Г. Р. Державин В литературном процессе XVIII – начала XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Р. Державин В литературном процессе XVIII – начала XIX века.



Поэтическое мастерство Державина. Традиции и новаторство в его творчестве («Фелица», «Евгению. Жизнь Званская»). Гражданская поэзия Державина («Властителям и судиям», «Фелица»). Преходящее и вечное в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог»). Анакреонтика. Исследование творчества Г. Державина в работах П. Беркова, Г. Макогоненко, П. Орлова, Г. Ионина. Державинское направление в русской поэзии.

Литературные направления последней трети XVIII века.

Система литературных направлений русской литературы последней трети XVIII века. Идеи европейского Просвещения и их переоценка на русской почве. Взаимодействие литературных направлений (классицизма, просветительского реализма, сентиментализма, предромантизма) в произведениях русских писателей конца века (Г. Державина, А. Радищева и др.). Н.М. Карамзин и его литературное окружение. Художественные открытия Карамзина.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века

Творчество А.С. Пушкина.

Богатство содержания пушкинской лирики; ее эстетическое совершенство и своеобразие. Основные мотивы, темы, жанры и проблемы стихотворений А.С. Пушкина в связи с эволюцией его творчества. Своеобразие ранней лирики. Романтические поэмы. Философская лирика 1830-х годов. Поздние поэмы. Образ Петербурга в стихотворениях и поэмах Пушкина. Новаторство поэзии Пушкина.

Реалистические принципы изображения действительности в трагедии «Борис Годунов». Историко-философская концепция «Бориса Годунова». Проблема личности в истории. Образ народа. Значение художественных открытий, сделанных Пушкиным в «Борисе Годунове», для последующего развития русской литературы.

Особенности интерпретации Пушкиным «вечных» сюжетов и образов мировой литературы. «Маленькие трагедии».

Особенности поэтики романа в стихах «Евгений Онегин». В. Белинский о романе как о «вершинном» произведении А.С. Пушкина. Полемика в русской критике по поводу «пушкинского наследия». Интерпретация творчества Пушкина в работах Н. Чернышевского, Д. Писарева, В. Соловьева, Д. Мережковского. Основные аспекты исследования романа Пушкина в литературоведческих трудах Г. Гуковского, Д. Благого, Ю. Лотмана, С. Бочарова, В. Непомнящего и др. литературоведов.

Творчество М.Ю. Лермонтова.

Проблема личности в поэтическом творчестве М. Лермонтова. Основные черты лермонтовского лирического героя, его трагическое мироощущение; эволюция его образа. Философская глубина мысли. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций. Романтические поэмы («Мцыри», «Демон»): герой и конфликт. Специфика лермонтовского демонизма в контексте художественных исканий европейской литературы.

Проблема «героя времени» в русской литературе. Сопоставление Пушкина и Лермонтова в русской критике. «Герой нашего времени»: философская проблематика; мастерство психологического анализа. Значение образа Печорина для постановки проблемы личности. Изображение духовной жизни героя, его трагического сознания, самоанализа, философских размышлений. Психологический портрет. Значение художественных открытий Лермонтова для русской литературы второй половины XIX века.

Творчество Н.В. Гоголя.

«Петербургские повести» Н. Гоголя в контексте русской литературной жизни 1840-х годов. Специфические особенности гоголевского стиля и поэтика «натуральной школы». Особенности проблематики, изображения характеров и конфликтов, деталей быта, авторской позиции в произведениях «натуральной школы». Значение натуральной школы для развития русской литературы.

Художественный замысел и поэтика «Мертвых душ» Н. Гоголя. Сочетание в поэме сатиры с высоким лирическим пафосом; сложность идейно-художественной концепции русской жизни. Сопоставление критических оценок «Мертвых душ», данных К. Аксаковым, С. Шевыревым и В. Белинским. Эволюция восприятия поэмы в общественном сознании ХIХ и ХХ вв. Концепции творчества Н. Гоголя в работах В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Г. Флоровского, К. Мочульского, В. Набокова. «Мертвые души» в интерпретации современных литературоведов.

