Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: исследовать идейно-художественное своеобразие повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в свете этико-эстетических и художественных представлений сентиментализма. Задачи : - охарактеризовать этико-эстетическую программу писателя и ее преломление в повести; - проанализировать философский, нравственный и социальный аспекты художественного осмысления истории «бедной Лизы»; - выявить структурные компоненты повести, внешний и внутренний конфликты и особенности их разрешения; - проанализировать системы персонажей повести, определить роль Повествователя; - оценить роль пейзажа в повести. План: 1. Сентиментализм и его значение в русской литературе. 2. Проблематика повестей Н.М. Карамзина 1790-х годов («Деревня», «Фрол Силин, благородный человек», «Наталья, боярская дочь»). 3. Социальная и этическая проблематика повести «Бедная Лиза». 4. Особенности сюжетосложения повести: конфликт, интрига, этапы развития действия. 5. Мастерство Н.М. Карамзина-психолога: - способы раскрытия характеров; - средства изображения внутреннего мира героев; - карамзинское понимание специфики любовного чувства; - динамика чувств. 6. Язык и стиль повести. 7. Новаторство Н.М. Карамзина. Задания: 1. Изобразите графически систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 2. Выпишите из текста повести отрывки, позволяющие судить об отношении Повествователя к героям. 3. Выпишите в тексте произведения образы-символы, определите их роль в раскрытии авторского замысла. 4. Проследите развитие темы Эраста, обратившись к анализу других произведений Н.М. Карамзина («Юлия», «Чувствительный и холодный» и др.). 5. Составьте библиографию произведений русской литературы, авторы которых испытали на себе влияние «Бедной Лизы» Карамзина. 6. Подготовьте сообщения на темы: «Работа Карамзина над текстом повести «Бедная Лиза», «Имя и образ Лизы в русской литературе ХVIII-ХIХ вв.», используя материалы приложений к книге В.Н. Топорова «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения» (М., 1995).
Литература Основная: 1. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1971. С. 209-250. 2. Пумпянский Л.В. Сентиментализм// История русской литературы: В 10 т. М.-Л., 1947. Т.4. С. 430-445.. 3. Глухов В.И. Первые повести Карамзина и просветительская традиция // Язык и стиль: Метод, жанр, поэтика. Волгоград, 1977. 4. Лотман Ю.М. Черты реальной политики в позиции Карамзина 1790-х годов: к генезису исторической концепции Карамзина // Проблемы историзма в русской литературе. Конец ХVIII – начало ХIХ века (ХVIII век. Сб. 13). Л.. 1981. С. 102-131. 5. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура 18 - начала 19 века. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб, 2002. С. 383 – 388, 430 - 445. 6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
Дополнительная: 1. Алпатова Т.А. Повествователь – герой – читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». // Литература в школе. 2002. №7. С 3-6. 2. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности: Карамзин «Бедная Лиза». // Столетия не сотрут…: Русские классики и их читатели. М., 1989. С.8-20. 3. Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2 (44). Львов, 1984. С. 65-71. 4. Ковалевская Е.Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Языки русских писателей ХVIII века. Л., 1981. С. 176-193. 5. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания ХVIII века)// ХVIII век. Сб.7. М.; Л., 1966. С. 280-285. 6. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5-32. 7. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 111-117 8. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // ХVIII век. Сб.8. Л., 1969. С.259-268. 9. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет// Славяноведение. 1992. №5. С. 3-35. Или: Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-151. 10. Фохт Т.П. Литературная и фольклорная традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3-11. Занятие 7 Идейно-художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева Цель: проанализировать идейно-художественное своеобразие произведения А.Н. Радищева в аспекте динамики жанра «путешествия» и художественного метода Задачи: - выявить проблему жанра «Путешествия…» в рамках современного литературоведения; - проанализировать специфику художественной структуры произведения (сюжетно-композиционные особенности, хронотоп); - определить черты различных художественных методов (классицизма, просветительского реализма, сентиментализма) в произведении; - рассмотреть вопрос о соотношении образа Путешественника и автора произведения. План: 1. История создания и публикации произведения. 2. Проблематика «Путешествия». 3. Повествовательная структура: - описание действительности; - эмоциональная реакция персонажей; - соотношение сказанного Путешественником и другими персонажами. 4. Образная структура произведения: - основные образы «Путешествия», - соотношение типического и индивидуального в характерах «Путешествия», - портрет и пейзаж в образной структуре произведения. - особенности психологизма А.Н. Радищева. 5. Композиция произведения: - идейный и художественный смысл композиции «Путешествия», - жанровые особенности отдельных глав и произведения в целом, - ода «Вольность» и ее место в композиционной и идейной структуре произведения. 6. Стиль и проблема художественного метода «Путешествия». Задания: 1. Читая произведение Радищева, начертите в тетради схему передвижений Путешественника, внесите в нее временные «реалии» из текста книги. Что дает исследователю знание конкретного маршрута и хронологии путешествия? Как соотносятся в книге художественное и реальное время и пространство? Чем отличаются хронотопы Путешественника и автора произведения? 2. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры использования Радищевым различных стилистических пластов. Как соотносятся в произведении речь автора и речь героев? 