I. Организационный момент и постановка цели урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организационный момент и постановка цели урока



- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые
изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». По­
тренируем наше внимание, память. А помогут нам в этом
задания, которые я для вас подготовила.

II. Игровые задания на повторение материала

1. Игра «Назови автора».

- Соедини стрелочками фамилию автора и название произ­
ведения.

Есенин «Светло-пушистая снежинка белая...»

Михалков «Дело было в январе...»

Барто «Чародейкою зимою...»

Тютчев «Зимним холодом пахнуло...»

Бунин «Береза»

Бальмонт «Новогодняя быль»

2. Игра «Угадай-ка!»

Ученик выбирает карточку с отрывком из произведения, ко­торое изучалось в разделе, и отвечает на поставленный вопрос.

- Прочитайте отрывок из произведения, назовите автора.

1) Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез...

 

2) В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Елочка. Взрос­
лые деревья - сосны и ели - издали смотрели на нее и не могли
налюбоваться - такая она была стройная и красивая.

Маленькая Елочка росла, как все елочки в ее возрасте: летом ее поливали дожди, зимой засыпал снегом.

3) Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза,
два родных брата.

Говорит один Мороз другому:

- Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей
поморозить?

Отвечает другой:.

- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Крас­
ный нос, на проезжую дорогу побежим, авось, и встретим
кого.

4) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

5) Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

6) Утром кот принес на лапках Первый снег! Первый снег! Он имеет вкус и запах, Первый снег! Первый снег!

Ответы: 1) С. Дрожжин; 2) С. Михалков; 3) Русская народ­ная сказка; 4) Ф. Тютчев; 5) С. Есенин; 6) Я. Аким.

III. Физкультминутка

IV.Работа с учебником

Задания № 3,4.

V. Работа по карточкам

- Ребята, а какие стихотворения о новогоднем празднике вы знаете?

- Какие можете рассказать наизусть.

Учитель раздает карточки со стихотворениями. Дети выра­зительно читают.

 

Ходят елки по одной,

Ходят парами,

Тротуаром, мостовой

И бульварами.

Скоро, скоро Новый год!

Вся с иголочки

К вам придет и к нам придет

Гостья - елочка.

Вырастала елка в лесу на горе.
У нее иголки зимой в серебре.
' У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Шел по лесу Дед Мороз Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней.

Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В темном небе, в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Темный-темный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С елки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах,

В белой шапке и в пуховых сапогах.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: - Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня? Непорядок на дворе -Грязь и лужи в декабре! И от дедушки в испуге На поля умчались вьюги, И метели налетели, Застонали,засвистели, Все царапины земли Белым снегом замели.

Наступает новый год. Что он людям принесет?

 

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай; желанье сбудется,

Чего б Он ни хотел.

Горит огнями елочка,

Под нею тени синие,

Колючие иголочки

Как будто в белом инее.

Она в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

И с песнями веселыми

Пришли мы к нашей елочке.

VI. Итог урока

- Что объединяет произведения этого раздела?

- Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

 

Урок 53. К.И. Чуковский «Путаница», «Радость»

Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фолькло­ра, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание.

Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполне­нии автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпигра­фом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Та­лант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Моидодыр». На ее фоне учитель чита­ет строки из сказки (любые на память). Или звучит запись сказки.

 

- Ребята, вам знакомы эти строки?

- Кто их автор?

- Знаете ли вы, что читает сам автор?

- Какие строчки еЛгстихов знакомы вам?

- Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?

Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угады­вают название.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был челове­ком? (Дети рассматривают портрет.)

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, круп­ные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 ап­реля. Если бы он был жив, то в 2004 году ему исполнилось бы 124 года. Ни книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

- Почему, как вы думаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку.

- Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его
внук.

2. Чтение рассказа из учебника.

- Понравилось?

- Что запомнилось?

- Каким, по-вашему, был Корней Иванович по характеру?

- У К.И. Чуковского есть книга «От двух до пяти». Это сбор­ник высказываний детей от 2 до 5 лет. Я прочитаю вам отрывок из вступления к этой книге.

Учитель читает со слов «Было когда-то веселое время, жи­лье мое стояло у самого моря...» до «Я плачу не тебе, а тете Симе».

- А за вами мамы записывали смешные слова и выражения?

- Узнайте у родителей и принесите ваши самые смешные слова и выражения.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение изучения нового материала

- Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Ка­
кой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)

 

- Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думае­те, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)

- Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.

1. Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением,
подготовка к чтению вслух.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Почему улыбаетесь?

- Что показалось самым смешным?

- Что запомнилось сразу?

- Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослу­шивание записи.)

2. Выразительное чтение.

- Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение
каждого героя.

3. Творческое задание. Сочинение своей небылицы.

- Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы
к словам.

Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка -... (подушка, мушка, кружка...) птичка -... (синичка, спичка...) улитка -... (калитка, нитка...)

- Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягуш­
ка - подушка, лужок - прыжок.

Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:

_______ лягушка

_______ подушка

Такая схема необходима, потому что дети в процессе твор­чества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягуш­ка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что риф­ма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Напри­мер: «лягушки - у подушки».

- А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)

- А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чу­ковского.

 

4.Чтение детьми стихотворения «Радость».

5. Работа по вопросам учебника с. 12.

VII. Итог урока #; -;

- Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запом­нилось?

- Какое у вас после этого урока настроение?

- Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?

Домашнее задание

1. Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Ра­дость».

Придумать свою путаницу из 8-12 строк.

 

 

Уроки 54-55. К.И. Чуковский «Федорино горе»,

Загадки

Цели уроков: продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; прививать любовь к чтению; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.

Оборудование: записи стихотворений К.И. Чуковского; карточки с загадками К.И. Чуковского, иллюстрации к ним; скорого­ворки на доске.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть свои небылицы или стихотворения К.И. Чуковского.

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством
К.И. Чуковского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.029 с.)