 

Творчество И.С. Тургенева.

Идейная проблематика «шестидесятых годов» и ее отражение в прозе И. Тургенева. Эволюция типа «лишнего человека» в романах И. Тургенева. Образы Рудина, Инсарова, Базарова. Характер связи героев Тургенева с эпохой. Стилевое своеобразие романов. Специфика психологизма. Критика о романах И. Тургенева.

Творчество И.А. Гончарова.

Роман «Обломов» в контексте трилогии И.А. Гончарова. Обломов и Штольц как типы времени. Особенности реализма романа. Психологический анализ. Проблема национального своеобразия образа Обломова. Философское и социальное содержание романа. Полемика вокруг романа «Обломов» в русской критике 1860-х годов (Н. Добролюбов, А. Дружинин). Интерпретации романа в работах современных литературоведов.

Творчество А.Н. Островского.

Новаторство драматургии А. Островского. Особенности поэтики его пьес. Драматическое и трагическое в драматургии А. Островского. Особенности сюжета и конфликта, системы образов. Образ времени в пьесах А. Островского. Эволюция драматургии А. Островского. Своеобразие жанровых форм. Пьесы Островского в русской критике.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Роль гоголевской стилевой и жанровой традиции для сатиры писателя. Гипербола, гротеск и фантастика в произведениях 1860-х годов. «Помпадуры и помпадурши», «История одного города». Образ повествователя в очерковых циклах 1870-х годов. Фольклорная образность в «Сказках» Салтыкова-Щедрина.

Русская романтическая поэзия второй половины XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой).

Романтическая лирика середины XIX века и проблема «чистого искусства». Традиция русского философского романтизма (В. Жуковский, Е. Баратынский). Образ лирического героя. Общее и особенное в художественном мире поэтов; индивидуальные черты их стиля. Особенности метрики и ритмики.

Творчество Н.А. Некрасова.

Демократизм Н. Некрасова как программная черта его поэзии. Реализм в изображении народной жизни. Крестьянская тема в стихотворениях и поэмах 1850–1860-х годов. Специфика психологизма. Фольклорная образность в поэмах «Коробейники», «Мороз-Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Тема русского народа и будущего России в цикле «Последние песни».

Творчество Ф.М. Достоевского.

Философская насыщенность и психологизм романов Ф. Достоевского. Социально-типическое и психологически исключительное в образах главных персонажей романов. Роль идеи в структуре характера. Принцип двойничества в построении системы образов. Элементы семейного и авантюрно-уголовного повествования. Исследование поэтики Достоевского в работах Л. Гроссмана, М. Бахтина, Г. Фридлендера и других литературоведов.

Творчество Л.Н. Толстого.

Изображение сложности психологического мира ребенка, подростка, юноши в автобиографической трилогии. «Диалектики души» в произведениях Л. Толстого. «Севастопольские рассказы»: жанровое своеобразие; беспощадный реализм в изображении человека на войне. Значение ранней прозы Толстого для дальнейшего творческого пути писателя.

Основные этапы формирования замысла романа-эпопеи «Война и мир». Тип героя-декабриста в сознании Л. Толстого. Историко-философская концепция романа. Универсальность охвата русской жизни начала ХIХ века. Особенности композиции романа. Соединение «мысли семейной» и «мысли народной». Документализм и свобода вымысла. Героическое и гуманистическое начала в концепции романа.

Значение романа «Анна Каренина» для творческого развития Л. Толстого. Роман «Анна Каренина» в русской литературной жизни 1870-х годов. Образ времени. Нравственно-философские искания К. Левина, их связь с духовным развитием Л. Толстого. «Мысль семейная» в романе. Своеобразие сюжета и композиции романа. Смысл эпиграфа. Анна Каренинаи женские образы в произведениях И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Лескова и других писателей.

Творчество Н.С. Лескова.

