Итоговый государственный экзамен по Русской литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговый государственный экзамен по Русской литературе



Кафедра русской литературы

Государственный экзамен

По русской литературе

Программа и методические рекомендации

для студентов направления 031000.62 – «Филология»

 

 

Пермь 2012


 

 
 
 
Авторы-составители: А.А. Арустамова, д. филол. н., профессор; С.В. Бурдина, д. филол. н., профессор; Б.В. Кондаков, д. филол. н., профессор; Р.С. Спивак, д. филол. н., профессор; Е.М. Четина, к. филол. н., доцент; А.Э. Якунина, к. филол. н., доцент
 
   

 

Рецензент: доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного педагогического университета Т.Н. Фоминых.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 031001.62 — «Филология» и методическими рекомендациями для проведения итоговой государственной аттестации и оценки качества подготовки выпускников, подготовленными Президиумом Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

Адресовано студентам направления «Филология» (профиль «Русский язык и литература») филологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета.

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета 20 февраля 2012 года (протокол № __).


ВВЕДЕНИЕ

Государственными образовательными стандартами Высшего профессионального образования установлено, что выпускники университетов, в том числе направления «Филология», получают дипломы о высшем образовании, если смогут пройти процедуру итоговой государственной аттестации.

Целью итоговой государственной аттестации является оценка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты).

Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с Председателем, утверждаемым Министерством образования и науки РФ; состав ГАК утверждается приказом Ректора Пермского государственного университета. В состав ГАК включаются представители работодателей.

Итоговая государственная аттестация включает в себя два испытания профессиональной зрелости. Выпускник должен, во-первых, успешно сдать государственный экзамен. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Филология» и с решением Ученого совета филологического факультета студенты, специализирующихся по лингвистике, сдают экзамен по русской литературе; студенты, специализирующиеся по литературоведению, сдают экзамен по русскому языку. Во-вторых, выпускники должны написать и защитить перед Государственной аттестационной комиссией выпускную квалификационную работу (называемую иногда итоговым сочинением или проектом).

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, полностью завершившие освоение основной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Списки студентов, допущенных к итоговому государственному экзамену, вывешиваются деканатом за пять дней до их начала. Зачетные книжки студентов, заполненные в соответствии с установленными правилами, сдаются студентами в деканат филологического факультета не позднее, чем за неделю до определенного графиком начала процедуры итоговой аттестации. Студенты, зачетные книжки которых на момент проведения государственного экзамена не заполнены в соответствии с установленными правилами, к итоговым аттестационным испытаниям не допускаются.

Программа

Государственного экзамена

По русской литературе

Программа итогового государственного экзамена по русской литературе разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Филология» и включает основные разделы курса «История русской литературы», изучаемого студентами на протяжении 2 – 9 семестров. К Программе приложен список основной литературы, необходимой для подготовки к экзамену. Программа утверждена Ученым советом филологического факультета.

На основе программы экзамена кафедрой русской литературы составляются экзаменационные билеты, которые утверждаются Председателем ГЭК для приема экзамена по русской литературе. Каждый билет включает два вопросы, один из которых посвящен древнерусской словесности или русской литературе XVIII – XIX вв., другой – русской литературе XX – начала XXI вв. Вопросы экзаменационного билета отличаются от вопросов, предлагающихся во время семестровых экзаменов. Они формулируются более широко и включают в себя несколько научных аспектов.

Перед экзаменом для студентов филологического факультета проводятся обзорные лекции и консультации.


ДРЕВНЕРУССКАЯ сЛовесность

Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» и литература его времени. Художественная природа «Слова». Образ автора. Основная идея произведения. Героический пафос «Слова». Образ Русской земли. Лиризм «Слова». Особенности сюжета и композиции. Связь с народной поэзией. Литературная судьба «Слова о полку Игореве». «Слово» и памятники Куликовского цикла («Задонщина»). Дискуссия о времени создания «Слова».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века

Г.Р. Державин в литературном процессе XVIII – начала XIX века.

Поэтическое мастерство Державина. Традиции и новаторство в его творчестве («Фелица», «Евгению. Жизнь Званская»). Гражданская поэзия Державина («Властителям и судиям», «Фелица»). Преходящее и вечное в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог»). Анакреонтика. Исследование творчества Г. Державина в работах П. Беркова, Г. Макогоненко, П. Орлова, Г. Ионина. Державинское направление в русской поэзии.

