Кроме того, можно сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроме того, можно сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста.



Господь жизневластитель, Будь грешника хранитель И немощному друг! Да праздности недуг С томящею печалью, Меня не отягчит И зов к любоначалью Души не совратит. Да ввек непраздно слово Пребудет лишь готово На истину одну! Страстей всех тишину, Любовью и терпеньем, Дай грешнику, молю. Ей Господи Царю! Дай зреть мне прегрешенье! Дел братних осужденье От уст моих отринь! Да, сердца в умиленьи, На мне Отца Святынь Узрю благословенье Во век веков! Аминь.

Для закрепления навыков анализа текста можно провести урок-практикум "Тема дороги в лирике А. С. Пушкина", используя исследовательские задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Прочитайте стихотворение Пушкина "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
  2. Какие образы и картины вам представились? Какими художественными средствами они создаются?
  3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
  4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
  5. Какими красками, звуками наполнен текст? как это помогает лучше понять настроение?
  6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: "пробирается луна" - "отуманен лунный лик"?

Задание 2. Прочитайте стихотворение Пушкина "В поле чистом серебрится..."

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: "Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?"

  1. Каково настроение текста?
  2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
  3. Почему 1, 2, 3 строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово "пой" в каждой строфе?
  4. Какими звуками, красками наполнен текст?
  5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите текстом.
  6. О чем думает и что чувствует лирический герой?
  7. Какой смысл придает тексту открытый финал?
  8. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?

Задание 3. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина "Стою печален на кладбище...".

Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом - обнажено
Святой смерти пепелище
И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
изредка стучит.
Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Немые камни и могилы,
И деревянные кресты
Однообразны и унылы.

  1. Какое настроение вызывает текст? Как решается в нем тема дороги?
  2. Какие особенности поэтической формы текста вы заметили (ритм, аллитерации, ассонансы, лексика, синтаксис и т. п.)?
  3. Какие синонимы поэт находит для слова "кладбище"? Определите их внутренний смысл?
  4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему в начале и в конце текста почти нет глаголов?
  5. Как вы понимаете выражение "рабочая телега"? Каков его иносказательный смысл?
  6. Каковы мысли лирического героя о "дороге жизни"?

Задание 4. Прочитайте стихотворение Пушкина "Дорожные жалобы".

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне ,знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну пошел же, погоняй!..

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
  2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
  3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движение, дороги?
  4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
  5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
  6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Задание 5. Прочитайте стихотворение Пушкина "Приметы" ("Я ехал к вам...").

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой путь ретивый.

Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

  1. Сколько частей в этом стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?
  2. Каковы мысли и чувства лирического героя и как они созвучны картинам природы?
  3. Почему стихотворение называется "Приметы"? Каково авторское отношение в приметам?
  4. С какой целью 1 и 2 строфы построены по одной модели, а смысл имеют противоположный? Сопоставьте звукопись, лексику и поэтические интонации этих строф?
  5. В чем, по-вашему, особенности поэтического восприятия мира в этом стихотворении?

Задание 6. Прочитайте стихотворение Пушкина "Телега жизни".

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега -
А время гонит лошадей.

  1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
  2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
  3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
  4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
  5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на каждом языковом и композиционном уровне. Каков их поэтический смысл?
  6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?

На уроках по лирике М. Ю. Лермонтова необходимо продолжать учить анализу поэтического текста, показывая, какими могут быть интерпретации текстов, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными. Это поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше, интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.

Вопросы и задания к стихотворению "Дума":

  1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
  2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
  3. Какой характер придает стихотворению его длинный стих (5 - 6 стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. Пушкина "Памятник".
  4. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? (Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки ).
  5. В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимение "я", а далее "мы"?
  6. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?

1 катрен - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени - "состарится".

2- 4 катрены - развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.

5- 9 катрены - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов.

10- 11 катрены - синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.

  1. Как соотнесены в тексте ключевые образы "отцов" и "детей"? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из "детей" стало "отцами", детьми стали его потомки, которые походят к прошлому "со строгостью судьи" ).
  2. Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения "пролога"?
  3. В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
  4. Почему в финале поэт называет свое поколение "толпой"?

Вопросы и задания к стихотворению "1 января".

  1. Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
  2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту ).
  3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе" .)
  4. 1 и 2 строфы, изображающие реальный мир, - это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный ).
  5. Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки "красавиц городских" касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты ).
  6. Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 - 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи ).
  7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты" ).
  8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово "люблю" повторяется дважды ).
  9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет "тягостных сомнений и страстей" ).
  10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ "толпы"? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта - робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незваная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" толпы "железным стихом". Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива ).

