Психологич. Символизм Анненского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологич. Символизм Анненского



Поэтом, открывшим постсимволистские перспективы, стал Иннокентий Федорович Анненский(1855-1909). Ощущение трагизма преобладало в творчестве поэта. И. Ф. Анненский принимал жизнь как безусловную ценность, поэтому мотивы страдания и смерти рождены опытом переживания быстротечности счастья и красоты. Страдание и красота для него являются единым целым, а высшее проявление этого единства возможно только в искусстве.
Современники называли стиль И. Ф. Анненского «земным» или «ассоциативным», сегодня исследователи говорят о нем как о психологическом символизме. Поэт находил символы в конкретных деталях цивилизации (крыши домов, плиты тротуара, перрон железнодорожного вокзала, станционный сторож) или подробностях быта (маятник, балкон, рояль, скрипка).

Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому?

Свечку внесли [87]
Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения, не организованные логически. Потому ведущая роль в стихах И. Ф. Анненского принадлежит недосказанности, иносказаниям, наводящим читателя на определенную мысль.
Импрессионистический стиль отражается и во внимании поэта к звуковому потоку, использовании многообразных по форме фонетических повторов, разнообразных способов ритмического обогащения стиха. Неповторимость художественного стиля подчеркивается разнообразием поэтической лексики, использованием как философской терминологии, так и разговорных просторечных оборотов («ну-ка», «где уж», «кому ж» и т. п.).
При жизни поэта вышел в свет только один сборник стихов, подписанный псевдонимом Никто, «Тихие песни»(1904), только после смерти в 1910 г. издана главная книга «Кипарисовый ларец».
Новизна поэтического стиля И. Ф. Анненского заключается прежде всего в приближении к жизни символистских абстракций, замене отвлеченных понятий их вещественными эквивалентами. Именно это обусловило положение поэта, ставшего посредником между поколениями символистов и акмеистов. А. А. Ахматоваписала в своих воспоминаниях, что «Иннокентий Анненский не потому учитель Пастернака, Мандельштама и Гумилева, что они ему подражали, – нет. но названные поэты уже «содержались» в Анненском»

 

«Молох» традиции и новаторство.

 

заслуга автора «Молоха» была в том, что он значительно глубже и острее, чем многие его предшественники, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести Куприна выразительно и конкретно, с превосходным знанием деталей изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. Писатель проследил тлетворное воздействие капиталистических отношений на человеческую психику и вплотную подошел к изображению растущего протеста рабочих из первых грозных, еще стихийных выступлений против угнетателей.
Особенность повести Куприна заключается и в том, что выведенные в ней события и факты преломлены через восприятие интеллигента, человека нежной, чуткой натуры.
Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х годов. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета (например, эпизод столкновения Квашнина с женщинами-работницами). Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.
Для автора «Молоха» характерны чувство нового в жизни, тяга к большим, коренным вопросам действительности.несомненной заслугой Куприна было то, что он остро поставил вопрос о гнусности капиталистической эксплуатации, о положении крупнопромышленного пролетариата и неизбежности его выступления против угнетателей. Это свидетельствовало о чуткости писателя к большим социально-политическим проблемам времени.
.

 

 

Билет № 27

 

