Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, мы убеждаемся, что сопоставление этих стихотворений, настраивает читателяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На определенную волну восприятия. Учащиеся могут определить и несовпадения в первом и втором стихотворениях на лексико-грамматическом уровне и выяснить функции этой замены, исследовать изменения поэтических интонаций в зависимости от содержания в стихотворении "Старый конквистадор". 5. Прочтите отрывки из статьи Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" ("Аполлон", 1913, \номер 1). Сопоставьте теоретические взгляды Н. Гумилева на поэзию с отношением поэта к слову, художественной форме, требованиями к ремеслу стихотворца, сформулированными в стихотворениях "Поэту" (1908) и "Шестое чувство" (1921). Какие особенности поэтической формы характерны для поэзии Гумилева? Соотнесите их со следующими высказываниями:
Сопоставляя теоретические взгляды Н. Гумилева с его требованиями к ремеслу стихотворца, учащиеся замечают в стихах и свободный "от оков" ритм и метр, и "головокружительность символических метафор", и магию слова, заложенную в совершенстве формы. Взгляд учащегося способен постигнуть глубину теоретических взглядов Н. Гумилева, но восхищение лирического героя "непознаваемым" - "розовой зарей над холодеющими небесами" они просто не могут не увидеть. В стихотворении "Поэту", автор требует от поэта упругого стиха, которого не коснулся "перебойных рифм веселый гам", и посылает проклятья певучести, но в самом творчестве Гумилева есть и игра рифм, и певучесть. Уроки обучения сочинениям Интерпретация лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе - сложное испытание для выпускника средней школы. Во-первых, перед автором сочинения стоит вполне конкретная задача: написать о том, как он понимает и воспринимает предложенный ему для анализа текст. Ведь рассуждать на узкую и конкретную тему всегда труднее, чем на широкую, где и произведение, и писателя можно выбрать из того, что более знакомо и прочитано. Во-вторых, для хорошего сочинения на эту тему мало суммы тех знаний, которые выпускник может применить, воскрешая в памяти школьный учебник, записи в тетрадях или воспользовавшись многочисленными "шпаргалками" типа "100 лучших сочинений", продающимися в изобилии на всех книжных рынках. Для такого сочинения важно уметь применять имеющиеся знания в новой, на этот раз контрольной ситуации. При этом важно не столько вспоминать выученное, сколько конструировать свою работу на основе уже сформированного умения анализировать текст, т. к. в большинстве случаев на экзамене предлагается стихотворение, не слишком "затрепанное" школьной программой. В-третьих, для глубокой оценки лирического произведения ученик должен обладать навыками применения в анализе знаний по теории литературы не на уровне выученной формулировки школьного литературоведческого словаря, а видя и понимая роль тех или иных способов, приемов создания поэтического произведения, их художественную функцию в тексте. В-четвертых, для более глубокого понимания лирического текста выпускнику необходимо будет мобилизовать на экзамене свой культурный кругозор и попытаться "вписать" анализируемое стихотворение не только в контекст творческого пути поэта, литературного направления, историко-литературного процесса, но и в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта, скрытые цитаты и т. п. В-пятых, подобный подход к выпускному сочинению не может не обусловить и специфику жанра будущей работы. Скорее всего, такое сочинение правильнее всего будет облечь в форму критической статьи, что под силу не каждому выпускнику. Жанр обычного школьного сочинения здесь явно "мелковат", а публицистический стиль изложения вряд ли уместен. Конечно, возможны возражения, что работа может представлять собой эмоциональный отклик на прочитанный лирический текст, но только статья может показать, насколько глубоко понят текст, потому что чрезвычайно сложно совместить эмоциональную реакцию на прочитанное с умением выражать свои мысли и чувства на языке литературоведения. Углубленное рассмотрение отдельного поэтического произведения и его слоев способно привести читателя к пониманию тех или иных сторон исторического движения русской поэзии. Дополнительный контекстуальный анализ и актуализация культурологических аспектов помогают при этом постижению смыслов лирического текста. Только исследуя внутреннюю структуру текста, его связи с социально-исторической жизнью, изучая лирический текст как в структурном, так и в историко-культурном контексте, можно и в школьной практике добиться более глубокого понимания и более оригинальных и самостоятельных интерпретаций. Школьная практика показывает, что приступать к анализу лирического текста целесообразно с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела), который кажется самым "темным", непонятным. Существует также мнение, что начинать анализ текста стоит с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ, бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура. Как начать? Любое сочинение строится по законам логики: вступление - основная часть - заключение. О чем же можно написать во вступлении, если анализировать придется всего одно стихотворение? У большинства школьников ответ рождается сразу: писать надо о биографии поэта и связывать предложенный для анализа текст с эпохой его создания. Однако такой подход не всегда может быть применен удачно, да и не под каждым стихотворением автор ставит год его написания. Если бы мы трактовали стихотворение только с позиций отражения в нем биографии поэта, то каждый лирический текст был бы не более чем иллюстрацией к жизни писателя и в никоей мере не касался бы жизни его читателей. Однако в нашей жизни тоже есть место "чудным мгновеньям", и лирическое переживание, почувствованное Пушкиным и пересозданное в образ чувства его лирического субъекта, осознается и нами как свое. Не случайно о многих стихах мы можем сказать, что в них написано "и про меня тоже". Связь лирического произведения с эпохой его создания, конечно же, существует (любимый школьный вопрос - в каком году?), но она тоже может быть значительно сложнее, чем видится на первый взгляд. Если и писать во вступлении о том, в каком году написано стихотворение и что в это время происходило с самим поэтом, то нужно обязательно искать в этой дате определенный смыслообразующий фактор. Стоит подумать, как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней. Вступление к будущему сочинению можно сделать теоретическим. В этом случае стоит вспомнить, например, об особенностях жанра стихотворения, его принадлежности к стилистике определенного литературного направления, которые будут подтверждаться в основной части сочинения. В школьной практике, думается, возможно и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя, приступившего к интерпретации прочитанного стихотворения. Но здесь нельзя забывать о том, что если все сочинение будет писаться в жанре критической статьи, то излишние эмоции здесь явно неуместны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.007 с.) |