3. Изобразите графически композицию «Путешествия». Определите основные принципы деления текста на композиционные единицы, типы связок между ними. 4. Подготовьте сообщения на темы: «А.Н. Радищев и А.С. Пушкин» (на материале статьи А.С. Пушкина «Путешествие из Москвы вы Петербург»), «А.Н. Радищев в русской критике», «Книга Радищева и русские «путешествия» ХVIII века», «История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» (индивидуальные задания). Литература Основная: 1. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века. Волгоград, 1976. С. 157-194. 2. Гуревич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе. Конец ХVIII – первая половина ХIХ века. Ташкент, 1987. Гл. III/ 3. Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности» // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992. С. 475-623. 4. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии. Л., 1974. 5. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145-162. 6. Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» // Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958. С. 77-103. 7. Эйдельман Н. «Вослед Радищеву» // Эйдельман Н. Из потайной истории России ХVIII – ХIХ веков. М., 1993. С. 50-81. Дополнительная 1. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М., 1983. С. 28-74. 2. Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности» // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992. С. 600-623. 3. Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1972. 4. Ковалева Н.И. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98-106. 5. Моисеева Г.Н. К пониманию идейного замысла «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (глава «Тосна») // ХVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 185-191. 6. Немировский И.В. Статья А.С. Пушкина «Александр Радищев» и общественная борьба 1801-1802 годов // ХVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. С. 123-134. 7. Травников С.Н. А.Н. Радищев и русские «путешествия» ХVIII века // Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы ХVIII-ХIХ вв. М., 1978. С. 117-125. Тексты для чтения (обязательный минимум) Произведения Петровской эпохи: Юности честное зерцало; Гистория о российском матросе Василии Кориотском; Гистория об Александре, российском дворянине. Феофан Прокопович: О поэтическом искусстве; Владимир; Епиникион; Плачет пастушок в долгом ненастьи; О суетный человече, рабе неключимый…; Кто крепок на Бога уповая; К сочинителю сатир. Стефан Яворский: Стяжателя сих книг последнее книгам целование; Ты облечена в солнце, Дево Богомати… А.Д. Кантемир: Сатиры (I, II, III, IV, VII); Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских В.К. Тредиаковский: Новый и краткий способ к сложению российских стихов…; Элегия о смерти Петра Великого; Стихи похвальные России; Ода торжественная о сдаче города Гданска; Тилемахида; басни. М.В. Ломоносов: Письмо о правилах российского стихотворства; Ода на взятие Хотина 1739 года; Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года; Разговор с Анакреоном; Петр Великий; Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния; Утреннее размышление о Божием величестве…; Переложения псалмов 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145; Письмо о пользе стекла; Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф… в 1761 году; Тамира и Селим; Демофонт. А.П. Сумароков: О русском языке; О стихотворстве; лирика; О благородстве; О честности; О злословии; хор ко превратному свету; О добродетели; Ода на суету мира; Ода… 1968 года; На суету человека; К неправедным судьям; Хореев; Гамлет; Синав и Трувор; Дмитрий Самозванец; Кривой толк; Третейский суд; Пустая ссора; Рогоносец по воображению; басни. Ф.А. Эмин. Адская почта; Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда. М.Д. Чулков: Пересмешник, или Словенские сказки; Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины. В.И. Майков: оды; басни (по выбору). М.М. Херасков: Россияда; Чесмесский бой; Венецианская монахиня; Молитва; Время; Апрель; Пастушка; Освобожденная Москва; Школа добродетели (или другая «слезная драма»). Н.П. Николев: Сорена и Замир. П.А. Плавильщиков: Ермак, покоритель Сибири. Д.И. Фонвизин: Бригадир; Недоросль; Послание ко слугам моим…; Лисица-казнодей; Всеобщая придворная грамматика. Я.Б. Княжнин: Хвастун; Вадим Новгородский; Утро; Стансы Богу; Стансы на смерть. В.В. Капнист: Ябеда; Ода на рабство; Вездесущность и промысел Божий; Ода на дружество; сатиры (по выбору студента). И.Ф. Богданович: Душенька. И.И. Хемницер: сатиры; эпиграммы; басни (по выбору). М.Н. Муравьев: Ночь; Истинная красота; Утро; Сила гения; Богине Невы; К музе; баллады (по выбору). Г.Р. Державин: На смерть князя Мещерского; Стихи на рождение в Севере порфироносного отрока; Властителям и судиям; Фелица; Благодарность Фелице; Видение мурзы; Бог; На взятие Измаила; Водопад; Мой истукан; Вельможа; На пребывание Суворова в Таврическом дворце; Заздравный орел; Памятник; К лире (Петь Румянцева собрался…); Снигирь; На смерть Суворова; Лебедь; Евгению. Жизнь Званская; Река времени в своем стремлении…; Приглашение к обеду; Ласточка; Ключ; Лето; Венец бессмертия. А.Н. Радищев: Житие Федора Ушакова; Путешествие из Петербурга в Москву; Дневник одной недели; Ты хочешь знать: кто я? Что я?..; Семнадцатое столетие; Сафические строфы. Н.М. Карамзин: Бедная Лиза; Деревня; Наталья, боярская дочь; Фрол Силин; Остров Борнгольм; Сиерра-Морена; Марфа-посадница; Моя исповедь; Рыцарь нашего времени; Чувствительный и холодный; лирика (Осень; Веселый час; Непостоянство; Кладбище; Песнь мира); Что нужно автору?; Письма русского путешественника; История государства Российского (в сокращении). И.И. Дмитриев: Ермак; Стонет сизый голубочек; Ах! Когда б я прежде знала…; Модная жена4 К Волге; К лире; Ночь; Наслаждение; надписи; эпиграммы; басни. И.А. Крылов: Почта духов; Каиб, Триумф (Подщипа); Урок дочкам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.007 с.) |