Декаденские мотивы в лирике Ф.Сологуба. Символизм в романе «Мелкий бес». ( 1863-1927 ). Квинтэссенция декаданса. Писал стихи, изощренные, в отличие от Бальмонта, замечательные рассказы, романы. Мелкий бес – новая глава русской прозы, символистский роман. Псевдоним, фамилия – Федор Кузьмич Тетерников, в отличие от других символистов из культурной элиты, из очень бедной семьи, полунищее детство. Взяла на воспитание богатая дама, устроила его в гимназию, закончил учительский институт, стал печататься, модный поэт. Характерные черты поэзии: индивидуализм крайний, -иммарализм (аморализм. Коллекция открыток с обнаженной натурой), -язык символов, -эротизм, -болезненная утонченность, -мистицизм. У сологуба есть цикл триолетов, средневековая проза. Мотивы в поэзии: характерно декаденские:-жизнь – страдание, темница, пустыня. Если Бог в живых, то предпочитает поклоняться дьяволу. Для него дьявол – сам бог, бог красоты и смерти. Яркая черта – отказ от воли к жизни, воля смерти .«Чертовы качели» (стихотворение) 1)Рисуется вполне конкретная картина: река, ель (мрачное дерево, «в еловом удавиться»), качели. Шатучая доска, сук тяжелый. Много просторечий. Снует, шатучая, хватаясь. Бранная лексика – черт с тобой. Мистифицирует обыденное. Повседневное существование человека, где человек в плену земного праха, обыденного языка. Это новая черта. Именно эту чертовщину порождает обыденный язык. Роман «Мелкий бес» - произведение русского символизма, прозы, новая страница в русской прозе (Замятин). Разные подходы к анализу произведения: некоторые исследователи видят в изображении - натурализм, декаденство. -точка зрения, что это чисто символистский роман: Минц, Лена Силар (живет в Венгрии) (Барковская), -Виктор Ярофеев: пограничное явление между символизмом и реализмом. -психоаналитическая трактовка, Маргарита Павлова говорит, что роман – сочетание мазохизма и садизма. Сладострастное переживание боли. Свойственна самому Сологубу, сублимировались асоциальные инстинкты автора. Об этом писала дореволюционная критика. Роман символистский, образ символ – как смысловая вертикаль, содержание романа – несколько уровней, они аналогичны, соответствуют друг другу: 1 уровень: как бы реалистический, Образ Передонова сразу стал нарицательным, передоновщина –духовное захолустье. Гл гер – учитель литературы в гимназии, человек в футляре. Его развлечения: водка, карты, бильярд.. Постепенно сходит с ума, мания преследования. Как у Достоевского, изображение сумасшествия позволяет показать абсурдность, нелепость всей действ-ти. Кончается тем, что убивает приятеля – учителя труда Володина. Бред Пеередонова сгущается в образ НедотЫкомки (тварь неопределенных очертаний, маленькая, серая). Символика серого – дьявольская, все время ускользает. Ножом перерезал платья, во время маскарада – в шторах, пожар. С середины романа она преследует Передонова. Сологуб показывает, что абсурд, отчуждение и страх – свойство вообще всей жизни. Один из современных ему критиков это почувствовал. Издевается и над мещанством, и над Богом, и над собой. Все видимое – лишь явление, проявление древнего первобытного хаоса, все видимое – иллюзия. Модель истории –нисходящая спираль, все повторяется в опошленном, измельченном виде. Сам Передонов – мелкий бес, не великий сатана. Название восходит к неоконченному произведению Лермонтова «Сказка для детей», мелкий бес. Очень многие образы в романе восходят к древним архетипам или мифологемам в деградирующем виде, за многими образами – архитипическое значение.. Архетип маскарада, маски, Но маска, которая не защищает лицо, а скрывает пустоту. Мотив зеркала, игра в карты, змея, черный кот, баран и проч. Архетипы, носительницами зла в романе выступают женщины, ведьмы. Женщины вовлекают мужчин в бесовские затеи. Для выражения такой концепции истории большую роль играет интертекст, отсылки к произведениям классической литературы. Много реминисценций (Гоголь, «Записки сумасшедшего», «Двойник», Записки из подполья» - Достоевский, «Пиковая дама» - Княгиня Волчанская, Достоевский «Бесы», Чехов «Человек в футляре») Герои Сологуба легче, чем прототипы. Сологуб полемизирует с русскими писателями, которые все-таки верили, что общество будет лучше, прогресс. У Сологуба взгляд пессимистичен, философии надежды нет. У писателей 19 века истина, добро и красота были неразрывны, связаны со смыслом. -у Сологуба красота отделена от добра, истины. Для создания мифологического уровня содержания большую роль играют детали – лейтмотивы: сначала деталь упоминается в портрете ненавязчиво, но каждый раз – чуть сильнее, перерастает в метафору, потом – в символ. С.П.Ильев, автор первого трактата о симолистском романе, показывает, что мир в романе – иронический мир, мир зла, пародия на божественный миропорядок. Дьявол – обезьяна бога. Все герои в романе – марионетки в трагическом фарсе, ими играет черт. Дьявольский мир полон смеха, смеются ангелы, здесь все смеются. Все - ипостаси Недотыкомки, она во всех. Т.о., смех в романе – форма существования как безумия, хаоса. Смех – образ – интегратор. Кульминация – сцена маскарада. Смех выступает как сатанинское начало, воплощением рока становится не бог, а дьявол. Завершается роман эпизодом убийства Передоновым Володина. Убийство – пародия на убийство Авеля Кайна. Понятно, что он не жертвенный агнец – это злая пародия на библию. Весь роман – своеобразная дьяволиада. Эта концепция потом обживется по-своему в Мастере и Маргарите, авторская позиция пессимистичная. «История русского символизма»: Передонов - демон, место его обитания – не сонный городок, а полный мук и предельного одиночества, мрака, мир. Состояние Передонова очень близко состоянию автора, альтерэго Сологуба, последняя фраза – тупая тоска томила его (мотив лирики Сологуба). Черты символистского романа:1.Воспроизводятся реалии конкретно-историч действ-ти. 2.Иерархизация смыслов. Многослойность. Разные уровни содержания просвечивают сквозь друг друга, возводя от низшей реальности – к высшей. 3.Соотнесенность временного, явного с вневременным, вечным. Достигается благодаря интертексту.4.Особую роль играют детали фона. Модернистская черта. В частности, они совмещают разные хронотопы. Служат умножению хронотопов. ПР: быт и фантастика, сон и явь. 5.Тенденция к синтезу эпоса и лирики, стирание четких жанровых канонов.

