божественной властью «одушевлять, даруя имена». Показательно, что в поэтическом мире Тарковского ледяной холод всегда сопряжен со смертью («Проходит холод запредельный будто / Какая-то иголка ледяная», «Как входила в плоть живую / Смертоносная игла»). Поэтому «боль моя и благо — ключей подземных ледяная влага / Все «эР» и «эЛь» родного языка» не только возвышают но и убивают. Язык по Тарковскому подчиняет человека неизменно трагической воле: «Не я словарь ПО СЛОВУ составлял, / А он меня творил из красной глины; / Не я пять 4VBCтв как пятерню Фома / Вложил в зияюпгую рanv миля / А рана мира облегла ме-ня» («Явьиречь») Не случайно в его стихах постоянно звучит мотив самоуничтожения поэта посредством поэзии или короче пытки/казни собственным словом Самоуничтожение - это и плата за«пророческую власть поэта» и самое непосредственное ее появление Этот парадокс Тарковского понятен в контексте создаваемого им образа культуры В его поэзии культура - как и язык словаре^-ст^овитсяотГытым лТчеловека выходом из своего времени во воеГна иные а вер' нее в^1чност^Г«ЖизнГжГзнГ»ТэббГдомом поэта здесь оказывается все м^роГдание - в Гго ^l^7^Jr^^^6^^^U^Z^^^^6^J^^^ своим ^Т^ГиТиТполнимяГ^кТ / ВоЛять луч!й остался * Го'»7 ZLITJ1Z тности б™ Весь „Гп I ЗГГГкомT^rne LZJZ J^Z-!я кяжлы! ГкГмян^впте^ кяГк^рп^ Гю чипяГ^п2?пп,п«пяп Т Д е РЖИТСЯ НЭ Н6М- *Л КаЖДЫИ Д е НЬ МИНУВШеГО> КаК КРеПЬЮ, КЛЮ- чицами своими подпирал...» У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. Его лирический герой ощущает себя подмастерьем Феофана Грека, слышит в себе голоса Сковороды, Анжело Секки, Пушкина, Ван Гога, Комитаса, Мандельштама — он постоянно соотносит себя с ними, мучаясь виной перед ними и благодарно принимая на се- Раздел 8. Из литературы второй половины XX века бя ношу их судеб, страданий, исканий: «Пускай простит меня Винсент ван Гог / за то, что я помочь ему не мог... / Унизил бы я собственную речь, / когда б чужую ношу сбросил с плеч». Универсальный, надвременной масштаб этого образа культуры напрямую спроецирован на образ поэта у Тарковского. В стихах Тарковского «поэт чувствует себя полномочным представителем человечества, а то и впрямую отождествляет свой удел с уделом человечества. Однако право на бессмертие, растворенное в культурном универсуме, достигается, по Тарковскому, только ценой трагедии, только ценой горения. Недаром творцы, которых Тарковский выбирает себе в «собеседники», знамениты именно своими трагическими судьбами. Поэт у Тарковского подобен Жанне д'Арк, ибо звучащие в нем голоса — голоса культуры — неизбежно возводят на костер, требуя платы смертью за радость бессмертия во время жизни. Другой постоянный образ Тарковского — Марсий, уплативший за свое искусство содранной кожей. Горение означает не только признание «Кривды Страшного суда» постоянным спутником и условием существования искусства, но и мужественное понимание того, что не небожительство, а погружение в «простое горе» — свое и чужое, сегодняшнее и отделенное столетиями — придает онтологический статус творчеству. В этом контексте автобиографические детали в общем-то «нормальной» судьбы человека в переполненном страданиями XX веке становятся у Тарковского доказательствами всеобщего закона культуры и потому неизменно окрашиваются в откровенно мифологические тона. Счастье любви рождает мифологические смыслы и контексты именно потому, что все происходит на фоне непрерывной трагедии: «Когда судьба по следу шла за нами, / как сумасшедший с бритвою в руке». При этом любое страдание, в том числе и естественное страдание, связанное со старением, приближением к смерти, угасанием сил, приобретает в поэзии Тарковского значение безусловной победы: только страданием оплачивается бессмертие, кровное родство с магическим словарем культуры. Обращенное к поэтам других эпох и поколений «Спасибо вам, вы хорошо горели!» отзовется в одном из поздних стихотворений (1977) Тарковского автометафорой: «Я свеча, я сгорел на пиру...» По логике поэта, только так можно преодолеть смерть, «и под сенью случайного крова / Загореться посмертно, как слово». Поэзия второй половины XX века 367 Примеры заданий ЕГЭ по теме 8.2. Часть 2 Ответом к заданиям В1—В11 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек. 81. Назовите трех самых популярных поэтов начала «оттепели», лидеров той поэтической группы, которую,стали называть «шестидесятниками». 82. Какой поэт стал лидером «тихой лирики», возникшей на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес «громкой» поэзии «шестидесятников». 83. Какой вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке, использует А. А. Вознесенский в приведенных строках стихотворения «Торгуют арбузами»? И так же весело и свойски, как те арбузы у ворот, — Земля мотается в авоське меридианов и широт! 84. Какой прием усиления изобразительности текста с помощью повторения согласных использует И. А. Бродский в приведенных строках стихотворения «Пилигримы»? Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо роскошных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы. Увечны они горбаты Голодны полуодеты Глаза их,полны заката. Сердца их полны рассвета... 85. Как литературоведы определяют жанр, занимающий ведущее место в поэзии И. А. Бродского, относя к нему самые объемные произведения поэта, «развивающиеся по сюжету глубоко внутреннему, который преодолевает и сминает сюжет внешний, даже если его наметки и присутствуют» (например, «Большая элегия Джону Донну»)? 86. Традиция какого модернистского литературного течения в русской поэзии 1910-х годов оказала глубокое влияние на поэзию А. А. Тарковского (1907— 1989)? Примеры заданийЕГЭ 87. Образы каких двух поэтесс «серебряного века», возведенные В. А. Ахмадули-ной в сан святых великомучениц, часто фигурируют в ее лирике, а многие ее стихи звучат как молитва, обращенная к этим поэтам (например, в приведенных строках)? Как будто сохранны Марина и Анна и нерасторжимы словесность и совесть. 88. Каким видом комического пользуется Б. А. Ахмадулина в приведенном стихотворении, насмехаясь над непоэтической, «низкой» повседневностью, обнажая контраст между «приемом» и «материалом»? Электрик запил, для элегий тем больше у меня причин, но выпросить простых энергий не удалось мне у лучин. 89. Каким стихотворным размером написано стихотворение Н. А. Заболоцкого «Завещание»? Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. 810. Каким литературным приемом, заключающимся в соединении несоединимого, создающим абсурдные ситуации, несоответствия, пользуется В. С. Высоцкий в стихотворении «Кони привередливые»? Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю-погоняю! Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю-Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть. 811. Каким приемом звукописи, заключающимся в повторении гласных звуков (а и е), пользуется Б. Ш. Окуджава, создавая вокализ, кристаллизуя исполнительское начало «Грузинской песни»? Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья... А иначе зачем на земле этой вечной живу. Часть 3 Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. _________________________________ С1. Архаичность и новаторство поэзии И. А. Бродского. С2. Философская лирика Н. А. Заболоцкого. Примеры заданий ЕГЭ 3 69
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.218 (0.008 с.) |