Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» 205

Поиск

«Наполеон, представлявшийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящей корабль), Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Управлять историей нельзя. Законы, по которым она развивается, Л. Н. Толстой считал недоступными человеческому разуму и потому утверждал, что фатализм в истории неизбежен. Однако бывают моменты, когда сотни тысяч индивидуальных намерений, интересов, воль сливаются воедино — тогда, по мысли Л. Н. Толстого, историческая закономерность становится видимой, ощутимой. Таким моментом была Отечественная война 1812 года. Тогда оказались едиными смоленский купец Ферапонт, готовый поджечь собственный дом и лавку, чтобы они не достались врагу; мужики, которые не хотели доставлять французам сено за хорошие деньги и предпочитали жечь его; Ростовы, бросающие свое имущество и отдающие подводы для раненых; москвичи, оставившие свой город, чтобы не быть «под французами»; княжна Марья Болконская, не мыслящая просить покровительство у врагов; крестьяне, ушедшие в леса, организовавшие партизанские отряды и наносившие урон врагу где только возможно; Кутузов с его «народным чувством».

Для Кутузова, в отличие от Наполеона, сражение — не партия в шахматы и люди — не фигуры на шахматной доске. Во время Бородинского сражения Кутузов «не делал никаких распоряжений», потому что понимал, «что руководить сотнями тысяч людей, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Кутузов не позирует для истории и не выбирает слов, которые завтра повторяли бы все, но изданный им приказ моментально становится известным всей армии, «потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как в душе каждого русского человека». Это единое чувство ощутил Пьер Безухое, услышав от одного из солдат: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать хотят». А на поле Бородина тот же Пьер видит на всех лицах — солдат, офицеров, князя Андрея — ту «скрытую, как говорят в физике, теплоту патриотизма», которая и обеспечила победу русских в 1812 году.

Л. Н. Толстой говорил,,что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Но «мысль народная» — это не только изображение войны 1812 года как отечественной, объединившей всю нацию. *Мыслъ народная» — это и идея единения, проходящая через весь роман-эпопею, это и подлинный смысл жизни, к поиску или постижению которого устремлены любимые толстовские герои.

Л. Н. Толстой принадлежит к числу художников, тонко чувствующих природу. Пейзажи приобретают в романе особый символический смысл. Так, символично значение неба Аустерлица и весеннего дуба в духовном бытии князя Андрея. В батальных сценах красота и гармония природы подчеркивают противоестественность войны и позволяют понять, пережить это участникам боев.

Иногда ряд значимых деталей в «Войне и мире» повторяются, выстраиваясь в своего рода символический сюжет. Речь идет прежде всего о небе, и далее точнее — о звездном небе, с которым оказывается тесно связанным Пьер Безухов. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант произнес слова, которые позже были начертаны на его могиле: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Эти слова могут быть философским комментарием ко всем сценам в романе Л. Н. Толстого, когда его герои поднимают глаза к небу и в их душах пробуждается что-то лучшее.

Для Пьера звездное небо навсегда оказалось связанным с любовью к Наташе. В контексте же символического сюжета, связанного с небом, эпизод в плену не исчерпывается обретением Пьером духовной свободы. Соединяя *светлую, колеблющуюся, зовущую в себя бесконечную даль» земли и «глубь уходящих, играющих звезд», Пьер преодолел разрыв между землей и небом и создал мироздание, единое в своем нравственном совершенстее и гармонии, а не разделенное на «низ» и «верх».

Как известно, слово «мир* имеет в романе Л. Н. Толстого много значений: мир как состояние вне войны; как духовное состояние гармонии, согласия с самим собой; как семейная или возраст-

Раздел 5. Из литературы второй половины XIX века

ная общность («мир» Ростовых, Болконских, Курагиных; детский мир); как крестьянская община; как земной шар; как человечество; как вселенная.

Пьер, обретший духовную свободу, вобравший в себя «мир» как космос, выстрадал понимание его гармонии. На духовно-философском уровне он понял то, что дано было эмоционально пережить Николаю Ростову. В главе 4 второй части романа есть эпизод, когда утром Николай встречается с немцем-хозяином, у которого он был расквартирован: «Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Доброго утра, доброго утра», повторял он, видимо находя удовольствие в приветствии молодого человека. — Уже за работой! — сказал Ростов все с той же радостною, братскою улыбкой, которая не сходила с его оживленного лица. — Да здравствуют австрийцы! Да здравствуют русские! Ура император Александр! — обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем-хозяином. Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул колпак и, взмахнув им над головой, закричал: «— И да здравствует весь свет!» Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «И да здравствует весь свет!» Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца вычищавшего свой коровник ни для Ростова ездившего со взводом за сеном оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь, разошлись ■__немей, в коровник, а Ростов в избу...»

Мир как единство мироздания и мир как единение людей — это, по Л. Н. Толстому, взаимосвязанные и необходимые явления для бытия человека и человечества, для гармонии единения.

Сюжет

Роман «Война и мир» начинается со светских разговоров в салоне Анны Павловны Шерер, в Петербурге, в 1805 году. Разговоры гостей салона касаются тревожащего всю Европу проклятого Бонапарта, переплетая анекдотическое и достоверное, серьезное и смешное. После вечера у Анны Павловны князь Андрей пригласил своего друга Пьера в гости. Из разговора друзей выясняется, что князь Андрей отправляется на войну (несмотря на уговоры остаться его беременной жены — маленькой княгини Лизы), потому что окружающая его в Петербурге жизнь «не по нем». Князь Андрей честолюбив, хочет славы, его прельщает успех Бонапарта (вот чего может достигнуть действительно решительный, талантливый человек!), и он, оставив жену на попечение отца, старого князя Болконского, и сестры, княжны Марьи, в родовом имении Лысые горы, отправляется на войну в поисках своего Тулона.

Пьер Безухов, незаконнорожденный сын графа Безухова, в начале романа приехал из-за границы в Петербург. Отец дал ему время для того, чтобы он решил, чем станет заниматься в жизни, какую карьеру выберет. Но это время Пьер проводит в офицерских кутежах и откладывает решение о карьере. Не печется Пьер и о наследстве, но после смерти графа именно ему, а не другим родственникам, достается огромное состояние и титул.

Дом Ростовых читатель впервые видит в день именин графини Ростовой и ее дочери Наташи. Хозяин дома граф Илья Ростов — хлебосольный московский барин. Его дети: старшая дочь Вера, сын Николай, в которого влюблена воспитывающаяся в доме родственница Соня, непоседа и любимица Наташа, младший сын Петя. Среди гостей и Борис Друбецкой, с которым целуется Наташа, после того как она случайно увидела поцелуй Сони и Николая. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и поэтичности.

Русская армия ведет войну с французами. Ее союзница Австрия терпит поражение — генерал Мак разбит. Кутузов, чтобы выиграть время для отступления основных сил своего войска, оставляет небольшой отряд под командованием Багратиона с приказом задержать французов на сутки. Адъютант Кутузова князь Андрей Болконский просит разрешения остаться в отряде Багратиона, зная, что будет настоящий бой, а значит, будет возможность проявить себя и прославиться. Во время Шенграбенского сражения князь Андрей не совершил подвига, но стал свидетелем подвига батареи капитана Тушина. Однако подвиг этот не только не оценен, но капитан Тушин едва избежал наказания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.007 с.)