Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский сентиментализм. Лирика Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева

Поиск

План

1. Тематика лирики Н.М. Карамзина:

· нравственно-философская проблема счастья («Послание к Александру Алексеевичу Плещееву»);

· о творчестве («Поэзия», «К бедному поэту»); о смерти, памяти умерших («Кладбище»);

· о любви («Странность любви, или Бессонница», «Непостоянство»);

· гражданская лирика («К милости», «Тацит»).

2. Эстетика и поэтика сентиментализма в лирике Н.М. Карамзина. Концепция личности чувствительного человека. Индивидуальная ценность внутренней жизни, способности к сопереживанию, к любви. «Новый слог» Карамзина.

3. Жанровое своеобразие лирики И.И. Дмитриева:

· героико-патриотические произведения («Ермак», «К Волге»);

· элегии (стихотворение «Элегия»);

· послания («К Гавриле Романовичу Державину»);

· стансы («Стансы к Н…М…К***» - к Н.М. Карамзину);

· оды («Ода П.П.Б.» - П.П. Бекетову и др.);

· экспромт («Стихи на игру Дица»);

· песни («Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я раньше знала…» и проч.).

 

Практическое задание

1. Выполнить анализ одного из стихотворений Н.М. Карамзина или И.И. Дмитриева

2. Прочитать 6-й блок текстов для обязательного изучения.

 

Доклад

Забытые имена XVIII века. А.Т. Болотов. По работе: Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 2001.

Литература

Тексты

1. Дмитриев И.И. Сочинения / Сост. И коммент. А.М. Пескова и И.З. Сурат. – М., 1986.

2. Дмитриев И.И. Стихотворения: К лире / Сост. И примеч. Е. Лебедева, М. Георгедзе. – М., 1987.

3. Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. – Л., 1970. – С. 653-664, 675-686.

4. Русская литература – век XVIII. Лирика. – М., 1990. – С. 581-644.

5. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1985. – С. 364-372.

Учебник

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1998. – С. 442-448.

Критическая и научно-исследовательская литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья II // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1981. – Т.6. – С. 103-182.

2. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С. 24-147.

3. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 частях. – М.,2001. – Ч. I,II. – С. 112-126.

4. Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Карамзин. И.И. Дмитриев // История русской поэзии: В 2 томах. – Л., 1968. – Т.1. – С. 163-187.

5. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. – С. 285-323. Или: Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах. – Таллин, 1992. – Т.2. – С. 159-193; Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997. – С. 418-455.

6. Макогоненко Г.П. «Рядовой на пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева) // Макогоненко Г.П. избранные работы: о Пушкине, его предшественниках и наследниках. – Л., 1987. – С. 8-73.

7. Николаев Д.П. «Я подвиг предка воспеть хочу!» (Гражданско-патриотические мотивы в поэзии И.И. Дмитриева 1790-х годов) // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М., 2005. – С. 721-762.

Практические занятия 8-9

Проза русского сентиментализма.

План

1. «Письма русского путешественника». Традиции западноевропейской и русской литературы путешествий. Синтез жанров.

2. Тематика «Писем…». Общественно-политическая и культурная жизнь Европы глазами русского путешественника. Энциклопедичность повествования, приемы создания иллюзии подлинных писем.

3. Автор в «Письмах русского путешественника».

4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Субъективизм повествования. Литературный контекст повести.

5. Проблема историзма в повестях Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Сопоставительный анализ.

6. Гражданский пафос и сентименталистская чувствительность в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

7. Сюжетно-композиционная структура «Путешествия». Значение оды «Вольность», Речи о Ломоносове.

 

Практическое задание

1. Описать историческую эпоху повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница»: реально-исторический и вымышленный планы повествования, признаки сентиментализма.

2. Прочитать 7-8-й блоки текстов для обязательного изучения.

 

Доклад

Обзор работы: Топоров В.Н. «Бедная Лиза»: Опыт прочтения. – М., 1995.

 

Литература

Тексты

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 506-519.

2. Карамзин Н.М. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 543-584.

3. Карамзин Н.М. Наталья, боярская дочь: повести. – М., 1988. – С. 18-52.

4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 55-504.

5. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992.

6. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1938-1952.

 

Учебники

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1998. – С. 423-441.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 365-389.

Научно-исследовательская литература

1. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. – Л., 1984. – С. 525-606. Или: Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997. – С. 484-564.

2. Кулакова Л. И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Л., 1972.

3. Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии. Л., 1974.

