Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте стихотворение А. Яшина.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание I. Фонетика. Графика. II. Морфемика. Состав слова. III. Лексика. IV. Орфография. V. Словообразование. VI. Морфология. 1. Различение частей речи. 2. Имя существительное. 3. Имя прилагательное. 4. Глагол. VII. Служебные части речи. 1. Частицы. 2. Предлоги. 3. Союзы. VIII. Междометия. IX. Синтаксис. X. Приложения. 1. «Веселые рифмы». 2. Лингвистические сказки.
I. Фонетика. Графика Прочитайте стихотворение А. Яшина. Русский язык
– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной? 2. Назовите «пять сестричек», которые опоздали и не встали в азбучном порядке.
3. «Веселые вопросы». – В каких словах содержатся по 100 букв? (Стол, стог, стоя, стой, сток, стон и др.). – Названия каких двух букв составляют целую историческую эпоху? (Эр – а à эра). – В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто). – Превратите слово мел – в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Мель, уголь, шесть). – Превратите кость в желанного в доме человека. Что вы измените? (Гость). – Назовите месяцы, в которых произносятся мягкие звуки [р’] и [н’]. ([р’] – январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; [н’] – июнь). – Найдите слова, в которых бы звук обозначался двумя буквами; буква обозначалась двумя звуками. (Конь, лунь, день; моя, ель, поет). – В каком слове сорок гласных? (Сорока). 4. Составьте слово из звуков: 1-й – глухая пара звука [з]; 3-й – гласный [о] под ударением; 2-й – глухая пара звука [д]; 4-й – глухая пара звука [г]. (Сток). 5. Решите «фонетические примеры»:
6. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил 7 слов: пар, ложа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди них такое слово, звуков которого нет в слове палитра. (Слово пир – нет звука [п’]; тир – нет звука [т’]). 7. «Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось: 1) Из слова лён – цифра; (ноль). Из слова лей – название дерева; (ель). Из слова лоб – название настила; (пол). Из слова люк – большой мешок; (куль). Из слова ток – домашнее животное; (кот). 2) Из слова шел – неправда; (ложь). Из слова шей – просьба; (ешь). Из слова куб – охапка чего-либо, связка; (пук). Из слова тол – прибор для измерения глубины моря; (лот). Из слова лёд – материал для крыши; (толь). 8. Какими звуками различаются слова: – дал и даль; лук и люк; флаги и фляги? ([л] и [л`]); – мол и мял; Элла и Алла, был и бил? ([м] и [м’]; [э] и [а]; [б] и [б’]). Определите «третье лишнее». Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный). Что, чтобы, нечто. (Нечто). Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство). Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. (Нравственный). 10. Продолжите ряд пропорций: . ([’Э]; [’О]). 11. Определите, в каких словах находятся рядом два гласных звука: союз, струя, боец, шпион, театр, какао, каемка, сиять, дуэт, оазис, пианино, каучук. Ошибся ли мальчик? Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц). Найдите загаданный звук. Я – в озерах и реках, но в воде меня нет. Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. ([р’];[ р]). Ответьте на вопрос в стихотворении. Всегда маленькие
15. «Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.). 16. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна). Какое правило спрятано в стихотворении? Ударение над гласной Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением). 18. Вопросы - шутки: – Чем кончаются день и ночь? (ь). – Что стоит посередине земли? (м). – Чем кончается лето и начинается осень? (о). – Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и. (Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра). 19. Отгадайте метаграммы:
20. Отгадайте анаграммы:
21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают». – Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова? 22. «Интересные вопросы»: – Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха). – В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота). – В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести). – Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд). – Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля - колья). – В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное). 23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:
24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой. Ералаш
(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).
(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»). 25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чере с полосица, и с течь, во с стать, ра с плести, бе с форменный). Тест по теме «Фонетика» 1. Назовите слово из 6 звуков: А) Тополь. В) Ясень. Б) Береза. 2. В каком слове есть безударный звук [а]? А) Часы. Б) Дозор. 3. Одинаково ли количество звуков в парах слов? Суд – суть; молоть – молот. А) Да. Б) Нет. 4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша. А) Полоскать. Б) Поласкать. 5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир? А) [и]; Б) [ы]. 6. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце). А) [п’ич’йт]; Б) [п’ич’т]; В) [п’ич’т]. II. Морфемика 1. Правы ли ребята, утверждающие: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»? (Значимые части слова, как правило, пишутся одинаково. Поэтому даже незнакомые слова, составленные из известных вам частей, мы пишем верно). 2. Найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:
(Тайком, т.к. оно неизменяемое). 3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень). На чем основана эта шутка?
