III. Работа с художественным материалом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа с художественным материалом.



Обратимся к репродукции картины М. А. Врубеля «Свидание Анны с сыном».

— Почему художник выбрал для иллюстрации этот эпизод?

— Какими средствами Врубель передает психологическое состояние героев?

(Момент свидания Анны с сыном — острый, драматичный момент ее жизни. Материнская любовь на какое-то время побеждает, оказывается сильнее, целиком захватывает героиню. Анна испытывает и счастье, и муку, понимая, как мгновенна радость свидания с сыном, В центре картины сама героиня, лица Сережи мы не видим. Его чувства передают порывисто и крепко обнявшие мать руки. Колорит картины выдержан в темных тонах, чем усиливается драматизм, тягостное впечатление.)

 

IV. Продолжение диспута.

— Как относится Анна к своим детям?

(Дочь Анны родилась от любимого человека, и все же Анна не питала к ней тех чувств, которые испытывала к сыну. Сын был для нее всем в прежней жизни, в отношении к нему примешивалось чувство вины, раскаяния. «Все в этой девочке было мило, но все это почему-то не забирало за сердце». «Кроме того, все было еще ожидания, а Сережа был уже почти человек, и любимый человек; в нем уже боролись мысли, чувства; он понимал, он любил, он судил ее», — думала она. «И она навсегда не только физически, но духовно была разъединена с ним, и поправить этого нельзя было» (часть пятая, глава ХХХI). Это мучение было так сильно, что Анна не хотела больше иметь детей. Это противоречило жизненным взглядам Толстого, считавшего материнство главным предназначением женщины.)

— Проанализируем эпизод «В театре» (часть пятая, главы ХХХII-XXXIII).

(Вернувшись из-за границы, Вронский возвратился к своей прежней жизни, Анна же оказывается в изоляции: свет не принимает ее. Анна решает доказать всем, и прежде всего самой себе, что она равнодушна к мнению окружающих. Однако в театре, словно выставив себя к позорному столбу, она испытывает чувство одиночества и унижение. Графиня Картасова, оскорбившая Анну, выразила всеобщее осуждение.

Вронского охватывает чувство досады на Анну, «почти злобы за ее умышленное непонимание своего положения». Анна со слезами отчаяния и злости бросает Вронскому обвинения: «Ты, ты виноват во всем!» Она сомневается в его любви, он же «в душе своей упрекал ее». Вронский начинает тяготиться «теми любовными сетями, которыми Анна старалась опутать его». Любовь Анны и Вронского приходит к очередному кризису.)

— Что привело Анну к гибели (часть седьмая)?

(Анна все более запутывается, пытаясь разобраться в самой себе и в отношениях к ней Вронского. Она чувствует себя глубоко несчастной и одинокой. Ей представляется, что все осуждают ее, желают ей зла. Даже церковный звон раздражает ее, кажется ложью. Любовь отступает, теперь она считает так: «мы все ненавидим друг друга». «Все вызывало в ней отвращение и злобу и давило ее какой-то тяжестью». Она больше не верит Вронскому: «Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Анна приходит к отчаянию: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет. И помочь этому нельзя».

Анна оказывается на железнодорожной станции без определенного намерения покончить с собой. Судьба словно привела ее снова туда, откуда началась история ее любви к Вронскому. Решение пришло как будто спонтанно: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать». Бросившись под поезд, она в то же мгновение «ужаснулась тому, что делала». Но было поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину».

Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».)

Учитель. Кто же виноват в гибели Анны? Один из ответов — светское общество, которое осудило ее, оттолкнуло от себя, оставило в невыносимом одиночестве.

 

Домашнее задание.

Проанализировать, как изображает Толстой светское общество.

 

Урок 7. Изображение светского общества в романе.

Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить роль светского общества в судьбе Анны Карениной, отношение к нему автора.

Методические приемы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Толстому всегда было чуждо светское общество, хотя сам он был графом и одним из богатых людей России. Вспомним, как он изображает высшее общество в романе «Война и мир». В «Анне Карениной» героиня принадлежит к этому обществу и не может быть свободной от него, несмотря на всю свою внутреннюю силу и жажду жизни.

— Какие герои вписываются в высшее общество, чувствуют себя «своими»?

(Прежде всего, это брат Анны, Стива Облонский. «Он родился в среде тех людей, которые были и стали сильными мира сего. Одна треть государственных людей, стариков, были приятелями его отца; другая треть были с ним на «ты», а третья треть были хорошие знакомые; следовательно, раздаватели земных благ в виде мест, аренд, концессий и тому подобного все были ему приятели и не могли обойти своего; и Облонскому не нужно было особенно стараться, чтобы получить выгодное место (часть первая, глава V).

 

II. Обсуждение темы урока.

«Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе… было так же необходимо, как иметь шляпу» (часть первая, глава III). Главным качеством, заслужившим ему общее уважение по службе, состояло «в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок».

Вспомним, например, Фамусова из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Подписано так с плеч долой!», Анатоля и Ипполита Курагиных из «Войны и мира». Их отношение к службе аналогично отношению Стивы Облонского.

