Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суровый Дант не презирал сонета.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А. С. Пушкин Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета, С тех пор игра квадранта и терцета Его размерам царственность придав, Бальмонт и Брюсов чтут канон его, ("Хищный облик тезки своего" - имеется в виду Максимильян Робеспьер. - Прим. авт.) Поэты "серебряного века", опираясь на опыт западных мастеров и отчасти используя исконно русскую традицию, в корне переменили отношение к стихотворной форме, переставшей быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они и эстетические возможности сонета. Иннокентию Анненскому, Федору Сологубу, Вячеславу Иванову, Константину Бальмонту, Максимилиану Волошину, Валерию Брюсову русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Таков уникальный сонет В. Брюсова, предложенный учащимся в задании 3. Задание 3. Прочитайте один из сонетов В. Брюсова. Подумайте, в чем загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нем сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки? В. Брюсов Отточенный булат - луч рдяного заката! Чудесен женский взгляд - в час грез и аромата, Прекрасен нежный зов - под ропот нежный струй, Но и певучий стих - твой раб всегдашний, страсть, Сонет В. Брюсова выбран для работы не случайно. Цель этого выбора - удивить девятиклассников виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Порядок вопросов помогает учащимся встать на правильный путь восприятия, подсказывает им логику исследовательской работы. В результате этой работы учащиеся с восхищением обнаруживают, что если мысленно "разрезать" этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится еще 2 сонета - левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Действительно, поиск внутренних рифм помогает разгадать загадку, и неслучайно путь к разгадке дает сам В. Брюсов: в последнем стихе он зовет искать тайный смысл "в полустихах сонета", отделенных друг от друга значимыми внутристиховыми паузами. Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих устремлений) с легкой руки В. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей - акмеистов. Н. Гумилев и "Цех поэтов" культивировали строгие традиционные формы сонета. Нарушения допускались самые незначительные. Исключение составляла разве что своевольная Ахматова, из шестнадцати сонетов которой только два более или менее соответствуют принятым нормам. Перенестись в атмосферу изысканного, изящного, но полного драматизма "серебряного века" опять помогает музыка, на этот раз романс А. Вертинского на стихи А. Ахматовой "Темнеет дорога". Смысл задания 4 - сопоставление двух сонетов А. Ахматовой "Уединение" (1914 г.) и 0"Приморский сонет" (1958 г.) Задание 4. Прочитайте два сонета А. Ахматовой: "Уединение" и "Приморский сонет". Определите тему и идею каждого из них. Можно ли, не зная даты выхода в свет каждого, определить, какой из них написан раньше, какой позже? Какой из сонетов ближе к классической форме? Уединение Так много камней брошено в меня, Приморский сонет Здесь все меня переживет, И голос вечности зовет И кажется такой нетрудной, Там средь стволов еще светлее, Определяя тему каждого сонета, учащиеся приходят к выводу, что в первом сонете - это тема творчества. Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Слепнево стало для А. Ахматовой и "западней", "тверским уединеньем", где она часто вспоминала Петербург, и местом, где хорошо писалось, думалось, поэтической "башней из слоновой кости", ахматовским Болдином. Ахматова абсолютно уверена, что творчество - вещь спонтанная, ее нельзя спланировать, и только "смуглая рука" музы способна дописать "недописанную страницу". Анна Ахматова пишет сонет, не соблюдая строгости сонетной формы. Учащиеся замечают, что в тексте нет двух пар рифм в катренах, а их четыре, и терцеты объединены в три двустишия произвольно, не повторяя ни одной из традиционных рифмовок терцетов. Сонет как бы не отделан, недоработан. Некоторых читателей смущает первый стих - "так много камней брошено в меня". Стих этот ассоциируется с биографией Ахматовой времен сталинских репрессий, но самое страшное для нее еще впереди. "Приморский сонет" написан в