Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 46. И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Я.Л. Аким. Стихотворения о первом снеге

Поиск

Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык вырази-

 

тельного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любви к природе и русской словесности.

Оборудование: карточки со словами без гласных; репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».,

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний

Учитель читает вступительную статью к разделу, дети следят по тексту.

- Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА? (О чем он вспоминает, когда слышит слово «зима»?)

- Чем стихотворения отличаются от прозы?

- Прочитайте про себя загадки на странице 189. Среди них найдите стихотворные.

- Какая загадка не является стихотворением? Почему?

- Соответствуют ли рисунки загадкам?

- Назовите правильные отгадки.

- Что значит «СЕРЕБРОМ ДЕРЕВЬЯ УБИРАЕТ»? Как вы понимаете эти слова?

III. Постановка цели урока

- Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».

- Какое впечатление она на вас произвела?

- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинте­ресовало в этой картине?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных по­этов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.

IV. Изучение нового материала

1. Чтение стихотворения И.А. Бунина учителем.

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Какой день, какую погоду вы себе представили?

- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?

 

- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте най­дем толкование в словаре в конце книги.

- Расставьте паузы в этом стихотворении.

- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?

- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:

Ярким пурпуром (Ударение на 1 слоге) пред закатом (не перед!)

2.Выразительное чтение 2-3 учениками.

Вниманию учителя!

В стихотворении К. Бальмонта допущены 2 опечатки:

1)Вместо слова ТАЮЩИХ напечатано ТАНЦУЮЩИХ. Об­ратите внимание учеников, вычеркните из слова лишние буквы сразу!

2)В 5 строчке читать надо «Дорогой бурною», а не «дорогою бурною».

3. Выразительное чтение учителем стихотворения К. Баль­
монта.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий без­ветренный или ветреный, морозный? Опишите.

- Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?

- Как поэт называет небо? Почему?

- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.

- Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две-длинная.

- Прочитайте выразительно

4. Выразительное чтение 2-3 детьми.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Техника чтения, словарная работа.

- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.

Кру-жит-ся - кружится рас-сте-лйть - расстелить при-кор-нул - прикорнул са-лаз-ки - салазки

 

- Объясните значение двух последних слов.

- Прочитайте про себя стихотворение Я. Акима. Какое на­строение передает автор стихотворения?

- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Давайте расставим знаки пауз. (Дети с помощью учителя расставляют паузы.)

- Прочитайте выразительно.

 

2. Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

3. Ответы на вопросы № 1,2, 3 на с. 193 учебника.

VII. Итог урока

- Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.
Какое же из них больше подходит для описания картины
Пластова? Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание

Задания № 4, 5 на с. 193 (выучить наизусть, составить рас­сказ)

 

 

Урок 47. Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»

Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютче­ва; совершенствовать умение читать стихотворное произве­дение, связно рассказывать о своих впечатлениях; прививать любовь к родной природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки...

Рукавицы на руках,

Шапки на макушке.

Раз-два!

Вот и поскользнулся...

Раз-два!

Чуть не кувыркнулся...

Раз-два!

Крепче на ногах!

(С. Черный)

Чтение стихотворения «птичьим базаром». Коллективное обсуждение интонации. Чтение с дирижированием.

III. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть понравившихся отрывков из стихотворений, чтение составленного рассказа о первом снеге.

IV. Введение в тему

- Мы послушали ваши рассказы о первом снеге. Кто из вас любит зиму? Что вам в ней нравится?

- Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

 

1) Белый снег на черную землю, и то к лицу.

2)Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

3)Первый снег выпадает - сорок дней до зимы. (Дети читают и объясняют смысл.)

- Какую из этих пословиц можно соотнести к стихотворению
Е. Аксельрода:

Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела И просветлела от доброго дела.

V. Физкультминутка

VI. Новая тема

1. Рассказ учителя.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое написал Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Поэт родился в культурной ста-; родворянскои семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, не стремившийся к служебной карьере, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином-помещиком. Маль­чик испытал сильное влияние матери, Екатерины Львовны (урож­денной Толстой), женщины умной, нервной и впечатлительной.

Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влия­нием своего учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

2. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения
Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...».

После чтения:

- Можно ли утверждать, что это стихотворение передает любовь поэта к своей родине, к ее природе?

Какие слова и выражения были непонятны?

3. Работа над выразительным чтением стихотворения.

VII. Итог урока

- Какое стихотворение прочитали на уроке?

- О чем оно?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

 

 

Урок 48. С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»

Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотво­рениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; со­вершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» (из цикла «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

III. Постановка цели урока

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта.

(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есе­нин.)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- Услышали ли вы эту фамилию?

 

Только скажут -«Сергей Есенин», всей России встают черты... *'■'v (H. Браун)

- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихо­творении? (Звукопись.)

- Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.007 с.)