Суровый Дант не презирал сонета.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суровый Дант не презирал сонета.



А. С. Пушкин

Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета,
Чей трудный шифр был Тредиаковским дан,
И принял Пушкин кованый чекан
Для строгих дум о подвиге поэта.

С тех пор игра квадранта и терцета
Манит певцов гиперборейских стран,
стих Ронсара вьется, как аркан,
У Каролины Павловой и Фета.

Его размерам царственность придав,
Венок сплетает пышный Вячеслав
Строфой, чей лад торжественно роскошен.

Бальмонт и Брюсов чтут канон его,
И хищный облик тезки своего
Обводит им Максимильян Волошин.

("Хищный облик тезки своего" - имеется в виду Максимильян Робеспьер. - Прим. авт.)

Поэты "серебряного века", опираясь на опыт западных мастеров и отчасти используя исконно русскую традицию, в корне переменили отношение к стихотворной форме, переставшей быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они и эстетические возможности сонета. Иннокентию Анненскому, Федору Сологубу, Вячеславу Иванову, Константину Бальмонту, Максимилиану Волошину, Валерию Брюсову русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Таков уникальный сонет В. Брюсова, предложенный учащимся в задании 3.

Задание 3. Прочитайте один из сонетов В. Брюсова. Подумайте, в чем загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нем сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?

В. Брюсов

Отточенный булат - луч рдяного заката!
Твоя игрушка, Рок, - прозрачный серп луны!
Но иногда в клинок из серебра и злата
Судьба вливает яд: - пленительные сны!

Чудесен женский взгляд - в час грез и аромата,
Когда порой глубок, чудесен сон весны!
Но он порой жесток - и мы им пленены.
За ним таится ад - навеки, без возврата.

Прекрасен нежный зов - под ропот нежный струй,
Есть в сочетанье слов, как будто поцелуй,
Залог предвечных числ влечет творить поэта!

Но и певучий стих - твой раб всегдашний, страсть,
Порой в словах своих певец находит власть:
Скрывает тайный смысл в полустихах сонета.

Сонет В. Брюсова выбран для работы не случайно. Цель этого выбора - удивить девятиклассников виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Порядок вопросов помогает учащимся встать на правильный путь восприятия, подсказывает им логику исследовательской работы. В результате этой работы учащиеся с восхищением обнаруживают, что если мысленно "разрезать" этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится еще 2 сонета - левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Действительно, поиск внутренних рифм помогает разгадать загадку, и неслучайно путь к разгадке дает сам В. Брюсов: в последнем стихе он зовет искать тайный смысл "в полустихах сонета", отделенных друг от друга значимыми внутристиховыми паузами.

Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих устремлений) с легкой руки В. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей - акмеистов.

Н. Гумилев и "Цех поэтов" культивировали строгие традиционные формы сонета. Нарушения допускались самые незначительные. Исключение составляла разве что своевольная Ахматова, из шестнадцати сонетов которой только два более или менее соответствуют принятым нормам. Перенестись в атмосферу изысканного, изящного, но полного драматизма "серебряного века" опять помогает музыка, на этот раз романс А. Вертинского на стихи А. Ахматовой "Темнеет дорога".

Смысл задания 4 - сопоставление двух сонетов А. Ахматовой "Уединение" (1914 г.) и 0"Приморский сонет" (1958 г.)

Задание 4. Прочитайте два сонета А. Ахматовой: "Уединение" и "Приморский сонет". Определите тему и идею каждого из них. Можно ли, не зная даты выхода в свет каждого, определить, какой из них написан раньше, какой позже? Какой из сонетов ближе к классической форме?

Уединение

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует,
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу ...
И недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет музы смуглая рука.

Приморский сонет

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда ...

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Определяя тему каждого сонета, учащиеся приходят к выводу, что в первом сонете - это тема творчества. Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Слепнево стало для А. Ахматовой и "западней", "тверским уединеньем", где она часто вспоминала Петербург, и местом, где хорошо писалось, думалось, поэтической "башней из слоновой кости", ахматовским Болдином. Ахматова абсолютно уверена, что творчество - вещь спонтанная, ее нельзя спланировать, и только "смуглая рука" музы способна дописать "недописанную страницу". Анна Ахматова пишет сонет, не соблюдая строгости сонетной формы. Учащиеся замечают, что в тексте нет двух пар рифм в катренах, а их четыре, и терцеты объединены в три двустишия произвольно, не повторяя ни одной из традиционных рифмовок терцетов. Сонет как бы не отделан, недоработан. Некоторых читателей смущает первый стих - "так много камней брошено в меня". Стих этот ассоциируется с биографией Ахматовой времен сталинских репрессий, но самое страшное для нее еще впереди.

