III. Постановка цели урока. Актуализация знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Постановка цели урока. Актуализация знаний



1. Предварительная беседа.

- Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?

- Какие вы прочитали самостоятельно?

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.

- Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке
и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал-
тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают
и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

- Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой вол­шебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее ис­кать, об их приключениях и счастливом конце.)

- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.

IV. Изучение нового материала

- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу­
шивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
если встретятся непонятные слова.

1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки -
не читать).

- Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это
уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

2. Словарная работа.

- Что такое Лукоморье? Кто знает?

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - ЛУКоМО-РЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).

- Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы­шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве­дает.

- Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев - долина.)

- Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре - на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет - сохнет.

3. Техника чтения.

- Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записы­вает их на доске с разбивкой на слоги:

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

4. Выразительное чтение детьми.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала. Проверка
усвоения текста

- Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки,
которые к ним подходят.

Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соот­ветствующие строки.

VII. Итог урока

- Произведение какого писателя читали?

- Прочитайте отрывки из сказок на странице 85, вспомните названия сказок. Найдите героев к ним.

Домашнее задание

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской...», или начиная со следующей строки и до конца.)

 

 

Урок 22. Стихотворения А.С. Пушкина о зиме

Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями А.С. Пушки­на о зиме, с картинами русских художников; ввести понятие олицетворения; развивать умение видеть прекрасное, выра­жать свои мысли и чувства словами, делиться впечатления­ми (развитие речи); учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника; воспитывать чув­ство прекрасного, любовь к поэзии и живописи; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.

Оборудование: фланелеграф и карточки со словами-настрое­ниями; карточки со слогами, для тренировки навыка чте­ния; оформленная доска; аудиозапись цикла «Времена года» П.И. Чайковского, репродукция картины К.Ф. Юона «Вол­шебница зима».

Ход урока I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Чтение отрывка наизусть.

III. Постановка цели урока

- Найдите лишнее слово в каждой строчке:

- Январь, Декабрь, Февраль, Март; (весенний месяц)

- снег, пурга, метель, иней; (слово из одного слога)

- Слово «Март» мы сотрем. А какой темой можно объеди­нить все оставшиеся?

- Конечно, это зимние слова. Авторы нашего учебника пред­лагают нам сегодня перенестись в зиму (хотя за окном еще ранняя осень). А сделаем мы это с помощью музыки, живописи и поэзии.

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию.

Звучит музыка. На доску вывешивается картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Учитель читает наизусть стихотворение «... Вот север тучи нагоняя...»

- Перед вами картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Кон­стантин Федорович Юон - один из замечательных русских живописцев. Он начал рисовать с 8 лет и всю жизнь посвя­тил живописи. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе - в русской весне и зиме». Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми и красивыми именами.

- Как можно назвать это время года, и с чем сравнить? {Кра­савица, чародейка, рукодельница.)

2. Рассматривание картины.

- Какие чувства вызывает в вас эта картина?

Дети рассказывают, а учитель вывешивает на фланелеграф или магнитную доску слова-настроения:

- Грустное любование; мечтательное ожидание;

- Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, тор­жествующее, торжественное, тревожное, теплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное;

- Восторг, восхищение, легкость, очарование.

Можно добавить еще несколько чистых карточек, если дети назовут новые настроения и чувства.

- Что вы видите на переднем плане? (Берегречки, мальчишек на коньках.)

- Эта картина напоминает мне строки:

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета, Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед...

- Ребята, а чьи стихотворения я вам сегодня читаю?

- Это стихотворения А.С. Пушкина. Давайте прочитаем
вместе.

3. Чтение следующег.0 отрывка детьми (сначала жужжащее, после разбора непонятных слов и расстановки пауз - вслух 2-3 учениками).

Работа по заданиям учебника на с. 88.

4. Подготовка к чтению вслух. Словарная работа.

Дети читают «жужжащим» чтением (с. 89), готовятся читать выразительно. Разбираются непонятные слова - дровни, рысь, бразды, кибитка, ямщик, кушак, салазки.

Выразительное чтение.

- Какую картину вы увидели?

- Что помогло вам в этом? {Очень яркие, образные описания)

- Какое настроение создает стихотворение?

Дети рассказывают, а учитель вывешивает на фланелеграф слова-настроения.

Дети выполняют задание в учебнике по подбору заголовка.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление нового материала

1. Фронтальная работа по вопросам учебника на с. 60.
Дополнительные вопросы:

- Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? {Картина реальная, а образы сказочные.)

- Почему вы так думаете? {Север, зима совершают действия как люди.)

- В литературе такой прием называется «олицетворение», как бы оживление персонажа.

- Что делает север? А зима?

2. Сравнение картины и стихотворения.

- Посмотрите на картину Юона. А здесь все реально? {Нет, деревья - великаны.)

- Зачем художник изобразил деревья огромными? {Чтобы обратить наше внимание, убедить нас, что зима-волшеб­ница, придать картине сказочный вид.)

- Какими приемами пользуются художники и поэты, чтобы придать реальным событиям сказочность, волшебство?

3. Проверка умения применять знания. Творческое задание.

- Попробуйте, используя прием олицетворения, описать,
какие превращения совершила зима (опираясь на репро­
дукцию).

Например: «Взмахнула зима белым рукавом и укрыла свои­ми коврами землю. Взмахнула другим - и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом ле­бяжьим прикрыла, где серебром накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила, украсила все вокруг и осталась собой очень довольна».

VI. Итог урока

Разгадывание шифровки-анаграммы: ЛОМЫЦОД- 3216745 (Ответ: Молодцы.) Выставление оценок.

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение А.С. Пушкина

 

 

Уроки 23-25. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыб­ке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словар­ный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нуж­ный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения.

Оборудование: открытки или фотографии памятника Пушкину, книга А.С. Пушкина «Сказки».

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворение о зиме.

III. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специ­ально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и за­рубежного фольклора. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.

- Кто уже знаком с этим произведением?

- Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?

- Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказ­ка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новая картина или рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.024 с.)