Литературные направления последней трети XVIII века.

Система литературных направлений русской литературы последней трети XVIII века. Идеи европейского Просвещения и их переоценка на русской почве. Взаимодействие литературных направлений (классицизма, просветительского реализма, сентиментализма, предромантизма) в произведениях русских писателей конца века (Г. Державина, А. Радищева и др.). Н.М. Карамзин и его литературное окружение. Художественные открытия Карамзина.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века

Творчество А.С. Пушкина.

Богатство содержания пушкинской лирики; ее эстетическое совершенство и своеобразие. Основные мотивы, темы, жанры и проблемы стихотворений А.С. Пушкина в связи с эволюцией его творчества. Своеобразие ранней лирики. Романтические поэмы. Философская лирика 1830-х годов. Поздние поэмы. Образ Петербурга в стихотворениях и поэмах Пушкина. Новаторство поэзии Пушкина.

Реалистические принципы изображения действительности в трагедии «Борис Годунов». Историко-философская концепция «Бориса Годунова». Проблема личности в истории. Образ народа. Значение художественных открытий, сделанных Пушкиным в «Борисе Годунове», для последующего развития русской литературы.

Особенности интерпретации Пушкиным «вечных» сюжетов и образов мировой литературы. «Маленькие трагедии».

Особенности поэтики романа в стихах «Евгений Онегин». В. Белинский о романе как о «вершинном» произведении А.С. Пушкина. Полемика в русской критике по поводу «пушкинского наследия». Интерпретация творчества Пушкина в работах Н. Чернышевского, Д. Писарева, В. Соловьева, Д. Мережковского. Основные аспекты исследования романа Пушкина в литературоведческих трудах Г. Гуковского, Д. Благого, Ю. Лотмана, С. Бочарова, В. Непомнящего и др. литературоведов.

Творчество М.Ю. Лермонтова.

Проблема личности в поэтическом творчестве М. Лермонтова. Основные черты лермонтовского лирического героя, его трагическое мироощущение; эволюция его образа. Философская глубина мысли. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций. Романтические поэмы («Мцыри», «Демон»): герой и конфликт. Специфика лермонтовского демонизма в контексте художественных исканий европейской литературы.

Проблема «героя времени» в русской литературе. Сопоставление Пушкина и Лермонтова в русской критике. «Герой нашего времени»: философская проблематика; мастерство психологического анализа. Значение образа Печорина для постановки проблемы личности. Изображение духовной жизни героя, его трагического сознания, самоанализа, философских размышлений. Психологический портрет. Значение художественных открытий Лермонтова для русской литературы второй половины XIX века.

Творчество Н.В. Гоголя.

«Петербургские повести» Н. Гоголя в контексте русской литературной жизни 1840-х годов. Специфические особенности гоголевского стиля и поэтика «натуральной школы». Особенности проблематики, изображения характеров и конфликтов, деталей быта, авторской позиции в произведениях «натуральной школы». Значение натуральной школы для развития русской литературы.

Художественный замысел и поэтика «Мертвых душ» Н. Гоголя. Сочетание в поэме сатиры с высоким лирическим пафосом; сложность идейно-художественной концепции русской жизни. Сопоставление критических оценок «Мертвых душ», данных К. Аксаковым, С. Шевыревым и В. Белинским. Эволюция восприятия поэмы в общественном сознании ХIХ и ХХ вв. Концепции творчества Н. Гоголя в работах В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Г. Флоровского, К. Мочульского, В. Набокова. «Мертвые души» в интерпретации современных литературоведов.

 

Творчество И.С. Тургенева.

Идейная проблематика «шестидесятых годов» и ее отражение в прозе И. Тургенева. Эволюция типа «лишнего человека» в романах И. Тургенева. Образы Рудина, Инсарова, Базарова. Характер связи героев Тургенева с эпохой. Стилевое своеобразие романов. Специфика психологизма. Критика о романах И. Тургенева.

Творчество И.А. Гончарова.