Комарово, на Карельском перешейке под Ленинградом, где А. Ахматова жила на даче в последние годы своей жизни. Тема сонета - скоротечность жизни, близость ухода в небытие по дороге "не скажу куда". Но там не страшно, туда зовет "голос вечности", там, как в безмятежном детстве, "все похоже на аллею у Царскосельского пруда", ведь именно в Царском Селе А. Ахматова училась в гимназии. Даже если предположить, что ребята не знакомы с биографией Ахматовой, то четкость и ясность сонетной формы они не могут не заметить. Красиво, с опоясывающей рифмовкой звучат катрены, где, как и полагается классическому сонету, всего две пары рифм; учащиеся замечают и французский вариант рифмовки в терцетах, тоже классический, и делают вывод, что в конце творческого пути А. Ахматова добилась строгости, стройности сонетной формы, и конечно же, "Приморский сонет", написан позже, как более совершенный по форме. В конце урока учащиеся делают выводы о законах построения сонетов, о разнообразии их содержания, о том, как менялся сонет за свою 800-летнюю историю. Теме поэтического творчества, требующего огромного труда и ценящегося только в воображаемой "стране стихов", посвящен так и названный сонет Владимира Набокова. Девятиклассникам, вероятно, знакомо имя этого писателя, но, прежде всего, они знают Набокова-прозаика, а Набоков-поэт для учеников - открытие. Страна стихов Дай руки, в путь! Найдем среди планет И доступа злым и бескрылым нет Там будем мы свободны и богаты... И глядя в ночь на лунные оливы Дома учащимся предлагается попробовать свои силы в поэтическом творчестве и сочинить сонет, отвечающий классическим канонам. Думается, что классу может быть зачитан вариант сонета, созданный учителем: Великим итальянцам равных нету, И хоть порой жестокая планета И вечно юн среди житейских бурь, И нет ценителей, что бы остались глухи (Вариант автора. Н. Б.) Как задание по выбору, можно предложить проанализировать сонет В. Набокова "Страна стихов". Для сохранения эмоционального настроя в конце урока можно организовать небольшой концерт, в котором будет прочитан "Венок сонетов" В. Солоухина. Учащиеся читают эти стихи с неподдельным интересом. Они не только восхищаются грандиозностью и стройностью венка, но и в его содержании находят ассоциативные образы, связанные с творчеством лучших русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других. При изучении сонетов учащимся гуманитарных классов можно предложить для анализа классические и "аномальные" сонеты поэтов "серебряного века". Вот примеры таких заданий. Задание 1. Прочитайте "Третий мучительный сонет" И. Ф. Анненского. Нет, им не суждены краса и просветленье; Но все мне дорого - туман их появленья, Кто знает, сколько раз без этого запоя, Но я люблю стихи - и чувства нет святей: Определите тему и идею поэтического текста. Какие особенности сонетной формы и содержания вы заметили? В чем, по-вашему, их функциональное назначение? Почему поэт облекает это содержание именно в сонетную форму? Задание 2. Прочитайте сонет Константина Фофанова: Бежит волны кипучий гребень, Не так ли юности порыв Но властный опыт разобьет Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Проследите особенности рифм сонета? Почему такой сонет называется "безголовым"? Задание 3. Прочитайте стихотворение Владимира Соловьева. Вся в лазури сегодня явилась Какие закономерности сонетной формы и отклонения от них вы заметили? Дайте свою интерпретацию этого лирического текста, обратив внимание на особенности формы и способы воплощения содержания. Объясните, почему такой сонет называется "половинным". Задание 4. Прочитайте стихотворение поэта "серебряного века" Ивана Лялечкина: Сонет Покинем вертепы докучной тревоги, Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге На торжище шумном, где душно, как в склепе, И к храму снесем покаянье, и в храме Докажите, что перед вами сонет. Почему, по-вашему, такой сонет называют "хромым". С какой целью поэт использует такую форму? Задание 5. Прочитайте сонет Валерия Брюсова "Игорю Северянину": И ты стремишься ввысь, где солнце вечно, Юдоль земная пройдена. Беспечно Еще грозят зазубрины высот, Назад не обращай тревожно взора
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.011 с.) |