Стихотворение «Нате!», созданное в 1913 году, относится к раннему периоду творчества поэта, у которого еще только начинает формироваться общественное мировоззрение. Данный этап поэтических экспериментов Маяковского по праву можно назвать бунтарским, так как форма для него имеет второстепенное значение, а вот содержанию автор уделяет особое внимание. Его излюбленный прием – противопоставление, которым поэт владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы. «Нате!» — это своеобразный вызов буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку, пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

Но это – лишь начала фантасмагории и куража, которым решил предаться поэт, бунтуя против окружающей его действительности. Себя он считает транжиром и мотом бесценных слов, подчеркивая тем самым, что в данный момент тратит талант на тех, кто не способен оценить его по достоинству. Для него все почитатели литературы являются толпой, которая напоминает стоглавую вошь и паразитирует на теле и душе истинного поэта. Спрятаться от этой пестрой массы человеку, который вынужден регулярно выступать перед публикой, невозможно. Равно как и отказаться от того, чтобы писать стихи, выплескивая в них все свои чувства. Однако Маяковский не намерен просто так сдаваться, поэтому оставляет за собой право «радостно плюнуть» в лицо многотысячной толпе, выражая ей свое презрение.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды. Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.

Билет № 28.

Своеобразие рус литры начала 20 вв. Периодизация. Осн течения. Начало 20в в России – эпоха перелома, кризиса. Произошло изменение в общественном сознании и психологии. Перелом охватил все сферы обществ сознания. Менялась экономика, развитие капит-ма вело к урбанизации. Отношение к таким переменам у поэтов было неоднозначным, одни этим восхищались (Брюсов), другие (Блок, Белый) – болезненно это переносили. Мир становился нестабильным, изменчивым. «Мировой водоворот засасывает в свою воронку всего человека» - писал Блок. Кризис разразился и в сфере обществ морали и этике. Увлечения людей идеями Шопенгауэра и Ницше, идеями, попирающими прежнюю христианскую мораль. Многие иммигрировали. Люди не знали, что их ждет. Представление о мире как космосе сменилось представлением о мире как хаосе. Чувство сбывающегося апокалипсиса. Возникает мистика страха, чувство тревоги, желание смерти – волна самоубийств. Изменения в мире не обошли и лит-ру, которая завершает тенденции реализма 19в. Происходят важные перемены в структуре худ образа, худ-сти в целом.. Явление урбанизации мифологизировалось. Уходит из лит-ры жанр романа, малый жанр – рассказ. Иск-во пыталось занять место новой религии, оно воспринималось не как личное дело отдельных людей, а как жизнетворчество. Это касается не только символистов (Горький «мать»). До этого лит-ра развивалась стадиями: классицизм, романтизм, реализм. В СВ одновременное развитие: реализм, романтизм, символизм, акмеизм. Возникают промежуточные, переходные худ явления – Андреев, Бунин, Сологуб – переплетаются принципы разных методов. Андреев – реализм, экспрессионизм. В частности – неореализм, синтез реализма и символизма. Происходит окончательное разделение на элитарную и массовую литературу. Черты литературы: 1. Переоценка отношений личности и среды, активизация личностного субъективного начала. 2. Принцип историзма заменился принципом этернизма («вечность»). 3. Углубление философизма и лиричности. Проблемы: жизнь и смерть, любовь и смерть. 4. Взаимодействие родов литературы, методов, жанров, стилей и видов искусства (ПР: акмеисты: литература и живопись). В 15 лет 20 века был расцвет рус модерна. Первая Мир Война, Февральская буржуазно-демократич и Октябрьская соц революции отчасти провоцировали и формировали этот культурный контекст. Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отрицали материализм, как и идеалистическую философию. Поэты СВ и в своём худ творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Они верили в иск-во, в силу слова. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова. Сер. век – целая поэтич эпоха. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Начало – рубеж 80-90х г19 века, но конец этого периода вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году, либо с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, либо СВ прервался в год смерти Блока и расстрела Гумилёва. Т.