Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кроме того, можно сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для закрепления навыков анализа текста можно провести урок-практикум "Тема дороги в лирике А. С. Пушкина", используя исследовательские задания для самостоятельной работы. Задание 1. Прочитайте стихотворение Пушкина "Зимняя дорога". Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное Ни огня, ни черной хаты... Скучно, грустно... Завтра, Нина, Звучно стрелка часовая Грустно, Нина; путь мой скучен,
Задание 2. Прочитайте стихотворение Пушкина "В поле чистом серебрится..." В поле чистом серебрится Пой: в часы дорожной скуки, Пой, ямщик! Я молча, жадно Пой: "Лучинушка, лучина,
Задание 3. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина "Стою печален на кладбище...". Стою печален на кладбище.
Задание 4. Прочитайте стихотворение Пушкина "Дорожные жалобы". Долго ль мне гулять на свете Не в наследственной берлоге, На каменьях под копытом, Иль чума меня подцепит, Иль в лесу под нож злодею Долго ль мне в тоске голодной То ли дело рюмка рома,
Задание 5. Прочитайте стихотворение Пушкина "Приметы" ("Я ехал к вам..."). Я ехал к вам: живые сны Я ехал прочь: иные сны... Мечтанью вечному в тиши
Задание 6. Прочитайте стихотворение Пушкина "Телега жизни". Хоть тяжело подчас в ней бремя, С утра садимся мы в телегу; Но в полдень нет уж той отваги; Катит по-прежнему телега;
На уроках по лирике М. Ю. Лермонтова необходимо продолжать учить анализу поэтического текста, показывая, какими могут быть интерпретации текстов, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными. Это поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше, интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными. Вопросы и задания к стихотворению "Дума":
1 катрен - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени - "состарится". 2- 4 катрены - развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен. 5- 9 катрены - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов. 10- 11 катрены - синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.
Вопросы и задания к стихотворению "1 января".
Таким образом, в обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобой". Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).
Мы приводим в качестве примера фрагменты из сочинения выпускницы 2000 года Овсянниковой Юлии (г. Торопец Тверской области) на тему "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою...": восприятие, истолкование, оценка": Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою..." входит в цикл стихотворений (1830-1832 гг.), предпосылкой к созданию которого явилась трагическая любовь поэта к Наталье Федоровне Ивановой - адресату цикла. По мнению Б. Эйхенбаума, И. Андроникова, занимавшихся текстологическими исследованиями цикла, он является одним из концептуальных этапов творчества поэта, определившим в чем-то последующее развитие его поэзии. В цикле обозначена характерная для М. Ю. Лермонтова тенденция осмысления интимного жизненного опыта в мировом, общебытийном контексте, в нем же исповедь лирического героя становится способом разрешения высших вопросов бытия. В стихотворении "Я не унижусь пред тобою..." реализована мысль, присущая всей любовной лирике Лермонтова. Лирическое "я" стихотворения стремится к любви, пониманию, которое должно быть воплощено в "ты", но объединение "я" и "ты" невозможно, потому что для лирического "я" неприемлема потеря своей исключительности, значимости, своей индивидуальности.<...> Уже первая строка стихотворения устанавливает оппозицию "я" и "ты". И "я", и "ты" в стихотворении самодостаточны. Они противостоят друг другу. Оппозиция получает развитие в двух следующих строках: местоимение "твой" противопоставляется параллельному "моей". В четвертой строке происходит, казалось бы, снятие оппозиции, так как "я" и "ты" объединяются в "мы", но это объединение немедленно корректируется эпитетом "чужие". Таким образом, противопоставление "я" и "ты" через мнимое снятие оппозиции еще более усиливается. Антитеза продолжается и в параллельных синтаксических конструкциях: "Ты позабыла..." - "...я...не отдам". Полнейшее несовпадение "я" и "ты" подчеркивается употреблением частиц "не" и сочетаний букв "не" и "ни" на фонологическом уровне: "возНЕнавидел", "уНИжусь". Антитеза "я" и "ты" развивается, градируя, и достигает кульминации в последней строке: "Ты знала - я тебя не знал!" Тире подчеркивает параллельность, несовпадение "я" и "ты", как и содержащийся в строке синтаксический параллелизм, а частица "не" обозначает их противопоставление. Антитеза "я" и "ты" заключает в себе и оппозицию отдельных понятий, действий, связанных с ними и тоже противопоставляемых. Попробуем составить ряд этих антитез: "я" - "ты" Итогом этого противопоставления становится антитеза "ты" и "мир", который лирический герой променял на ложную, по его мнению, любовь. Особенно важны в тексте пространственные отношения. Они намечены уже в первой строке: "Я не унижусь пред тобою...". Глагол "унижусь" имеет значение действия, осуществляемого в направлении "сверху вниз". Итак, с первой же строки "низ" в стихотворении семантически связывается с "ты". Позже эта связь подкрепляется следующими строками: "...