Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Выразительное чтение сцен снов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый сон — гл. 6 (Кот пока — просто кот) Второй сон — гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного) Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:
Сон, смерть земных тревог, Бальзам больной души, —
— но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет). Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл. 10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись…») — Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.) — И перед Очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали? (Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.) Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир). — В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему — сразу? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.) — Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого — «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник? (Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.) — Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют? Подтвердите свою мысль текстом. («Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный. благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений (начало гл. 12).) Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея. Вспомните Тютчева:
Две силы есть — две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы, — Одна есть Смерть, другая — Суд людской.
— Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? (Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с нам ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.) — В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть? (Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.) Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель. — Изменила ли лесковскую героиню каторга? (Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.) — Жалко ее? Почему? (Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.) Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники. — Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова? (Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.) — А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:
Она больна не телом, но душою.
— Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
VI. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 мин.)
Вопросы на доске: — Какой цвет чаще встречается в описании природы? — Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке. — Какова символика пейзажной сцены? Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния. — Как показано пробуждение чувства вины в Катерине? (Текст, гл. 15: И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».) Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске): Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта». В. Гебель
Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена — отмщение «бесовской страсти». Л. Аннинский — Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его? (Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)
VII. Итоги, общение. — Кто же она, Катерина Измайлова, — страстная натура или?.. Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, вынести не в состоянии ее душа, то есть остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.) Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?» Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой. Одно верно: основа женской души — да и души человеческой вообще — любовь, о которой так удивительно поведал Ф. И. Тютчев:
Союз души с душой родной. Их съединенье, сочетание, И роковое их слиянье, И... поединок роковой.
Домашнее задание — сочинение-размышление (на выбор): 1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны). 2. «Зеркало души — ее деянья» (В. Шекспир).
Урок 34 (102). Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова
В качестве урока можно провести сочинение по творчеству Н. С.Лескова Цель: развитие речи и творческих способностей учащихся. Примерные темы: 1. «Очарованный странник»: смысл заглавия произведения. 2. Русский характер и судьба народа в творчестве Н. С. Лескова. 3. Загадка женской души (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). 4. Трагическая судьба талантливого русского человека в сказе «Левша». 5. Изображение быта купеческого дома в повести «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Поединок роковой (драма любви Катерины Львовны). 7. «Зеркало души — ее деянья». В. Шекспир.
РАЗДЕЛ XIV. Творчество Л. Н. Толстого Уроки 35-36 (103-104). По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя. Оборудование: выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной Поляны».
Ход урока I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы). Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М. Горький Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы по- святил ему всю свою жизнь и все свои силы. Л. Н. Толстой (из письма П. Д. Боборыкину, 1865 г.) Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л. Н. Толстой
II. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками: Та нравственная высота, которую достиг Толстой — человек, — результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость — на эти недостатки указывает сам Толстой). Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он ни когда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, — писал Л. Н. Толстой, — одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, — благо и для себя, и для общества. «Что делать? — спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?»...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», — замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека. В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли, Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов. Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой — непонимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся хором исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение...». Во время революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я — человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности: «... нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям». «Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что по этому повиноваться им... вредно и стыдно...». Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все просто было и с верой в Бога. В дневнике Толстого найдены такие записи: «Ночью и поутру нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909); «Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих взволнованных записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека... в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее». Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красива. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он — маленький. И все сразу станут меньше его». В памяти людей Толстой — не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.
III. Изучение биографии и творчества писателя в форме (или заочной форме) экскурсии по толстовским местам, или устного рассказа. Кроме биографии звучат воспоминания о писателе современников.
IV. Закрепление и проверка того, как запомнили учащиеся материал, проводится в форме теста, который готовят выступающие ученики по своим материалам, или в форме заполнения кроссворда, который они составили заранее.
V. Работа с дневниковыми записями писателя. Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе. Весной 1847 г. Л. Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. Задание. Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам: — Проследите становление личности Л. Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? — Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? — Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
Из дневниковых записей. Год (Толстому 19 лет). 17 марта.... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной... 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
Год. 1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро... Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
Год. 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
Год. 2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.
Год. 18 марта... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным. 2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны. 21 сентября... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
Год. 22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился. 7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу... 9 мая.... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 3 десятины на душу. Грамотных два. 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ... 5 сентября. Москва.... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
Год. Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...
Год. 1 января. Москва.... Собственность как она теперь — зло... Не было ложки, было полено — я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием — городовым с пистолетом — это зло. 30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели. 3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки — вот суд. 13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти. 21 июня.... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
Год. 27 ноября.... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям. 7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
Год. 23-26 февраля. Москва.... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение? 30 апреля.... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства: 1) Церковь, обман, суеверие, траты; 2) Войско, разврат, жестокость, траты; 3) Наказание, развращение, жестокость, зараза; 4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города; 5) Фабрика — убийство жизни; 6) Пьянство; 7) Проституция.
Год. 30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом... 23 ноября. Москва.... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
Год. 21 марта.... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.
Год. 18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
Год. 31 июля. Ясная Поляна.... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!... … Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
Год. 3-4 октября. Ясная Поляна....5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.
Год. 26 октября. Ясная Поляна.... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием — не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.
Год. 19 апреля. Ясная Поляна.... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей. 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.013 с.) |