Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эти выражения пополняют запас художественных конструкций для дальнейших письменных работ, несомненно, развивают речь учащихся, глубину читательского восприятия и творческого воображения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таким образом, урок-концерт - это не пассивное слушание. Класс незаметно готовится к осознанию того, что поэзия - это особый мир, в нем каждое слово и даже звук, знак препинания значим и наделен смыслом. Но тайну писательского таланта, мастерства можно познать, лишь прикоснувшись к самой поэзии, ощущая себя на месте поэта, соотнося читательский и творческий процесс. Естественно, что в 5 - 7 классах не все учащиеся умеют выразительно читать. Но научить грамотному интонационному чтению знаков препинания школа обязана. Поэтому в 5 - 7 классах возможно проведение уроков обучения выразительному чтению. Уроки обучения выразительному чтению К сожалению, многие учащиеся не обладают в 5 - 6 классах развитым навыком чтения. Это может препятствовать качественному выразительному чтению на уроках-концертах. Поэтому появляется необходимость в обучении выразительному чтению. Ведь хорошо прочитанный текст позволяет слушателю быстрее постичь его смысл, облегчает восприятие и понимание. В форме урока обучения выразительному чтению можно организовать работу со стихотворением А. Я. Яшина "Орел", так как для адекватного восприятия этого текста выразительное чтение может дать больше, чем смысловой анализ. Вначале учитель демонстрирует ребятам свое чтение стихотворения. Затем можно предложить перечитать его про себя, мысленно деля на смысловые части. Их три. Первая часть - первая - вторая строфы, вторая часть - третья строфа, третья часть - четвертая строфа. При обучении выразительному чтению первой строфы следует обратить внимание ребят на то, что поэт делит ее на три стиха, создавая тем самым дополнительные паузы, отчего ритм стиха становится рваным, неровным, более тяжелым. Третья строка строфы также нуждается в логической паузе посредине, чтобы усилить смысл слов в упор. Логическими ударениями следует выделить и слова утеса, угла, в орла. Обилие пауз и логических ударений делают первую строфу тяжеловесной, грубой, в ней нет плавности, гармонии звучания, так как гармония нарушена и в самой жизни. В орла выстрелили предательски, исподтишка, из-за спины. Его, как человека, могут убить "из-за угла". Вторая строфа читается плавно, широко, свободно, чтобы передать величие полета орла, могучей, сильной и гордой птицы. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течет плавно, широко, "парит", как орел. Следует обратить внимание ребят на то, какими словами рисует автор полет орла: спокойно, не оглянувшись, широкими кругами, не торопясь. Их лексическое значение передает спокойствие и внутреннюю силу орла. Первая и вторая строфы как бы противопоставлены друг другу. Чтение третьей строфы представляет для школьников определенную трудность, так как необходимо передать голосом вопросительные интонации, логически выделить наиболее важные слова: мелка, для перепелок, задрожала, покачнулся. Четвертую строфу можно условно разделить на две части (до многоточия и после). В первых двух стихах четвертой строфы дается абсолютно точный ответ на вопросы третьей строфы. Смерть все же настигла орла, но он прекрасен в свои последние минуты и, собрав оставшиеся силы, стремится туда, где его никто не увидит, чтобы "враг... не торжествовал". В последних четырех стихах снова появляется "рваный" ритм, создаваемый дополнительными межстиховыми паузами. Особое значение имеют в этих строках глаголы: упал, не видел, не торжествовал. После интонационного и смыслового анализа текста и отработки выразительного чтения каждой строфы можно еще раз прослушать все стихотворение и поучиться его выразительно читать целиком. Таким образом, работу по формированию восприятия и понимания при обучении выразительному чтению можно подчинить общей схеме:
Для повышения качества чтения стихов, выученных наизусть, на уроках изучения лирики следует обязательно проводить работу по обучению выразительному чтению. Только после нее заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным. Уроки-практикумы Наиболее эффективно проходят уроки изучения лирики, на которых организовано исследование текста с помощью вопросов и заданий, составленных учителем именно для данного стихотворения, потому что для его полноценного восприятия важны не случайные наблюдения, а точное понимание средств создания художественных образов, функций того или иного элемента поэтической структуры. К тому же, нет единой схемы, единого ключа к анализу разных лирических стихотворений. Поэтому на уроке-практикуме нужно сначала пробовать создавать интерпретации текста по вопросам учителя, а затем пытаться составлять свои вопросы для анализа, которые помогут в составлении плана будущего сочинения. Вопросы и задания к стихотворению А. А. Фета "Скрип шагов вдоль улиц белых...". Скрип шагов вдоль улиц белых, От ресниц нависнул в очи Ветер спит и все немеет,
В результате изучения стихотворения по вопросам учителя школьники смогли подняться в своих рассуждениях до обобщений и заметить роль рифмы, ритма, стиха, композиции, сумели дифференцировать автора и лирического героя. Развилось их творческое воображение, способность к детализации образных картин. Самые внимательные пятиклассники смогли определить значение элементов образной структуры текста. Вот несколько фрагментов из ученических работ (неточности в терминологии и стилистические погрешности сохранены): "Это стихотворение вызывает ощущение холода, тишины и неясной тревоги. Для создания этого ощущения поэт использует звуки (шипящие, звонкие согласные), "соседство" слов ("вдоль улиц белых", "на стенах оледенелых"), усиливающих образ замерзшего, стеклянного города. Почти все слова короткие, как быстрые и четкие шаги ночного путника. Предложения различны по длине, и, может быть, именно эта особенность показывает, как прерывисто дыхание человека... " (Оля К.) "Это стихотворение вызывает грустное настроение. Когда его читаешь, то представляешь себе морозную, сверкающую зимнюю ночь. Образ ночи автор создает с помощью слов (оледенелых, хрустали, блещут), звуков и ритма. Предложения построены так, что кажется, что автору так холодно, что он старается меньше говорить. Поэтому каждая вторая строка в предложении короче первой. Кажется, что все замерло и не дышит в морозном воздухе. Ветру и воздуху приписаны человеческие свойства (ветер спит, воздух робеет). Мороз такой сильный, что даже воздух его боится... " (Катя К.) "Звуковая форма стихотворения помогает проникнуться тишиной и торжественностью. Каждая вторая строка стихотворения короче первой, что дает возможность более глубокого осмысления содержания, даже возможность представить себя в изображенной картине... " (Лена С.) "Поэт восхищается природой, он сравнивает обыкновенный лед с хрусталем, он называет иней на ресницах серебристым пухом, который не просто мешает глазам смотреть, а "нависнул в очи". Многие слова употреблены в переносном значении: "ветер спит", "воздух робеет на мороз дохнуть". Но я понимаю, что это означает: нет ветра, воздух неподвижный... Мне кажется, что каждая вторая, более короткая строка стихотворения как бы замедляет ритм, создает впечатление, что все замирает, затихает в природе. В стихотворении ничего не говорится о каком-то конкретном человеке, но его присутствие чувствуется в каждой части: то он идет вдалеке по тихой улице, и под его ногами скрипит снег, то мы видим его как бы рядом: у него заиндевели ресницы и дыхание перехватывает от мороза. Автор так сумел описать впечатление от тихой морозной ночи, что я представляю, что это я бреду по улице и ощущаю все сам". (Денис Т.) Вопросы и задания для анализа стихотворения И. А. Бунина "Ландыш". В голых рощах веял холод... И навек сроднился с чистой
Пятиклассники анализировали стихотворение И. А. Бунина "Ландыш" в конце учебного года и смогли показать эффективность методики анализа стихотворения по вопросам и заданиям учителя. Самым сильным учащимся класса было предложено самим подумать о вопросах и заданиях, которые они бы предложили для анализа стихотворения. Многие школьники стремились понять "сверхзадачу" текста, поднимаясь до его обобщенного смысла. Они искали в тексте состояние лирического героя и пытались его объяснить, были способны к восприятию текста на уровне творческого воображения, пытались самостоятельно думать, рассуждать по поводу прочитанного, объяснять функциональную роль структурных элементов стихотворения: "Цветок светится среди прошлогодних листьев голой рощи