Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Даже первое впечатление от стихотворения убеждает в романтическом характере поэзии левитанского и оптимистическом пафосе его строк.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последний сборник стихов поэта, опубликованный в год его смерти, был назван "Меж двух небес" (М.: ИНФРА-М, 1996). Так называется одно из лучших стихотворений сборника. Финальные строки текста можно взять эпиграфом к уроку: Ну что ж, мой друг, Действительно, между двумя главными вехами человеческой жизни - рождением и смертью - есть свобода выбора. Как жить? Чему посвятить свои силы? Где и как сложить голову? Между этими двумя рубежами биографии поэта и два мира его жизни. Первый - внешний, природный, состоящий из суммы дат и событий. Другой - внутренний, который поэт творит в своей душе. Это мир творчества, мир духовный, в котором цель и смысл жизни человека, в котором ответ на вопрос, зачем живет человек, что останется от него после смерти. Итак, сегодня с нами Юрий Левитанский, человек, проживший долгую и трудную жизнь. На уроке мы узнаем и оценим факты его биографии и творчества, попытаемся определить, в чем секреты его поэтического мастерства, в чем особенности его поэтики. Кроме того, мы будем учиться интерпретировать одно из стихотворений поэта, готовясь к будущему сочинению. Основные положения урока учащиеся будут записывать в тетрадь, чтобы эти записи помогли в подготовке к экзаменам. Давно доказано, что воспринимать стихи возможно только в определенном настроении. Для создания этого настроения нужно "погрузиться" в поэзию, почитать стихи, настраиваясь на волну лирического лада. В такой своеобразный концерт-миниатюру можно включить стихи, имеющие явный автобиографический оттенок. Это стихотворение "Годы", художественное время которого включает в себя весь ХХ век. Прожитые годы, "словно годичные кольца", покоятся в памяти лирического субъекта. Каждому десятилетию присущ свой образ. "Роковые, сороковые, словно гвозди в меня забитые"; "шестидесятые, словно высоты, недавно взятые"; "восьмидесятые - даль в снегу"; а двухтысячные - "как названья планет, где никого еще нет". Это "Воспоминание о красном снеге", в котором два сильных цветовых образа. Детство, прерванное войной, яркое, "красное" довоенное прошлое, в котором "красные помидоры", "веранда, застекленная красным", "цоканье лошадиных подков по квадратикам красных булыжин". И "красная" война, потому что в ее пожаре "небо было... красным, и снег... был красным, как поле маков, и было тепло на этом снегу, как в детстве под одеялом". Это стихотворение "Кто-то верно заметил...", в котором трагические тридцатые. Память о них, как пишет поэт, будет "ломать и корежить" его "до последнего дня". Вопросы для выявления восприятия. - О чем эти стихотворения? Какие факты биографии поэта и истории нашей страны отразились в них? В результате чтения и первичного восприятия этих стихов учащиеся могут сделать в тетради такие записи: - Ю. Левитанский - поэт, в жизни которого отразился почти весь ХХ век. - Самое сильное впечатление его жизни - война, которую он встретил девятнадцатилетним юношей. Почти никто из его ровесников не вернулся с войны.
Уже в этих стихах можно заметить характерные черты поэтики Юрия Левитанского. Это неожиданность, оригинальность художественных образов, в которых сопричастность поэта времени, эпохе. Это символика цвета, тяготение к нерифмованным стихам, их повышенная эмоциональность, экспрессивность, метафоричность. Это многочисленные повторы, рефрены, анафоры, обращения. Центральная часть урока посвящается анализу стихотворения "Ну, что с того, что я там был..." - одного из интереснейших стихов о войне. Ну, что с того, что я там был. (Я неопознанный солдат. Но что с того, что я там был. (Я топот загнанных коней. Но что с того, что я там был, (Уже меня не исключить Но что с того, что я там был!.. Работу с классом или самостоятельную работу учащихся можно организовать, следуя логике определенных вопросов и заданий к тексту:
Вопросы и задания помогают выявить отношение учащихся к тексту, помочь им высказать свои наблюдения, что ведет к созданию самостоятельной интерпретации стихотворения, что и требуется на письменном экзамене от ученика, выбравшего подобную тему сочинения. В результате обсуждения вопросов школьники могут прийти к примерно таким высказываниям, составившим основу будущего сочинения: Стихи о войне нередко поначалу кажутся простыми и понятными. Действительно, война - это страшно, это гибель и лишения. Но чем больше перечитываешь стихотворение Ю. Левитанского "Ну, что с того, что я там был...", тем больше начинаешь видеть и понимать. Трудно выразить в одном-двух словах ту гамму настроений, которую оно вызывает. Это скорбь и боль, порыв и отчаяние. Это чувство вечной памяти о погибших, чувство неоплатного долга перед ними. Это