Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: А. М. Горький. Повесть «детство»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ход урока I. Организационный момент. II. Заключительная работа по теме. Тест. 1) Не является автобиографическим произведение: а) М. Горького «Детство»; б) Л. Н. Толстого «Детство»; в) И. А. Бунина «Лапти». 2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен: а) Алеша; б) дядя Яков; в) бабушка Акулина Ивановна. 3) Жанр произведения: а) очерк; б) рассказ; в) повесть. 4) Рассказывал о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать: а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»; б) что «это — живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...» в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их». 5) Тема произведения: а) жизнь Алеши; б) судьба деда; в) рассказ о бабушке. 6) Название произведения: а) указывает на главного героя, б) определяет его тематику; в) имеет обобщающий смысл. 7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется: а) типичной; б) трагичной; в) исключительной. 8) Главным героем произведения является. а) вымышленный персонаж; б) реальный человек; в) сказочный персонаж. 9) Авторская позиция в произведении: а) скрыта; б) выражена в авторском повествовании; в) передана одним из персонажей. 10) Алеша выучился грамоте с помощью: а) деда; б) бабушки; в) жены дяди Якова.
2. Инсценирование эпизодов из повести.
3. Демонстрация сценариев по повести.
Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по одной из тем: «Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина».
Уроки 63—64 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ. СОЧИНЕНИЕ
Цели: работать над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас. Методические приемы: чтение текста, ответы на вопросы, анализ отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Составление планов к сочинениям. 1. Составление плана к сочинению «Судьба деда Каширина». 1) Наше первое знакомство с дедом. 2) Что рассказал он Алеше о прежней жизни? 3) Каковы его отношения с Григорием Ивановичем? 4) Как относится дед Каширин к своим сыновьям, внукам? 5) Какие качества проявляет во время пожара? 6) Ради чего жил дед Алеши? 7) Каков итог его жизни? 2. Составление плана к сочинению «Бабушка Акулина Ивановна». 1) Кем для Алеши была бабушка? 2) Отношение ее к богатству. 3) Любовь к людям. 4) Смелость, решительность Акулины Ивановны. 5) Связь ее с жизнью народа. 3. Рассказ по плану о бабушке, рассуждения подкреплять цитатами. 4. Составление цитатного плана, ответ по плану. Характеристика Алеши. 1) «... Все не понравились мне...» 2) «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая... жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом вражды...». 3) «...Дед следит за мною умными и зоркими... глазами...». 4) «Нет, Максим не бил его, да и мне запретил». 5) «...Оно (сердце) стало... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». б) «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты». 7) «Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак...» 8) «Я не мог подойти к нему (Григорию Ивановичу)...» 9) «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей...» 10) «...Свинцовые мерзости дикой русской жизни...»
IV. Работа в черновиках. V. Чтение и анализ 2—3 работ учащихся. VI. Редактирование в черновиках. VII. Написание сочинения в чистовик.
Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко (учебник, с. 84—87); подумать, какова ее главная мысль. Подготовить выразительное чтение вслух; сохранив особый, сказочный ритм.
Урок 65 Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование. Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. 1. Слово учителя. Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения. — Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими? (Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Реализм, реалистический — творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.) — К каким произведениям — романтическим, реалистическим — относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»? Реалистические произведения — изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей. Романтические произведения — изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни. — К каким произведениям относятся повесть «детство» и рассказ «Старуха Изергиль»? Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света. Безумству храбрых поем мы славу». 2. Анализ легенды о Данко. 1) Где происходят события легенды? Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей. «Не своротить камня с пути думою». — Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».) Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты). — Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели — пройти через весь лес.) — В чем, по мнению людей, вина Данко? — Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».) — Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце — солнце, люди — камни.) — Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».) — Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.) — Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.) — Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?
3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов — «Что сделаю я для людей...» до конца).
III. Подведение итогов урока. — Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?
Домашнее задание: чтение рассказа Горького из «Сказок об Италии» — «Мать изменника».
Урок 66 Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. РАССКАЗ «МАТЬ ИЗМЕННИКА» ИЗ «СКАЗОК ОБ ИТАЛИИ» М. ГОРЬКОГО
Цели: проверка понимания прочитанного, знакомство с героями, их деяниями; гражданский долг — материнская любовь. Оборудование урока: произведения А. М. Горького, портрет.
Ход урока I. Организационный момент. II. Работа по карточкам. Карточка 1. Проанализируйте отрывок из «Легенды о Данко». Какими художественными средствами пользуется автор?
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь... — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая упала в гнилой гнев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. — Идем! — крикнул Данко. И бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, распавшись в искры, угасло...
Ответ: Это заключительная часть «Легенды...», рассказывающая о славном подвиге Данко, осветившем людям путь своим сер дцем и погибшем за них, оставив о себе память. Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма, невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они вновь становятся, как раньше, сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света, насыщенностью красок. Люди теперь «радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя. А один (очень похожей на Ужа из «Песни о Соколе») даже «наступил на гордое сердце ногой». М Горький использует в своей легенде много приемов, традиционных для фольклора: инверсию, повторы, ритм, олицетворения, сравнения. В этом отрывке много эпитетов (по форме обособленных определений), среди них цветовые.
Карточка 2. Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял?
Ответ. Это подвиг Прометея, похитившего у богов огонь для людей, чтобы согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Страшное наказание его постигло: прикованный к скале, он не мог пошевелиться, а огромные орлы терзали его печень. Бесконечно долго длились муки славного героя, но люди не забыли его. Имя Прометей стало нарицательным, так называют людей, которые готовы для других на подвиг самопожертвования, о людях, пренебрегающих своими интересами для блага всех.
Карточка 3. Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.
Ответ. Данко — молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием — это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее. Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа... Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль четок, как у очень красивого человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.31 (0.007 с.) |