и источает необычный запах, такой же молодой и свежий, как душа у молодого поэта. И его первый стих подобен ландышу, хрупкому, нежному чуду, рожденному природой. Многоточие в третьем стихе как бы предвосхищает неожиданность рождения красоты: и цветка, и стиха... " (Аня Р.) "В стихотворении дважды встречается многоточие. Интересно, связано ли это с воспоминаниями поэта, или сами паузы рисуют картину прозрачной голой рощи. Поэт был молод, и его первый стих не случайно родился именно весной. Чей же свет остановил поэта, чей же запах "влажно-свежий, водянистый, кисловатый" заставляет поэта вспомнить о молодости?.. Запах цветка сродни запаху весеннего воздуха и последнего снега... " (Лена Л.) "Интересна композиция стихотворения. В первой строфе образы голой рощи и светящегося ландыша "не пересекаются" с образом поэта, первый стих которого еще не родился, а только еще рождается. Об этом напоминает нам глагол "слагал", вид которого указывает нам на незаконченность действия. А во второй строфе запах ландыша "сроднился", то есть соединился с молодой душой героя. Действие уже совершилось, и первый стих поэта, родившийся весной, подобен ландышу, пересилившему оцепенение мертвых листьев в холодной, голой роще". (Оля К.) Шестиклассники, несомненно, способны к овладению более высоким, более профессиональным подходом к пониманию лирики, чему способствует проникновение во внутреннюю структуру текстов на уроках-практикумах. Литературоведческий и языковой анализ, не противоречащий стиховедению, вовсе не разрушит целостности восприятия лирического текста, если аналитическая деятельность учащихся будет на занятиях переплетаться с литературно-творческой. Методическая сторона работы должна быть ориентирована на возрастную специфику восприятия ученика. Ему отведена на уроке активная роль исследователя. Ведь в школьном изучении лирического произведения возможны новые наблюдения, суждения, своеобразное "новое прочтение". По мнению М. Г. Качурина, "без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно" (64, 10). Попытаемся проиллюстрировать эти суждения на примере лирики Н. А. Заболоцкого. Для анализа стихотворения "Журавли" можно предложить классу ряд заданий:
Можно поручить школьникам написать дома сочинение "Поэтические контрасты в стихотворении Н. Заболоцкого "Журавли". Возможны и дифференцированные исследовательские домашние задания для учащихся (индивидуальные и групповые), позволяющие формировать восприятие, например:
Вопросы и задания для анализа стихотворения "Одинокий дуб".
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Какие ассоциативные связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой.)
Вопросы и задания для анализа стихотворения "Облетают последние маки..."
Внимательные читатели-шестиклассники обычно замечают, что в стихотворении много эмоционально насыщенной лексики: осенью природа "в болезненном мраке", лирический герой текста не идет, а "бредет", что подчеркивает ненаправленность его пути, брести можно только, не зная куда. "Странные обрубки ветвей" - ассоциируются с одиноким дубом. Важны и синтаксические конструкции текста. Три раза поэт задает лирическому герою вопросы, и в них чувствуется развитие лирического сюжета: первый и второй вопросы - это вопросы непонимания, выяснения, почему герой бредет с непокрытой головой, отрешенный от всего мира, не потому ли, что что-то приключилось с его душой. А между первыми двумя вопросами и третьим - пропасть, ведущая к прозрению. Оказывается, герой сам отпустил свою душу "скитаться по свету". И поэтическая интонация сострадания ("отчего ты, себя не жалея", "что с тобой приключилось") сменяется интонацией гнева, негодованием - "как посмел ты?" Эмоциональный фон усиливается и образной картиной самой души: она~ - "красавица", "драгоценная", а не что-то несущественное. Поэтому печальным приговором звучит финал текста, от него веет безысходностью и непоправимостью. Ассоциативно рождается намек на шекспировские интонации: "Нет повести печальнее на свете..." Разумеется, не стоит требовать от шестиклассников логичного и всестороннего анализа текста, ведь он дается не для анализа, а для выявления восприятия, но некоторые значимые особенности художественной формы стихотворения они способны заметить. Вопросы и задания для анализа стихотворения "Не позволяй душе лениться".
