Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устное творчество русского народа

Поиск

Первое полугодие

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ

Урок 1 (вариант 1). Урок-игра «Крестики-нолики»

Цели урока: в игровой форме ввести учащихся в мир литера­турного чтения. Дать им возможность самим ознакомиться с разделом «Самое великое чудо на свете»; обобщить полу­ченные знания на уроках чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся вытягивают жетоны, на которых нарисован кре­стик или нолик. Таким образом, все делятся на 2 команды. Са­дятся за 2 больших стола.

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим ин­формационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». Число восемь является ее символом. В игре 8 конкурсов. Тема игры - «Самое великое чудо на свете».

- Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подво­дится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.

II. Проведение конкурсов

Конкурс 1. «Угадай-ка»

Задания даются каждой команде по очереди. Задания 1 команде:

1. Сели птицы на страницу,

Знают быль и небылицы. (Буквы.)

 

2. Еду по грядам,
Рву без счету,

А все цело. (Чтение.)

3. Шея длинная такая,
Хвост крючком...

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (Двойка.)

4. Белый зайчик

Прыгает по черному полю. (Мел и доска.)

5. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

Задания 2 команде:

1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

2. В школьной сумке я лежу.

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

3. Семя плоско,
Поле гладко;
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,

А плод приносит. (Пишут на бумаге.)

4. Скажи, кто дела так боится
Как палки пес,

Как камня — птица? (Лентяй.)

5. Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.

В строчках

На листочках,

Где станции на точках. (Книга.)

Конкурс 2. «Бросай-ка»

- Ребята, возьмите в руки новыйучебник по чтению, как он называется? («Родная речь».)

- Прочитайте, кто составил для вас этот учебник? (Л. ф. Кли-манова, ВТ. Горецкий, М.В. Голованова.)

- Познакомьтесь с условными обозначениями. (Дети читают, что обозначает голубой, зеленый и розовый прямоуголь­ники.)

- Прочитайте, как называется первый раздел учебника. («Са­мое великое чудо на свете».)

- Как вы думаете, что можно назвать самым великим чудом на свете? (Предположения детей.),

- А сейчас пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача прочитать страницы 4-8, рассмотреть иллюстрации, соста­вить по 4 вопроса по содержанию страниц для команды соперников.

Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.

Дополнительный вопрос учителя:

- Что такое библиотека? (Это собрание книг, которые один
человек или много людей собрали и хранят.)

Конкурс 3. «Темная лошадка»

- Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помо­
гает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает
книги. Кто это? (Это библиотекарь.)

Библиотекарь:

- Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло к нам из греческого языка, и сложено оно из двух древнегреческих частей: «библиок» - «книга» и «тэке» -«хранилище». Теперь вам понятно значение этого слова?

- Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Приготовьте чтение скороговоркой.

Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог.

Конкурс 4. «Счастливый случай»

Задания командам:

1. Самая первая книга ученика. (Букварь.)

2. У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)

3. Кто первый тянул репку? (Дед.)

4. Мама или бабушка? Кто любил Красную Шапочку больше? В слове - отгадке 3 слога. (Бабушка.)

5. Кто жених мухи Цокотухи? (Комарик.)

6. Столица нашей Родины. (Москва.)

7. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет. (Ступа.)

8. Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)

Конкурс 5. «Музыкальная пауза»

Учитель включает песню «Танец маленьких утят», а команды должны исполнить:

1 команда - «Танец маленьких котят».

2 команда - «Танец маленьких щенят». Конкурс 6. «Заморочки из бочки»

Каждой команде выделяется мешочек с коконами от кин-дер-сюрпризов с заданиями внутри. Задания для 1 команды.

1. Жилище Бабы-Яги? (Избушка.)

2.Сказочная скатерть. (Самобранка.)

3. Где хранится смерть страшного долгожителя, героя рус­ских народных сказок? (На конце иглы.)

4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)

5. Папа Буратино. (Карло.)

6.Девичья краса - длинная...? (Коса.)

7. Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка.)

Задания для 2 команды:

1. Сестрица Иванушки. (Аленушка.)

2. Деревянный мальчик. (Буратино.)

3. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)

4.Что мешало спать принцессе? (Горошина.)

5. В какой сказке зимой собирали цветы? («Двенадцать ме­сяцев».)

6. Самая «болтливая» птица. (Сорока.)

7. Верный друг Гены. (Чебурашка.)
Конкурс
7. «Ситуация»

- Вам будут предложены ситуации и ответы к ним. Выберите
правильный ответ.

Для 1 команды:

- Когда почтальон Печкин постучал в дверь, ему ответили:

1) «Дерни за веревочку, дверь и откроется».