Роман «Обломов» в контексте трилогии И.А. Гончарова. Обломов и Штольц как типы времени. Особенности реализма романа. Психологический анализ. Проблема национального своеобразия образа Обломова. Философское и социальное содержание романа. Полемика вокруг романа «Обломов» в русской критике 1860-х годов (Н. Добролюбов, А. Дружинин). Интерпретации романа в работах современных литературоведов.

Творчество Н.А. Некрасова.

Демократизм Н. Некрасова как программная черта его поэзии. Реализм в изображении народной жизни. Крестьянская тема в стихотворениях и поэмах 1850–1860-х годов. Специфика психологизма. Фольклорная образность в поэмах «Коробейники», «Мороз-Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Тема русского народа и будущего России в цикле «Последние песни».

Творчество Л.Н. Толстого.

Изображение сложности психологического мира ребенка, подростка, юноши в автобиографической трилогии. «Диалектики души» в произведениях Л. Толстого. «Севастопольские рассказы»: жанровое своеобразие; беспощадный реализм в изображении человека на войне. Значение ранней прозы Толстого для дальнейшего творческого пути писателя.

Основные этапы формирования замысла романа-эпопеи «Война и мир». Тип героя-декабриста в сознании Л. Толстого. Историко-философская концепция романа. Универсальность охвата русской жизни начала ХIХ века. Особенности композиции романа. Соединение «мысли семейной» и «мысли народной». Документализм и свобода вымысла. Героическое и гуманистическое начала в концепции романа.

Значение романа «Анна Каренина» для творческого развития Л. Толстого. Роман «Анна Каренина» в русской литературной жизни 1870-х годов. Образ времени. Нравственно-философские искания К. Левина, их связь с духовным развитием Л. Толстого. «Мысль семейная» в романе. Своеобразие сюжета и композиции романа. Смысл эпиграфа. Анна Каренинаи женские образы в произведениях И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Лескова и других писателей.

Творчество Н.С. Лескова.

Место Н. Лескова в литературном процессе второй половины XIX века. Русский национальный характер в творчестве Н. Лескова. Концепция народной нравственности и духовности («Овцебык», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Соборяне»). «Жестокий» реализм в изображении народной жизни (рассказы «Язвительный», «Житие одной бабы»). Полемика с нигилизмом (романы «Некуда», «На ножах»). Образы «праведников» («Очарованный странник», «Сказ о тульском левше…», «Соборяне»). Жанровое своеобразие прозы Лескова. Особенности повествования.

Творчество А.П. Чехова.

Место А. Чехова в русской литературном процессе 1880–1890-х годов. Эволюция чеховской прозы. Принципы типизации. Своеобразие героя. Жанровые особенности прозы Чехова. Особенности сюжетно-композиционной структуры рассказов и повестей Чехова. Психологизм чеховской прозы. Автор и подтекст повествования. Чеховская деталь. Мастерство речевой характеристики.

Театр А.П. Чехова. «Сложная простота» сюжетного движения и диалога в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад». Чеховский «подтекст». Роль символических деталей. Психологическая выразительность и полифонизм диалога, его связь с жанровыми особенностями пьес. Театральные интерпретации пьес Чехова: полемика в критике.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века

Русский символизм.

Развитие символизма в 1890-е годы и начале 1900-х годов. Переоценка представлений и ценностей шестидесятнической творческой интеллигенции на рубеже 1880–1890-х годов как идейно-психологическая почва русского символизма. Критика шестидесятнической эстетики (А. Волынский). Влияние идей западно-европейской иррационалистической философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Д. Мережковский об эстетике символизма. «Чувство тайны». Символы как «ключи тайн». Новая концепция поэтического слова («слова-хамелеоны») и принципы романтической поэтики (В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет). Возрастание роли эмоционально-экспрессивной краски слова и его ассоциативных связей. Музыкальность как принцип развития интонационно-ритмических структур стиха.

Старшие символисты. Понятие о декадентстве. Ведущие идейно-стилевые тенденции. Характеристика творчества одного из старших символистов (В. Брюсова, Ф. Сологуба или К. Бальмонта).

Развитие символизма в 1900–1910-е годы. Формирование младосимволистской эстетики. Критика индивидуализма и декадентства. Отстаивание национальной специфики русского символизма. Влияние эстетики и философии В. Соловьева. Концепция мифотворчества В. Иванова. Принцип «верности вещам» («a realibus ad realiora») и тенденция к усилению чувственно-конкретного начала в образной системе символистской лирики. Кризис символизма и судьба течения в 1910-е годы. Характеристика творчества А. Белого: лирика и роман «Петербург».

