Особенности организации уроков по изучению лирики в 5 - 8 классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации уроков по изучению лирики в 5 - 8 классах



Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаемой системы. На первом этапе (первичное восприятие) - это "погружение в поэзию", качественное выразительное чтение стихов, тщательно отобранных учителем в соответствии со спецификой возрастного восприятия. Желательно, чтобы выбранные тексты могли удивить и обрадовать учащихся. В них они должны учиться видеть определенные структурные элементы текста, при внимании к функции которых ученики станут способными обнаружить дополнительные, глубинные смыслы: особенности ритмической структуры, наличие или отсутствие рифм и их характер, фонологические, морфемные, лексические, синтаксические, композиционные особенности построения лирического стихотворения, его пространственно-временные связи и т. д.

Биографический материал для уроков по лирике в 5 - 7 классах стоит привлекать ограниченно и не в самом начале знакомства с лирическим произведением. Тогда отдельные жизненные факты, послужившие поводом к написанию стихотворения, не заслонят от учеников общечеловеческого, эстетически значимого смысла текста и он не будет восприниматься лишь как "картинка" к определенному моменту биографии.

На втором этапе (анализ и вторичное восприятие) важным моментом станут образцы анализа отдельных стихотворений, когда сам учитель будет обращать внимание на такие их особенности, которые при непосредственном восприятии могут остаться незамеченными. Кроме того, нужны и методические приемы, которые выявят характерные именно для данного стихотворения особенности: цвет, звук, неожиданные фонологические решения, специфику изобразительно-выразительных средств, элементы лексики, синтаксиса, композиции и др. Это возможно на уроках-практикумах. Учащимся могут быть предложены задания на восстановление деформированных текстов ("стилистический эксперимент" - когда вместо пробелов учащиеся вставляют подходящие, по их мнению, слова, и "поэтическая россыпь" - восстановление текстов из слов, стихов, строф и т. д.)

На заключительных этапах изучения лирических произведений возможными станут задания на создание самостоятельных интерпретаций текстов, что обнаруживает уровень их понимания. Возможны также небольшие задания творческого характера, начиная с самых простых. Например, описать любимый цветок, используя изобразительно-выразительные средства, аналогичные авторским (5 класс), составить партитурную разметку текста и определить его поэтические интонации (6 класс), описать какой-либо предмет или явление природы так, чтобы угадывались их характерные признаки (7 класс).

В методике преподавания литературы действительно существует ряд приемов, которые формируют читательское восприятие и понимание лирики. Вторичное восприятие развивается в процессе грамотного школьного анализа. Конечным его результатом должно стать выяснение обобщенного смысла поэтических образов и роли поэтической формы. Учить грамотно читать и понимать лирику необходимо уже в 5 классе, потому что в начальной школе эта работа вряд ли проводилась в системе. Разумеется, невозможно включить все приемы развития читательских способностей в каждый урок по изучению лирики, но возможны уроки, в которых максимально реализовано большинство таких приемов, причем от класса к классу они усложняются, приобретая глубинную направленность. Мы предлагаем варианты уроков, где актуализируется развитие вторичного читательского восприятия. Их содержание выбрано не случайно. Оно связано с творчеством поэтов, недавно включенных в школьную программу.

Читательское восприятие учащихся 5 - 6 классов связано с психологическими особенностями 10 - 11-летних детей. Как правило, в этом возрасте школьники уверенно отличают стихи от прозы, чувствуя их внутренний ритм, обращают внимание на некоторые средства создания художественного образа - необычность лексики, метафоричность и т. д. Однако желания разбираться, исследовать лирический текст учащиеся активно не проявляют, предпочитая стихам эпические произведения с захватывающим, занимательным сюжетом, с элементами комического.

Непосредственным мотивом, побуждающим к исследовательской деятельности, может стать необычность, неожиданность учебной информации, например, рассказ об уже известном школьникам авторе, творчество которого открывается для них с неизвестной ранее стороны.

Учебными задачами уроков по изучению лирики в 5 - 6 классах будет организация элементарной исследовательской работы, результатом которой станет формирование чувства слова, воспитание художественного вкуса, когда в процессе поиска средств, создающих поэтический образ, школьники приобщаются к тайнам мастерства и самостоятельному литературно-художественному творчеству.

Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики. Однако при систематической работе по воспитанию внимательного читателя лирики в 5 - 6 классах семиклассники и восьмиклассники уже способны понять, что любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закреплен в языковых единицах, в результате сочетания и воздействия которых речь приобретает экспрессию, то есть способность выражения психического состояния говорящего. Специфические знания и умения восприятия поэтических текстов становятся у старших подростков коммуникативно-значимыми, определяющими их филологическую и стиховедческую подготовку, уровень владения родным языком. Поэтому в этом возрасте совершенно необходимо обучение школьников адекватному восприятию языка поэзии, формированию грамотного восприятия лирики, языковому сознанию и эмоциональной отзывчивости. Ее можно увидеть через демонстрацию эмоций в речи, она отражена в языковой форме, сопровождаемая внутренним и внешним переживанием.

Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие. В 7 - 8 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям

В школьных программах по литературе в 7 - 8 классе заметен интерес к лиро-эпическому жанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений.

Стиховедческие знания, значимые для формирования познавательных эмоциональных реакций, в отличие от знаний о языке, формируются не с помощью готовых правил, а более сложным образом: через интерпретацию, способность видеть в слове образ, то есть в результате целенаправленного комплексного обучения. Безусловно, что эмоциональные реакции учащихся могут стать ответными только при эмоциональной, заинтересованной позиции учителя. По мере приобретения навыков слушать и слышать, думать и вдумываться в ткань стихотворения, тексты могут усложняться, становится шире круг поэтических имен.

Начало этой деятельности может быть положено на небольших уроках концертах, которые знакомят школьников с новым автором или новой гранью творчества уже известного школьникам поэта

Уроки-концерты

Методика урока концерта нередко кажется учителям очень простой и однообразной. Учители и дети читают стихи на какую-либо тему (тема русской природы, тема войны и т. п.) и отвечают на элементарные вопросы, проясняющие первичное восприятие школьников. Иногда это сопровождается включением музыкальных фрагментов или зрительной наглядности, например картины о природе русских художников. Значительно сложнее, когда урок-концерт нужно провести по лирике какого-то одного поэта, малоизвестного школьникам, чтобы открыть перед ними еще одну страницу русской поэзии. Поэтому существуют приемы, которые помогают сделать урок-концерт не пассивным, не созерцательным, а действительно обучающим и побуждающим школьников к активной познавательной деятельности

Покажем это на примере урока внеклассного чтения, посвященном лирике С. Я. Маршака. Формулировка темы урока "Неизвестный Маршак: в творческой лаборатории поэта" несколько условна. Для 10 - 11-летних детей С. Я. Маршак, конечно же, известен, но, прежде всего, как автор детских стихов и сказок. Его творчество в период создания сборника "Лирическая тетрадь" представляется для пятиклассников terra incognita, куда еще не ступала нога десятилетнего исследователя. Основным педагогическим мотивом урока станет возбуждение интереса к поэту и удивления неожиданными страницами его творчества. "Погружение в поэзию" необходимо для реализации настроя на стихи, создания установки на восприятие и понимание поэзии. Вступительное слово учителя может быть предельно кратким, например, таким:

- На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в поэтическую страну. В ней живут стихи, там всегда эмоциональное настроение, потому что именно в состоянии душевного подъема нам хочется говорить стихами. Стихи слагаются их слов, внешне похожих на слова, какими мы пользуемся каждый день, но стоят они в определенном порядке, подчиняются особому стиховому ритму, который делает поэтическую речь выразительной. Для наиболее точной передачи наших чувств и настроений нужны и самые точные, самые нужные в этот момент слова, которые делают нашу речь ярче, красочнее, поэтичнее. Слова в поэтической стране живут по своим законам: законам красоты, рифмы, звука. Поэтому на уроке концерте мы будем не просто читать и слушать. Мы будем размышлять, подмечать, искать. Будем учиться из огромного количества слов и выражений выбирать такие, которые будут самыми удачными, свежими, яркими. Они сделают речь выразительной, мысль - глубокой, а текст - поэтическим. Погружаясь в поэзию, мы будем запоминать и записывать слова и выражения, которые нас удивили и обрадовали. Вот мы уже подошли к воротам поэтического города. Сейчас мы услышим торжественную мелодию. Давайте же приоткроем ворота и войдем в поэтический город.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)