Тема: А. Т. Твардовский (1910-1971). Стихотворения поэта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: А. Т. Твардовский (1910-1971). Стихотворения поэта



Цель: познакомить с биографией поэта, с его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе; выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

На доске эпиграф:

Твардовский — художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

 

1. Слово учителя.

Слова К. Кулиева достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке.

Вы уже познакомились с автобиографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского? Представим себе картину зимнего вечера в доме Твардовских.

(Чтение материала учебника, с. 144—147.)

2. Беседа по вопросам.

— Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

— О чем его первые стихи? (Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов — защита природы.)

— Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

3. Чтение статьи «Уроки Твардовского» (воспоминания художника Верейского, с. 147).

 

4. Чтение учителем стихотворения «К обидам горьким собственной персоны...».

— Каким человеком представляется нам Твардовский в этом стихотворении? (Скромным, не желавшим разделять свои обиды с другими (не жаловаться), не требовать ни от кого участья («добрых душ»), жить страдой (работа) бессонной, не жаловаться, что тебе очень трудно. Не менять своих взглядов, не кривить душой в угоду кому-то, «быть самим собой» — искренним, честным, не отступать от своих принципов. Жить честно, и «так со своей управиться судьбой», чтобы она была похожа своими горестями и радостями на судьбу другого человека.)

 

5. Работа со стихотворением «Братья».

Твардовский не мог забыть родное Загорье, где он провел детство.

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по вопросам.

— Какие картины детства встают перед нами? (Братья были еще детьми, любили то, что их окружало.)

— Как отец обращался к детям и зачем? (За ловкость, за способность к любой работе отец называл их сынами, беседовал с ними по-взрослому, сажал около («обапол») себя. Отец с детства учил их решать житейские вопросы, и братья сидели гордые тем, что с ними разговаривали, как со взрослыми, как с «большими», «женатыми людьми». Но они оставались детьми и испытывали страх по ночам, слыша, сверчка или какой-то непонятный шорох, шум сена. Все было в их детстве: и грибы, и желуди, которые тогда были вкусными. Прошли годы, пути у братьев разошлись, и теперь поэт, обращаясь к брату, беспокоится о судьбе его. На Беломорском канале работали сосланные.)

— Каким чувством проникнуты первые 4 строфы? Последняя? (Радость, гордость — и сожаление, грусть, ощущение потери.)

— Какова тема стихотворения? (Тема детства, ушедшего безвозвратно.)

 

8. Работа со стихотворением «Снега потемнеют синие».

1) Чтение стихотворения подготовленным учеником.

2) Беседа по вопросам.

Задание: определить тему (природа, весна); нарисовать картины наступления весны. (Темнеют снега, талая вода отыскивает низкое место (низину) в лесу и становится недвижной гладью. Но ночью бурно и шумно она вливается в ручьи, выбивая их из русла. Земля еще «сонная», талая, обвянет (станет мягкой) едва, и сквозь старую листву пробивается молодая зелень. Ольха цветет. Пыльца с нее летит, касается лица точно так же, как в детстве. И вспоминается детство, и сердце обретает весной (весна — возрождение, надежды, мечты) свежесть и силу. И ты чувствуешь: сила не только была да канула (ушла, исчезла), но она есть и будет.)

— Назвать художественные средства. (Метафора — «недвижная гладь» — вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву. Это стихотворение было написано человеком, прожившим определенное количество лет, уставшим от жизни, потерявшим силы, энергию.)

 

IV. Подведение итогов урока.

— С каким чувством вспоминает поэт свое детство?

 

Домашнее задание: прочитайте самостоятельно стихотворения Твардовского, определите их тему; постарайтесь передать в выразительном чтении теплоту и радость, горечь и сожаление, которыми наполнены эти стихи.

Подготовьтесь к конкурсу «Поэзия Твардовского».

 

Урок 76

Тема: АНАЛИЗ СТИХОВ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Чтение и анализ стихов.

1. Стихотворение «Июль — макушка лета» — тема природы, лета, которое пошло на убыль. (Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба — «подавится колосом», да и конец цветения липы — «считай, что песня спета».)

 

2. Стихотворение «Отыграли по дымным оврагам...»

Чтение учителя.

 

3. Анализ текста. Тема—приход весны.

— Какова разница между этим стихотворением и стихотворением «Снега потемнеют синие...»? (Предыдущее стихотворение о весне — это ее начало: таяние снегов, ручьи, зеленая трава. Второе — более позднее время: воды «отыграли... по оврагам», весна медленно, но продвигается, где прямой дорогой, где «кружной» (обходит вокруг шоссе, поля). «Потные» от росы (влажные) помятые снегом зеленя (озимь, ростки ржи и пшеницы, посеянной осенью). Весна в последнем стихотворении шагает медленно, но уверенно, спокойно, в предыдущем шумная, бурная «ринулась», «выбив» из русел.)

 

4. Стихотворение «На дне моей жизни...».

Чтение учителем.

5. Беседа по вопросам.

— В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

— Каково желание автора? (Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век — «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря. («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю...»)

Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью — даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

 

Домашнее задание: подготовить устное сочинение по одному из стихотворений Твардовского.

 

Урок 77

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление плана сочинения.

 

ПЛАН

1. Год написания стихотворения.

2. Тема его.

3. Какие картины встают перед нами?

4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия темы?

5. Основная мысль (идея) стихотворения.

6. Мое отношение к произведению.

 

IV. Написание сочинение в черновики, редактирование, переписывание в чистовики.

 

Домашнее задание: подготовка к уроку внеклассного чтения по лирике А. Т. Твардовского, посвященной подвигу народа в Великой Отечественной войне.

 

Урок 78

Тема: ЧАС МУЖЕСТВА

(интервью с участником Великой Отечественной войны)

 

Цели: напомнить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Чтение эпиграфа, записанного на доске:

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете...

А. Твардовский

— Каков смысл эпиграфа?

 

2. Сообщение темы и цели урока.

 

3. Чтение интервью с участником Великой Отечественной войны, составление плана.

1) «Да разве об этом забудешь...?»

а) «На этот вопрос ответить однозначно нельзя». Юлия Дружинина (о погибшей подруге).

Константин Симонов «Жди меня».

Анна Ахматова «Мужество».

б) «Каждый поэт — особый мир, особый взгляд на жизнь».

в) «Были стихотворные произведения всевозможных жанров».

г) «С первых дней и до конца войны был на фронте А. Т. Твардовский».

«Я убит под Ржевом».

Поэма «Василий Теркин».

д) «Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат».

Евгений Винокуров «Москвичи».

е) «Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя».

Юрий Белаш. «Под пулеметным огнем».

«Штыковой бой».

«Оглохшая пехота».

ж) «В нем слышится сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем, переживающим годы войны».

Константин Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

з) Сила любви сильнее силы ненависти.

Ольга Берггольц. «Твой путь».

и) «Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке». Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым». Юрий Разумовский.

к) «И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания».

А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»

2) Песни о войне в наше время. (Можно прослушать записи этих песен.)

Жигулин. «Казина».

В. Высоцкий. «Братские могилы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.03 с.)