Каренин изображен как деталь государственной машины. Он занимает одно из важнейших мест в министерстве, исполняет свои служебные обязанности методично, аккуратно, педантично, как заведенный. Каренин вполне вписывается в это общество. Но как только на него обрушилось горе, не оказалось никого, «кто бы пожалел его не как высшего чиновника, не как члена общества, но просто как страдающего человека» (часть пятая, глава ХХI). Страдающий, растерянный, не знающий, как поступить, Каренин уже не похож на машину. Он задумывается о том, «иначе ли чувствуют, иначе ли любят, иначе ли женятся эти другие люди, эти Вронские, Облонские… эти камергеры с толстыми икрами. И ему представлялся целый ряд этих сочных, сильных, не сомневающихся людей».

Сама Анна имела знакомых в трех различных кругах светского общества. Первый круг был круг сослуживцев ее мужа. Второй состоял из старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, честолюбивых, ученых мужчин (так иронично и здраво судит Анна о своем окружении). Этот круг считался «совестью петербургского общества». Третий круг составляло «избранное общество»: завсегдатаи салонов, обедов, балов.

— Что объединяло эти круги светского общества? Каково авторское отношение к светскому обществу?

(Соблюдать внешние приличия и легко относиться к жизни — таков образ существования людей высшего общества. Эти люди привык ли жить праздно, лгать и лицемерить. В салоне Бетси Тверской царит «привычная торжественная обстановка праздности», скука. Лиза Меркалова говорит: «Вы живете, а я скучаю... мне ужасно, ужасно скучно... И все те же, и все те же. Все одно и то же».

Толстой иронически изображает общество (приведем примеры), например, в салоне княгини Бетси: «Разговор начался мило, но именно потому, что он был слишком уж мал, он опять остановился. Надо было прибегнуть к верному, никогда не изменяющему средству — злословию». Любимое занятие этих людей — сплетни, они всегда рады перемыть косточки друг другу, стоит лишь выбрать объект: «Каждый имел что сказать в осуждение и осмеяние несчастной Мальтищевой, и разговор весело затрещал, как разгоревшийся костер». Любое живое проявление мысли, чувства встречает в обществе непонимание, недоумение, осуждение.)

— Как отнеслось общество к истории Анны и Вронского?

(В обществе своих знакомых Анна не находит понимания. Княгиня Бетси говорит: «Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и делать из нее мученье, и смотреть просто и даже весело. Может быть, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически». Для Анны ее отношения с Вронским не светская интрижка, а настоящее, глубокое чувство. Вронский чувствует «унизительное положение», в котором оказалась Анна. Он знал, «что он виною ее несчастья, что он сделал что-то нехорошее».

Общество, в котором супружеская измена была делом обычным, даже веселым, осудило Анну именно за то, что ей чужды притворство и лицемерие, что она полюбила по-настоящему. Обычная светская интрижка даже одобрялась, но признание искреннего чувства было невозможно. Мать Вронского, узнав о его связи, сначала была довольна, но потом переменила свое мнение: она поняла, что «это не была та блестящая, грациозная светская связь, какую она бы одобрила, но какая-то вертеровская, отчаянная страсть, как ей рассказывали, которая могла вовлечь его в глупости».)

 

III. Пояснение учителя.

«Нерасторжимость брака», освященная законом и церковью, ставила Анну в невыносимо трудные условия, когда сердце ее разрывалось между любовью к Вронскому и любовью к сыну. Каренин дорожит своей репутацией члена общества, поэтому ему важно соблюсти внешние приличия. Каренин считает, что семья может существовать и без любви. Для Анны же немыслимо ее ложное положение, она старается порвать «паутину лжи».

Люди, принадлежащие к светскому обществу, осуждали Анну с полным сознанием своего права на осуждение. Это право давали им прочные традиции «своего круга». «Гадко смотреть на все это», — говорит Анна.

— Найдите общие черты в изображении Карениной и Татьяны Лариной. Какова эволюция отношений общества к Анне?

(До встречи с Вронским Анна пользовалась общим расположением, была «своей», привлекала людей обаянием, умом, тактом, радушием, сдержанностью. В этом она похожа на героиню Пушкина, Татьяну Ларину. Вспомним описание Татьяны, какой видит ее Онегин на балу в Петербурге (глава восьмая):

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней...

Образ Анны Карениной вполне соответствует этому описанию. Анна, как и Татьяна, была «беспечной прелестью мила», но беспечность исчезла с появлением Вронского, и общество постепенно отдалилось, потом отвернулось от Анны и наконец осудило ее и безжалостно отвергло.)

Учитель. Можем ли мы с определенностью сказать, что в гибели Анны виновато светское общество? Можно обвинять и общество, и Вронского, и саму Анну, но дело не в том, чтобы осудить кого-то и вынести приговор. Важно поставить вопросы, задуматься над жизнью и ее неизбежными проблемами.

 

Домашнее задание.

Подготовиться к семинару по теме «Художественные особенности романа».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.013 с.)