у ног твоих...". "Я" же стремится в обратном направлении, "снизу вверх". С "я" связываются такие слова, как "небесной", "горам", небо". Итог: "я" стремится к высшему, к духовному началу, "ты" же обращает его к "земному". Интересно, что с пространственными отношениями в тексте связаны и два параллельных лексико-семантических ряда. С "земным" "ты" соотносятся слова "ног", "улыбке", "глазам", "руку", то есть слова, выступающие в стихотворении в роли прозаизмов. "Высшему" же, тому, к чему стремится "я", соответствуют слова высокого стиля: "вдохновенье", "мыслию небесной", "силой духа", "бессмертье", "горд" и т. д. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о сущности трагедии лирического героя: то, что предназначено для него как для поэта, все высшее, исполненное вдохновения, творчества, он променял на "земное", пошлое, обыденное, поверив, что и в этой обыденности можно найти идеал. Очевидно, что в связи с таким прочтением не следует воспринимать это стихотворение как произведение, относящееся только к интимной лирике. Для Лермонтова характерно историческое и пространственное обобщение. В стихотворении герой не только не приемлет земную любовь - все поэтическое, высокое, жестоко обманутое, но и не приемлет пошлости и обыденности мира. Недаром в тексте употребляется слова "мир", "вдохновение", "бессмертье", доказывающие эту мысль. <...> Стихотворение написано в жанре послания, что сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но в отличие от стихов в альбом, от стихотворений, воспевающих любовь и говорящих о ней как о чувстве, дающим творческие силы, "Я не унижусь пред тобою..." говорит о любви как о чувстве, невозможном для героя, а потому не только не дарящем ему радости бытия, творческих сил, но и лишающем их. Герой одинок и даже озлоблен. Ни один из поэтов до Лермонтова не осмелился бы в послании к женщине, некогда им любимой, позволить себе употребление ораторских интонаций, ораторского пафоса. А между тем Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями: в тексте присутствуют и укоряющие, горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Поток эмоций непрерывен, он обрушивается на читателя грохочущей лавиной. Очевидно, поэтому поэт отказывается от деления текста на традиционные строфы, чувства лирического героя слиты, едины. Этот поток вызывает ответные чувства у читателя. "Жесткость" интонаций, горечь чувств героя реализуется и на фонологическом уровне организации стихотворения. Нетрудно заметить частое повторение согласных "т" - "д" - "к" - "ж". Эти фонемы помогают созданию у читателя чувства "жесткости", яростности строчек стихотворения. Интересна роль звуков для усиления оппозиции "я" и "ты" в первой строке стихотворения. Легко заметить, что и транскрипция слова "я", и транскрипция слова "тобою" содержит согласный "й". Таким образом, еще раз подчеркивается самодостаточность "я" и "ты", их параллельность. Для стихотворения Лермонтов избирает классический четырехстопный ямб, восходящий к одической традиции. Размер подчеркивает важность того, о чем говорится в стихотворении, значимость, делает стихотворение "монументальным". Трагизм стихотворения реализуется и на уровне рифмы. Избрана классическая перекрестная рифмовка, чередование женских рифм с мужскими, причем последняя строка, являющаяся итоговой, содержит мужскую рифму, усиливающую чувство несоединимости лирического героя с бывшей возлюбленной, их противоположность.<...> Стоит отметить и повторение эпитета "чужим". Оно подчеркивает антитезу "я" и "ты", ведь "чужие горы" оказываются для лирического героя ближе, чем "чужая" бывшая возлюбленная. <...> Лирический герой Лермонтова, вечно ищущий любви, ищущий тот самый абсолют, к которому стремятся все романтики, не может найти его в пошлом мире, мире обыденных, земных забот. Ни любовь, ни "битвы" не могут облегчить герою этот поиск, эту жажду счастья. Мир не может дать романтику этого идеала, а потому конфликт героя с миром заведомо неразрешим. Осознание этой обреченности, этого отсутствия прекрасного и необходимого душе в страшном, чуждом мире делает всю поэзию Лермонтова и данное стихотворение трагичными. Читателя не может оставить равнодушным боль, крик ищущей, терзающейся, томящейся души, выраженные в лирике Лермонтова. Его стихи волнуют, тревожат, заставляют задуматься об ужасе, трагизме бытия и душе, одиноко блуждающей в поисках света. Вопросы и задания к стихотворению "Расстались мы; но твой портрет...".
При анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова "Расстались мы; но твой портрет... " учащиеся выявляли образную структуру текста, замечая и "эмоции материала", и "эмоции формы".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.017 с.) |