Выборочно эти вопросы могут быть предложены учащимся для индивидуальной и групповой работы. Ответ на последний вопрос может стать темой письменной домашней работы. Возможны и другие формулировки для осмысления этой проблемы, например: "Я и моя душа", "Что делать, если душа сопротивляется?", "Есть целый мир в душе моей...", "Сады моей души", "О чем поет моя душа?", "Какой мир творим мы в своей душе?" Уроки комбинированного типа Чаще всего при изучении лирики учитель организует уроки комбинированного типа, которые включают в себя и элементы уроков-концертов, и рассказы о страницах биографии писателей, и углубленный анализ лирических текстов, который характерен для уроков-практикумов. В таких уроках уместны и творческие задания, связанные со "стилистическим экспериментом", и подготовка к будущим сочинениям, являющимся самостоятельными интерпретациями, связанными с "овеществленным" пониманием. Новые школьные программы и учебники литературы включают в себя материалы, позволяющие учащимся обращаться к интереснейшим явлениям русской поэзии. Например, семиклассников ждет на уроках литературы счастливая встреча с одним из самых требовательных, скрупулезно оттачивающих свое мастерство поэтов ХХ века. Это Иван Алексеевич Бунин. Знакомство с одним из величайших мастеров слова, несомненно, поможет формированию художественного вкуса подростков, подготовит их к умению отличать настоящую, хорошую литературу от плохой. Почему Бунин, в отличие от многих, с годами не изживает себя, а только по-новому раскрывается? Этому причиной его дарование, его поразительный талант видеть, подмечать все вокруг, глядеть на вещи глубже, чем обычные люди. Именно на эти качества бунинской поэзии, наиболее отчетливо проявившиеся в его общении с природой, указывает К. Г. Паустовский в своем очерке "Иван Бунин": "Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая через короткое время оборачивается тихой печальной красотой, нашел наконец своего выразителя, никогда не пытавшегося его приукрасить. Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил Бунин". Этот дар отчетливо проявился у мальчика Ванечки Бунина, когда он еще учился в Елецкой гимназии. Этому периоду жизни писателя посвящен замечательный рассказ Ю. М. Нагибина "Учитель словесности", чтением фрагментов из которого можно начать первый урок о Бунине. Выразительное, эмоциональное чтение рассказа учителем вслух - один из путей настроя школьников на совместную исследовательскую деятельность. Это и оригинальный, неназойливый путь знакомства с биографией писателя. И хотя рассказ достаточно большой, сокращенный вариант для чтения на уроке занимает около 5 минут и подчеркивает главное в облике юного Ивана Бунина - его поразительную наблюдательность и чувство слова, художественное превосходство его таланта над серенькими литературными потугами учителя словесности Варсанофьева. После этого можно побеседовать о рассказе Ю. М. Нагибина, воспринятом на слух:
Общими усилиями ребята приходят к выводу, что юный Ваня Бунин был удивительно красив: тоненький, стройный, с твердым взглядом синих глаз. Он гордился своим званием столбового дворянина, читал серьезную литературу ("Одиссея"), пробовал писать стихи. Ему была присуща поразительная наблюдательность, внимание к деталям, любовь к Родине и родной природе и умение находить для описания своих чувств самые точные и выразительные слова русского языка. Эти выводы должны подвести учеников к осознанию главных целей урока:
Биографию писателя можно изложить в виде короткого рассказа учителя (или прочитать по учебнику). По ходу рассказа уместно показать ребятам несколько портретов Ивана Бунина (молодого и зрелого возраста), а также герб рода Буниных, фотографии Ельца (здание гимназии), красивейших уголков природы воронежских и орловских краев. Настроить класс на восприятие бунинской поэзии помогут народные песни, такие как "Ой да ты, калинушка" или "Степь да степь широкая", которые можно найти в школьной фонохрестоматии для уроков музыки. Следующим этапом урока о Бунине-поэте могут стать наблюдения за красками, звуками, запахами и живописными словами, которыми наполнены его стихи. До урока нескольким учащимся можно поручить подготовить для выразительного чтения такие стихи, как "Не видно птиц. Покорно чахнет...", "Все лес и лес. А день темнеет...", "На окне, серебряном от инея...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Бушует полая вода..." и др., найти и объяснить с помощью словаря непонятные слова. Затем во время чтения стихов в классе попросить 4 группы учащихся выполнить групповые задания:
Одно из этих стихотворений должно быть обязательно прочитано самим учителем, не только являясь образцом чтения и настраивая на соответствующее восприятие, но и убеждая ученика в том, что учитель готов сотрудничать с ним, что он тоже в поиске нужных поэтических интонаций и не заставляет ученика выполнять какую-либо работу, а делает ее вместе с ним.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.013 с.) |