Общественная и литературная жизнь России конца 19 начала 20веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная и литературная жизнь России конца 19 начала 20веков.



Билет№1.

Общественная и литературная жизнь России конца 19 начала 20веков.

Конец XIX–начало XX века – особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Подъем общественных и духовных интересов, который начался с середины 90-х годов и проявился в области философии, литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета, позволил современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем «серебряном веке» русской культуры.

Наступление новой эпохи в жизни русского общества признавалось представителями самых разных идейных и художественных течений. Об этом писали Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко.

В 90-е и в начале 90-х годов основным направлением литературы оставался реализм. В творчестве Толстого, Чехова, Короленко и писателей 90-х годов возникает новое художественное восприятие действительности. Отстаивая принципы и традиции реалистического искусства, они стремятся обновить реализм.

Важнейшей вехой в развитии и русской истории, и русского искусства стали 900-е годы. Под знаком революции 1905–1907 гг. развивалась вся русская литература. Революция внесла резкие разграничения в среду и символистов, и писателей-реалистов круга «Среды».

В эти годы обострились идейные расхождения Л. Андреева и М. Горького. Вслед за Андреевым Чириков и Юшкевич в своих произведениях социально-философского плана пытаются обосновать творческие принципы, близкие к экспрессионизму. Андреев же программно отказывается от реализма, выдвигая понятие «неореализм», который, как писал он, есть «ни реализм, ни символизм, ни романтика».

В 1909 г. вышел сборник «Вехи» (сборник статей о рус интеллигенции). В него вошли статьи НА Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, БА. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка.

В литературной жизни страны заявляет о себе акмеизм, школа, пришедшая на смену символизму. На это время приходится и новый этап в развитии реализма, его идейно-стилевой системы. Приобретает новые черты реализм бывших «знаниевцев». Возрастает интерес к вещному миру и одновременно к философским обобщениям–своеобразному «философскому лиризму».

2.Идейно-художественное своеобразие поэзии русского акмиизма(Мандельштам,Ахматова)

Акмеизм (от греч.аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Термин акмеизм был предложен в 1912 Н. Гумилевым и С. Городецким.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века. Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А. Ахматова, О.Мандельштам, С. Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут.

Слабо обоснованный как литературное направление, акмеизм объединил исключительно одаренных поэтов – Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэта», споров о «прекрасной ясности». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между тремя выдающимися его представителями. Впоследствии акмеистическая поэтика сложно и неоднозначно преломилась в их творчестве.

Характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века».

Здешний мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.

Роль акмеизма – в стремлении удержать равновесие между символизмом, с одной стороны, и реализмом, с другой.

 

Билет№3. 1.Философская проблематика рассказа Бунина «Г-н из С-Ф»

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Символичность названия воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Человек понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. В этом рассказе Бунин часто применяет символику. Так пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля.Герой рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя. Океан – символ реальной, действительной жизни. В названии корабля - «Атлантида», заключается предчувствие исчезающей цивилизации. Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества». Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Поэзия Белова.

Веселый, искрометный лед.
Но сердце - ледянистый слиток.
Пусть вьюга белоцвет метет,-
Взревет; и развернет свой свиток.
Срывается: кипит сугроб,
Пурговым кружевом клокочет,
Пургой окуривает лоб,
Завьется в ночь и прохохочет.
Двойник мой гонится за мной;
Он на заборе промелькает,
Скользнет вдоль хладной мостовой
И, удлинившись, вдруг истает.
Душа, остановись - замри!
Слепите, снеговые хлопья!
Вонзайте в небо, фонари,
Лучей наточенные копья!
Отцветших, отгоревших дней
Осталась песня недопета.
Пляшите, уличных огней
На скользких плитах иглы света!

 

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается: 12

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться: 4

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

Это стихотворение написано в 1908 г. Основная тема – тема России, нищей, угнетённой. Но, в отличии от лирики Некрасова, стихотворение А. Белого наполнено чувством смятённости и безысходности.

Поэт не видит выхода для народа из его жалкого, нищенского существования.