Таким образом, в обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобой".

Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).

  1. Каково настроение и ключевые образы 1 - 3 катренов? (Главные образы - Я и Ты, но "мы - чужие", "я не отдам своей свободы", "я целый мир возненавидел"). Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
  2. Как в 4 - 7 катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил". Есть ли здесь основания для сопоставления?
  3. Каковы ключевые слова 8 - 10 катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? ("Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?").
  4. Каков общий вывод стихотворения в 11 - 12 катренах? ("Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся - "я тебя не знал"). Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?

Мы приводим в качестве примера фрагменты из сочинения выпускницы 2000 года Овсянниковой Юлии (г. Торопец Тверской области) на тему "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою...": восприятие, истолкование, оценка":

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою..." входит в цикл стихотворений (1830-1832 гг.), предпосылкой к созданию которого явилась трагическая любовь поэта к Наталье Федоровне Ивановой - адресату цикла. По мнению Б. Эйхенбаума, И. Андроникова, занимавшихся текстологическими исследованиями цикла, он является одним из концептуальных этапов творчества поэта, определившим в чем-то последующее развитие его поэзии. В цикле обозначена характерная для М. Ю. Лермонтова тенденция осмысления интимного жизненного опыта в мировом, общебытийном контексте, в нем же исповедь лирического героя становится способом разрешения высших вопросов бытия.

В стихотворении "Я не унижусь пред тобою..." реализована мысль, присущая всей любовной лирике Лермонтова. Лирическое "я" стихотворения стремится к любви, пониманию, которое должно быть воплощено в "ты", но объединение "я" и "ты" невозможно, потому что для лирического "я" неприемлема потеря своей исключительности, значимости, своей индивидуальности.<...>

Уже первая строка стихотворения устанавливает оппозицию "я" и "ты". И "я", и "ты" в стихотворении самодостаточны. Они противостоят друг другу. Оппозиция получает развитие в двух следующих строках: местоимение "твой" противопоставляется параллельному "моей". В четвертой строке происходит, казалось бы, снятие оппозиции, так как "я" и "ты" объединяются в "мы", но это объединение немедленно корректируется эпитетом "чужие". Таким образом, противопоставление "я" и "ты" через мнимое снятие оппозиции еще более усиливается. Антитеза продолжается и в параллельных синтаксических конструкциях: "Ты позабыла..." - "...я...не отдам". Полнейшее несовпадение "я" и "ты" подчеркивается употреблением частиц "не" и сочетаний букв "не" и "ни" на фонологическом уровне: "возНЕнавидел", "уНИжусь". Антитеза "я" и "ты" развивается, градируя, и достигает кульминации в последней строке: "Ты знала - я тебя не знал!" Тире подчеркивает параллельность, несовпадение "я" и "ты", как и содержащийся в строке синтаксический параллелизм, а частица "не" обозначает их противопоставление.

Антитеза "я" и "ты" заключает в себе и оппозицию отдельных понятий, действий, связанных с ними и тоже противопоставляемых. Попробуем составить ряд этих антитез:

"я" - "ты"
свобода - заблужденье
бессмертие - годы, мгновенья
душа, вдохновение - улыбка, глаза
свобода, гордость - рабство
душа - земное

Итогом этого противопоставления становится антитеза "ты" и "мир", который лирический герой променял на ложную, по его мнению, любовь.

Особенно важны в тексте пространственные отношения. Они намечены уже в первой строке: "Я не унижусь пред тобою...". Глагол "унижусь" имеет значение действия, осуществляемого в направлении "сверху вниз". Итак, с первой же строки "низ" в стихотворении семантически связывается с "ты". Позже эта связь подкрепляется следующими строками: "...у ног твоих...". "Я" же стремится в обратном направлении, "снизу вверх". С "я" связываются такие слова, как "небесной", "горам", небо". Итог: "я" стремится к высшему, к духовному началу, "ты" же обращает его к "земному". Интересно, что с пространственными отношениями в тексте связаны и два параллельных лексико-семантических ряда. С "земным" "ты" соотносятся слова "ног", "улыбке", "глазам", "руку", то есть слова, выступающие в стихотворении в роли прозаизмов. "Высшему" же, тому, к чему стремится "я", соответствуют слова высокого стиля: "вдохновенье", "мыслию небесной", "силой духа", "бессмертье", "горд" и т. д. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о сущности трагедии лирического героя: то, что предназначено для него как для поэта, все высшее, исполненное вдохновения, творчества, он променял на "земное", пошлое, обыденное, поверив, что и в этой обыденности можно найти идеал.