2)«Кто там?»

3)«У нас все дома». Для 2 команды:

- Сергей Михалков рассказывал о человеке огромного роста.
Его звали?

1) Емеля

2) Степан

3) Иван

 

Конкурс 8. «Называй-ка»

- Выберите одну из карточек. На обратной стороне написано
название сказки. Вам за короткое время нужно подготОт
вить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались
о названии сказки.

Карточки: «Теремок»; «По щучьему велению».

III. Итог игры

- Прочитайте высказывания о книге на странице 11. Объяс­ните их смысл.

- Так что же мы считаем самым великим чудом на свете?

- Давайте подведем итог.

Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все -Подведем итог игре.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

 

Урок 1 (вариант 2). Самое великое чудо на свете

Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с кни­гами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Оборудование: костюм Незнайки или кукла, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

(Сценку разыгрывает учитель с помощником 5-классником или с куклой.)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
■ рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал

летом.

- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнув­
шие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (Копается в мешке, похожем на мешок из-под картошки, достает потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)

- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей
. лет сто!

- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А по­
том, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)

(Учитель бережно поднимает книгу.)

- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с кни­
гами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему
надо запомнить?

(Дети учат Незнайку тому, что книгу надо обернуть, нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)

- А как же называется твоя любимая книжка?

- Букварь!

- Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)

- А что тебе понравилось больше всего в букваре?

- У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (На­чинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь чи­тать!»)

- Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь чи­тать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представ­лять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник'для 2 класси и присоеди­няйся к нам. Будем учиться дальше.

- Давайте откроем учебник и прочитаем, как Называется самый первый раздел нашего учебники,

 

 

III. Изучение нового материала

1. Хорошо читающие дети (или учитель) читают по цепочке вступительную статью.

2. Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа по иллюстрации.

3. Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.

Материал для учителя Летопись - запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.

Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древ­ние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕР­КА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, бара­нья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.

IV. Физкультминутка*

V. Закрепление изученного

1. Чтение высказываний известных людей о книгах.

- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием
вы согласны. Прочитайте вслух.

2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотво­
рения Р. Сефа «Читателю».

VI. Итог урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

.- Какие правила пользования книгой повторили?

- Прочитайте слова, добавив гласные.

БРСТ, ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.

2. Обернуть учебники!

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»

III. Актуализация знаний

- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название
первого раздела учебника.

Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.

- «Устное народное творчество» - это название раздела учеб­
ника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте по­
пробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.

Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец -сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записы­вался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как за­помнили, но своими словами. Творчество- от слова «творить», создавать. Народное - это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.

4) Прочитайте текст на странице 1*4. (Читает учитель и хоро­шо читающие ученики.)

5) Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Най­дем ответ на странице 213.

 

- Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)

- Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел со­держит русские народные сказки, песни, загадки.

IV. Постановка целей урока

- Мы познакомимся сегодня с русскими народными песня­ми. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?

- Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)

- Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)

VI. Физкультминутка

VII. Итог урока

- С какими видами народных песен мы сегодня познакоми­лись?

- Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?

Домашнее задание

1. Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию.

Попробовать сочинить колыбельную песенку.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть народные песни или песни собствен­ного сочинения.

III. Постановка цели урока

- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
боры».)

ы
ы ы р

р р то

б б у б

о о д

д б и в

- Как называется такое предложение?

- Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

- Догадались что это такое? Ну конечно же, это скорого­ворки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением.

V. Физкультминутка

VIII. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что такое пословица?

- Что такое поговорка?

- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы на с. 25.

2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.

Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, при­думать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, счи­талки и колыбельные еще незнакомые нам.

 

 

Ход урока

V. Итог урока

Подведение итогов конкурса, объявление оценок за тест.

Домашнее задание

Творческое задание (по желанию) - придумать и оформить кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок.

 

 

СКАЗКИ

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

 

III. Постановка цели урока

- Любите ли вы сказки?

Рассказ учителя.

Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был на­род. Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал дру­гому. Тому она понравилась, он ее запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но все это время она жила в народе и рассказы­валась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут гово­рить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизни простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с со­бой мудрую мысль.

Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок. Мы вспомним много знакомых вам сказок, может быть, кто-то услышит их впервые.

III. Физкультминутка

VI. Итог урока

- Прочитайте названия русских народных сказок, добавив
гласные:

ВЛК СМР КЗЛТ, МШМДВД.КЛБК,

лсчк с склчкй,

ГС-ЛБД, РЖ, ТРМК.

