Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о разделительном знаке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Незнайка писал диктант. «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», – старательно выводил он. – Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут! – А что с вами случилось? – удивился Незнайка. – Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по 2 звукан: [йэ], [йо], [йу], [йа], – но делаем это с помощью твердого знака, который ставится после приставок и мягкого знака, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только одни звуки: [э], [о], [у], [а] – и читают «сел», «пю» вместо «съел», «пью». Стыдно стало Незнайке, стал он быстро исправлять написанное. Простите его, буквы, он больше так не будет безграмотно использовать мягкий и твердый разделительные знаки. Сказка о корне – уч-. Жил-был Корень уч, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова: ученик, обучение, переучивать, ученый, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова. Как образуются слова? В любом слове могут быть корень, суффикс, приставка и окончание. Но далеко не всегда слово «развинчивается» легко и просто. От времени «стыки» между отдельными частями слова стали невидимыми, могли потеряться буквы или появиться другие. Сейчас нам кажется, что слова доблесть, неряха, нет – непроизводные, нечленимые. Но в древности существовали слова доблии (храбрые), ряхая (опрятная, красивая), сочетание не есть, которое слилось сначала в несть, а потом в нет. К примеру, в слове гончар исчезла буква р (го р нчар), а в слове взнуздать появилась буква н (узда – вз Но есть слова в языке, которые образуются другими путями. Один из способов – распадение значений многозначного слова. Например, слово вид образовало 2 омонима (вид – разновидность, вид – грамматическая форма), и дороги этих 2-х слов разошлись. Создаются новые слова и при переходе друг в друга частей речи: переход глагола видишь в частицу вишь, наречия около – в предлог. От долгого употребления рядом несколько слов могут «склеиться» в одно слово: сего дня à в сегодня. Слово беседа произошло так: Без + сьда, («вне»+ «снаружи») à безсьда («вне», «снаружи» + «сидение») à бессьда («разговор во время сидения») à беседа. В слове сутки древний корень - тк -, что означает стык дня и ночи; в слове перчатка – древний корень - перст (палец) и т.д. Такие сведения можно почерпнуть из «Этимологического словаря». Сказка «Морфология» Велико количество слов в языке – сотни тысяч! Как разобраться и управиться с такой армией? К счастью, есть у них строгий командир – Морфология. Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – поняли слова, – призовем-ка мы Морфологию!» – Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов. – Мы обозначаем предмет. – А какие формы у вас есть? – Род, число и падеж. – А что вы умеете делать? – Быть всеми членами предложения, но в первую очередь – подлежащим и дополнением. – Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология. – Мы обозначаем действие, имеем лицо, время, наклонение, вид и залог, можем быть сказуемыми, – отрапортовали другие слова. – Вы становитесь под знамя «Глагол», – отвечала Морфология. Она собрала и объединила и все оставшиеся слова. Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию. Сказка о Роде – Зачем Вы имени существительному? – спросили как-то у Рода. – А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т.е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме «сбежать» и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: было вот бгом, а стало бегм. И всегда, как только выделяется или создается новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода: Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д. Существительное считает – Кто за это предложение, поднимите руку, – сказал председатель. – Существительное, посчитайте количество голосов. – Много! – моментально отвечало оно. – Вы же не считали, – укоризненно покачал головой председатель. – Много, – тут же повторило Существительное. – Вы не хотите считать?! – Товарищ председатель, – вступился Глагол, – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее 1 предмет, и множественное со значением неопределенного множества. – И кто же посчитает нам голоса? – Числительное, – хором выдохнул зал... У отдельных Существительных есть количественное значение, но это значение не части речи, а лексическое: двойка, четверть и др. Что делает Падеж? У Падежа спросили: – А зачем нужны существительному Вы? – И без меня нельзя, – отвечал Падеж, – я указываю на отношение моего хозяина – Существительного к другим словам в предложении. – А как именно? – Я могу указать на отношение действия и места (сидеть на стуле), действия и орудия (писать пером), действия и объекта (читать книгу), целого предмета и его части (ветка березы) и многое другое. Без меня Существительное не проживет, как и без Рода и Числа, и превратится в наречие. На чем? или где? В тетради было написано: на столе. – На чем? – задала вопрос Морфология. – Позвольте, – заволновался Синтаксис, – нужно спрашивать: где? – Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны – вмешалась Грамматика, – только тебя, Морфология, интересует, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения. – А как же мы задаем один вопрос что? к слову розу? – Нет, – отвечала мудрая Грамматика, – вы снова задаете 2 вопроса, только они на этот раз совпадают. Кто тяжелее? Спорили Существительные, кто из них больше по весу. – Я, – сказало первое и село на весы с гирей в 100 кг. – Нет, я, – возразило второе и перевесило своего соперника. – И все-таки самый большой вес у меня, – заявило третье и приподняло сразу 3-х соперников. Победителям были вручены награды степеней сравнения: за первое место – медаль «Тяжелейший», за второе – «Тяжелее», потому что степени сравнения прилагательных показывают, в каком предмете признак имеется в большей степени и какой предмет по этому признаку превосходит все остальные. Что делают числительные? Числительное счет любит! Оно считает, может называть точное количество (три), в этом случае их называют количественными. Если числительные обозначают точное количество как единство (трое), то это собирательные числительные. Наконец, они могут считать по порядку (второй). Не сразу человек научился считать и создал имя Числительное. Из всех имен речи эта – самая молодая! Универсальные заменители – Будьте любезны, – обратилось Существительное к Местоимению, – займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило... Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз, Существительные, Прилагательные и Числительные вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж Местоимения он, она, оно, они могут заменять любое Существительное. Возвращающееся действие Жила-была частица СЯ. Никто не хотел с ней иметь дела. Лишь добрый Глагол пожалел ее и стал дружить с частицей СЯ. Глагол изменился под воздействием частицы, действие возвратилось к деятелю: умывал – умывался (т.е. умывал самого себя). Так стал Глагол к себе внимательным. Чудесные гибриды Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения. Он вывел уже несколько новых сортов. – Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия, – размышлял как-то ученый-садовник, – только будет ли толк, они так далеки друг от друга? Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия. Назвали их причастиями и деепричастиями. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами. У причастия открыли признаки глагола и прилагательного, у деепричастия – признаки глагола и наречия. Так они и работают до сих пор за двоих. Как можно бегать? Вот глагол-действие – бежать. Чтобы узнать, каковы признаки этого действия, ответим на несколько вопросов. – Когда совершается действие? – Летом. – А в каком направлении? – Вперед и вверх. – Как оно протекает? – Быстро. Вот какие признаки действия (и еще многие другие) передает одна из частей речи – наречие. Помощники имен Конечно, имена Существительные, Прилагательные, Числительные, Глагол, Местоимение – вполне самостоятельные части речи, сами могут вступать в отношения с другими словами. «Однако без нас они далеко не уедут, – замечают Предлоги. – Как вы сможете обозначить отношения к месту (уехать в город), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с милю), цели (истратить на покупку), причины (уйти из-за дождя) и другие сложные отношения?» Именам, конечно же, очень хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее. И они согласно используют предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые давно сотрудничают с именами, приобрели так много значений, что им уже стало тяжело с такой ношей. Например, предлог на несет 33 значения и 33 оттенков значений; предлог с – 31 значение и 16 оттенков. А молодой производный предлог вдоль – всего 1 значение. Так и живут предлоги, во всем помогая самостоятельными частям речи. Мал золотник, да дорог Частицы и по размерам малы, и членами предложения не являются, а помощники хорошие. У каждой из них свое значение. Да – подтверждает сказанное; нет – отвергает; ли – спрашивает; бы – мечтает, желает что-либо; что за – усиливает выразительность сказанного. Частица вот как бы «высвечивает» предмет и заставляет обратить на него внимание. И вправду можно сказать о частицах: «Мал золотник, да дорог!» Ахи и Охи Не любят части речи Междометия. – Все мы работаем, что-нибудь обозначаем, – говорят они, – кто – предмет, кто – признак, кто –действие. А у них только ах!, ох!, ну! да караул! Поэтому живут Междометия отдельно, выражая эмоции и побуж-дения, но не называя их. Ах, как сложно! Есть