Выпишите из стихотворения слова общего рода, написанные неверно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпишите из стихотворения слова общего рода, написанные неверно.



Побывал я недавно в стране, Где исчезла частица не. … Кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. … Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. С. Бондаренко.

15. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное» в 2-х вариантах со словами:

Самоучка, забияка, недотрога, разиня, плакса, соня.

16. Отгадайте загадки. Что объединяет все отгадки?

А) Серое сукно тянется в окно. (Сумерки).

Б) Зубасты, а не кусаются. (Грабли).

В) У одной мыши три хвоста. (Вилы).

Г) Цепкий рак на тех сердит,

Кто зазря в доске сидит. (Клещи).

Д) Гостя примут от души:

Так обнимут – не дыши! (Тиски).

Е) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы).

(Все отгадки – существительные только множ. числа).

Назови одним словом».

А) Грабли, ножницы, плоскогубцы – … (инструменты).

Б) Горелки, жмурки – … (игры).

В) Дрожжи, чернила – … (вещества).

Перечислите существительные, относящиеся только к единственному числу.

А) Группы людей – (молодежь, человечество, студенчество).

Б) Название веществ – (молоко, ртуть, железо).

В) Название качеств, действий – (темнота, бегство, желтизна).

Склонение существительных

Игра «Выполни заказ».

Для игры требуется набор карточек – «заказов» для учителя и для детей. У детей разные карточки.

Учитель делает заказ: «Мне нужны существительные I (II, III) склонения». Дети, у кого есть подобная карточка, встают и читают свои слова. Проигрывает тот, кто остается с карточками на руках, «прозевав» свой ответ. Учителя-«заказчика» могут заменять по очереди и дети.

Примерные карточки для детей.

1) Авиация, аллея, антенна, армия, береза, ракета.

2) Ананас, автобус, ураган, ученик, петух, огонь.

3) Кровать, ночь, морковь, мудрость, рысь, сеть.

Игра «Волшебник».

«Превратите» существительные одного склонения в существительные другого склонения, не изменив при этом их лексического значения.

Мама – … (III скл.); папа – … (II скл.); брат – … (I скл.); дедушка – … (II скл.); племянник – … (II скл.); доченька – … (III скл.); двоюродная сестра – … (I скл.); брат сестры – … (II скл.); мать жены – … (I скл.); отец жены – … (II скл.).

21. «Соберите» имена существительные в 2 тетрадки: в 1-ю – сущест-вительные III склонения, а во 2-ю – существительные II склонения.

Чертеж (?), молодежь (?), муж (?), гараж (?), шалаш (?), тишь (?), мышь (?), рубеж (?), лещ (?), вещ (?), плащ (?), товарищ (?), кирпич (?), реч (?), ткач (?), дич (?), силач (?).

Назовите одним словом и определите его склонение.

Сильная метель (вьюга, I), сильный дождь (ливень, II), сильная тоска (грусть, III), дождевое облако (туча, I), лесная дорожка (тропинка, I), горячий напиток из какао-бобов (шоколад, II), дорога в будущее (путь, II), сильное ненастье (буря, I).

Превратите существительные I склонения в существительные III склонения.

Взял я тетрадку, ушел на площадку,

Нарисовал лошадку.

Вот матушка пришла, и тоска отошла.

– Спи скорее, дочка, наступила ночка.

– Намочился в речке – сушись на печке.

– У нашего Вовки на грядке морковка.

– Ах, вы, мышки-малыши, не сидите вы во ржи,

Быстрокрылые чижи вас прогонят изо ржи.

Выпишите из стихотворения существительные I,II,III склонения и определите их падеж.

Проскользнул Сон в дом украдкой, Наклонился над кроватью, А на нитке над собой Держит шарик голубой. Да как будто и не шарик, А светящийся фонарик. Синим светом он горит, Тихо-тихо говорит: – Раз, два! Три, четыре! Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот выйди вон!

25. «Быстрые вопросы».

– Что общего у слов алюминий, гербарий, планетарий?

Заявление, окончание, воспитание, занятие – каково окончание в П. падеже?

– Определите окончания в П.падеже существительных песня, природа, край, лагерь счастье, конь.

26. Добавь к словам валенки, чулки, носки, сапоги слово пара; к словам апельсины, мандарины, яблоки, помидоры – 1 кг; к словам тренеры, шоферы, офицеры, инженеры – слово группа; к словам места, яблоки, макароны – слово много.

27. Напишите правильно:

У пилы – …, у волка –; у дерева – …, в тетради – …; рисуем – …, у винограда – …; в ограде – …, имя мальчика – ….

28. Что объединяет слова: мать, дочь, дитя, путь, время, бремя, имя? Запишите их в родительном падеже.

Игра «Кто быстрее?»

Как правильно записать окончание прилагательных? (Дети выполняют задания на скорость, первый, выполнивший его, - победитель).

1) В маршрутн.. такси, солнечн… Батуми, осенн... пальто, о нов… трюмо, сер… кенгуру. 2) В свободн... купе, разбойн... Чикаго, у военн... атташе, о нов... шоссе, черн... кофе. 3) В сыскн... бюро, в жарк... Сухуми, мягк.. кашне, в уютн... кафе, у стар... леди.

Подберите парные имена существительные женского рода к словам мужского рода.

Владелец, страдалец, сиделец, постоялец, кормилец.

Игра «Стань ласковым».

Учитель называет существительные, а дети, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, создают новые слова: а) Ваня, время, Зоя, имя, книжка, Соня, сито, темя, стремя, семя, печка, дочка, лейка, няня, Оля, Петя, крошка; б) полоска, трещина, изюм, монашка, солома, проталина, береза, коза, Лиза, липа, лиса, зайка.

Ответьте одним словом.

А) Невежливый, грубый человек.

Б) Малограмотный человек.

– Составьте с ними предложения, поставив в творительный падеж.

Игра «Волшебник».

– Уменьшите предмет: дерево, зеркало, колено, копыто, корыто, кресло, масло, одеяло, пальто.

– Увеличьте предмет: борода, дом, кулак, нога, рука, нож,сапог, болото, грязь, забор.

– Сосчитай со словом несколько: вишни, черешни, басни, рощи, тучи, кручи, читальни, купальни.

– «Уничтожьте» предмет: колосочек, носочек, голосочек, язычок, сачок, внучок, бычок, мешочек, горшочек, комочек.

 

Разгадайте шарады.

А) С буквой Р – она течет, С буквой П – для вас печет Кулебяки и ватрушки, Варит кашу и галушки. (Ре чк а - пе чк а). Б) С о – я вам рассказ кончаю, С у – дождем вас поливаю, С а – вам груз перевожу, С к – с волнами я дружу. (Точка – тучка – тачка – качка). В) В этой почке – нить накала, Эта почка – из металла, Эта пика – не остра, (Это – ключик от костра). (Лампочка, цепочка, спичка).            

Кто что сделал?»

Стены выкрасил …, Доски выстругал …; В доме свет провел …; В шахте трудится …; Бочку сбил.., Фонарь зажег…; Дом возвел…, Учит нас…; Водит трактор …, Электричку – …; В жаркой кузнице – …; Кто все знает, …!

36. «Дайте инструменты!»

А) У швеи – … (I скл., ед.ч.);

Б) у плотника – … (II скл., ед.ч.);

В) у маляра – … (I скл., мн.ч);

Г) у летчика … (II скл., ед.ч.);

Д) у строителя – … (II скл., ед.ч.);

Е) у чертежника – … (II скл., ед.ч.).

Игра «Собери в корзинки»

Из «рассыпанных букв» составьте слова и «соберите» их в корзинки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.015 с.)