В стихотворении “Отчаянье” переплетаются темы реакции 1907 г. с темами разочарования автора в достижении его прежних, светлых идей.

Описания природы в стихотворении мрачные, угнетающие: “свинец облаков”, “ветер пронзительно свищет”. Природа символизирует Россию того времени.

Всё стихотворение проникнуто чувствами отчаяния и безысходности. Поэт не надеется на возрождение России.

 

 

Билет№4. 1.Женские образы в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет".

Автор показывает героинь, способных к духовному воскрешению.

Символичен образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина - воплощение человека, достойного настоящей, «святой» любви. Княгиня Вера Николаевна Шеина, главная героиня рассказа, счастлива в браке. «Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы», но их связывают взаимоотношения полного доверия и понимания. Ничто не нарушает ее душевного покоя, если бы не одно досадное недоразумение — знаки внимания со стороны некоего Г.С.Ж. И присланный им подарок на именины княгини Веры — гранатовый браслет — кажется героине предвестием несчастья. Она раздосадована неприличным, по мнению общества, поступком Г.С.Ж., но в то же время рассказанная мужем с сатирическим оттенком история ухаживаний телеграфиста за княгиней Верой вызывает в ней какое-то непонятное ей самой сочувствие к этому незнакомому человеку. Такая любовь сильнее смерти, потому что любящий не боится ее приближения — он славит ту, которую любит. Музыка великого композитора вызывает в душе героини такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великое чувство, дающее вдохновение творцам произведений искусства и оставляющее такую память о себе. И хотя история имеет трагический конец — самоубийство героя, все же финал рассказа — это оптимистическая, жизнеутверждающая позиция автора, воспевающего вечные ценности жизни и среди них самое возвышенное и прекрасное чувство — любовь.

 

Билет№6

Билет№8

Рассказ Андреева Ангелочек

Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с не­покорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, кото­рые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внима­ние и заставить с собой считаться.

На фоне описания жизни Сашки Андреев показывает сложные отношения в семье его родителей. Супруги, вместо того чтобы поддерживать друг друга, вымещают друг на друге досаду. Женившись на Феоктисте Петровне, Иван Савич стал пить и опустился. А ведь когда-то он учительствовал, его це­нили и уважали. Об этом свидетельствует тот факт, что богачи Свечниковы продолжают поддерживать его деньгами, хотя он у них больше не работает.

Попытка Сашки обрести свободу привела к тому, что его выгнали из гимназии. И вдруг судьба неожиданно послала ему подарок: его пригласили в богатый дом на елку.

Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит озлобление. «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Ел­ка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хо­телось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые го­ловки». — пишет Л. Андреев. И вдруг Сашка видит на этой не­навистной елке то, без чего его жизнь была пуста, — воскового ангелочка. Автор не скупится на художественные детали при описании воскового ангелочка, подчеркивая его розовые ручки, стрекозиные крылышки. Однако при всей этой детализации не­уловимым остается выражение лица у ангелочка. Это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка, шеп­чет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелоч­ка, а когда ему пытаются отказать, надает на колени, забывая свою гордыню, и выпрашивает себе игрушку. Получив ее, герой буквально преображается. В его движениях появляется мягкость и осторожность. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, ра­достно и светло: «К запаху воска, шедшему от игрушки, приме­шивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку... дорогие пальцы, которые он хо­тел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда». Это чувство — любовь, счастье и желание жить. В финале произведения Сашка засыпает счастливым, в то время как ангелочек, повешенный у печки начинает таять и пре­вращается в конце концов в бесформенный слиток.

«Ангелочек» посвящен Александре Михайловне Велигор-ской, ставшей женой писателя. Произведение имеет автобио­графическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа воскового ан­гелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Да, навер­ное, не только социальный план восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощу­щение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Образ игрушечного анге­лочка соотносится также с образом ангела-хранителя.

Билет№9

Билет№10

Любовная лирика С.Есенина.

Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.