Творчество А. Блока.

Циклизация как ведущий принцип жанрового мышления поэтов-символистов и «лирическая трилогия» А. Блока. Логика композиционной организации трилогии. Единство образно-смыслового контекста и автономность каждого стихотворения. «Символы-интеграторы» (Д.Е. Максимов) поэтического мира Блока («путь», «ветер», «музыка», «вечно женственное» и др.). Лирический сюжет трилогии. Особенности лирического «Я». Эволюция мироощущения А. Блока.

Антиномия «стихии» и «культуры» в творчестве А. Блока. «Музыка революции» в поэме. Образы России, народа и истории в поэме «Двенадцать». Жанрово-стилевое своеобразие поэмы. Специфика символики; евангельские мотивы. Место поэмы в литературном процессе 1920-х годов. Полемика о поэме в литературоведении и критике (Д. Максимов, З. Минц, Л. Розенблюм, А. Якобсон).

Акмеизм.

История формирования акмеизма. Акмеизм в контексте русского литературного процесса 1910-х годов. Акмеизм и символизм. Концепция поэтического слова у акмеистов. Общие особенности образного строя, интонационно-ритмических структур. Обновление лирического «Я». Характеристика творчества одного из ведущих поэтов-акмеистов (Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама).

Творчество И.А. Бунина.

Творческий путь И. Бунина. Творчество Бунина в 1900-е годы; его связь с общим литературным контекстом. Лирическая проза писателя и ее жанрово-стилевые особенности. Рассказы «Сосны» и «Антоновские яблоки».

Проза И.А. Бунина в 1910-е годы. Изменение ее жанрово-стилевых характеристик. Роль детали. «Деревня» и «Суходол» в контексте споров о судьбе России и природе национального характера. «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чаша жизни» как выражение раздумий Бунина о человеческом существовании. Бунин о судьбе мировой цивилизации («Господин из Сан-Франциско»). Трагизм его мироощущения. Творческий путь И. Бунина в эмиграции. Воздействие Бунина на русскую прозу ХХ века.

Творчество С.А. Есенина.

Натурфилософская проблематика лирики С. Есенина. «Ключи Марии»: образы и символы русской культуры. Эволюция лирического героя («Любовь хулигана», «Персидские мотивы» и др. произведения). Образ Родины и образ времени. («Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Анна Снегина»). Трагические мотивы в лирике Есенина («Черный человек»). Архетипы «тени» и «дома» в творчестве Есенина и их истоки в русской классике (А. Пушкин, А. Чехов, Л. Андреев и др.).

Творчество В. Маяковского.

Социально-нравственная проблематика произведений поэта. В. Маяковский и ЛЕФ. Проблема назначения поэта и поэзии («О месте поэта в рабочем строю»). Герой и время («Хорошо»). «Громада любовь» в лирике поэта («Люблю», «Про это»). Трагедия поэта («Юбилейное», «Во весь голос»). Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Маяковского. Ассоциативно-лейтмотивная структура. Евангельские мотивы.

Фантастическое и реалистическое в сатире В. Маяковского («Клоп», «Баня»). Образ будущего. Полемика о Маяковском в современном литературоведении (Ю. Карабчиевский, Н. Иванова, А. Михайлов).

Творчество А. Платонова.

«Чевенгур» и «Котлован» как художественная онтология русской революции. Фантастический реализм А. Платонова. Мифологемы русской культуры в произведениях А. Платонова (образ народа; образ пути и мотив «путешествия с открытым сердцем»; образы «странника» и «сердечного мыслителя» и др.). Особенности поэтики: сочетание реалистизма и условного изображения; полистилистика; перевернутость времён, близость к принципам «наивного» и «примитивного» искусства.

Творчество В.В. Набокова.

Проза В. Набокова 1920–1930-х годов: общая характеристика. Творчество В. Набокова в оценке критики русского зарубежья. В. Набоков и традиции русской литературы. Художественное новаторство В. Набокова. Роман «Дар» как воплощение художественно-эстетической концепции В. Набокова. «Приглашение на казнь» и жанр романа-антиутопии.