словосочетания, живущие в Синтаксисе, обычные, простые. Держатся друг за дружку, как мамочка с сыночком или 2 подружки за ручки, и хорошо себя чувствуют. Придумкин и Самоделкин, сидя на уроке, слушали учителя, который объяснял, как из простого словосочетания получить сложное. После урока Придумкин дернул за рукав Самоделкина: – Читай! – Быстро и очень ловко, с большим азартом, точными ударами вбить тяжелым железным молотком на длинной березовой ручке толстый ржавый гвоздь с отбитой шляпкой в среднее бревно стены старого, давно разрушенного сарая, – прочитал Самоделкин. – Здорово, – еле отдышался он. – Только кому, кроме тебя, это чудовище нужно? Да, то, что годится для игры «Кто больше?», не годится для общения: в речи мы должны стремиться к точности и краткости. На двух стульях Как всем известно, Подлежащее и Сказуемое, главные члены предложения, называются грамматической основой. На них, как на опорах, держится все Предложение. Второстепенные члены предложения, явившиеся на прием к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится. – Занимайте скорее место, – предложил Синтаксис. – А я не знаю, куда садиться, – отвечал смущенный член предложения. – Как не знаете? – удивился Синтаксис. – Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место – садитесь на стул к обстоятельствам. – Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю еще на вопрос какой? и поэтому должен быть еще и определением, ведь слово дом – предмет, а не действие. – Вот загвоздка, – проговорил Синтаксис, – это и определение, и обстоятельство вместе. А садитесь-ка вы на 2 стула! Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения. Дружные работники В студии телевидения проходила встреча с Однородными Членами предложения. – Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? – спросил ведущий. – На любые вопросы мы отвечаем только вместе. – Что вы делаете в предложении? – Выполняем работу одного из членов предложения. – Кто из вас старший в группе? – Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю – одному из членов предложения, а руководит нами Сказуемое. – Можете ли вы работать без руководителя? – Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего. – Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям? – Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами. Как обратиться к Крокодилу? Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке… – Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок. – Я придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала Обращение! Давайте назовем его имя! – Крокодил! – закричали гости хором. – Кто это обращается ко мне? – приоткрыл один глаз Крокодил. На другой день Мартышка всем сообщала: – Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит! – А если хотите написать письмо, – добавлял Удав, – не забудьте отделить Обращение запятой. – Или восклицательным знаком, если хотите написать Обращение «громко», – заканчивал Слоненок. Непостоянная связка Жила-была Связка быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла: – В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире. – Хорошо, – соглашалось Подлежащее, – но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола. – Согласно, – сказало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительную степень и частицу не. На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени. Влюбленный Глагол Полюбил Глагол гордую и надменную частицу Не. – Люблю! Обожаю! – восклицает он. – Не люблю! Не хочу! – отвечает частица Не. – Преклоняюсь перед Вами! – восхищается Глагол. – Не подходи! – кричит частица Не. Долго говорил ей Глагол о своих чувствах, но частица Не отвергала любовь Глагола. Удрученный несчастливой любовью, пошел Глагол скитаться по свету. Долго ли, коротко ли он путешествовал по миру, но любовь звала его назад, к возлюбленной. И вот они повстречались вновь. Встретила строптивая частица восторженный взгляд Глагола и закричала: – Ненавижу!... – и вдруг замерла. Обрадованный Глагол взял ее за руку. С тех пор частица Не стоит рядом с Глаголом в словах, которые без нее не употребляются: ненавидеть, нездоровится, недоумевать и некоторых других. До новых встреч! Встретился ребятам Колобок. Он катился по Синтаксису, время от времени прыгал и проставлял знаки препинания. – Разве он учился в школе? – изумились ребята. – Это электронный Колобок, – объяснил Знайкин, – в него заложена программа по русскому языку. Колобок может найти границы простого предложения и использовать правила, чтобы ставить знаки препинания в сложном предложении. Знайкин нажал кнопку, и Колобок произнес: «Если вы еще не изучили всех правил, разделите пока запятыми простые предложения в составе сложного. Желаю вам новых интересных встреч в Стране русского языка!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.53 (0.012 с.) |