ощущение неизбежного бега времени, это горечь сожаления о юности, опаленной войной. Это зрелое размышление старика, который прошел смертный ад и понял, что жизнь все равно прекрасна, даже когда память прошлого не отпускает, волнует, не дает ничего забыть. Центральный образ стихотворения - это образ времени. Действительно, в тексте как бы два временных пласта: прошлое и настоящее. Строфика текста как бы поочередно показывает нам то один, то другой мир. Первая, третья и пятая строфы - это мир реальный, а вторая, четвертая и шестая строфы - это мир прошлого, мир воспоминаний. Миры эти связаны, что подчеркивается взаимопроникающими рифмами, которые не укладываются в рамки одной строфы. Мир прошлого - это мир войны, в котором лирическому субъекту отчетливо видятся и слышатся ее реалии. Образ войны постоянно живет в памяти вечного солдата, голос войны дремлет в душе воина долгие послевоенные годы, но разрастается и начинает звучать громче на волнах растревоженной памяти. Она сначала воскрешает зрительные образы и картины, наполненные яркими красками. Это "меткой пули недолет" (к счастью, недолет), это "лед кровавый в январе". А затем образы мира прошлого становятся звучащими, громкими, как "топот загнанных коней", как "хриплый окрик на бегу". В художественной структуре стихотворения мир прошлого не случайно взят "в скобки". Его уже не существует, война давно окончилась. Но он есть, он живет в памяти тех, кому довелось пережить эти страшные годы. Мир прошлого уже нельзя вспомнить до малейших деталей, слишком много времени прошло, да и память старческая стала слабее. Но самые яркие картины войны невозможно стереть из памяти. Они там навсегда. Мир прошлого - цветной, яркий, в нем осталась юность. Но он статичен. Отсутствие глагольной лексики во второй и четвертой строфах показывает, что мир прошлого как бы замер на месте, он остался навеки таким, каким запечатлелся в памяти юного солдата. Совсем иной мир настоящего. У лирического субъекта, живущего сегодня, все в прошлом, в мире силы и юности. Слишком волнующими и страшными были для него те давние впечатления войны, слишком много она сумела отнять у него: друзей, сверстников, молодость, здоровье. Память - это жестокий судия для тех, кто уцелел, для тех, кто сам выбирал, "где голову сложить". Поэтому лирический субъект гонит от себя тяжкие воспоминания, искренне хочет забыть все, что было с ним в те далекие годы. Но память войны сильна настолько, что ничего не дает забыть, как бы ни хотелось. Отсюда сильные и яркие образы, соединяющие эти два мира, показывающие, что их нельзя разорвать. Бывший солдат "крепко впаян" в "кровавый лед" мира прошлого, он в нем, "как мушка в янтаре". Это и заставляющее дрожать скулы "пламя Вечного огня" - символ павших и оставшихся навеки девятнадцатилетними. Это вечное пламя соединяется памятью с пламенем "гильзы в блиндаже", того немудреного самодельного светильника, символа войны, который умел делать каждый солдат. Именно поэтому желание все забыть останавливается на уровне "почти забыл". Почти, но не совсем. В стихотворении появляется один из самых ярких метафорических образов, делающих память о войне сильным, живым существом, поселившимся в душе и терзающем ее даже после войны: Я не участвую в войне - Антитеза образов "я" и "война" подчеркивается синтаксической конструкцией, но повторение одного и того же глагола "участвую" говорит о неразрывности этих миров. Именно память о прошлом дрожит отблеском Вечного огня на скулах старого солдата, которые, того гляди, сами задрожат от тяжелых воспоминаний, нахлынувших в день, когда люди идут к Вечному огню. Только в дни памяти осознаешь настоящие масштабы войны, того грозного "быть или не быть", когда в скрытой в стихотворной строчке цитате угадывается сила шекспировских страстей и неизбежность нравственного выбора. Мир прошлого неумолимо стучится в сердце героя. И как бы он ни старался забыть войну, она живет в нем. Поэтому в шестой строфе ("в скобках"), рисующей неумолимый мир прошлого, появляются философские рассуждения о скоротечности жизни, о неотвратимости смерти. Постаревшего рядового, который избежал участи "неопознанного солдата", уже "не исключить ни "из этих лет, ни "из той войны". Все стало одинаково прошлым. Поэтому в надвинувшейся зиме-старости еще острее болят старые раны войны, от которых "не излечить" ни тело, ни душу. Кто-то давно погиб и остался навечно в снегах войны, а сегодня черед того, кому судьба отпустила долгие послевоенные годы, истерзавшие душу неисчезающей памятью. Поэтому-то и не разлучить старого солдата ни "с той зимой", ни "с той землей". Всему свое время, всякий жизненный поворот должен восприниматься как неизбежность. Совсем немного времени осталось у бывшего рядового до тех снегов, где нам уже его "следов не различить".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.) |