Творчество М.А. Булгакова.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия»: система этических ценностей; христианская символика; эсхатологическая проблематика. «Сны» в романах М. Булгакова: реалистическое и символическое.

«Мастер и Маргарита» как завершающий, «закатный» роман. Философская проблематика. Диалектика добра и зла в романе. Специфика художественного пространства и времени. Подтекст. Евангельские образы в романе. Литературные реминисценции.

Полемика вокруг романа «Мастер и Маргарита» в отечественном литературоведении (М. Чудакова – Л. Яновская; И. Галинская – Б. Соколов и др.). Театральные и кинематографические интерпретации произведений М. Булгакова (Ю. Любимов, А. Вайда, Ю. Петрович и др.).

Творчество М.А. Шолохова.

Формирование художественного сознания писателя. Социально-нравственная проблематика «Донских рассказов». «Тихий Дон» как роман-эпопея. «Мысль народная» в романе. Особенности художественного времени и специфика историзма. Образ Григория Мелехова. Художественное своеобразие «Тихого Дона»: психологический параллелизм, сочетание лирического и эпического, особенности пейзажа. Использование фольклора в романе.

«Поднятая целина»: специфика конфликта. Принципы построения системы образов. Идеологизация конфликтов и образов как следствие социально-политических установок автора.

Творчество М. Цветаевой.

Основные лирические циклы М. Цветаевой. Дуализм бытия и быта, духа и плоти как источник трагизма в поэтическом мире М. Цветаевой. Лирическое «Я» Цветаевой. Романтическая концепция образа поэта. Библейская и античная мифология в поэзии Цветаевой.

Поэмы М. Цветаевой. Лирическая дилогия «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Символика художественного пространства: вертикаль и горизонталь в поэтическом мире М. Цветаевой. Сатирическая поэма «Крысолов». Усиление социально-критического начала в «Поэме Лестницы». Философско-поэтическая модель мира в «Поэме Воздуха». Жанровое новаторство Цветаевой. Новизна ритмико-интонационной структуры цветаевского стиха.

Творчество А. Ахматовой.

Анна Ахматова и акмеизм. «Образ поэзии» в лирике Ахматовой. Традиции русской классики. Особенности стиля. Точность деталей и философское постижение противоречий эпохи. Эпическое начало в лирике 1920–30-х годов. «Реквием»: проникновенная исповедальность и трагический образ «страшных лет России». Публицистичность поэмы. «Поэма без героя» – вершина творчества Ахматовой. Художественная речь, система поэтики. Полифонизм поэмы. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Ахматовой. Драматизм творческого пути и трагические мотивы лирики Ахматовой послевоенного периода. Анна Ахматова и «ленинградская школа» поэтов 1960-х годов.

Творчество Б. Пастернака.

Художественное мироощущение Пастернака. «Дом» и «мир» в лирике поэта. Одушевление природы, стихия бытия в сборниках «Сестра моя жизнь», «Второе рождение». Связь лирического переживания с состоянием мира. Образно-стилевая система лирики Пастернака: предметность, выразительность слова, метафоричность.

Проза поэта («Доктор Живаго»). Драматическая судьба романа. Трагедийность бытия творческой личности в катаклизмах истории. Ассоциативность и многозначность образов романа. Экзистенциальные оппозиции романа: жизнь – смерть, добро – зло, правда – ложь, их роль в сюжетно-композиционной структуре, конфликте и системе образов. Христианские мотивы в «Докторе Живаго».

Поэзия 1960 – 1980-х годов.

Демократизация общественной и духовной жизни в период «оттепели». Утверждение ценности человеческой личности. «Вторая молодость» поэтов старшего поколения (Н. Заболоцкого, М. Светлова, В. Луговского, Я. Смелякова); расширение философской и нравственно-эстетической проблематики в творчестве поэтов «фронтового поколения»; вхождение в литературу Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Специфика поэтики лирики А. Вознесенского: урбанизм, расширение выразительных возможностей стиха; метафоры, звук и цвет в творчестве Вознесенского. «Карнавальность» его поэзии. «Публицистическое» и «художественное» в поэзии Е. Евтушенко («Братская ГЭС»). Авторская песня Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого.

Поэзия Иосифа Бродского.