- Как вы думаете, чем сказка отличается от уже изученных
вами малых фольклорных жанров - пословицы, поговорки,
загадки, считалки?

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение Ю. Мориц.

Подобрать поговорки и пословицы к сказкам.

 

 

Урок 7. «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)

Цели урока: ознакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; совершенствовать навык чтения, развивать речь, внимание; учить находить главную мысль в произведении; учить находить в абзаце слова, несу­щие основное содержание и смысл произведения; воспиты­вать стремление заботиться об окружающих.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения Ю. Мориц.

III. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. От­кройте учебники, прочитайте название сказки. Кто автор? {Автора у сказки нет, так как сказка народная.)

- А кого мы видим на иллюстрации? {Петушка и курочку.)

- Как вы думаете, о ком пойдет речь в сказке?

V. Физкультминутка

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки по иллюстрациям учебника.

III. Постановка цели урока

- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?

- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из сти­хотворения Самуила Яковлевича Маршака.

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: - Нет!

-Щёлк - и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка...

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой...

- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать?

- Сегодня я прочитаю вам сказку, где наши герои тоже на­выдумывали себе такое... Откройте учебники, давайте узнаем, что такое им привиделось.

V. Физкультминутка

VII. Итог урока

- Ребята, с какой новой сказкой вы познакомились сего­дня?

- О чем эта сказка?

- Давайте еще раз вспомним всех действующих лиц сказки.

Домашнее задание

Выбрать понравившийся отрывок сказки и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

 

Урок 5 «Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

Цели урока: ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; форми­ровать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту.

Оборудование: картинки с изображениями лисы и тетерева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети выставляют иллюстрации и рассказывают понравив­шиеся отрывки.

III. Речевая разминка

- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением:

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

 

- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердитель­ной, с веселой, с грустной.

- А сейчас - выразительно. Затем скороговоркой, быстро, еще быстрее.

IV. Постановка цели урока. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.

- Сегодня мы с вами изучаем сказки. А кто из вас помнит, какие сказки бывают?

- Чем сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины?

- Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обя­зательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут гово­рить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рас­сказа, былины.

2. Подготовка к чтению. Работа с иллюстрациями.

- Откройте учебники на странице 39, прочитайте название сказки. Кто пришел к нам гости? (Лиса и тетерев.)

- Опишите, какая бывает лиса в сказках? (Хитрая, умная, обманщица и т. д.)

- А кто знает, кто такой тетерев? (Крупная лесная птица.)
Учитель показывает картинки на доске.

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение.

- Сейчас, я вам прочту сказку об одной такой лисе, которая
хотела перехитрить тетерева, и мы узнаем, удалось ли ей
осуществить свой план. Обратите внимание на непонятные
слова.

Учитель читает сказку, дети следят но учебнику и отмечают непонятные слова.

2. Словарная работа..

- Какие непонятные слова и выражения вы встретили в сказ­
ке? Давайте их разберем.

навострила уши - насторожилась; проведать - навестить;

нынче - сегодня; кабы - если бы. 3. Первичная проверка понимания.

- Понравилась ли вам сказка?

- Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

Что придумала лиса, чтобы поговорить с тетеревом?

- Что придумывала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

- Что отвечал тетерев лисе, когда она просила его спуститься на землю?

v - Что придумал тетерев, чтобы избавиться от хитрой лисы?

VI. Физкультминутка

VIII. Итог урока

- К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
Докажите.

Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовиться к чтению по ролям.

 

 

«Лиса и журавль»

Цели урока: ознакомить учащихся с новой сказкой; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память.

Оборудование: рисунки с изображением лисы и журавля; кар­точки с пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Бежит лиса по шесточку: Лизни, лиса, песочку!

III. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто главные герои сказки?

- Какими в сказке изображена лиса, тетерев?

- Как тетереву удалось обхитрить лису?

- Давайте прочитаем эту сказку по ролям (можно повторить чтение несколько раз).

IV. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. А в гостях у нас лисичка с новым героем сказки. Чтобы узнать, кто это, давайте откроем учебники и прочитаем название сказки.

- Кто же пришел к нам в гости вместе с лисой? (Журавль.)

- Знаете ли вы кто такой журавль? (Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение с комментированием.

Читают хорошо читающие ученики, по ходу чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.

пир - большой званый обед, обильное угощение; потчевать - угощать; не обессудь - не суди, не отнесись строго; несолоно хлебавши - остался ни с чем.

2. Вопросы после чтения:

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля?

- Получился ли у них званый пир?

- Удался ли план лисы?

- Каким в сказке показан журавль?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

 

 

3. Работа над пониманием текста.