Очевидно, что в связи с таким прочтением не следует воспринимать это стихотворение как произведение, относящееся только к интимной лирике. Для Лермонтова характерно историческое и пространственное обобщение. В стихотворении герой не только не приемлет земную любовь - все поэтическое, высокое, жестоко обманутое, но и не приемлет пошлости и обыденности мира. Недаром в тексте употребляется слова "мир", "вдохновение", "бессмертье", доказывающие эту мысль. <...>

Стихотворение написано в жанре послания, что сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но в отличие от стихов в альбом, от стихотворений, воспевающих любовь и говорящих о ней как о чувстве, дающим творческие силы, "Я не унижусь пред тобою..." говорит о любви как о чувстве, невозможном для героя, а потому не только не дарящем ему радости бытия, творческих сил, но и лишающем их. Герой одинок и даже озлоблен. Ни один из поэтов до Лермонтова не осмелился бы в послании к женщине, некогда им любимой, позволить себе употребление ораторских интонаций, ораторского пафоса. А между тем Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями: в тексте присутствуют и укоряющие, горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Поток эмоций непрерывен, он обрушивается на читателя грохочущей лавиной. Очевидно, поэтому поэт отказывается от деления текста на традиционные строфы, чувства лирического героя слиты, едины. Этот поток вызывает ответные чувства у читателя.

"Жесткость" интонаций, горечь чувств героя реализуется и на фонологическом уровне организации стихотворения. Нетрудно заметить частое повторение согласных "т" - "д" - "к" - "ж". Эти фонемы помогают созданию у читателя чувства "жесткости", яростности строчек стихотворения. Интересна роль звуков для усиления оппозиции "я" и "ты" в первой строке стихотворения. Легко заметить, что и транскрипция слова "я", и транскрипция слова "тобою" содержит согласный "й". Таким образом, еще раз подчеркивается самодостаточность "я" и "ты", их параллельность.

Для стихотворения Лермонтов избирает классический четырехстопный ямб, восходящий к одической традиции. Размер подчеркивает важность того, о чем говорится в стихотворении, значимость, делает стихотворение "монументальным".

Трагизм стихотворения реализуется и на уровне рифмы. Избрана классическая перекрестная рифмовка, чередование женских рифм с мужскими, причем последняя строка, являющаяся итоговой, содержит мужскую рифму, усиливающую чувство несоединимости лирического героя с бывшей возлюбленной, их противоположность.<...>

Стоит отметить и повторение эпитета "чужим". Оно подчеркивает антитезу "я" и "ты", ведь "чужие горы" оказываются для лирического героя ближе, чем "чужая" бывшая возлюбленная. <...>

Лирический герой Лермонтова, вечно ищущий любви, ищущий тот самый абсолют, к которому стремятся все романтики, не может найти его в пошлом мире, мире обыденных, земных забот. Ни любовь, ни "битвы" не могут облегчить герою этот поиск, эту жажду счастья. Мир не может дать романтику этого идеала, а потому конфликт героя с миром заведомо неразрешим. Осознание этой обреченности, этого отсутствия прекрасного и необходимого душе в страшном, чуждом мире делает всю поэзию Лермонтова и данное стихотворение трагичными. Читателя не может оставить равнодушным боль, крик ищущей, терзающейся, томящейся души, выраженные в лирике Лермонтова. Его стихи волнуют, тревожат, заставляют задуматься об ужасе, трагизме бытия и душе, одиноко блуждающей в поисках света.

Вопросы и задания к стихотворению "Расстались мы; но твой портрет...".

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Какие поэтические образы рисуют нам состояние лирического героя?
  3. Охарактеризуйте функциональную роль глаголов и прилагательных в этом тексте.
  4. Какова роль инверсии в первом стихе?
  5. Какие новые смыслы приобретают в этом тексте местоимения и союзы?
  6. Какую композиционную роль играет в этом стихотворении антитеза?
  7. Обратите внимание на знаки препинания, встречающиеся в этом стихотворении. Какие смысловые отношения они выражают?
  8. Как вы понимаете смысл двух последних стихов?
  9. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

При анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова "Расстались мы; но твой портрет ... " учащиеся выявляли образную структуру текста, замечая и "эмоции материала", и "эмоции формы".





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.013 с.)