Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Закрепление нового материала

Поиск

1. Выборочное чтение.

- Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

- Найдите этот эпизод в тексте.

- Найдите в тексте описание того, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тете­рева?

- Найдите, как лиса называет тетерева?

- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы?

- Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, ве­селым?

2. Выразительное чтение. Задание 6 на с. 41.
Дети сами читают сказку вслух, по ролям в парах.

VIII. Итог урока

- К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
Докажите.

Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовиться к чтению по ролям.

 

 

«Лиса и журавль»

Цели урока: ознакомить учащихся с новой сказкой; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память.

Оборудование: рисунки с изображением лисы и журавля; кар­точки с пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Бежит лиса по шесточку: Лизни, лиса, песочку!

III. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто главные герои сказки?

- Какими в сказке изображена лиса, тетерев?

- Как тетереву удалось обхитрить лису?

- Давайте прочитаем эту сказку по ролям (можно повторить чтение несколько раз).

IV. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. А в гостях у нас лисичка с новым героем сказки. Чтобы узнать, кто это, давайте откроем учебники и прочитаем название сказки.

- Кто же пришел к нам в гости вместе с лисой? (Журавль.)

- Знаете ли вы кто такой журавль? (Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение с комментированием.

Читают хорошо читающие ученики, по ходу чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.

пир - большой званый обед, обильное угощение; потчевать - угощать; не обессудь - не суди, не отнесись строго; несолоно хлебавши - остался ни с чем.

2. Вопросы после чтения:

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля?

- Получился ли у них званый пир?

- Удался ли план лисы?

- Каким в сказке показан журавль?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

 

 

3. Работа над пониманием текста.

Важным приемом, способствующим пониманию текста, осо­бенно художественного произведения, является определение его подтекста. Чтобы был понятен смысл ложного подтекста, можно задать следующие вопросы:

- А что же думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в гости?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он при этом думал?

- Почему пришли к выводу, что они оба поступили плохо?

- Можно ли назвать их настоящими друзьями?

Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?

- Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по­лучилось?

- Как бы поступили настоящие друзья?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

1. Чтение сказки по ролям.

2. Работа над пословицами. Игра «Найди пословицу».
Класс делится по группам. Учитель раздает карточки с посло­
вицами. Дети самостоятельно готовятся, проверка коллективная.

- Найдите пословицы, которые относятся к прочитанной
сказке:

1) Друзья познаются в беде.

2)Каков гость, таково и угощение.

3)На что и звать, коли нечего дать.

4)Каков мастер, такова и работа.

5) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

6) Не потчуй меня тем, что я не ем.

7) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

8) Любишь кататься, люби и саночки возить.

VIII. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Кто главные герои сказки?

 

- Хороший ли поступок они совершили?. - Какой урок извлекли из этой сказки?

- Что вы посоветуете героям сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Подготовить иллюстрацию к сказке.

 

 

Урок 11. «Каша из топора» (русская народная сказка)

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на­выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.

Ход урока I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Около кола - колокола, И на колах - колокола.

III. Проверка домашнего задания

Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим ри­сункам.

IV. Постановка цели урока

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшеб­ные, о животных, бытовые.)

- О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Открой­те учебники. Прочитайте название сказки.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

V. Изучение нового материала

1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словар­ная работа:

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

2. Первичная проверка понимания:

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?

- Почему он так поступил?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа над пословицами.

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

 

1) Догадка и смекалка не хуже разума.

2)Сметка дороже всего.

3)Глупый киснет, а умный все промыслит.

3.Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.

3. Работа над текстом.

- Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

- Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите пра­вильный ответ.

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.

VIII. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действи­тельно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по­смеивается».

Домашнее задание

Подготовиться к чтению по ролям.

 

 

Уроки 12-13 (вариант 1). «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)

Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать словарный запас детей; раз­вивать внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.

Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания

Учитель распределяет роли. Чтение сказки по ролям.

II. Постановка цели урока:

- Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи­вотных.)

- Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ­ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:

 

1) Снежная буря. {Вьюга.)

2)Глаз. {Око.)

3)Неправда. {Ложь.)

4)Временное легкое жилище. {Шалаш.)

5) Непоседа. {Егоза.)

6)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)

1)Потоп. (Наводнение.)

2) Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)

3)Пища. (Еда.)

- Какое слово получилось? (Волшебные.)

- Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.

- Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)

- В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благо­даря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.

—. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто
ей помог - обо всем этом мы узнаем, если внимательно
прочитаем сказку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.01 с.)