Важным приемом, способствующим пониманию текста, осо­бенно художественного произведения, является определение его подтекста. Чтобы был понятен смысл ложного подтекста, можно задать следующие вопросы:

- А что же думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в гости?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он при этом думал?

- Почему пришли к выводу, что они оба поступили плохо?

- Можно ли назвать их настоящими друзьями?

Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?

- Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по­лучилось?

- Как бы поступили настоящие друзья?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

1. Чтение сказки по ролям.

2. Работа над пословицами. Игра «Найди пословицу».
Класс делится по группам. Учитель раздает карточки с посло­
вицами. Дети самостоятельно готовятся, проверка коллективная.

- Найдите пословицы, которые относятся к прочитанной
сказке:

1) Друзья познаются в беде.

2)Каков гость, таково и угощение.

3)На что и звать, коли нечего дать.

4)Каков мастер, такова и работа.

5) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

6) Не потчуй меня тем, что я не ем.

7) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

8) Любишь кататься, люби и саночки возить.

VIII. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Кто главные герои сказки?

 

- Хороший ли поступок они совершили?. - Какой урок извлекли из этой сказки?

- Что вы посоветуете героям сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Подготовить иллюстрацию к сказке.

 

 

Урок 11. «Каша из топора» (русская народная сказка)

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на­выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.

П. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Около кола - колокола, И на колах - колокола.

III. Проверка домашнего задания

Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим ри­сункам.

IV. Постановка цели урока

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшеб­ные, о животных, бытовые.)

- О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Открой­те учебники. Прочитайте название сказки.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

V. Изучение нового материала

1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словар­ная работа:

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

2. Первичная проверка понимания:

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?

- Почему он так поступил?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа над пословицами.

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

 

1) Догадка и смекалка не хуже разума.

2)Сметка дороже всего.

3)Глупый киснет, а умный все промыслит.

3.Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.

3. Работа над текстом.

- Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

- Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите пра­вильный ответ.

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.

VIII. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действи­тельно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по­смеивается».

Домашнее задание

Подготовиться к чтению по ролям.

 

 

Уроки 12-13 (вариант 1). «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)

Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать словарный запас детей; раз­вивать внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.

Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания

Учитель распределяет роли. Чтение сказки по ролям.

II. Постановка цели урока:

- Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи­вотных.)

- Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ­ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:

 

1) Снежная буря. {Вьюга.)

2)Глаз. {Око.)

3)Неправда. {Ложь.)

4)Временное легкое жилище. {Шалаш.)

5) Непоседа. {Егоза.)

6)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)

1)Потоп. (Наводнение.)

2) Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)

3)Пища. (Еда.)

- Какое слово получилось? (Волшебные.)

- Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.

- Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)

- В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благо­даря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.

—. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто
ей помог - обо всем этом мы узнаем, если внимательно
прочитаем сказку.

IV. Физкультминутка

VI. Итог урока

- К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читали сегодня?

- Какие волшебные предметы в ней встречаются?

- Какой троекратный повтор есть в сказке?

- В чем главная мысль сказки? Чему она учит?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

III. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- К какому виду сказок она относится? Почему сказка вол­шебная?

- Вы хорошо знаете содержание сказки?

- Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке.

Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте: Какую ошибку совершила девочка? Какими словами описана игра девочки?

- Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика?

- Как испугалась девочка?

- Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка?

- Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня?

- Кого она встретила в последний раз? Что просила речка?

- Кого девочка встретила в избушке у Бабы-Яги?

- Как помогла мышка девочке?

- Как девочка с братцем возвращались домой?

IV. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать сказку
и сочинять свою.

VI. Физкультминутка

VII. Сочинение сказки

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку? (Ответы детей.)

- Постараемся определить последовательность действий в работе над сказкой. Подумайте:

- О чем будет сказка? Чему она должна учить?

- Придумайте героя или героев вашей сказки?

- Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?

- Какие волшебные предметы будут в сказке?

- Кто будет противостоять героям?

- Как добро победит зло?

- Какие троекратные повторы вы будете использовать?

VIII. Итог урока

- Чему научились на сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали о волшебных сказках?

Домашнее задание

Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент.

 

 

Уроки 12-13 (вариант 2). Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, какие сказки вы знаете?

- Откройте учебник «Родную речь». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

- Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

- Отгадайте, из какой это сказки:

 

1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». (Фла-нелеграфия; лиса.Журавль, кувшин.)

2) «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

- Что сказочное в этих сказках?

IV. Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по «сю­
жетным вехам».

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

1) Начало действия (завязка).

2)Развитие действи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.012 с.)