Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как называются слова, использованные в стихах?

Поиск
А) Снег сказал: – Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. Б) Сев в такси, Спросила такса: – За проезд Какая такса? Я. Козловский.
Про козлов Облака уже красны, Смотрят сосны: Лихо прыгают козлы Через козлы. Крикнул филин: «Я сего Не одобрил дела! Ну-ка, марш, козлы, в село, Солнце село!» Я. Козловский. Сбежал с горы – И замер в чаще. Кругом мелькают фонари…. Как бьется сердце – Злей и чаще!.. Меня проищут до зари. А. Блок.

Как можно одним словом назвать эти слова?

А) Врач – доктор, лекарь, эскулап.

Б) Думать – мыслить, размышлять.

В) Поэт – певец, стихотворец, пиит, баян, бард. (Синонимы).

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенкам подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна –

Как много в них священного для нас!

Будут ли синонимами слова?

Абонент – абонемент; факт – фактор; болотный – болотистый; эффектный – эффективный.

8. «Что это?» Что объединяет отгадки?

– Человек, едущий в автобусе, трамвае. (Пассажир).

– Прямая дорожка, обсаженная деревьями. (Аллея).

– Жестокий человек (прилаг.). (Бессердечный).

– Подводные животные-растения, строящие из своего тела острова. (Кораллы).

– Игра-задача в которой нужно заполнять буквами клеточки. (Кроссворд).

– Собрание засушенных растений, марок, значков и т.п. (Коллекция).

– Главные умения человека, применямые в его деятельности. (Профессия).

– Посчитать все «за» и «против» в каком-либо деле. (Рассчитать).

На каком явлении языка основаны эти пословицы?

А) Речи – как снег, а дела – как сажа.

Б) Речи что мед, а дела – что полынь.

В) Не спеши языком, торопись делом.

10. «Подбери антонимы»:

Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны.

Толстый – …; частый – …; здоровье – …; новость – …; высота – …; гореть – …; зной – …; жарко – …; блестящий – …; работающий – ….

Какими частями речи бывают антонимы?

12. Назови художественные произведения, в названии которых использованы синонимы. («Толстый и тонкий», А.Чехов; «Война и мир», Толстой; «Живые и мертвые», К. Симонов и др.).

Составь пословицы.

Не спеши языком, Не сиди сложа руки – Чужой земли мы не хотим, Герой никогда не умрет, он вечно живет; но своей не отдадим; торопись делом; не будет и скуки.

14. Подбери в стихотворении 1 глагол:

И солнце … (Лучами на речке), И кошка … (Клубком на крылечке), И Женя … (Есть мячик у Жени), И мама … (В театре на сцене), И папа … (На медной трубе), И дедушка с внуком (… в избе). (Играть).

Узнай предмет».

… белое, а … черное. … всплывает, а …тонет. … длинный, а … короткий. … яркий, а … тусклый. … холодный, а … горячий. … острый, а … тупой.

Отгадайте загадки.

А) У начала есть антоним – Делу всякому венец, Называется … (конец).   Б) Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я и в отдыхе нужна, Называюсь … (тишина).
В) Я антоним к слову «лето», В шубу снежную одета, Хоть любую мороз сама, Потому что я … (зима). Г) Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада. А зовут меня – … (прохлада).

Объясните фразеологизмы.

Говорят, что наш Алеша На уроке сел в калошу. Ничего себе калоша, Если сел в нее Алеша! Я хочу спросить у вас: Как она попала в класс? В. Белова. Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Я. Коринец.
Повесив медный нос, Кран изливает душу. Растроганный всерьез, Ушат развесил уши. Стоит, разинув рот, Понуро и убито И горько слезы льет На каменные плиты. Ф. Кривин.

Собери фразеологизмы».

Повесить Отводить Вешать Провести Распустить Выколи Глаза; Нос; Нюни; Глаз; На мякине; Лапшу. Гореть Развесить Сматывать Рыльце Смотреть сквозь Ломать Уши; Удочки; Пальцы; Под ногами; В пушку; Голову.

19. «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

С ног до головы

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал : рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

– Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А. Шибаев. (20 фразеологизмов).

Определите диалектные слова в тексте.

Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дёжке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз … … Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко, Квохчут куры беспокойные, Над оглоблями сохи На дворе обедню стройную Запевают кочеты. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. С. Есенин.

22. Определите в строках А.С. Пушкина архаизмы и историзмы:

1) Восстань, пророк! И виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! 2) Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам. Их нивы и села за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей, в цареградской броне Князь по полю едет на верном коне. А. С. Пушкин.

Определите в тексте неологизмы.

А) Главное «детище» института – акватрон. Это большой закрытый аквариум для рыб с управляемыми параметрами среды.

Б) Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь.

В) А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эквалиптёнок.

Какая группа слов использована авторами данных текстов?

А) Шпиндель является наиболее ответственной частью токарного станка.

Б) Синтетический материал – баразон – по ряду свойств превосходит даже алмаз.

В) Скальпель хирурга остр, быстр и скор.

25. Распредели термины по темам, заполнив таблицу.

Строители Металлисты Полиграфисты Электрики
шпаклевка шпиндель брошюра генератор

Фреза, олифа, шаблон, штукатурка, металл, трансформатор, форзац, ротапринт, клейстер, сверло, аккумулятор, резец, суппорт, бра, плашка, иллюстрация, изолятор, розетка, люстра.

26. Выпишите по 5 слов-терминов, относящихся к музыке, медицине, спорту, архитектуре, литературе.

Задание выполняется в виде игры-эстафеты «Кто больше?» между рядами или отдельными учащимися.

Игра «Третий – лишний».

А) Дневник, учебник, диаграмма. Б) Бокс, кик-боксинг, вальс. В) Титан, алюминий, вода. Г) Карта, ориентир, скелет. Д) Побоище, битва, стан. Е) Маляр, штукатур, хореограф.

Тест по теме «Лексика»

1. Выберите слово, значение которого обозначает состояние предмета:

А) Бесконечность; Б) усталость; В) словесность.

Что обозначают 3 слова в данном предложении?

Синей бездной сияет над нами бездонное небо, пестреет миллиардами ярких звезд.

А) Действие; Б) признак; В) признак.

Найди в группе слов «лишнее». Объясни, почему оно «лишнее»?

А) Коньки; Б) сосульки; В) бежать; Г) зима.

4. Одинаково ли значение слова холодный в предложениях?

1) Петя встретил холодный взгляд брата.

2) Холодный ветер без перерыва бил в лицо.

А) Да; Б) нет.

5. Определите слово, имеющее омоним:

А) Стекло; Б) стена; В) соль; Г) луна.

Кто может «мяукать, завывать, подавать голос»?

А) Кот; Б) вьюга.

7. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются:

Перейти на рысь – пятнистая рысь.

А) Многозначные слова; Б) омонимы.

Определите ряд синонимов, в котором выражены оттенки значения.

А) Простое, бесхитростное, незатейливое;

Б) рубеж, черта, линия;

В) профессия, специальность, ремесло.

9. Допишите антоним:

Не гляди, что позади, а гляди, что …

А) завтра; Б) впереди.

10. Определи антоним к слову свежий:

А) прохладный; Б) затхлый; В) теплый.

Сколько в стихотворении антонимов?

Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. М. Цветаева.

А) 5; Б) 4; В) 2.

Ответы на тест: 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а, в; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – б; 10 – б; 11 – а.

 

IV. Орфография



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.15 (0.007 с.)