Тема: А. М. Горький. Повесть «детство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: А. М. Горький. Повесть «детство»



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Заключительная работа по теме.

Тест.

1) Не является автобиографическим произведение:

а) М. Горького «Детство»;

б) Л. Н. Толстого «Детство»;

в) И. А. Бунина «Лапти».

2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

а) Алеша;

б) дядя Яков;

в) бабушка Акулина Ивановна.

3) Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

4) Рассказывал о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»;

б) что «это — живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...»

в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5) Тема произведения:

а) жизнь Алеши;

б) судьба деда;

в) рассказ о бабушке.

6) Название произведения:

а) указывает на главного героя,

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется:

а) типичной;

б) трагичной;

в) исключительной.

8) Главным героем произведения является.

а) вымышленный персонаж;

б) реальный человек;

в) сказочный персонаж.

9) Авторская позиция в произведении:

а) скрыта;

б) выражена в авторском повествовании;

в) передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

а) деда;

б) бабушки;

в) жены дяди Якова.

 

2. Инсценирование эпизодов из повести.

 

3. Демонстрация сценариев по повести.

 

Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по одной из тем: «Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина».

 

Уроки 63—64

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА

ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ. СОЧИНЕНИЕ

 

Цели: работать над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас.

Методические приемы: чтение текста, ответы на вопросы, анализ отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление планов к сочинениям.

1. Составление плана к сочинению «Судьба деда Каширина».

1) Наше первое знакомство с дедом.

2) Что рассказал он Алеше о прежней жизни?

3) Каковы его отношения с Григорием Ивановичем?

4) Как относится дед Каширин к своим сыновьям, внукам?

5) Какие качества проявляет во время пожара?

6) Ради чего жил дед Алеши?

7) Каков итог его жизни?

2. Составление плана к сочинению «Бабушка Акулина Ивановна».

1) Кем для Алеши была бабушка?

2) Отношение ее к богатству.

3) Любовь к людям.

4) Смелость, решительность Акулины Ивановны.

5) Связь ее с жизнью народа.

3. Рассказ по плану о бабушке, рассуждения подкреплять цитатами.

4. Составление цитатного плана, ответ по плану.

Характеристика Алеши.

1) «... Все не понравились мне...»

2) «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая... жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом вражды...».

3) «...Дед следит за мною умными и зоркими... глазами...».

4) «Нет, Максим не бил его, да и мне запретил».

5) «...Оно (сердце) стало... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

б) «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты».

7) «Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак...»

8) «Я не мог подойти к нему (Григорию Ивановичу)...»

9) «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей...»

10) «...Свинцовые мерзости дикой русской жизни...»

 

IV. Работа в черновиках.

V. Чтение и анализ 2—3 работ учащихся.

VI. Редактирование в черновиках.

VII. Написание сочинения в чистовик.

 

Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко (учебник, с. 84—87); подумать, какова ее главная мысль. Подготовить выразительное чтение вслух; сохранив особый, сказочный ритм.

 

Урок 65

Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ».

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.

Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.

— Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими?

(Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Реализм, реалистический — творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)

— К каким произведениям — романтическим, реалистическим — относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Реалистические произведения — изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.

Романтические произведения — изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.

— К каким произведениям относятся повесть «детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света.

Безумству храбрых поем мы славу».

2. Анализ легенды о Данко.

1) Где происходят события легенды?

Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей.

«Не своротить камня с пути думою».

— Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

— Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели — пройти через весь лес.)

— В чем, по мнению людей, вина Данко?

— Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».)

— Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце — солнце, люди — камни.)

— Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».)

— Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)

— Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

— Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?

 

3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов — «Что сделаю я для людей...» до конца).

 

III. Подведение итогов урока.

— Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?

 

Домашнее задание: чтение рассказа Горького из «Сказок об Италии» — «Мать изменника».

 

Урок 66

Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. РАССКАЗ «МАТЬ

ИЗМЕННИКА» ИЗ «СКАЗОК ОБ ИТАЛИИ» М. ГОРЬКОГО

 

Цели: проверка понимания прочитанного, знакомство с героями, их деяниями; гражданский долг — материнская любовь.

Оборудование урока: произведения А. М. Горького, портрет.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Проанализируйте отрывок из «Легенды о Данко». Какими художественными средствами пользуется автор?

 

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая упала в гнилой гнев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко. И бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, распавшись в искры, угасло...

 

Ответ: Это заключительная часть «Легенды...», рассказывающая о славном подвиге Данко, осветившем людям путь своим сер дцем и погибшем за них, оставив о себе память. Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма, невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они вновь становятся, как раньше, сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света, насыщенностью красок. Люди теперь «радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя. А один (очень похожей на Ужа из «Песни о Соколе») даже «наступил на гордое сердце ногой».

М Горький использует в своей легенде много приемов, традиционных для фольклора: инверсию, повторы, ритм, олицетворения, сравнения. В этом отрывке много эпитетов (по форме обособленных определений), среди них цветовые.

 

Карточка 2.

Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял?

 

Ответ. Это подвиг Прометея, похитившего у богов огонь для людей, чтобы согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Страшное наказание его постигло: прикованный к скале, он не мог пошевелиться, а огромные орлы терзали его печень. Бесконечно долго длились муки славного героя, но люди не забыли его. Имя Прометей стало нарицательным, так называют людей, которые готовы для других на подвиг самопожертвования, о людях, пренебрегающих своими интересами для блага всех.

 

Карточка 3.

Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.

 

Ответ. Данко — молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием — это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.

Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа...

Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль четок, как у очень красивого человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.026 с.)