Интерпретация стихотворного текста.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация стихотворного текста.



  1. Какие мысли и чувства вызывает у вас стихотворение А. С. Пушкина "Три ключа"?

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ - холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

Каковы ключевые образы этого стихотворения? Как созданию этих образов помогают особенности рифм, фонетики, лексики, синтаксиса? В чем особенности композиции этого стихотворения?

  1. Опишите свои мысли и чувства при чтении стихотворения А. А. Фета.

Лесом мы шли по тропинке единственной
В поздний и сумрачный час.
Я посмотрел: запад с дрожью таинственной
Гас.

Что-то хотелось сказать на прощание, -
Сердца не понял никто;
Что же сказать про его обмирание?
Что?

Думы ли реют тревожно-несвязные,
Плачет ли сердце в груди, -
Скоро повысыплют звезды алмазные,
Жди!

Каковы ключевые образы стихотворения? Что интересного вы заметили на фонетическом и лексическом уровнях стихотворения? Какова структура предложений в стихотворении? В чем функциональная роль такой структуры? Помогает ли пониманию смысла текста необычное графическое оформление текста и его композиция?

  1. Дайте свое толкование стихотворения Д. Л. Андреева.

Русские зодчие строили прежде
За чередой
Стен
Белые храмы в брачной одежде,
Чище морских
Пен.

Кремль неземной в ослепительной славе
Снится порой
Нам,
Вечно спускаясь к плоти и яви,
Как мировой
Храм.

Тих, несказанен и невоплощаем,
Светел, как снег
Гор ...
Путь его ищем, тайн его чаем,
Помня, что век
Скор.

Но в глубине, под городом зримым,
Некий двойник
Есть,
И не найдешь ты о нем, таимом,
В мудрости книг
Весть.

Эти запретные грани и спуски
Вглубь, по тройным
Рвам,
Ведомы только демонам русским,
Вихрям ночным,
Нам.

К этим подземным, красным озерам
Срыв круговой
Крут:
Бодрствует там - с неподвижным взором,
Как вековой
Спрут.

Тихо Печальница русского края
Рядом с тобой
Шла,
Если прошел ты, не умирая
Сквозь этот строй
Зла.

Как композиция стихотворения помогает понять его смысл? Как бы вы объяснили графическое оформление текста, созданное автором? Помогает ли оно постижению смысла?

  1. Проанализируйте развитие чувства, структуру и образный строй стихотворения А. А. Ахматовой "Три осени". Как бы вы прокомментировали смысловой подтекст стихотворения?

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первая - праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И лдистья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок
Все влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.

Но это бывает - чуть начата повесть,
Секунда, минута - и вот
Проходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.

Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут ...

И в волнах холодных его фимиама
Сокрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось - и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.

6 ноября 1943 г.
Ташкент

Сопоставительный анализ лирических текстов

  1. Сопоставьте стихотворения Е. А. Баратынского и А. В. Кольцова с одним и тем же названием - "Разлука" Чем близки и чем разнятся переживания лирических героев этих стихотворений?
  2. Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова "Перед дождем" и стихотворение Ф. И. Тютчева "Весенняя гроза". Проследите развитие чувства лирических героев и особенности художественной структуры каждого стихотворения.
  3. Сопоставьте стихотворения В. А. Жуковского "Я Музу юную, бывало ... " и стихотворение А. С. Пушкина "К ***" ("Я помню чудное мгновенье ... "). Что характерно для чувств лирического героя в этих стихотворениях? Найдите в них основания для сопоставления.
  4. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье ... ") и стихотворение А. А. Блока "О, я хочу безумно жить ... ". Что общего и в чем разница в переживаниях лирических героев этих стихотворений? Определите критерии для сопоставления этих текстов.
  5. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина "Мадона" и стихотворение А. А. Фета "Мадонна" ("Я не ропщу на трудный путь земной ... "). Каково настроение лирических героев этих стихотворений? Есть ли общность в ключевых образах, лексике, синтаксисе и композиции этих стихотворений? Что общего в особенностях художественной формы этих текстов?
  6. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина "Дельвигу" ("Любовью, дружеством и ленью ... ") со стихотворением А. А.Дельвига "Пушкину" ("Кто, как лебедь цветущей Авзонии ... "). Какими настроениями они проникнуты? Определите основания для их сопоставления.
  7. Сопоставьте стихотворение А. А. Фета "Мой обожаемый поэт ... ", посвященное Ф. И. Тютчеву, со стихотворением Ф. И. Тютчева "А. Фету" ("Тебе сердечный мой поклон ... "). Что сближает этих поэтов и их стихи?
  8. Сопоставьте стихотворение А. А. Блока "Красота страшна ... ", посвященное А. А. Ахматовой, со стихотворением А. А. Ахматовой "Я пришла к поэту в гости ... ", посвященным А. А. Блоку. Какие особенности настроения, содержания и художественной формы стихотворений дают основания для их сопоставления?
  9. Сопоставьте интонации, мысли и образные ряды в стихотворениях А. С. Пушкина "Поэту" ("Поэт! не дорожи любовию народной ... ") и А. А. Ахматовой "Нам свежесть слов и чувства простоту ... ". Какие особенности художественной формы и содержания позволяют сравнивать эти стихотворения?
  10. Сопоставьте содержание, ключевые образы и интонации стихотворений М. Ю. Лермонтова "Нищий" и С. Есенина "Шел господь пытать людей в любови ..."
  11. Определите критерии для сопоставительного анализа стихотворений "Весенняя гроза "Ф. И. Тютчева и "Летняя гроза" В. Я. Брюсова. Дайте свой вариант сопоставления этих текстов.

