И обратить внимание на особенности этих названий, их романтико-экзотический характер.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И обратить внимание на особенности этих названий, их романтико-экзотический характер.



Основные вехи жизни Н. Гумилева можно оформить в виде хронологической таблицы.

3(15) апреля 1886 г День рождения Н. Гумилева
8 сентября 1902 г. Появление в печати первого стихотворения Н. Гумилева "Я в лес бежал из городов"
1903- 1906 гг. Обучение в царскосельской гимназии и Морском корпусе
1907- 1908 гг. Учеба в Сорбонне. Первое путешествие в Африку. Поступление в Петербургский университет
1909- 1910 гг. Второе путешествие в Африку. Женитьба на А. Горенко (Ахматовой)
1911- 1912 гг. Создание "Цеха поэтов". Приезды в Слепнево
1 октября 1912 г Рождение сына Льва
1913 г. Третье путешествие в Африку
1914 г. Уход добровольцем на фронт Первой мировой войны
1916- 1918 гг. Северное путешествие Гумилева. Поездка в Париж. Возвращение в Петроград. Развод с Ахматовой
1918- 1921 гг. Работа в издательстве "Всемирная литература". Поэтическая деятельность. Женитьба на А. Н. Энгельгардт
1921 г. Работа председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов
21 августа 1921 г. Трагическая гибель Н. Гумилева

Выразительное чтение стихов способно усилить читательское восприятие учащихся. Если тексты прочитаны профессионально, то характер чтения, поэтические интонации способны настроить читателей на определенную волну восприятия, способствовать интенсификации понимания. Знакомясь с яркими, полными экзотики, романтических грез стихами Н. Гумилева, учащиеся узнают о наиболее интересных фактах биографии поэта, которая неотделима от его творчества.

Усиливают поэтическое восприятие фрагменты музыки Клода Дебюсси "Море. Три симфонических эскиза". Если учащиеся способны восхититься этой музыкой, насладиться ее неповторимой прелестью, увидеть в музыкальных образах картины, созвучные лирике Н. Гумилева, то это говорит об их высоком художественном восприятии.

Показателем литературного развития может стать и историко-культурный комментарий, который учащиеся составляют в ходе выполнения домашней работы. К сожалению, не каждый старшеклассник способен безошибочно прокомментировать фрагменты из "Капитанов" или объяснить мифологические и античные образы, встречающиеся в стихотворении "Современность": Илиада, Одиссей, Агамемнон, Дафнис и Хлоя, - а восприятие текста вне культурно-исторического контекста затрудняет понимание.

Одна из интереснейших страниц юности Н. Гумилева - его учеба в царскосельской гимназии, директором которой был И. Ф. Анненский, "последний из царскосельских лебедей". Mожно прочитать стихотворение "Памяти Анненского", обратив внимание учащихся на облик любимого учителя Гумилева.

После гимназии был морской корпус, затем учеба в Сорбонне, откуда Гумилев самовольно уезжает в свое первое путешествие в Африку, а потом поступление в Петербургский университет. В 1910 году он женится на Анне Горенко (Ахматовой), чувство к которой зародилось еще в Царском Селе. Он посвящает А. Ахматовой стихотворение "Она".

Текст стихов Н. Гумилева учитель может включить в свою лекцию в исполнении заранее подготовленных учащихся. В этом случае само чтение станет показателем их читательского восприятия, понимания и литературного развития.

Поэзия "серебряного века" немыслима без Николая Гумилева. Он, мастер поэтического слова, высокохудожественной поэтической формы, умеет заворожить магией слова, придавая ему особое звучание и значение. Гумилев известен в истории литературы и как теоретик искусства. В 1911 году он становится одним из организаторов нового поэтического союза "Цех поэтов", куда кроме него вошли А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др. Они провозгласили себя основателями нового литературного направления, носившего звучное название - акмеизм, который пришел на смену символизму. Одной из деклараций акмеизма стала статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм", появившаяся в журнале "Аполлон" в 1913 году. В позднем творчестве Гумилев остается только автором акмеистской теории, преодолевая в своем творчестве его узкие рамки.