Лирический герой С.А. Есенина — натура страстная и постоянно увлекающаяся. Уже в раннем творчестве проявился яркий темперамент личности поэта:

Характерной особенностью лирики Есенина является прием, при котором любовное переживание передается через пейзажную зарисовку, а описание природы при этом обретает психологическую тонкость. Подобный художественный эффект мы можем наблюдать в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».

Поэтичная одухотворенность есенинской лирики находит свое яркое воплощение в цикле «Персидские мотивы». Лирический герой поэта очарован красотой восточной женщины. Однако поэта волнуют не только любовные переживания, но и жестокие восточные обычаи, предписывающие женщине скрывать свое лицо под чадрой.

В одних стихотворениях мысли и чувства лирического героя просты и понятны (например, «Голубая кофта.Синие глаза»), в других им владеет целая гамма сложных и мучительных переживаний.

Наиболее сильные по воплощению глубины поэтического чувства стихотворения в творчестве Есенина посвящены актрисе А.Я. Миклашевской. Это произведения из цикла «Любовь хулигана», созданного во второй половине 1923 года. Однако есть в творчестве поэта и произведения, снижающие любовное переживание.

Будучи тонким знатоком людских сердец, С.А. Есенин не скрывает от читателя жестокую правду о том, что любовное переживание проходит со временем, как и все на свете, как и сама жизнь человеческая. Поэт делится самыми мучительными переживаниями. Он избегает полунамеков и недосказанности. Особенно трудной задачей для поэта является воплощение этой откровенности в любовной теме. В поисках «вечного счастья» его лирический герой находится в постоянном поиске своей неповторимой и единственной женщины.

Билет№11

Василий фивейский

Импульсом к созданию сюжета по­вести стал разговор с М. Горьким о горделивом попе, который под влиянием учения Л.Н. Толстого снял сан.

В самом начале повествования сразу же заявлена тема су­рового и загадочного рока. Отец Василий одинок среди лю­дей. Он потерял сына, не нашел счастья в браке. Видя вокруг себя столько горя и несправедливости, Василий порой сам се­бя пытается укрепить в христианской вере. Он обращается к небу с громкими словами: «Я — верю». И в этой сцене Андре­ев убедительно показывает, что Фивейский, несмотря ни на что, порой сомневается в божественной силе.

В повести «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреев ис­пользует черты экспрессионизма, которые выражаются в сим­волах, гиперболах, преобладании лирико-субьективного начала над эпическим. Это ярко проявляется в портрете отца Василия, Андреев постоянно подчеркивает в нем глаза. Максимальную выра­зительность портрет героя приобретает в сцене, когда церков­ный староста Иван Копров обвиняет отца Василия в богоот­ступническом своеволии. Прием укрупнения портретной детали помогает Андрееву показать трагическое величие фигуры свя­щенника. Центральная деталь портрет­ной зарисовки — глаза — укрупняется при помощи различных изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений), гиперболизируется. Кроме того, испепеляющая сила взгляда (а следовательно, и сила воли характера Фивейского) подчеркива­ется реакцией на него Копрова, который выходит, толкнувшись о притолоку толстым плечом.

Не менее интересной в повести выглядит фигура Ивана Порфирыча. Он обрисован как богатый, счастливый и всеми уважаемый человек. В его портрете Л.Н. Андреев подчеркивает характерную деталь — черную бороду. В суждениях герой не основателен. Возмущает, например, случай, когда он оговари­вает пришедшую в церковь попадью за пьянство.

Однако гибель сына не единственное испытание, которое по­сылает ей судьба. Как ни берегла свой плод обрадованная жен­щина, у нее рождается сын-идиот. Образ идиота разрастаетсягначинает господствовать над всей семьей. Сжимается даже сам дом. Его обитателей постоянно мучают клопы. Откуда-то появ­ляется рваное белье и одежда — символы неустроенности, бес­порядка. Идиот нечистоплотен и озлоблен, похож на звереныша. Это одновременно символ незаслуженного горя и вырождения. Весь ужас, который несет в себе рожденное попадьей существо, красноречиво воплощает его портрет.