Романтический характер ранней лирики И. Бродского. Значение традиции серебряного века. Эволюция лирики поэта в период эмиграции.

Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия и тема экзистенциального одиночества в творчестве Бродского («Часть речи», «Урания», «Новые стансы к Августе»). Утверждение «частности человеческого существования», примата эстетического над этическим, понимание творчества как «впадения в зависимость от языка». Тема времени у Бродского. Личностное переживание культуры, истории. Особенности поэтики И. Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы (любое издание).

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси (любое издание).

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина.

Западов А.В. В глубине строки. М.,1972.

Западов А.В. Мастерство Державина. М.,1958.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (I половина). М., 1976.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. Т. 2. – Ч. 1. М., 1972.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (70 – 90-е гг.). – М., 1983.

История русской литературы: В 4-х т. – Л., 1981 – 1984.

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Под ред. Н. Скатова. 2-е изд. М., 1991.

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1973 1974.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Л., 1975.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1958.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813 – 1826). М., 1950.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

Золотусский И. Гоголь. М., 1979.

Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1987.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.

Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – гуманист и художник. М., 1992.

Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. 1812 – 1891. М., 1950.

Холодов Е. Мастерство Островского. М., 1967.

Корман Б.О. Лирика Некрасова (любое издание).

Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.; Л., 1964.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

Троицкий В.Ю. Лесков – художник. М., 1974.

Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Паперный З.С. Стрелка искусства: Сборник статей о Чехове. М., 1986.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века. М., 1988.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. – М., 1975.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX века. М., 1975.

Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

История советской литературы: В 4 т. М., 1967 – 1971.

Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.

Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье...: Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой отечественной войны: Проблематика, стиль, поэтика. – М., 1972.

Фрадкина С.Я. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Метод и герой. Пермь, 1975.

Кондратович А. Александр Твардовский. М., 1978.

Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М., 1997.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. М., 1990.

Гаспаров Б.М. Временной контрапункт // Дружба народов, 1990, № 3.

Обсуждаем роман «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, 1988, № 1.

Перечитывая заново: Литературно-критические статьи. – Л., 1989.

С разных точек зрения: Жизнь и судьба В. Гроссмана. М., 1991.

Бочаров А. Человек и война. М., 19

Зайцев В.А. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. М., 1988.

Быков Л.П. Русская советская поэзия 70-х годов: Методические указания к спецсеминару. Свердловск, 1981.

Михайлов А.А. Избранные произведения: В 2 т. Ритмы XX века: Панорама поэзии. М., 1986.

Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы дезорганизации в литературе 20 – 30-х годов // Новый мир, 1988, № 9.

Чупринин С.И. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983.

Апухтина В.А. Современная советская проза (60 – 70-е годы). 2-е изд. М., 1984.

Коробов В. Василий Шукшин. М., 1988.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Золотоносов М. Отдыхающий фонтан (Маленькая монография о постсоциалистическом реализме) // Октябрь, 1991, № 4.

Добренко Е. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир, 1990, № 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. (1800 – 1830-е годы): учеб. пособие / Ю.И. Минералов. – М.: Высш. шк., 2007.

История русской литературы XIX в.: учеб. для вузов: в 3 ч. Ч. 2: 1840 – 1860 гг. / под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40 – 60-е годы): учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. – М.: Высш. шк., 2003.

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (70 – 90 годы): учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. – М.: Высш. шк., 2006.

Щенников Г.К. История русской литературы XIX века (70 – 90-е годы): учеб. пособие / Г.К. Щенников. – М., 2005.

 

Дополнительная:

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы (любое издание).

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси (любое издание).

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина.

Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972.

Западов А.В. Мастерство Державина. – М.,1958.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (I половина). – М., 1976.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века / Г.Н. Поспелов. – Т. 2. – Ч. 1. – М., 1972.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (70 – 90-е гг.) / В.И. Кулешов. – М., 1983.

История русской литературы: В 4-х т. – Л., 1981 – 1984.

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / под ред. Н. Скатова. – 2-е изд. – М., 1991.

Развитие реализма в русской литературе: в 3 т. – М., 1973 – 1974.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813 – 1826) / Д.Д Благой. – М., 1950.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. – Л., 1975.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г.А. Гуковский. – М., 1958.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М.; Л., 1959.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. – М.; Л., 1961.

