ТОП 10:

Билет№2. 1. Анализ одного из стихотворений В. Хлебникова



ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуютсмеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищнадсмеяльных - смех усмейныхсмехачей!
О, иссмейсярассмеяльно, смех надсмейныхсмеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Вот как Маяковский об этом стихотворении написал: Известнейшее стихотворение "Заклятие смехом", напечатанное в 1909 г., излюбленно одинаково и поэтами, новаторами и пародистами, критиками:

О, засмейтесь, смехачи,

Что смеются смехами,

Что смеянствуютсмеяльно,

О, иссмейсярассмеяльно смех

Усмейныхсмеячей

Здесь одним словом дается и "смейево", страна смеха, и хитрые "смеюнчики", и "смехачи" - силачи.

Хл. называл свои опыты по созданию гнезд неологизмов одного корня "сопряжением", т. е. спряжением, корней, а позднее — "скорнением". Это стих. упоминается и как "Смехунчики" "Смехач" — в 20-е годы назв. юмористич. журнала. В. В. Маяковскому смехачи представлялись "силачами", смеюнчики — "хитрыми", а смеево — "страной смеха".Очень интересный анализ стихотворения есть здесь. Вот несколько строчек из этого анализа:В «Заклятии» парная повторность всюду: по два однокоренных слова в стихе и в полустишьи, удвоены акцентные схемы, отдельные слова, целые стихи, однокоренные слова появляются “двойками” и “четверками”. При нарушении правила четности возникают “тройки”. Это происходит в четвертом стихе, хотя кажется, что “двойки” и здесь продолжают следовать одна за другой

О, рассмейтесь — О, засмейтесь

Что смеются — что смеянствуют

ожидается начало очередной пары однокоренных слов, тем более, что звуковой состав следующего, пятого, стиха сопротивляется обновлению грамматической конструкции. Слышится повтор, как бы присоединяющий начало пятого стиха к четвертому и подтверждающий правило парности: О, засмейтесь усмеяльно — О, рассме(шищ) надсмеяльн(ых). В результате усиливается “разлом” в середине пятого, а затем и шестого стиха — цезуры перед двумя “тройками” «Заклятия». Именно в “тройках” акцентные позиции корня впервые следуют подряд (смех усмейных, смех надсмейных). Так подчеркивается и обособляется родовое понятие “симфонии Смей”. Слово ‘смех’ находится посередине пятого и шестого стихов, которые, в свою очередь, образуют центральную часть стихотворения. Двукратное “смех” становится, таким образом, крестовиной композиции.

 

2. Тема любви в творчестве А.И.Куприна (на примере произведений «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»),

Любовь. Этим чувством пронизано все творчество А. И. Куприна. Оно звучит во всем. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» он поднимает эту животрепещушую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, зависящими как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй натуры. Наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь.

«Суламифь». Царь полюбил бедную девушку-крестьянку но из-за ревности покинутой им царицы возлюбленная погибает. Перед смертью Суламифь говори своему возлюбленному. Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть.

«Гранатовый браслет», показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным. Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает; благословляя любимую женщину

Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное – ценить любовь.

 

Билет№3. 1.Философская проблематика рассказа Бунина «Г-н из С-Ф»

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Символичность названия воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Человек понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. В этом рассказе Бунин часто применяет символику. Так пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля.Герой рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя. Океан – символ реальной, действительной жизни. В названии корабля - «Атлантида», заключается предчувствие исчезающей цивилизации. Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и , наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества». Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Поэзия Белова.

Веселый, искрометный лед.
Но сердце - ледянистый слиток.
Пусть вьюга белоцвет метет,-
Взревет; и развернет свой свиток.
Срывается: кипит сугроб,
Пурговым кружевом клокочет,
Пургой окуривает лоб,
Завьется в ночь и прохохочет.
Двойник мой гонится за мной;
Он на заборе промелькает,
Скользнет вдоль хладной мостовой
И, удлинившись, вдруг истает.
Душа, остановись - замри!
Слепите, снеговые хлопья!
Вонзайте в небо, фонари,
Лучей наточенные копья!
Отцветших, отгоревших дней
Осталась песня недопета.
Пляшите, уличных огней
На скользких плитах иглы света!

 

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается: 12

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться: 4

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

Это стихотворение написано в 1908 г. Основная тема – тема России, нищей, угнетённой. Но, в отличии от лирики Некрасова, стихотворение А. Белого наполнено чувством смятённости и безысходности.

Поэт не видит выхода для народа из его жалкого, нищенского существования.

В стихотворении “Отчаянье” переплетаются темы реакции 1907 г. с темами разочарования автора в достижении его прежних, светлых идей.

Описания природы в стихотворении мрачные, угнетающие: “свинец облаков”, “ветер пронзительно свищет”. Природа символизирует Россию того времени.

Всё стихотворение проникнуто чувствами отчаяния и безысходности. Поэт не надеется на возрождение России.

 

 

Билет№4. 1.Женские образы в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет".

Автор показывает героинь, способных к духовному воскрешению.

Символичен образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина - воплощение человека, достойного настоящей, «святой» любви. Княгиня Вера Николаевна Шеина, главная героиня рассказа, счастлива в браке. «Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы», но их связывают взаимоотношения полного доверия и понимания. Ничто не нарушает ее душевного покоя, если бы не одно досадное недоразумение — знаки внимания со стороны некоего Г.С.Ж. И присланный им подарок на именины княгини Веры — гранатовый браслет — кажется героине предвестием несчастья. Она раздосадована неприличным, по мнению общества, поступком Г.С.Ж., но в то же время рассказанная мужем с сатирическим оттенком история ухаживаний телеграфиста за княгиней Верой вызывает в ней какое-то непонятное ей самой сочувствие к этому незнакомому человеку. Такая любовь сильнее смерти, потому что любящий не боится ее приближения — он славит ту, которую любит. Музыка великого композитора вызывает в душе героини такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великое чувство, дающее вдохновение творцам произведений искусства и оставляющее такую память о себе. И хотя история имеет трагический конец — самоубийство героя, все же финал рассказа — это оптимистическая, жизнеутверждающая позиция автора, воспевающего вечные ценности жизни и среди них самое возвышенное и прекрасное чувство — любовь.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.011 с.)