Постепенно тема безумия в повести разрастается. Сходит с ума и сама попадья. Ночными тенями подступает безумие к самому Василию. Попадья напоминает ему лошадь со сломан­ным копытом, которую вели на живодерню. Ему кажется, что если бы кто-то заживо положил женщину в могилу, то посту­пил бы хорошо, такие несчастные у той глаза.

Тема безумия звучит и в сцене отпевания Семена Мосяги-на, которого отец Василий определил работником к церков­ному старосте. И сам Василий, и окружающие чувствуют вину священника за гибель Семена. Во время отпевания начинается гроза. Прервав чтение молитв, отец Василий подходит к гробу и пытается усилием воли воскресить мертвеца, затем выталки­вает его из гроба. Народ, глядя на эту картину, в страхе выбе­гает из храма, полагая, что в священника вселились бесы.

Важную роль в повести играет пейзаж. Природа оттеняет переживания героев, но, помимо этого, и сама живет своей не­зависимой жизнью. Осенняя ночь, сопутствовавшая безумной страсти несчастной попадьи, описывается как страдающее и одинокое существо.

Отец Василий сопоставляется в повести с библейским праведником Иовом. Однако Фивейский не раз восстает про­тив бога, рока и несправедливости, мечтает снять сан и уехать с женой куда-нибудь, а идиота отдать в приют. Но жена сгора­ет во время пожара. В конце концов отец Василий гибнет. В последние минуты ему кажется, что небо охвачено огнем и рушится мир. И этот финал выглядит закономерным для твор­чества Л.Н. Андреева, так как в нем всесильный рок оказыва­ется сильнее человека.

 

Творчество фета

Фет родился в 1820 г. в семье Афанасия Шеншина – мценского помещика и немки Шарлотты Фёт. Мальчик был отправлен в Лифляндию и помещен в частный пансион.

Оторванный от семьи, потерявший фамилию, одинокий, Фет рос в чужом городе, чувствуя себя «собакой, потерявшей хозяина».

Затем, в 1838 г. Фет возвратился в Россию, стал студентом университета, начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым. Он печатал свои стихи в журнале «Отечественные записки». В 23 года Фет был уже известен, и его стихотворение «На заре ты ее не буди» А.Варламов положил на музыку. В год окончания университета (1844) скончался дядя, любивший Фета и обещавший ему состояние, чтобы помочь бесправному члену рода, но деньги бесследно пропали.

Чтобы получить дворянство, Фет идет на военную службу, - необходимо было дослужиться до офицера. Поэт проявил упорство, волю. Но радости офицерское звание ему не принесло: вышел новый указ - надо было служить до полковника, чтобы стать законным членом своего дворянского рода. В эти годы муза поэта молчала, и только в начале 50-х – вновь зазвучала. Стихи о любви чрезвычайно музыкальны, недаром многие из стихов Фета звучат как романсы и по сей день. Его лирические стихи способны выразить тончайшие чувства человеческой души. С легкой руки поэта стихи читались, стали популярными, пелись, передавались в рукописях.

С 1853 г. Фет выходит в отставку, наконец получив право на потомственное дворянство, и хочет заняться профессиональной литературой и переводами. Но все пережитое, отношения с «Современником» и литераторами привело поэта в состояние хандры и депрессии. Он оставляет литературу, решившись заняться сельским хозяйством. В это время Фет общается с Л.Н.Толстым и Тургеневым. Толстой был очень дружен с Фетом и считал, что деятельность поэта необходимо возродить. Именно Толстому Фет направил свое новое весеннее стихотворение «Майская ночь».

Последний взлет творческой активности совпал с переменой в жизни Фета. Он покидает хозяйственную деятельность, покупает старинную усадьбу, сделав ее «обителью поэзии». Появляются в свет четыре его сборника стихотворений под названием «Вечерние огни».

Билет№12

Анализ Замятина Дракон

Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.

Скорее всего, название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона, также отразить внутреннюю сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже.

Заставляет обозначить конфликт окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Замятин показывает мир, разделенный на двое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий".

Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом").