Золотусский И. Гоголь / И. Золотусский. – М., 1979.

Манн Ю.В. В поисках живой души / Ю.В. Манн. – М., 1987.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века / В.И. Кулешов. – М., 1965.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева / С.Е. Шаталов. – М., 1979.

Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – гуманист и художник / В.А. Недзвецкий. – М., 1992.

Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. 1812 – 1891 / А.Г. Цейтлин. – М., 1950.

Холодов Е. Мастерство Островского / Е. Холодов. – М., 1967.

Корман Б.О. Лирика Некрасова (любое издание).

Николаев Д.П. Смех Щедрина: очерки сатирической поэтики / Д.П. Николаев. – М., 1988.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского / Г.М. Фридлендер. – М.; Л., 1964.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983.

Троицкий В.Ю. Лесков – художник. – М., 1974.

Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М., 1979.

Паперный З.С. Стрелка искусства: сборник статей о Чехове / З.С. Паперный. – М., 1986.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века / А.Г. Соколов. – М., 1988.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М., 1975.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX века. – М., 1975.

Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: очерк творчества / В.Н. Афанасьев. – М., 1966.

История советской литературы: в 4 т. – М., 1967 – 1971.

Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока / Д.Е. Максимов. – Л., 1981.

Максимов Д.Е. Русские поэты начала века / Д.Е. Максимов. – Л., 1986.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского / Ю. Карабчиевский. – М., 1990.

Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье…: пути и судьбы русской эмиграции / В.В. Костиков. – М., 1990.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов / А.Г. Соколов. – М., 1991.

Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: проблематика, стиль, поэтика / А.М. Абрамов. – М., 1972.

Фрадкина С.Я. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Метод и герой / С.Я. Фрадкина. – Пермь, 1975.

Кондратович А. Александр Твардовский / А. Кондратович. – М., 1978.

Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в 3 т. / Л.К. Чуковская. – М., 1997.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский. – Л., 1973.

Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака / В. Альфонсов. – М., 1990.

Гаспаров Б.М. Временной контрапункт // Дружба народов, 1990, № 3.

Обсуждаем роман «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, 1988, № 1.

Перечитывая заново: литературно-критические статьи. – Л., 1989.

С разных точек зрения: жизнь и судьба В. Гроссмана. – М., 1991.

Бочаров А.Г. Человек и война / А.Г. Бочаров. – М., 1969.

Зайцев В.А. Современная советская поэзия: материалы к спецкурсу / В.А. Зайцев. – М., 1988.

Быков Л.П. Русская советская поэзия 70-х годов: методические указания к спецсеминару. – Свердловск, 1981.

Михайлов А.А. Избранные произведения: в 2 т. Ритмы XX века: Панорама поэзии. – М., 1986.

Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы дезорганизации в литературе 20 – 30-х годов // Новый мир, 1988, № 9.

Чупринин С.И. Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики / С.И. Чупринин. – М., 1983.

Апухтина В.А. Современная советская проза (60 – 70-е годы). – 2-е изд. / В.А. Апухтина. – М., 1984.

Коробов В. Василий Шукшин / В. Коробов. – М., 1988.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. – М., 1983.

Золотоносов М. Отдыхающий фонтан (Маленькая монография о постсоциалистическом реализме) // Октябрь, 1991, № 4.

Добренко Е. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир, 1990, № 2.

Кафедра русской литературы

Государственный экзамен

По русской литературе

Программа и методические рекомендации

для студентов направления 031000.62 – «Филология»

 

 

Пермь 2012


 

 
 
 
Авторы-составители: А.А. Арустамова, д. филол. н., профессор; С.В. Бурдина, д. филол. н., профессор; Б.В. Кондаков, д. филол. н., профессор; Р.С. Спивак, д. филол. н., профессор; Е.М. Четина, к. филол. н., доцент; А.Э. Якунина, к. филол. н., доцент
 
   

 

Рецензент: доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного педагогического университета Т.Н. Фоминых.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 031001.62 — «Филология» и методическими рекомендациями для проведения итоговой государственной аттестации и оценки качества подготовки выпускников, подготовленными Президиумом Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

Адресовано студентам направления «Филология» (профиль «Русский язык и литература») филологического факультета Пермского го



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.199 с.)