о. временны́е рамки этого периода составляют около 30 лет. Русская литература никогда не испытывала столь быстрого исторического времени. Господствующее место в сознание писателя занимает личность, выявляющая себя во всей совокупности исторических и общественных связей, чувствующий общее неблагополучие жизни, ожидающий перемен. 3 периода серебряного века. 1)1890. 2)1900-1907. 3) 1908-1917. 1890 – русский реализм в тупике – достиг предела в натурализме, нужны новые формы. Вокруг Горького формируется круг из писателей, близких ему по духу: Андреев, Бунин, Куприн, Шмелев. – московское издание «Знание». С другой стороны, благодаря деятельности Брюсова, символизм оформляется в отдельное течение. («русские символисты») + Мережковский, Сологуб. Горький и Брюсов становятся двумя центральными фигурами движения литературной эпохи – вражда. Центр-м явлением СВека был символизм, воскрешающий с одной стороны – традиции Тютчева, Фета, с др – ориентирующийся на фр поэтов (Готье, Бодлера, Верлена). Русский Символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистич настроений. Хронолог рамки — 1890е-1910 год. В нём выделялись «старшие» и «младшие» символисты. Старшие: Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, их тв-во иногда называют декадентским. Московские символисты: Брюсов, Бальмонт. Младшие: Блок, Белый, Иванов – они воспринимали символизм в философ-религиозном плане. Акмеизм и Футуризм – постсимоволистские течения. Акмеизм выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Основателями акмеизма были Гумилёв и Городецкий. Мандельштам, Зенкевич, Иванов и другие. Футуризм был первым авангардным течением в РЛ. В качестве осн программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию урбанизма как гл признаков будущего. Кубофутуризм. Хлебников, Елена Гуро, Давид и Бурлюки, Каменский, Маяковский. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Гл лицо - Северянин, но он рано отстранился от политики эгофутуристов. К этому течению Шершеневич, Рюрик Ивнев. Еще одно течение – Новокрестьянская поэзия. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы. Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков, Есенин. Имажинисты. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Мариенгоф, Шершеневич и Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

 

Билет № 29.

Эстетические принципы акмеизма. Это лит течение возникло в России в начале 1910-х годов. Группа молодых поэтов, оппозиционно настроенных по отношению к символистам, стремилась преодолеть утопизм символической теории. Лидером этой группировки стал Сергей Городецкий, к нему присоединились Николай Гумилёв, Александр Толстой. Литературные занятия проводили Вяч Иванов, Анненский, Волошин. Поэты, обучающиеся стихосложению, стали называть себя «Поэтическая академия». В октябре 1911 года «Поэтическая академия» преобразовалась в «Цех поэтов» по образцу средневековых названий ремесленных объединений. Руководители «цеха» стали поэты следующего поколения –Гумилёв и Городецкий. Был поставлен и решён вопрос о создании нового поэтического течения – акмеизма (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Акмеистами стали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и др. Осн внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха. Складывалась некая общая ориентация на другие, чем у символистов, традиции русского и мирового искусства. Осн черыт акмеизма. 1. внимание к красоте окр мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор. Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой. Основные принципы акмеизма: 1) освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; 2) отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; 3) стремление придать слову определенное, точное значение; 4) предметность и четкость образов, отточенность деталей; 5) обращение к чел-у, к «подлинности» его чувств; 6) поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; 7) перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева - путь воина, первооткрывателя. Муза Дальних Странствий. Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты. Иной характер носил акмеизм А. Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. Поэтич мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Акмеизм Мандельштама - «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях искусства. Среди акмеистов Мандельштама выделяло чувство историзма. Эстетической основой акмеизма стала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Статья диктовала принципы «прекрасной ясности»: логичность замысла, стройность композиции стали призывом к реабилитации эстетики разума и гармонии, противостоял глобализму символистов.

Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема – любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь – дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще. Короткое произведение - мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.
Всего лишь три композиционные части рассказа:
стоянка на постоялом дворе убеленного сединами военного,
внезапная встреча с бывшей возлюбленной,
размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи.

Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…», но так и не вышла замуж.
И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку», кого когда-то «Николенькой звала». По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.

Билет № 30.

ТЕМА РОДИНЫ ПРОХОДИТ Ч/З ВСЕ ТВ-ВО БЛОКА. В цикле "На поле Куликовом" поэт воспринимает Родину как ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, которое «живет и дышит» рядом с ним. Он говорит: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой орга-низм». Её ОБРАЗ в цикле получает НОВОЕ для русской поэзии ЛИРИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. Россия предстаёт в ОБЛИКЕ тоскующей ЖЕНЫ, НЕВЕСТЫ, ВОЗЛЮБЛЕННОЙ: «О, Русь моя! Жена моя!» В ОБРАЗЕ России подчёркнуты ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО характера - вечное «горение», неукротимая страсть, душевное беспокойство, сила воли.
Цикл открывается стихотворением, в котором СОЗДАН ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ образ России, УСТРЕМИВШЕЙСЯ ВДАЛЬ ВЕКОВ, образ ПРЕЕМСТВЕННО СВЯЗАННЫЙ с НЕОБГОНИМОЙ ПТИЦЕЙ-ТРОЙКОЙ из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: «Покой нам только снится// Сквозь кровь и пыль…// Летит, летит степная кобылица// И мнет ковыль…// И нет конца! Мелькают версты, кручи…».
Во втором стихотворении описана боевая настороженность русских полков накануне Куликовской битвы: «Светлый стяг над нашими полками// Не взыграет больше никогда»? Эти строки, как и образ «заката в крови», - определённый символ, в котором А.А.Блок выразил чувство тревоги о судьбе России: «Долго будет родина больна».
ПРОШЛОЕ А.А.Блок нравственно СВЯЗЫВАЕТ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ и придаёт Куликовской битве символический смысл веками длящегося боя: «Я слушаю рокоты сечи// И трубные крики татар,// Я вижу над Русью далече// Широкий и тихий пожар». Вот почему лирический герой цикла представлен как СОВРЕМЕННИК ДВУХ ЭПОХ: «Я – не первый воин, не последний…».
Чуткий слух поэта улавливает рокот грядущего боя, о котором он говорит в пятом стихотворении: «Но узнаю тебя, начало// Высоких и мятежных дней!». В образе Дмитрия Донского, разгромившего захватчиков, А.А.Блок видит воплощение непобедимости и мужества русского народа, сердце которого закаляется в огне великой битвы: «Над вражьим станом, как бывало,// И плеск и трубы лебедей».
Куликово поле для А.А.Блока – это конкретное место, где произошло величайшее событие прошлого, и СИМВОЛ, поднимающийся над историческим временем и объемлющий настоящее и будущее России: «И вечный бой!» Отсюда безграничная ПРОТЯЖЕННОСЬ цикла, его ВРЕМЕННАЯ НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ. «На поле Куликовом» - это реквием тем, кто погиб и ещё погибнет, отстаивая независимость своей Родины.