"Приморский сонет" написан в Комарово, на Карельском перешейке под Ленинградом, где А. Ахматова жила на даче в последние годы своей жизни. Тема сонета - скоротечность жизни, близость ухода в небытие по дороге "не скажу куда". Но там не страшно, туда зовет "голос вечности", там, как в безмятежном детстве, "все похоже на аллею у Царскосельского пруда", ведь именно в Царском Селе А. Ахматова училась в гимназии. Даже если предположить, что ребята не знакомы с биографией Ахматовой, то четкость и ясность сонетной формы они не могут не заметить. Красиво, с опоясывающей рифмовкой звучат катрены, где, как и полагается классическому сонету, всего две пары рифм; учащиеся замечают и французский вариант рифмовки в терцетах, тоже классический, и делают вывод, что в конце творческого пути А. Ахматова добилась строгости, стройности сонетной формы, и конечно же, "Приморский сонет", написан позже, как более совершенный по форме.

В конце урока учащиеся делают выводы о законах построения сонетов, о разнообразии их содержания, о том, как менялся сонет за свою 800-летнюю историю. Теме поэтического творчества, требующего огромного труда и ценящегося только в воображаемой "стране стихов", посвящен так и названный сонет Владимира Набокова. Девятиклассникам, вероятно, знакомо имя этого писателя, но, прежде всего, они знают Набокова-прозаика, а Набоков-поэт для учеников - открытие.

Страна стихов

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.

И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный сонет.

Там будем мы свободны и богаты ...
Какие дни! Как благостны закаты!
Кипят ключи кастальские во мгле.

И глядя в ночь на лунные оливы
В стране стихов, где боги справедливы,
Как тосковать мы будем о земле!

Дома учащимся предлагается попробовать свои силы в поэтическом творчестве и сочинить сонет, отвечающий классическим канонам. Думается, что классу может быть зачитан вариант сонета, созданный учителем:

Великим итальянцам равных нету,
"Серебряному веку" - высший знак.
Но перевел Шекспировы сонеты
Наш современник Самуил Маршак.

И хоть порой жестокая планета
Поэзию считает за пустяк,
Сонету платят звонкою монетой
Ахматова и мудрый Пастернак.

И вечно юн среди житейских бурь,
Хоть и капризен стих сонета скользкий,
Его законам внемлют Антокольский,
Матвеева, Набоков, Эренбург.

И нет ценителей, что бы остались глухи
К венку сонетов, что нам создал Солоухин.

(Вариант автора. Н. Б.)

Как задание по выбору, можно предложить проанализировать сонет В. Набокова "Страна стихов".

Для сохранения эмоционального настроя в конце урока можно организовать небольшой концерт, в котором будет прочитан "Венок сонетов" В. Солоухина. Учащиеся читают эти стихи с неподдельным интересом. Они не только восхищаются грандиозностью и стройностью венка, но и в его содержании находят ассоциативные образы, связанные с творчеством лучших русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других.

При изучении сонетов учащимся гуманитарных классов можно предложить для анализа классические и "аномальные" сонеты поэтов "серебряного века". Вот примеры таких заданий.

Задание 1. Прочитайте "Третий мучительный сонет" И. Ф. Анненского.

Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они - минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого - туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

Определите тему и идею поэтического текста. Какие особенности сонетной формы и содержания вы заметили? В чем, по-вашему, их функциональное назначение? Почему поэт облекает это содержание именно в сонетную форму?

Задание 2. Прочитайте сонет Константина Фофанова:

Бежит волны кипучий гребень,
Поет стремлению хвалу -
И, разбиваясь о скалу,
Приносит ил, песок и щебень.

Не так ли юности порыв
Шумит, бежит, нетерпелив,
Поет хвалу земной отваге ...

Но властный опыт разобьет
Его вольнолюбивый ход,
Как жесткий берег - пену влаги.

Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Проследите особенности рифм сонета? Почему такой сонет называется "безголовым"?

Задание 3. Прочитайте стихотворение Владимира Соловьева.

Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали догорая дымилось
Злое пламя земного огня.

Какие закономерности сонетной формы и отклонения от них вы заметили? Дайте свою интерпретацию этого лирического текста, обратив внимание на особенности формы и способы воплощения содержания. Объясните, почему такой сонет называется "половинным".

Задание 4. Прочитайте стихотворение поэта "серебряного века" Ивана Лялечкина:

Сонет

Покинем вертепы докучной тревоги,
Покинем с мечтою о мире ином, -
И к мирному храму не в блещущей тоге,
А в рубище ветхом - пойдем!

Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге
Нетленного духа священный псалом;
И встанем, как мытарь, в дверях на пороге,
С поникшим смиренно челом!

На торжище шумном, где душно, как в склепе,
Оставим злых помыслов бренные цепи
На торжище буйном людской суеты -

И к храму снесем покаянье, и в храме
К престолу положим дарами
Души покаянной мечты!

Докажите, что перед вами сонет. Почему, по-вашему, такой сонет называют "хромым". С какой целью поэт использует такую форму?

Задание 5. Прочитайте сонет Валерия Брюсова "Игорю Северянину":

И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов!
Ездок отважный! слушай вихрей рев,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Еще грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят, но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, - и скоро



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.008 с.)