Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, это стихотворение Анны Ахматовой о сложных взаимоотношениях людей, о месте женщины-поэта в мире, о таинствах процесса творчества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опыт интерпретации стихотворения Н. А. Заболоцкого "Гроза". 1 Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, 5 Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, 9 Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, 13 А она над водой, над просторами круга земного,
Почему "в белом облаке катится"... слово? Эта строка стихотворения Заболоцкого наводит на размышления, что в названии стихотворения - не только обозначение определенного явления природы. Гроза как явление природы созвучна творческому процессу. В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы период "предгрозья", тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии - это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля. В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале - муки, темнота, а затем в "сумраке восторга" вспыхивает "молния мысли", и появляются первые грома - первые слова "на родном языке". Поэтому в контексте стихотворения слово "гроза" - не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным и настроение лирического героя. Вначале - тревога, напряжение, даже страх - что же будет? А затем - взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не просто слово - родилась красота! Лирический герой Заболоцкого ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения "Метаморфозы", "Завещание", "Прощание с друзьями" и другие). С этим связано происхождение образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставлена человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы - словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение "первых дальних громов - первых слов на родном языке" соединяет в себе и мир природы, говорящий на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека - это язык природы. Стихотворение "Гроза" условно можно разделить на две части: Первая - вторая строфы и третья - четвертая строфы. В первой части создается образ чувства человека, охваченного муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс завершается рождением слова. Вторая часть стихотворения - это развернутое сравнение к первой. Поэтому наличие местоимения "так" здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены. Самая динамичная строфа - первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова - это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли - и слово появилось на свет. Поэтому во второй строфе только один глагол - но какой! - "люблю". Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая - вторая строфы "окрашены" в темные тона. Они "первичны", "первородны", ведь вначале была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева "в дивном блеске своей наготы", даже стада становятся способными видеть небо, пораженные внезапной красотой. Кульминация этого процесса в двух последних стихах. Уже не темный вал шевелится в небе, а в белом облаке катится слово, готовое пролиться на землю сияющим дождем. Слово это рождено человеком, в душе которого прогремел грозовой раскат. Слово рождено самой природой, наделенной Высшим Разумом. Интересны пространственные отношения в структуре текста. Действие рождается на небесах, "над миром", где пролетела зарница. Затем спускается ниже, к тучам, к облачному валу, фиксируется на уровне птицы, пролетевшей над головой. Вместе с лирическим героем мы ощущаем "вещий холод на темной руке", то есть близко, совсем рядом. Рука еще темна, ей неведом результат творчества, но холод-то вещий, он предвосхищает, предзнаменует рождение красоты. Движение в художественном пространстве первой - второй строф идет как бы сверху вниз, остановившись на уровне "темной воды". А в третьей - четвертой строфах движение чувства снова устремляется вверх. Светлоокая дева поднимается "над просторами круга земного", горизонт становится все шире. От внезапно возникшего света, красоты "травы падают в обморок", и даже стада становятся способны увидеть небо. И вновь мгновенье остановилось. Природа замерла, пораженная красотой. Мы становимся свидетелями своеобразной "немой сцены". Не оттого ли двенадцатый стих текста короче всех остальных, а пробел в полстроки только подтверждает, что все замерло в восхищении! А движение в пространстве стремится еще выше. В верхнюю точку, где в белом облаке катится рожденное слово. Чувство, возникнув над миром, прошло через душу человека, опустилось на землю, к темной воде, вспыхнуло молнией мысли и опять унеслось ввысь, чтобы, обернувшись словом, вернуться на землю сияющим дождем, льющимся на счастливые цветы. В стихотворении "Гроза" не случайно такой длинный стих - пяти-шестистопный анапест. Протяженность стиха делает его более весомым, тяжелым, подчеркивает торжественность, величие процесса творчества. Лирический герой стихотворения охвачен восторгом, рожденным возможностью жить и творить. Это созвучно настроениям Николая Заболоцкого, для которого в это время закончился период лагерей. Таким образом, анализ текстовых элементов помогает нам уяснить главную мысль стихотворения, возвысить свое понимание до постижения авторского замысла. Уроки-презентации Для учителя, работающего в старших классах, определенную сложность представляют уроки по современной поэзии. Учитывая насыщенность программы, учитель должен в короткое время познакомить школьников с новым для них поэтом. Конечно, можно дать этот материал лекционно, но комбинированный урок-презентация позволяет максимально активизировать деятельность учащихся, которые в совместной работе с учителем и одноклассниками идут не только путем знакомства с творчеством нового поэта, но и совершенствуют умения анализа текста, развивают навык монологической речи, которые так пригодятся на экзаменах по литературе. Мы назвали свой урок "Штрихи к портрету Юрия Левитанского". Он может быть органично вписан в систему уроков по современной поэзии в старших классах. Имя Юрия Левитанского скорее всего неизвестно современным школьникам, но они явно слышали песни на его стихи, написанные композиторами-бардами. Поэтому начать урок можно с прослушивания или исполнения одной из самых известных песен на стихи Левитанского "Диалог у новогодней елки". В ней - поэтическое и жизненное кредо поэта: Что же из этого следует? - Следует жить! Вопросы на выявление восприятия:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.011 с.) |