(В слове антилопа выделена часть – анти, похожая на приставку, имеющую значение «противо-»: антивоенный. Но так разделить слово антилопа можно только в шутку, так как здесь корень антилоп). 5. Определите основу слов и укажите, из каких частей они состоят:
(Родина, родительский, родник т, родниковый, родничок т, родной, родня, родовитый, родовой, родственный). 6. Про какие из этих слов можно сказать, что они имеют окончания, а про какие – оканчиваются на о? Какао, самбо, тоскливо; рабство; небо; кружево; слово; чувство; спасибо; зарево; одинаково; юношество. (Имеют окончания: небо, кружево, зарево, слово, рабство, чувство, юношество). Найдите третье – «лишнее».
(1) Гора; 2) нагорный; 3) потолок; 4) морщины; 5) большой; 6) водить). Что общего у этих слов? А) Ветвь – ветка; б) ветошь – ветхий; в) живой – жизнь; г) клятва – прокляну. (а) Общий корень – вет; б) общий корень ветх (х//ш); в) общая часть –жи-; г) общая часть –кля-). 9. Найдите корень в словах: беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия. (Беседка – бесед; бестолочь – толк; безделка – дел; бездна – дн; бесенок – бес; бескозырка – козыр; бестия – бестий (а - окончание)). 10. Найдите четвертое – «лишнее»: 1) Косточка, шапочка, звездочка, ленточка; 2) Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик; 3) Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка; 4) Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. (Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник). 11. Отгадайте шарады: 1) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс – что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в И. падеже. Целое – грамматические термин. (Склонение). 2) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное). Найдите «лишнее» слово. 1) Сыр, сырник, сырный, сырость. 2) Соль, солончак, солить, солист. 3) Горняк, горный, горка, горе. 4) Пол, половичок, половой, поле. (Все последние слова – «лишние»). Тест по теме «Морфемика» III. Лексика 1. Выпишите в 2 «столбика» однозначные и многозначные слова: Небо, хлеб, тротуар, ключ, мостовая, дворянин, карандаш, борт, подошва, автобус, черствый. (Однозначные слова: небо, тротуар, карандаш, автобус). Узнай слова». А) Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб); Б) боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло); В) небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ёрш); Г) дробленое зерно; снег в виде мелких зерен (крупа); Д) большая тарелка; вкусная еда (блюдо). 3. Отгадайте загадки. Какие многозначные слова имеются в виду? А) Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха). Б) У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. (Хребет). В) Какую реку можно срезать ножом? (Прут). Г) Какое государство носят на голове? (Панама). Д) Какая земля никогда не старится? (Новая Земля). Е) Какой болезнью никто не болеет? (Морской). Ж) Каких камней не найдешь в море? (Сухих).
Слова-синонимы Всегда близки по смыслу, Будут ли синонимами слова? Абонент – абонемент; факт – фактор; болотный – болотистый; эффектный – эффективный. 8. «Что это?» Что объединяет отгадки? – Человек, едущий в автобусе, трамвае. (Пассажир). – Прямая дорожка, обсаженная деревьями. (Аллея). – Жестокий человек (прилаг.). (Бессердечный). – Подводные животные-растения, строящие из своего тела острова. (Кораллы). – Игра-задача в которой нужно заполнять буквами клеточки. (Кроссворд). – Собрание засушенных растений, марок, значков и т.п. (Коллекция). – Главные умения человека, применямые в его деятельности. (Профессия). – Посчитать все «за» и «против» в каком-либо деле. (Рассчитать). Составь пословицы.
14. Подбери в стихотворении 1 глагол:
Узнай предмет».
Отгадайте загадки.
Объясните фразеологизмы.
Собери фразеологизмы».
19. «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте? С ног до головы – Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет! – Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал : рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки! – Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею! А. Шибаев. (20 фразеологизмов). Игра «Третий – лишний».