Анализ проблемы отчуждения в событийно-реалистических рассказах Л. Андреева (Баргамот и Гараська, Петька на даче, Ангелочек, У окна). Его творчество воплотило черты 20 века (характерные черты):-ощущение катастрофичности, конфликтности времени; -напряженные переживания самого процесса времени (философские вопросы); -обостренное чувство личности; -повести повышенной экспрессивности в поэтике. Андреев был человек с обостренной психикой, не вполне уравновешенной. Дважды покушался на самоубийство. Философские вопросы возникают в обычных, заурядных ситуациях, решаются с максимальной серьезностью. В центре его творчества - человек и мир, но не в причинно-следственной связи, а в принципиальной несовместимости. Центральная тема – тема отчуждения человека от мира. В такой ситуации у человека возможно 2 позиции: 1)Пессимистическая позиция, смириться. 2)Героическая, бунтарская. У героев Андреева обе позиции соединяются. Его герои бунтуют, зная, что не победят. «Отчуждение – философское понятие. Существует в объективном и субъективном аспекте. В объективном плане – превращение продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей самого человека в нечто независящее от людей и стоящее над ними. (как в «Молохе» завод -продукт, стоит над людьми) В субъективном аспекте – извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Идея отчуждения возникла уже у Руссо, Фихте, Гегеля, одно из центральных – философия Маркса. Отчуждение – состояние индивида, когда он становится чужим, не имеет влияния, враждебен по отношению к обществу и к самому себе. Кроме социального аспекта – разрыв связей между человеком и другими, важен религиозный аспект – разрыв связи между человеком и Богом. К концу 20 века проблема была осознана – национальное, классовое отчуждение. Проблема в его творчестве сквозная. «Баргомот и Гораська» (98г) Первый рассказ. Характерный для Андреева. Иронически используется жанр трогательной пасхальной истории. 2 контрастных персонажа – городовой Баргамот и пьяница Гораська. Много иронических отсылок к Г.Успенскому, Пушкину. Дело происходит на Пасху, пушкари (жители) принаряженные, трезвые, идут в церковь, Баргамот на посту, думает, что пойдет домой. Благодушный, в конце улицы появляется Гораська, приближается к нему. Гораська шел похристосываться, Баргомот напал, разбил яйцо, Баргомоту неловко, ведет домой, его угощают жирными щами. Жена Б. угощает щами, называет по имени отчеству.В начале – абсолютное отчуждение, потом – примирение, почти братание, но это примирение случайно и кратковременно, кончится праздник, все будет по-прежнему.Первыми бунтарями против отчуждающего мироустройства становятся дети. Детское как естественное состояние чистоты, гармонии. «Петька на даче» Носитель философского содержания – хронотоп. Сами сюжеты очень случайные. Как правило, пространство замкнуто, а время- монотонная, однообразная длительность, что подчеркивается с помощью лейтмотивов. История мальчика, прислуживающего в городской парикмахерской, отчужден от семьи, детства, природы. Все время в парикмахерской, окрик: «мальчик, воды». «И он приносил, и приносил эту воду». Внешне похож на маленького старичка, лицо покрыто морщинками. Прорыв отчуждения: господа едут на дачу, матери разрешили взять мальчика:боится леса, возвращается детство, личико разглаживается, масса занятий, ближе к матери, но прорыв кратковременный. Петька нужен в парикмахерсокй,когда мать говорит, что нужно в город, бунтует – бросается на землю, вопит, что не поедет. В поезде – старичок с потухшим взглядом. «Ангелочек», 99г. Показано, как зреет психология бунтаря. Рождественская история, дана в иронически трансформированном виде. Условно: 1 часть – тотальное отчуждение, злой мальчик Сашка («волчонок»), грубит учителям, несколько лет в 1 классе, живет в подвале с чахоточным отцом, вульгарной матерью, замкнутое пространство. Не знал самоубийства, если бы знал – покончил бы. Антидом, антисемья, ребенок злой. 2 часть – прорыв отчуждения, попадает в дом к Богачам Свечниковым на елку. На Рождество и пасху принято снять сословные перегородки, на елку приглашали всех. Показано, как Сашке все противно – елка с наглым блеском, научил детом злым шалостям – стрелять друг другу в нос из пробкового ружья. Среди игрушек замечает воскового ангелочка, заворожено смотрит на игрушку. Как живой. «Лицо Сашки удивительно напоминало ангелочка», выпросил ангелочка. 3 часть – дома в подвале, но с ангелочком луч света проникает к несчастным людям. Счастливые засыпают, но на ночь от крыс прячут на отдушину печки, они засыпают, ангелочек начинает таять, пробуждение безрадостное. Двойной парадокс: злому мальчику счастья так и нет, хотя Рождество предполагает счастливый финал. Но восстановление – Христос откроется малым, нищим духом. Вывод: В первых рассказах герой слит со средой, будни обесценивают человеческую жизнь, отчуждают человека от живой жизни, от счастья. Обыкновенные герои, совершенно обыденные ситуации. Он возводит мельчайший бытовой факт к глобальным философским обобщениям.

 

 

Билет № 31.

Психологизм ранней лирики Ахматовой Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. О. Мандельштам утверждал, что "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века... Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.033 с.)