Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У ног своих весь мир увидишь ты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определите смысловую доминанту каждой строфы. Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Что еще интересного в структуре сонета вы заметили? (Акростих). Задание 6. Прочитайте сонет Вильгельма Зоргенфрея "Неведомому Богу": За гранями узорного чертога К нему никем не найдена дорога, За гранью звезд воздвигнут темный храм. И много слез, и вздохов тяжких много Определите количество и качество рифм в данном сонете. Как вы думаете, почему его называют "сплошным"? Как вы думаете, о каком Неведомом Боге идет речь? В старших классах учащиеся уже способны написать произведение по заданной форме, сочинить лирический текст на определенную тему по схеме ударных и безударных слогов, провести исследовательскую работу по сопоставлению разных редакций одного и того же текста, стихотворения и его переводов, выявить характерные особенности художественной формы текста, составить к тексту биографический и историко-культурный комментарий. Поэтому анализ лирического текста может быть организован в определенном культурологическом контексте, который дополняет структурно-семантический анализ выявлением более глубоких смыслов. Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев Необходимость в уроках такого плана появляется, когда лирические тексты содержат в себе многочисленные культурологические реалии, смысл которых непонятен школьникам. Сущность ученических исследований сводится в этом случае не к поиску смыслов в структуре самих текстов, а в поиске дополнительной информации, которую школьники могут почерпнуть в словарях, справочниках, энциклопедиях. В этом ключе можно организовать урок по анализу стихотворения К. Н. Батюшкова "Мои Пенаты". Оно сложно для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим историко-культурный и биографический комментарий. Литературными источниками к стихотворению послужили стихи "A mes pйnates" ("Моим пенатам") Жана Франсуа Дюси (1733 - 1816), французского поэта-классика, и "La chartreuse" ("Обитель") Жана Батиста Грессе (1709 - 1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий. Учащимся можно предложить индивидуальные поисковые домашние задания для сообщений в классе. При составлении комментариев можно воспользоваться следующими книгами:
Приводим примерный вариант комментария: Пенаты - боги-покровители домашнего очага (рим. миф.). Перен. - дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны. Пермес - ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.). "Богинь пермесских дар" - вдохновение. Лары - души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.). Лилета - вымышленное имя возлюбленной. Аония - область древней Греции, где находился Геликон и обитали музы" (греч. миф.) Сретать - встречать (старосл.) Отсюда "сретение" - встреча. Стигийские берега - то есть берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч. миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной. Парнасский исполин - Г. Р. Державин, автор стихотворений "Лебедь", в котором он вольно подражал Горацию, и "Соловей" - образцов интимной лирики. Пиндар - древнегреческий поэт. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В. А. Озерова "Эдип в Афинах". Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, "коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны". На реке Суне в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде "Водопад". Платон и Агатон - в пьесе Карамзина "Афинская жизнь" изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон. Колыбель славы - в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье "О любви к отечеству и народной гордости" есть такие слава: "Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его". Сильф - дух воздуха (герм. миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы "Душенька". Мелецкий - Ю. А. Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен. Федр - латинский баснописец I в. н. э. Пильпай (Бидпай) - древний индийский баснописец. Дмитриев - И. И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в "легком", горацианском роде. Хемницер - И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность. Феб - Аполлон, бог искусств. Хариты - три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.). Пиериды - музы. Фортуна - богиня судьбы (рим. миф). "Сложи печалей бремя" - намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой. Вакх - бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались "вакханалии", отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч. и рим. миф.). Аристипп - греческий философ-гедонист V - IV вв. до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. "Аристиппов внук" - здесь имеется в виду П. А. Вяземский, названный так за прославление культа наслаждений. "Пока бежит за нами Бог времени седой" - образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто. Парки - богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.). При обрыве нити человек умирал. "Наемных ликов глас" - имеется в виду хор, отпевающий покойников. Цевница - пастушья свирель. Перен. - поэзия вообще. Кроме того, в стихотворении есть слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Они придают тексту определенное настроение. К ним также могут быть составлены комментарии лексического и исторического планов (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.) В тексте стихотворения можно заметить слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Они, в свою очередь, придают тексту определенный архаический характер. Можно подобрать к ним синонимы из современного языка (отечески - отеческие, златом - золотом, темны - темные, сыскал - нашел и др.) Только после этого возможно перейти к анализу стихотворения, которому помогут ответы на поставленные учителем вопросы:
Вывод. В стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, - это любовь и творчество. В своих "пенатах" он желает видеть только единомышленников и друзей Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир "своей смиренной хаты" от "зависти людской". В 9-10 классах при изучении лирики Пушкина можно проверить навык работы с культурологическими источниками и умение анализировать художественную структуру лирического текста, что помогает учащимся в создании грамотных и адекватных авторскому замыслу литературоведческих интерпретаций его текстов. Кроме того, на уроках возможен разговор со школьниками о ценности духовного мира, о силе человеческого духа и творчестве как высшем проявлении внутренней жизни. Покажем это на примере двух уроков по лирике А. С. Пушкина. На первом уроке во вступительном слове учителя можно обратить внимание учащихся на слова Н. В. Гоголя о том, что "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет" и обсудить такие вопросы: 1. Стал ли человек через двести лет после рождения Пушкина таким же "чрезвычайным и единственным проявлением человеческого духа", о каком мечтал Гоголь? 2. Каким вам представляется духовный мир Пушкина в юности и в последние годы жизни по прочитанным самостоятельно стихам и способны ли современные читатели понять и оценить его? В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия": Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою, Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму. В стихотворении "Элегия" смерть лишь способ пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему "в мире богом", покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть, об участи его "она вздохнет над урной гробовою". А в стихотворении "Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического субъекта воскликнуть: О жизни час! Лети, не жаль тебя, А 20 лет спустя 36-летний поэт, переживший много разочарований и бед, взывает не к смерти, а к жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее: О нет, мне жизнь не надоела, Для развития воображения можно предложить учащимся сопоставить акварельный портрет Пушкина кисти художника Н. Ф. Соколова и автопортрет поэта 1836 года:
Если посмотреть на акварельный портрет Пушкина и сопоставить его с автопортретом, можно заметить в глазах поэта настороженность и печаль, признак глубокой мудрости, в сложенных руках - закрытость от мира, не понявшего его. Но вместе с тем великую жажду жизни, источник которой не в преклонении перед обстоятельствами материального мира, а в умении сохранить при этом мир внутренний, который и есть проявление человеческого духа. Чтобы повторить с учащимися факты биографии и творчества поэта, полученные на предыдущих уроках, можно провести с классом небольшую фронтальную беседу:
Смерть Пушкина потрясла не только всю мыслящую Россию 1837 года. Она волнует читателей и в ХХ веке, которые до сих пор задаются вопросом: все ли мы знаем о Пушкине? Что принес ему каждый день его короткой жизни? Отыскивая все новые и новые факты его жизни и по-иному осмысливая старые, мы убеждаемся: нет, далеко не все! Причины гибели Пушкина, факты последних дней его жизни изучают дома группы учащихся-исследователей. На уроке они сообщают о результатах своих домашних наблюдений. В сильном классе подобные задания могут выполняться и на уроке. Карточки для индивидуальной домашней работы:
а) Поверьте мне, дорогая госпожа Осипова, хотя жизнь и "сладкая привычка", однако в ней есть горечь, делающая ее в конце концов отвратительной, а свет - мерзкая куча грязи. Тригорское мне милее. Кланяюсь вас от всего сердца. (Из письма к П. А. Осиповой. Около 26 окт. 1836 года). б) Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы со всем светским обществом. (В. А. Соллогуб. Воспоминания. 1854).
а) Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е. И. В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29 день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня. б)...назначенный день и место выноса тела были изменены; список лиц, допущенный к присутствию в печальной процессии, был крайне ограничен, и самые энергические и вполне осязательные меры были приняты для недопущения лиц неприглашенных. М. Цветаева Нет, бил барабан перед смутным полком, Такой уж почет, что ближайшим друзьям - Не диво ли - и на тишайшем из лож Гляди, мол, страна, как молве вопреки Кого ж это так - точно воры вора
Сообщение газеты "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1837, № 5 (в траурной рамке): "Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни". На другой день после выхода "Литературных прибавлений" редактор этой газеты Андрей Александрович Краевский был приглашен для объяснений к попечителю С.-Петербургского учебного округа и председателю цензурного комитета М. А. Дундукову-Корсакову, который сказал: "Должен вам передать, что министр (министр просвещения Сергей Семенович Уваров - прим. авт.) крайне, крайне недоволен вами! К чему эти публикации о Пушкине? Что это за черная рамка вокруг известия о кончине человека не чиновного, не занимавшего никакого положения на государственной службе? Ну, да это еще куда бы ни шло! Но что за выражения! "Солнце поэзии!!" Помилуйте, за что такая честь? "Пушкин скончался в середине своего великого поприща!" Какое это такое поприще? Сергей Семенович именно заметил: разве Пушкин был полководец, военачальник, министр, государственный муж?! Наконец, он умер без малого сорока лет! Писать стишки не значит еще, как выразился Сергей Семенович, проходить великое поприще! Министр поручил мне сделать вам, Андрей Александрович, строгое замечание и напомнить, что вам, как чиновнику министерства народного просвещения, особенно следовало бы воздержаться от таких публикаций". Итоговые вопросы:
В заключение учащиеся сделают вывод о том, что Пушкин, вероятно, предчувствовал свой недолгий век, но верил, что мыслящая Россия еще долго будет читать его стихи, что он будет жить в сердцах своих читателей. Об этом строки из стихотворения "Андре Шенье": Я скоро весь умру. Но тень мою любя, В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся написать сочинение о гибели поэта в жанре письма, адресованного П. А. Осиповой (В. А. Соллогубу, Н. Н. Гончаровой, П. А. Вяземскому, М. И. Цветаевой, А. А. Краевскому, М. А. Дундукову-Корсакову и др.) Второй урок можно полностью посвятить обучению интерпретации лирического текста. Нами было выбрано стихотворение "Когда за городом, задумчив, я брожу...", примыкающее к малоизученному "Каменноостровскому циклу" 1836 года. Задачами нашего урока стало обучение анализу текста как самостоятельной художественной ценности, выявление его смыслов на каждом языковом уровне и, на завершающем этапе, обогащение знаний о тексте с помощью культурологических источников. А. С. Пушкин Когда за городом, задумчив, я брожу (14 августа 1836 г. Каменный остров). Стихотворение представляет собой шедевр пушкинской лирики. Содержание текста глубоко и самобытно, а форма безукоризненна, и каждый ее элемент есть носитель смысла. В помощь ученикам-интерпретаторам может быть предложена система вопросов, направляющих ход их рассуждений в процессе восприятия, истолкования и оценки стихотворения. Вопрос "О чем это стихотворение?" можно задать ученикам дважды: при выявлении первоначального восприятия текста и в конце, обобщая наблюдения учащихся, рождающие их вторичное, более осмысленное восприятие. Вопросы для формирования восприятия:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.014 с.) |