Тест по теме «Лексика» 1. Выберите слово, значение которого обозначает состояние предмета: А) Бесконечность; Б) усталость; В) словесность. IV. Орфография Игра «Цепочка». Подберите «цепочку» слов с проверяемыми безударными глас-ными, чтобы каждое слово начиналось с конечной буквы предыдущего слова. Например: Моря – якоря – яровй – озерк – окончние и т.д. Вариант игры: подобрать «цепочку» слов с непроверяемыми безударными гласными. Например: Ап е льсин – ник о гда – а рбуз и т.д. Игра «Буквы разбежались». Задание: найдите для «разбежавшихся» букв а, о, е, и их дома. Для этого нужно правильно вставить безударные гласные, проверяемые ударением в те слова, которые «живут» в домиках. Звонкие и глухие согласные Слово смело изменяй, Рядом гласный подставляй! 2. Измените единственное число на множественное и правильно запишите согласную букву: Бере..; ястре..; ле..; гри..; стри..; голу..ь; ёр... Игра «Взберись по лесенке». Задание: каждое слово на этой лесенке начинается с того согласного, на который заканчивается предыдущее слово. Кто быстрее доберется до вершины, тот и выиграл.
5. Игра «Подбери слова» (со звонкими и глухими согласными). А) «Транспорт» (самолет, вертолет, вездеход, пароход и т.д.). Б) «Огород и сад» (арбу з, корнепло д, лу к и т.д.). В) «Мебель» (шка ф, комо д, серван т и т.д.). Г) «Одежда» (ко ф та, варе ж ки, ша п ка, ю б ка и т.д.). 6. Измените слова, совпадающие в произношении, так, чтобы совпадение было устранено. Для этого составьте словосочетания. Коз – кос; лук – луг; молот – молод. 7. Выбери из всех перечисленных слов такие, которые определяли бы следующую последовательность пропущенных согласных:
Удвоенные согласные 1. Отгадайте загадки:
Игра «Четвертый – «лишний».
3. Угадай-ка! (Корни гар-гор, зар-зор). – Газ, образующийся при сгорании. (Уг а рный). – Дорожка на стадионе (материал). (Г а ревая). – «Сбежавшее» из кастрюли молоко. (Подг о ревшее). – Образуется от пребывания на солнце. (Заг а р). – Почти сгоревшая свеча. (Ог а рок). – Пирог, только что из печи. (Г о рячий). – Птица, поющая на заре. (З а рянка). Игра «Четверый – «лишний».
5. «Объяснялки» (объясните фразеологизмы).
Кто автор этих строк? А) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало… (А.С. Пушкин). Б) Чародейкою зимою околдован лес стоит – и под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он бл…стит. (Ф.И. Тютчев). В) Испокон века книга р…стит человека. (Пословица). Г) Белый пар по лугам расст...лается. (Никитин). Д) Зап...рает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою. (М.Ю. Лермонтов). Е) В ступе едет, пестом подп...рает, помелом след заметает. (Русская народная сказка). Полезные советы». – Белье не примерзнет к веревке, если её прот...реть тряпкой, смоченной в растворе соды или соли. – Серебряные изделия станут как новые, если выт…реть их салфеткой, смоченной нашатырным спиртом. – Подпалины от утюга смочите луковым соком, а затем выст...райте вещь в теплой воде. Они исчезнут. Когда мы так говорим?» От восторга (что делаем?) … (зам и раем). От страха (что сделать?) … (зам е реть). От голода (что делать?) … (ум и рать). От скуки (что сделать?) … (ум е реть). От ужаса (что сделала?) … (обм е рла). Найдите слова-исключения. А) Ц...рк, ц...стерна, ц…гарка, акац...я. Б) Ц...почки, ц...ган, ц...ц, огурц.., Синиц…н. Запомни «волшебную» фразу! Почему она «волшебная»? Ц ы ган встал на ц ы почки и сказал ц ы пленку: «Ц ы ц!» 3. Продолжите «цепочку» слов: Ц…кл, революц...я, ц...пленок, молодц.., …. Какая последовательность здесь использована? Что у кого?»
Игра «Подбери пару»
7. Решите пропорцию: Изж…га: крыж…вник =? Ч…ртик: щ...лка =? Правописание приставок А) Приставки на –з, -с. Собери пару».
Словесный аукцион». Кто больше всех составит слов по схеме: А) без чего-либо (без ума - безумный). Б) что-либо сделать (сбежать, подыграть, разгрести). В) что-либо сделанное (распиленное, раздробленное). 4. «Назовите одним словом»:
Б) Правописание приставок пре- и при-. Составьте слово».