Биографический и историко-культурный комментарий.

  1. Объясните библейские и мифологические имена и названия и историко-культурные реалии, встречающиеся в текстах:

И стоящий близ Елены
Менелай тогда сказал:
Плод губительной измены -
Ею сам изменник пал;
И погиб виной Парида
Отягченный Илион ...
Неизбежен суд Кронида,
Все блюдет с Олимпа он.
Злому злой конец бывает:
Гибнет жертвой Эвменид,
Кто безумно, как Парид,
Право гостя оскверняет ...

В. А. Жуковский .

Что нам богатства искать? Им мы счастья себе не прикупим:
Всех на одной ладие, и бедного Ира и Креза,
В мрачное царство Плутона, чрез волны ужасного Стикса
Старый Харон отвезет.

А. А. Дельвиг.

Ложе покинувши, Феб златокудрый направил
Быстрых коней, Фаетонову гибель, за розовой Эос.

А. А. Фет.

Стрелецкая луна. Замоскворечье ... Ночь.
Как крестный ход идут часы Страстной Недели ...
Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле
Никто, Никто, Никто не может мне помочь ...
В Кремле не надо жить - Преображенец прав,
Там зверства древнего еще кишат микробы:
Бориса дикий страх и всех Иванов злобы,
И самозванца спесь взамен народных прав.

А. А. Ахматова

В цветущей юности, жрец Феба и Киприды,
Я счастлив. Об одном молю вас, Аониды:
Храня убогую, знакомую вам сень,
От волн забвения мою спасите тень ...

П. А. Якубович.

За нашим веком мы идем,
Как шла Креуза за Энеем:
Пойдем немного - ослабеем,
Убавим шагу - отстаем.

Ф. И. Тютчев.

Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицею Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.

А. А. Ахматова

Знание и толкование текста

Укажите в лирических текстах скрытые цитаты из других стихотворений. Из каких произведений взяты эти цитаты и кто их автор?

Не слышно шуму городского,
На невской башне тишина.
И больше нет городового.
Гуляй, ребята, без вина.

А. А. Блок.

... Мое поколенье
Мало меду вкусило, И вот
Только ветер поет в отдаленье
Только память о мертвых поет.

А. А. Ахматова.

Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит ...
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!

А. А. Ахматова.

Сквозил, как решето, всей жизни утлый кров
Структурой черепа ... Ах, бедный, бедный Йорик!..
Да, видеть мир вот так - был первый из даров
На избранном пути: печален, трезв и горек.

Д. Л. Андреев.

... Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их род, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Н. А. Некрасов.

2. Укажите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении Д. Давыдова "Вальс" и попытайтесь определить их роль в создании художественных образов.

Ев. Д. З(олотаревой)

Кипит поток в дубраве шумной
И мчится скачущей волной,
И катит в ярости безумной
Песок и камень вековой.
Но, покорен красой невольно,
Колышет ласково поток
Слетевший с берега на волны
Весенний розовый листок.
Так, бурей вальса не сокрыта,
Так, от толпа отличена,
Летит, воздушна и стройна,
Моя любовь, моя харита.
Виновница тоски моей,
Моих мечтаний, вдохновений
И поэтических страстей.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведенном стихотворении А. А. Ахматовой? Определите их роль в создании художественных образов. По каким структурным элементам можно отнести этот текст к определенному литературному направлению? Обоснуйте свое мнение.

Небывалая осень построила купол высокий.
Был приказ облакам этот купол собой не темнить,
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда подевались студеные влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник,,,
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.007 с.)