Место Н. Лескова в литературном процессе второй половины XIX века. Русский национальный характер в творчестве Н. Лескова. Концепция народной нравственности и духовности («Овцебык», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Соборяне»). «Жестокий» реализм в изображении народной жизни (рассказы «Язвительный», «Житие одной бабы»). Полемика с нигилизмом (романы «Некуда», «На ножах»). Образы «праведников» («Очарованный странник», «Сказ о тульском левше…», «Соборяне»). Жанровое своеобразие прозы Лескова. Особенности повествования.

Творчество А.П. Чехова.

Место А. Чехова в русской литературном процессе 1880–1890-х годов. Эволюция чеховской прозы. Принципы типизации. Своеобразие героя. Жанровые особенности прозы Чехова. Особенности сюжетно-композиционной структуры рассказов и повестей Чехова. Психологизм чеховской прозы. Автор и подтекст повествования. Чеховская деталь. Мастерство речевой характеристики.

Театр А.П. Чехова. «Сложная простота» сюжетного движения и диалога в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад». Чеховский «подтекст». Роль символических деталей. Психологическая выразительность и полифонизм диалога, его связь с жанровыми особенностями пьес. Театральные интерпретации пьес Чехова: полемика в критике.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века

Русский символизм.

Развитие символизма в 1890-е годы и начале 1900-х годов. Переоценка представлений и ценностей шестидесятнической творческой интеллигенции на рубеже 1880–1890-х годов как идейно-психологическая почва русского символизма. Критика шестидесятнической эстетики (А. Волынский). Влияние идей западно-европейской иррационалистической философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Д. Мережковский об эстетике символизма. «Чувство тайны». Символы как «ключи тайн». Новая концепция поэтического слова («слова-хамелеоны») и принципы романтической поэтики (В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет). Возрастание роли эмоционально-экспрессивной краски слова и его ассоциативных связей. Музыкальность как принцип развития интонационно-ритмических структур стиха.

Старшие символисты. Понятие о декадентстве. Ведущие идейно-стилевые тенденции. Характеристика творчества одного из старших символистов (В. Брюсова, Ф. Сологуба или К. Бальмонта).

Развитие символизма в 1900–1910-е годы. Формирование младосимволистской эстетики. Критика индивидуализма и декадентства. Отстаивание национальной специфики русского символизма. Влияние эстетики и философии В. Соловьева. Концепция мифотворчества В. Иванова. Принцип «верности вещам» («a realibus ad realiora») и тенденция к усилению чувственно-конкретного начала в образной системе символистской лирики. Кризис символизма и судьба течения в 1910-е годы. Характеристика творчества А. Белого: лирика и роман «Петербург».

Творчество А. Блока.

Циклизация как ведущий принцип жанрового мышления поэтов-символистов и «лирическая трилогия» А. Блока. Логика композиционной организации трилогии. Единство образно-смыслового контекста и автономность каждого стихотворения. «Символы-интеграторы» (Д.Е. Максимов) поэтического мира Блока («путь», «ветер», «музыка», «вечно женственное» и др.). Лирический сюжет трилогии. Особенности лирического «Я». Эволюция мироощущения А. Блока.

Антиномия «стихии» и «культуры» в творчестве А. Блока. «Музыка революции» в поэме. Образы России, народа и истории в поэме «Двенадцать». Жанрово-стилевое своеобразие поэмы. Специфика символики; евангельские мотивы. Место поэмы в литературном процессе 1920-х годов. Полемика о поэме в литературоведении и критике (Д. Максимов, З. Минц, Л. Розенблюм, А. Якобсон).

Акмеизм.

История формирования акмеизма. Акмеизм в контексте русского литературного процесса 1910-х годов. Акмеизм и символизм. Концепция поэтического слова у акмеистов. Общие особенности образного строя, интонационно-ритмических структур. Обновление лирического «Я». Характеристика творчества одного из ведущих поэтов-акмеистов (Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.012 с.)