4. Лотман Ю.М. Политическое мышление Радищева и Карамзина и опыт французской революции // Великая французская революция и русская литература. Л., 1990.

5. Николаев Д.П. «Я вспомнил Россию, любезное отечество…» (Россия, русские люди и русская нация на страницах «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина) // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М., 2005. – С. 628-681.

6. Орлов В. Н. Радищев и русская литература. Л., 1982.

7. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995.

8. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. – С. 93-122.

 

Проверка знания текстов.

Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.

 

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

БЛОК

  • История о российском матросе Василии Кориотском.
  • История об Александре, российском дворянине.
  • Феофан Прокопович. Трагедо-комедия «Владимир», лирика (по выбору).
  • А.Д. Кантемир На хулящих учение. К уму своему (сатира I); Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных (сатира II). Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских.

БЛОК

  • В.К. Тредиаковский. Переводные романы: «Езда в остров любви», «Тилемахида» (в отрывках). Лирика (2-3 стихотворения из цикла «Стихи на разные случаи»). Новый и краткий способ к сложению российских стихов.
  • М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Письмо о пользе стекла. Случились вместе два астронома в пиру. Кузнечик. Памятник. Гимн бороде. Ода на день восшествия…имп. Елисаветы Петровны…1747 года. Утреннее размышление о Божием величестве. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

БЛОК

  • А.П. Сумароков Трагедии «Хорев», «Димитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Рогоносец по воображению», «Хор ко превратному свету», 2-3 песни и басни (по выбору).
  • Г.Р. Державин. Фелица. Вельможа. Властителям и судиям. Евгению. Жизнь званская. Приглашение к обеду. На смерть князя Мещерского. Бог. Водопад. Анакреонтическая лирика. Объяснения на сочинения Державина (автоком­ментарии к перечисленным выше стихотворениям).

 

БЛОК

  • Журнальная сатира 1769-1774. Полемика о сатире в журналах «Трутень» и «Всякая всячина». Рецепт для г-на Безрассуда. Копии с отписок («Трутень»). Письма к Фалалею. Отрывок путешествия в ***.
  • И.А. Крылов. Журналы «Почта духов», «Зритель» (восточная повесть «Каиб», Похвальные речи). Шутотрагедия «Подщипа». Оды: «К счастью», «Уединение». Послание «К другу моему», «Письмо о пользе желаний».

БЛОК

  • Ф.А. Эмин. Романы: «Похождения Мирамонда», «Письма Эрнеста и Доравры» (в отрывках).
  • М.Д. Чулков. Роман «Пригожая повариха».
  • М.М. Херасков. Трагедии «Венецианская монахиня», «Освобожденная Москва», «Россиада» (в сокращении). Лирика: «Молитва», «Время», «О суетных желаниях» или другие произведения по выбору.

БЛОК

  • В.И. Лукин. Мот, любовью исправленный. Щепетильник (прочесть одну из комедий).
  • Я.Б. Княжнин. Трагедия «Вадим Новгородский», комедии «Хвастун» или «Чудаки», комическая опера «Несчастье от кареты».
  • В.В. Капнист. Комедия «Ябеда». Из цикла «Анакреонтические песни» 2-3 стихотворения. Цикл «Горацианские оды» (Певцу Фелицы, Суетность жизни или другие произведения по желанию).
  • Д.И. Фонвизин. Бригадир. Недоросль. Лисица-кознодей. Послание к слугам моим. Письма из-за границы. Всеобщая придворная грамматика.

БЛОК

  • И.Ф. Богданович. Поэма «Душенька». Оды, песни, стансы (4-5 стихотворений по выбору).
  • В.И. Майков. Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх».
  • «Легкая поэзия» М.Н. Муравьева, Н.А. Львова (4-5 стихотворений по выбору).
  • И.И. Дмитриев. Ермак. К Волге. Элегия (Подражание Тибуллу). К Гавриле Романовичу Державину. Стансы к Н…М…К*** (Н.М. Карамзину). Ода П.П.Б. (П.П. Бекетову). Стихи на игру Дица. Песни «Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…».

8 БЛОК

· Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника (в сокращении). Повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница», «Остров Борнгольм». Лирика: «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву», «Поэзия», «К бедному поэту», «Странности любви, или Бессонница», «Непостоянство», «К милости», «Тацит».

· А.Н. Радищев. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Житие Ф.В. Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву.

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.