- Мы уже говорили, что одной из особенностей творческого стиля Е. Замятина становится отражение в нем особенностей эстетики экспрессионизма.

Замятин не дает подробного изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте самое впечатляющее, существенное. Это отражено, в первую очередь, в образе драконо-человека.

Нет конкретизации образа, он формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. Возможно, одежда не по размеру должна подчеркнуть то, что человек находится не на своем месте.

Это отражает и речевая характеристика. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо…", "мать ты моя!") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом.

Интересно то, что двойственность отражена в портретных деталях. Так, когда происходит убийство, в образе дракона исчезает всё человеческое – остается только одежда. Только герой замечает птичку, как образ меняется ("из глубины – выросли красные, драконьи лапы"), появились " два глаза – две щёлочки из бредового в человечий мир", обозначились эмоции ("Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть"). И что ещё больше подчеркивает человечность образа – винтовка, символ власти, которая в этот момент "валялась на полу".

Но птичка улетела – и "бредовость" возвращается.

- Какие бы мотивы вы выделили в рассказе?

Мотив безумия (бреда), от непонимания происходящего - абсурдность действий.

Мотив движения (образ трамвая, причем, связывая два мира, трамвай движется целенаправленно, так как не может сойти с рельс - он становится символом движения вперед, в будущее.). Именно образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека.

Ранняя лирика маяковского

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Несомненно, многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено, прежде всего, его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта. Причина этого в том, что вокруг — “нет людей”. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая “устрицей из раковины вещей”.

Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений.

Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз “нерастраченных весен” просто несносен:Несносен не так, для психа,а буквально.

Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:

Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. “Красивость”, поэтичность — качества, которые автор отвергает.

Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму “Облако в штанах”. Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо аспект действительности.

Художественные средства, языковые приемы поэта отличает подчеркнутый натурализм, прозаизм.

В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь видеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста.

Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими. Но его путь — путь, без которого современное искусство было бы неполным, в чем-то ущербным:

Билет№14

Анализ Горький Челкаш

Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей.

Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев, читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу.

Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения.

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

 

Билет№15

Билет№16

Билет№17

Автопортрет

В поднятьи головы крылатый

Намек — но мешковат сюртук;

В закрытьи глаз, в покое рук —

Тайник движенья непочатый.

 

Так вот кому летать и петь

И слова пламенная ковкость,—

Чтоб прирожденную неловкость

Врожденным ритмом одолеть!

Стихотворение “Автопортрет”

Ведущие принципы эстетики О.Э. Мандельштама можно проследить на примере стихотворения “Автопортрет”:

Детали автопортрета в стихотворении объединены по принципу контраста видимого покоя (статики) и скрытого движения, вулканической энергии:“поднятье головы”,“крылатый намёк” -- “мешковат сюртук”;“закрытье глаз”,“покой рук” -- “тайник движенья непочатый”.

Сам Мандельштам называл этот принцип “сталкиванием противоположностей”, “сочетанием разнокачественных признаков”. Антитеза покоя-движения придаёт стилю художника внутреннюю напряжённость. Отметим важную деталь: “Тайник движенья непочатый”. Это скрытое качество души, человеческой сущности Мандельштама.

Во второй строфе даётся центральный образ авторского художественного мира: “И слова пламенная ковкость”. Заметим, что в контексте стихотворения “слово” сравнимо с металлом, породой, обладающей колоссальными внутренними потенциями.

Обращают на себя внимание читателя последние две строки стихотворения, где по принципу антитезы сближаются сходные по звучанию слова: “прирождённую неловкость”, “врождённым ритмом”.

Мотив скрытого внутреннего движения, заявленного в начале стихотворения, реализуется в образе “врождённого ритма”; слово “врождённый” семантически в контексте стихотворения воспринимается как неотъемлемое качество личности. И здесь же по звуковому сходству сближается “прирождённая” - в значении временного затруднения, некоей преграды, которую необходимо преодолеть.

Метафора на грамматическом уровне становится глобальной метафорой косноязычия собственного, семьи, эпохи…

Значит, “прирождённая неловкость” -- это косн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.093 с.)