1911- 1912 годы ознаменованы частыми приездами в имение Слепнево Тверской губернии. По воспоминаниям Ахматовой, Гумилев Слепнева не любил, "скучал, зевал, уезжал в невыясненном направлении" (5, 276). В эти годы он автор четырех поэтических сборников, теоретических статей, литературного исследования "Письма о русской поэзии". В поэтическом сборнике "Чужое небо" впервые начинают звучать социальные мотивы, хотя и окрашенные африканским колоритом и экзотикой. Гумилев много работает и вместе с Н. Сверчковым (сын Александры Степановны Гумилевой-Сверчковой, дочери отца поэта от первого брака) совершает третье путешествие в Африку. В Африке он записывает эфиопские и сомалийские песни, собирает и дарит друзьям картины африканских мастеров. Впоследствии Гумилев вспоминал, что раздарил все собранное в Африке, а себе "оставил только тропическую лихорадку". Лучшим документом, повествующим об этих событиях, стал африканский дневник Н. Гумилева "В огненном столпе", который долгое время считался утерянным, а теперь найден и опубликован.

В первые дни Первой мировой войны Николай Гумилев уходит добровольцем на фронт. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть он был дважды награжден Георгиевским крестом. Исследователи не раз обвиняли поэта в воспевании войны. Но это кажется только на первый взгляд. Он видел в войне способ самоутвердиться, преодолеть внутреннюю слабость, победить самого себя. Поэтому его военный герой романтичен. Вместе с тем, живя рядом со смертью, Гумилев невольно начинает думать и о собственном конце. Его романтическое восприятие смерти постепенно окрашивается во вполне реальные тона. Но если в стихотворении "Я и Вы" герой жаждет романтической смерти:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще, -

то в стихотворении "Рабочий" предчувствие скорой гибели до того ощутимо и приземленно, что лирическому герою даже видится реальный рабочий, который изготовит пулю, способную разлучить поэта с жизнью:

Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.

В октябрьские дни 1917 года Гумилева в России не было. Лишь в апреле 1918 года он через Скандинавию и Архангельск возвращается в Петроград. В этом же году состоялся его мучительный развод с А. Ахматовой. В 1918 - 1921 г.г. Гумилев по приглашению М. Горького

работает в издательстве "Всемирная литература". Он далек от политики и считает, что и при советской власти каждый должен заниматься своим делом, причем профессионально. А своим делом он считал литературу, поэтическую деятельность, будучи непревзойденным мастером поэтического слова. Слова - Бога, Слова, которое может все. Слова, которое всеобъемлюще, которое шире и глубже самой жизни. Слово, которым можно жить и наслаждаться. Таков поэтический смысл стихотворения "Слово". Его, как и другие стихи, можно поручить прочитать заранее подготовленным учащимся или самому учителю.

Передать в выразительном чтении уровень понимания текста, верно воспроизвести поэтические интонации - дело непростое, но оно необходимо, так как высокое качество чтения обеспечивается только глубоким восприятием и вдумчивым чтением, а они рождаются как результат литературного развития старшеклассников. Это стихотворение может проанализировать сам учитель, показывая образец устного ответа по анализу текста на экзамене. Для более глубокого восприятия учитель может предложить систему вопросов и заданий для анализа текста, которые могут стать "канвой" будущего ответа на экзамене.

  1. О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
  2. Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.
  3. Составьте историко-культурный комментарий к тексту. Прокомментируйте свои ассоциации. Какие библейские образы помогают понять смысл текста?
  4. Почему поэт считает Слово высшей культурной ценностью? В чем, по Гумилеву, сила Слова?
  5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении. Почему? Перечислите характерные черты каждого из миров.
  6. Какой символический смысл приобретают в стихотворении понятия слово и число ?
  7. Найдите в стихотворении звукописные образы и попытайтесь их прокомментировать.
  8. Какой символический смысл приобретают в стихотворении цветовые картины?
  9. Какой смысл приобретает в стихотворении образ времени?
  10. Каково поэтическое пространство текста? Какой смысл приобретают здесь понятия "верх", "низ"? Почему Слову тесно в "скудных пределах естества"?
  11. Как проведенный вами анализ помогает понять философский смысл стихотворения?


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)