При (идти); при (бегать); при (кидаться); при ([.]). Запишите одним словом».
3. Объясните слова: Прелюдия, приоритет, престиж, президент, претендент, презент, привилегия, примитивный, премьера. Игра «Третий - лишний».
В) Гласные ы и и после приставок 1. Вставьте буквы ы или и: За...грать – раз...грать; до...скаться – под…скать; пред...гровой – меж...гровой; за...скриться – без...скровой; сверх...скусный – без...скусный; на...менование – без…мянный; за…нтересованный – без…нтересный. 2. Составьте слова с приставками контр-, пан-, суб-, меж-, транс-. Например: игра – контригра, инспектор – субинспектор. Изысканный, институтский, интеллигентный, индийский, иск, издательский. 8. Употребление ъ и ь знаков. Отгадайте загадку.
Игра «Чье это?» Лапа (медведь), нора (лиса), шубка (заяц), хвосты (белки), шкура (овца), хвост (павлин), следы (лисы), клюв (воробей).
Ь и Ъ – Не чересчур ли ты добряк? – П. Матвиенко. 7. К данным словам подберите однокоренные слова с приставками и запишите их «столбиками» (по 3 – 4 слова).
Назовите одним словом». А) Укол, который делает медсестра. (Инъекция). Б) Отвар из мяса. (Бульон). В) Сорная трава около дома. (Бурьян). Г) Чье-то личное мнение. (Субъективное). Д) Небольшой торговый магазин. (Павильон). Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. (Почтальон). Ж) Всегда сопровождает генерала. (Адъютант). З) Строящийся … (Объект). Составьте пословицы.
Отгадайте загадки. А) На большой ковер села эскадрил…я – То раскроет, то закроет крыл…я. (Бабочки). Б) Слог первый – восклицан…е, Второй слог – порицан...е. А целое – на севере бывает И ненцев он и греет, и питает. (Олень). Тест по теме «Орфография» Найдите третье – «лишнее». А) Печ...т; б) Поч...т; в) Расч...сывать. Выберите пропущенную букву. Капюш...н, ш…мпол, ш…вчик, ш…рник. А) О; Б) Ё. Решите пропорцию. Смеш...н:? = прощ...н: огорч...н А) кумач...вый; Б) внуш…н. Выберите слово без Ь. А) Январ...ский; б) Декабр…ский. Найдите третье – «лишнее». А) Для гос...тей; Б) Прос…ба; В) Клян...чить. 14. Определите последовательность в ряду, где: ъ-ъ-ь-ь а) Из…ян, с...ёжиться, мурав...ед, шест...ю. б) Суб...ект, фел...етон, п...едестал, ин...екция. Ключ к тесту: 1 – 2а; 1б; 1в; 2 – 2а; 1б; 1в; 3 – в; 4 – 1а; 1б; 5 – а, б; 6 – 1; 7 – а; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – б; 14 – а.
V. Словообразование 1. Расшифруйте схемы. Какие способы словообразования здесь представлены?
Игра «Потерялось слово».
Ответ: бессердечный, бессловесный, задержать, пропитание. Игра «Транспорт». Ответь одним словом: А) Межгалактический транспорт. (Звездолет). Б) Лунный транспорт. (Луноход). В) Речной транспорт. (Пароход, теплоход). Г) Железнодорожный транспорт. (Тепловоз, паровоз). Д) Дорожный наземный транспорт. (Панелевоз, снегоуборочная машина и т.д.). Продолжите тему «Транспорт» (автомобильный, воздушный, наземный и т.д.). Приласкай словечки». Составь новые слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (-ок-, -ик-, -чик-, -щик- и др.).
Пре мы напишем об этом. Игра «Кто больше?» Придумайте слова: – с 1 приставкой (зашел, приехал). – с 2 приставками (преувеличить, приоткрыть). – с 3 приставками (суперпредположение). 11. Запишите правильно слова:
12. Объясните термины, составив словарную статью. Кровоизлияние; грязелечение; змеевидный; растениеводство; кровообращение; властолюбие; авиаконструктор; автомотовелогонки. VI Морфология Различение частей речи Поиграем в слова». Кто какой? Что он умеет делать?
Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться, И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у теплой печи Повторяем части речи. О. Высоцкая. 6. Какой частью речи является слово смел в предложениях: Как он смел! Как он смел? Замените эти слова синонимами. (1 пр. – краткое прилагательное – отважен |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.015 с.) |