Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В финале лекции учитель может сообщить, что 21 августа 1921 года Гумилев был расстрелян, обвиненный в участии в Таганцевском заговоре.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как позднее было доказано, он был "виноват" лишь в том, что не оправдывался, чтобы сохранить себе жизнь, в том, что не донес на человека, бывшего ранее его фронтовым товарищем. Поэтическим завещанием стало стихотворение "Мои читатели". Лекция учителя, рассчитанная на погружение читателя в атмосферу лирики Гумилева и на ассоциативные музыкальные образы, должна содержать такие факты биографии и творчества поэта, которые способны удивить читателей-старшеклассников, показать своеобразие богатой приключениями жизни поэта и его поэтической манеры. Подводя итог урока, учащиеся выясняют, в чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева. Во-первых, учащиеся называют романтический дух большинства произведений поэта, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Для его стихов характерно презрение к миру денег, мещанскому благополучию, отрицание духовной пустоты; герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни. Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным. В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. Отвечая на итоговый вопрос, как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку, - учащиеся утверждают, что все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова. В финале урока, на фоне музыкального фрагмента из симфонической пьесы К. Дебюсси "Море. Три симфонических эскиза" (финал I части) звучит стихотворение Н. Гумилева "Память". В строках этого стихотворения итог жизненного и творческого пути поэта, чувство близкого конца жизни, в нем в поэтической форме воплотились многие страницы биографии поэта и истории нашей страны, и читатели с развитым поэтическим восприятием это отчетливо замечают. В финале стихотворения лирическому герою и читателю является неведомый путник. Кто он? "Ахматова отвечала однозначно: "Смерть". Современный комментатор так же однозначен: Христос. А можно найти и еще одну параллель - Заратустра. Можно добавить и то, что, согласно магическим концепциям, лев и орел в животном мире соответствовали Солнцу в мире природном... Гумилев намеренно неоднозначен, намеренно уходит от простой расшифровки. "Путник" - и то, и другое, и третье, и еще нечто, и еще, и еще. Ряд принципиально нескончаем, его можно длить и длить" (19, 20). Беседуя с учащимися о специфике их индивидуального восприятия стихов Гумилева, необходимо привести их с мысли, что настоящая поэзия неоднозначна, неисчерпаема, непознаваема до конца, это дает возможность для рождения в определенных условиях все новых и новых смыслов и интерпретаций. При таком построении урок приобретает законченность, подчеркнутую кольцевой композицией. Для полноценного читательского восприятия на уроке звучали стихи и музыка как своеобразный лирический фон к рассказу учителя. В лекцию был включен и образец структурно-семантического и культурологического анализа одного из стихотворений, произведенный учителем. В качестве домашней работы учащимся можно предложить не только подготовить рассказ о жизни и творчестве Гумилева и его конкретных стихах, не только выучить наизусть понравившиеся стихи, но и выполнить ряд индивидуальных заданий. Первое задание ориентирует учащихся на сопоставительный анализ стихов Н. Гумилева и полотен Поля Гогена, которые поэт очень любил и неоднократно видел во время учебы в Сорбонне. Интересны и переклички полотен художника и стихов поэта с очерком К. Паустовского "Гоген", фрагменты которого предлагаются учащимся для чтения, например:
Это задание рассчитано, прежде всего, на учащихся с преобладанием зрительных образов в восприятии. Экзотика полотен Гогена и "экзотическое" сознание Н. Гумилева созвучны. Учащиеся неоднократно указывают, что поэт любил полотна художника за их непохожесть на предыдущую живопись, прежде всего по колориту, затем по композиции, по выбору объекта изображения. То же самое мы можем наблюдать и в стихах Н. Гумилева. Второе и третье задания могут выполнить и самые слабые учащиеся. В их основе лежит интегрированный подход к лирическому тексту, который рассматривается в определенном культурном контексте. Н. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).
При выполнении второго задания учащиеся обнаруживают, что каждое стихотворение сборника "Шатер" имеет африканское географическое название. Немало их и в других сборниках. При выполнении третьего задания учащихся находят в сборниках стихотворения "Ягуар", "Гиена", "Орел", "Крыса", "Жираф", "Носорог", "Кенгуру", "Гиппопотам", "Леопард", "Слоненок". Во многих из перечисленных стихотворений их внешнее содержание, их лирический сюжет хотя и передают повадки животных, но самые внимательные читатели доказывают, что стихи эти не только о животных, а, несомненно, наполнены аллегорическим смыслом. В урок-лекцию по изучению лирики Н. Заболоцкого можно включить составление опорной схемы, которая поможет учащимся в подготовке ответа на устном экзамене по литературе. При изучении лирики Н. Заболоцкого следует обратить внимание школьников на глубину и сложность внутреннего мира поэта. Он был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения "На закате", опубликованного в "Новом мире" (1958, № 12) почти сразу же после смерти поэта: Два мира есть у человека: В урок можно включить составление схемы, в основе которой соединились факты творческой биографии поэта и его ценностные ориентации. Схема составляется постепенно в ходе рассказа учителя о творческом пути Заболоцкого. Начать рассуждение можно с проблемных вопросов:
Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты - человек! Вот почему я не пессимист". (1. Запись на схеме Я - Человек). Для создания эмоционального настроя урока можно использовать грамзапись песни А. Петрова на стихи Н. Заболоцкого "Облетают последние маки" (из кинофильма "Служебный роман"). Вопросы для выявления восприятия:
(2. Запись на схеме Верность себе самому). Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии:
Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.): Сидит извозчик, как на троне, А бедный конь руками машет,
(3. Запись на схеме Неприятие мещанского мира) В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из В. Хлебникова: Я вижу конские свободы За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли. (4. Запись на схеме Природа. Человек - ум и мысль ее) В 1938 году по ложному обвинению Н. Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.). Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, А она над водой, над просторами круга земного,
(5. Запись на схеме Творчество. Слово - высшая сила природы.) Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н. Заболоцкого "Прощание с друзьями":
Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии: Я не умру, мой друг. Дыханием цветов (6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.) Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц". (7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей"). В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:
(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца"). Итогом урока могут стать рассуждения о вечных нравственных ценностях человека, об их поэтическом воплощении в творчестве Заболоцкого. Результатом исследовательской работы на уроке может стать домашнее сочинение на одну из предложенных тем:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.017 с.) |