Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанр трагедии в русском классицизме. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________ /Стукен Т.Ю,/ «_____» ________________ 20__ г.
Учебно-методический комплекс дисциплины « История русской литературы XVIII века » цикл ФГОС ВПО Б3 Б.05 часть обязательная (Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)
к следующим образовательным программам по направлению подготовки бакалавра
г. Омск – 2011 г. Программа дисциплины «История русской литературы XVIII века»
Разработана (2008 г.): Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание) Чимиричкина М.В. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Актуализирована (2011 г.):
Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Программа рассмотрена на заседании кафедры РиЗЛ (протокол №1 от "31" августа 2011г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы В.В. Соломонова
Декан филологического факультета О.С. Иссерс
1. Цели освоения дисциплины: представить эволюцию и специфику литературных явлений XVIII века с учетом русского и зарубежного идеологического, религиозно-философского, культурно-исторического, эстетического и этического контекстов. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: - обозначить двуполярность эстетического сознания писателей XVIII века, выразившуюся в рационалистическом искусстве классицизма и нравственно-этическом – сентиментализма; - показать специфику новой литературы в соотношении с древнерусским и западноевропейским художественным наследием; - рассмотреть структурно-поэтическую систему жанров в индивидуальном авторском выражении; - предложить критерии оценки художественного текста и методы его анализа. В результате изучения курса студенты должны: - понять соотношение литературного процесса и особенностей общественно-исторической и культурной жизни России XVIII века; - усвоить полемический характер оценки литературы XVIII столетия в целом и творчества отдельных писателей, связанный с проблемами преемственности, заимствования, специфики и новаторства; - представить картину возникновения и эволюции основных литературных методов и направлений (исторические предпосылки, система философских взглядов, эстетические концепции мира и человека, поэтические принципы, жанровая динамика); - знать содержание художественных текстов и уметь их анализировать с учетом основных тенденций развития литературы XVIII века. 2. Место дисциплины в структуре ООП вуза Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История древнерусской литературы» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом). Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история зарубежной литературы 17-18 вв., история русской литературы первой трети XIX в., отечественная и зарубежная история и философия, культурология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Критерии оценки знаний студентов
Максимально возможное количество набранных баллов – 100.
Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:
1. Посещение лекций и практических занятий – 25 баллов (15 лекций, 10 практических занятий по 1 баллу). Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме. · Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл. · Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла. · Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.
2. Работа на практических занятиях – 25 баллов (10 практических занятий по 2,5 балла). · Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2,5 балла. · Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 2 балла. · Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1,5 балла. · Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл. · Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0,5 балла. · Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.
3. Выступление с докладом – 4 балла. В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек). · Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 4 балла. · Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 3 балла. · Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 2 балла. · Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 1 балл. · Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 0,5 балла. · Отсутствие доклада – 0 баллов.
4. Проверка знания текстов – 16 баллов. Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций. · Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла. · Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла. · Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл. · Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0,5 балла. · Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов. 5. Экзамен – 30 баллов. · Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов (отлично*). · Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла (хорошо). · Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов (удовлетворительно). · Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 12 баллов (удовлетворительно). · Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов (неудовлетворительно). · Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов (неудовлетворительно).
Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.
* Здесь и далее в скобках указывается результат оценивания знаний по классической шкале, без использования балльно-рейтинговой системы. 4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени) Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц; 128 часов
Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен. 5. Содержание дисциплины
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Вводная лекция. Основное содержание исторического и литературного процессов XVIII века. Доктрина просвещенного абсолютизма. Рационалистическое мировосприятие. Проблема преемственности. Европеизация и национальное своеобразие. Периодизация.
2. Литература Петровской эпохи. Реформы Петра I, их значение для России. Анонимные повести («гиштории»). Драматургия (первый публичный театр Кунста/Фюрста, школьная драматургия). Лирика переходной эпохи. Ораторская проза. Творчество Феофана Прокоповича.
3. Русский классицизм. Философские основы, рационалистическая эстетика и поэтика. Иерархия жанров, идеологическая и этическая установки. Полемика по вопросам теории русского классицизма (И.З. Серман, П.Н. Берков, Г.А. Гуковский, О.Б. Лебедева).
4. Сатиры А.Д. Кантемира. Жизненный и творческий путь Кантемира. Сатиры Кантемира как первые произведения русского классицизма. Особенности поэтики сатир. Творческая эволюция Кантемира – от ранних сатир к поздним. Трактат о русском стихосложении «Письмо Харитона Макентина...».