Тематику докладов, предлагаемых для подготовки студентам см. в планах практических занятий. Домашние задания см. в методических рекомендациях студенту.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Русский классицизм. Философская, идеологическая, по­этическая основы. Эстетическая позиция писателей. Национальная специфика.

2. Литература первых десятилетий XVIII века. Анонимные повести (темы, сюжеты, герои). Театр. Драматургия.

3. Феофан Прокопович. Личность и творчество. Религиозно-публи­цис­ти­ческие произведения. Трагедо-комедия «Владимир» Проблематика и поэтика.

4. В.К. Тредиаковский. Лирика. Переводы. Реформа стихосложения.

5. А.Д. Кантемир. Специфика жанровой модели сатир Кантемира. Приемы создания образов.

6. М.В. Ломоносов. Личность, творческий путь. Труды по теории стихотворства, в области литературного языка. Эстетический манифест «Разговор с Анакреоном».

7. М.В. Ломоносов. Ода как жанр. Поэтический канон. Анализ одной из од.

8. Научная и религиозно-философская поэзия М.В. Ломоно­сова. Проблема человека и вселенной.

9. Трагедии А.П. Сумарокова – произведения классицизма. Проблема власти в трагедии «Димитрий самозванец».

10. Тематика, проблематика, эволюция жанра комедий А.П. Су­марокова. Анализ одной из комедий.

11. Жанровый состав лирики А.П. Сумарокова. Абстрактно-поэтический пси­хо­логизм песен, автор-повествователь и аллегория в баснях.

12. Журнальная сатира 1769–1774 годов. Полемика «Всякой всячины» и «Трутня» по вопросам задач и характера сатиры. Новаторский характер сатиры Н.И. Новикова.

13. Жанр «слезной» комедии в творчестве В.И. Лукина. Охарактеризовать одну из комедий.

14. Ранние сатирические произведения Д.И. Фонвизина.

15. Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль». Проблема просвещения разума и сердца и ее решение. Три единства в построении действия.

16. Творчество Я.Б. Княжнина. Трагедии, комедии, комиче­ская опера «Несчастье от кареты».

17. В.В. Капнист. Комедия «Ябеда» – жанр высокой комедии. Проблемы тирании и судейского беззакония и способы их разре­шения.

18. Литературная деятельность В.И. Майкова. Ирои-комическая поэма «Ели­сей, или Раздраженный Вакх». Бурлеск и пародия в сюжетной конструкции.

19. Ирои-комическая поэма И.О. Богдановича «Душенька» Мифологическое и фольклорное начала в поэме. Авторское отно­шение к изображаемому. «Легкий слог» в лирике Богдановича.

20. Г.Р. Державин. Общая характеристика творческого пути. Тематическая классификация поэзии Державина.

21. Тема Фелицы в творчестве Г.Р. Державина. Новаторство Державина-одописца. Синтез одического и сатирического. Образ лирического героя.

22. Религиозно-философская и анакреонтическая лирика Г.Р. Державина.

23. М.М. Херасков. Трагедия «Венецианская монахиня». Про­блема нрав­ст­вен­ного долга и судьбы. Лирика, ее поэтика.

24. Писатели-разночинцы. Романы Ф.А. Эмина: «Похождения Мирамонда», «Письма Эрнеста и Доравры».

25. М.Д. Чулков. Жанровые особенности романа «Пригожая повариха».

26. Журнал И.А. Крылова «Почта духов». Бытописание и философские проблемы. Композиция, сюжетные линии, сатирическая типология.

27. Восточная повесть И.А. Крылова «Каиб» и пародийные речи в журнале «Зритель». Одическое творчество: «К счастию», «Уединение», послание «К другу моему», «Письмо о пользе желаний».

28. Истоки и поэтика русского сентиментализма.

29. Н.М. Карамзин. «Письма русского путешественника» как«зеркало души» автора. Очерковое и историческое начала «Писем…».

30. Повести Н.М. Карамзина как произведения сентиментализма. Анализ одной из повестей.

31. Лирика Н.М. Карамзина. Тематика, эстетика, поэтика, концепция личности чувствительного человека.

32. Жанровое разнообразие лирики И.И. Дмитриева. Анализ одного из стихотворений.

33. Жанровые формы раннего творчества А.Н. Радищева: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Ф.В. Ушако­ва». «Дневник одной недели» как произведение сентиментализма.

34. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности жанра, структуры. Автор и герой-рассказчик.

 

7. Учебно-методическое обеспечение

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учебники, учебные пособия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.009 с.)