5. Творчество В.К. Тредиаковского. Переводные романы. «Езда в остров любви». «Стихи на разные случаи» – первая лирическая книга в русской литературе. Своеобразие поэтического языка Тредиаковского. Реформа русского стихосложения. Орфографическая реформа. Труды по истории и этимологии.
6. М.В. Ломоносов. Личность и творчество. Филологические труды в области стихотворства и литературного языка. Эстетический манифест «Разговор с Анакреоном». Ода как жанр классицизма. Поэтика торжественной оды М.В. Ломоносова (анализ «Оды на день восшествия на престол… Елизаветы Петровны 1747 год»). Духовные оды М.В. Ломоносова. Личностная эмоциональная позиция поэта в трактовке высокой темы. Анакреонтика (бытовые аспекты авторского чувства).
7. А.П. Сумароков – теоретик русского классицизма. Лирика Сумарокова, ее жанровый состав. Трагедии и комедии, творческая эволюция Сумарокова-драматурга. «Полемика» Сумарокова с Шекспиром (переводная трагедия «Гамлет»). «Наставление хотящим быти писателями» как эстетическая программа русского классицизма.
8. Г.Р. Державин. Личность и творчество. Поэзия как синтез высокого и сатирического. Классификация лирики. Проблема лирического «я», его эстетическое значение. Эмпирическая поэзия Г.Р. Державина. Человек в бытовой, социальной, исторической сферах. Ода «Фелица». Духовное содержание одической поэзии Державина. Философская проблема смысла жизни и судьбы. Человек и Вселенная в одах «Бог», «Водопад», «На смерть князя Мещерского». Сатирическая, победно-патриотическая и анакреонтическая лирика Г.Р. Державина. Поэтическое новаторство.
9. Сатирическая журналистика 1769-1774 гг. Журналы «Всякая всячина», «Трутень», «Живописец». Идеологические позиции Екатерины II и Н.И. Новикова. Эстетические принципы Новикова (полемика «Всякой всячины» и «Трутня»). Художественное творчество Н.И. Новикова. Одическое и сатирическое начала в нем. Жанровое своеобразие.
10. Раннее творчество И.А. Крылова. Лирика. Ее духовное содержание. Журнал «Почта духов». Бытовое сатирическое и философско-идеологическое содержание журнала. Типология героев. Журнал «Зритель». Пародийные жанры. Драматургия.
11. Массовая прозаическая литература конца XVIII в. Творчество Ф. Эмина. Роман-путешествие «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда», роман воспитания чувств «Письма Эрнеста и Доравры». Роман М. Чулкова «Пригожая повариха» и традиции западно-европейской плутовской романистики.
12. Творчество М.И. Хераскова. Лирика Хераскова. Эпическая поэзия («Россиада»). Своеобразие драматургии Хераскова.
13. Проблема создания русского национального театра и репертуара. Отечественная комедия. Полемика по вопросу характера комедии (смешное или «слезное» содержание). Зарубежные ориентиры серьезной комедии.
14. Драматургия Д.И. Фонвизина. Сатирическое и высокое начала комедий «Бригадир» и «Недоросль» и способы их выражения. Типология героев. Проблема жанра комедии «Недоросль». Тема нравственного воспитания и духовности.
15. Поэзия конца XVIII в. Предсентиментализм. Лирика И. Богдановича, М. Муравьева, Н. Львова. Различие между бурлеском и ирои-комической поэмой. Позиции Скарона и Буало. Творчество В. Майкова. «Игрок ломбера», «Елисей или раздраженный Вакх». Поэма И. Богдановича «Душенька».
16. Истоки русского сентиментализма. Философская основа сентиментализма, его эстетические установки, типология конфликта. Поэтика, специфика. Поэзия И.И. Дмитриева. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника». Своеобразие жанра: синтез эпистолярного, очеркового, историко-публицистического начал. Герой – повествователь и автор. Повести Н.М. Карамзина как произведения сентиментализма. Историзм и субъективизм повествования. Духовные принципы писателя, выраженные в его творчестве.
17. А.Н. Радищев. Общественно-политическая позиция писателя и сентименталистская форма ее выражения. «Путешествие из Петербурга в Москву». Внешний и внутренний сюжеты книги. Соотношение автора и героя повествования. Композиция, тематика, проблематика, жанр.
18. Проверка знания текстов. Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1 Сатира А.Д. Кантемира План 1. Общая характеристика сатир Кантемира (I-IX): темати
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.012 с.) |