Реформа русского стихосложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа русского стихосложения



Семинарские занятия

Занятие 1

Реформа русского стихосложения

Цель: дать целостное представление об истоках и основных направлениях реформы русского стихосложения в литературе 18 века.

Задачи:

- выявить истоки силлабо-тонической системы русского стихосложения, значение фольклорной и западноевропейской литературной традиции в преобразовании русского стиха;

- сформировать навыки стиховедческого анализа поэтического текста;

- проследить основные этапы реформирования силлабо-тонической системы в теоретических работах и поэтической практике В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

План

1. Основные особенности силлабической системы стихосложения.

2. Содержание и смысл трактата В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов…»:

– истоки реформы В.К. Тредиаковского;

­- характеристика «героического» 13-сложного стиха;

- оценка хорея и ямба;

- оценка «трисложных» стоп;

- значение «пресечения»;

- характеристика 11-сложного стиха;

- характеристика «неправильных» стихов.

3. Содержание и смысл «Письма о правилах Российского стихотворства» М.В. Ломоносова:

- три «основания» реформы;

- положение о стопах;

- 30 видов сочетаний размеров;

- положение о пиррихиях и спондеях;

- связь размера с содержанием стихотворения;

Три вида рифм;

- сочетание рифм.

3. Новаторство А.П. Сумарокова-стихотворца: характер и особенности стихосложения.

4. Значение реформы Тредиаковского – Ломоносова для русской литературы ХVIII века.

5. Теория «штилей» М.В. Ломоносова и ее значение для русской литературы ХVIII в. (по работе «Предисловие о пользе книг церковных в русском языке»).

Задание:

 

1. Отработайте понятия стиховедческого порядка: «силлабический», «тонический», «силлабо-тонический» стих, стихотворные – «стопа», «размер», «рифма». Выпишите в тетрадь примеры разного типа стиха, различных стихотворных размеров и рифм, обратившись к произведениям русской поэзии ХVIII-ХIХ вв.

 

2. Анализ версификации «Эпистолы от Российския поэзии к Аполлину» В.К. Тредиаковского (первые 10 строк), «Оды… 1747 года» М.В. Ломоносова (строфы 1,2,4), «Оды государю цесаревичу Павлу Петровичу… 1771 года» А.П. Сумарокова.

 

Разбить слова на слоги, определить их количество в каждой строке, порядок ударных и безударных слогов, оценить регулярность ударения, наличие-отсутствие стоп, рифму.

 

Литература

 

Основная

1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. Гл. 1. параграфы 9 – 12.

2. Западов В.А. Русский стих ХVIII – начала ХIХ века. Ритмика: Лекция. Л., 1974. С. 11-24.

3. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997. Ч.II. Гл. 3-4.

4. Холшевников В.Е.Стихотворение и поэзия. Л., 1991. С. 134-140.

5. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.

Дополнительная

1. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

2. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-337.

3. Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение русской науки о литературе. М., 1975. С. 73-91.

4. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

6. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте// ХVIII век. Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.

7. Курилов А.С. Литературоведение в России ХVIII века. М., 1981.

8. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

 

Занятие 2

Эволюция политической трагедии русского классицизма

(на материале трагедий А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», Н.П. Николева «Ссорена и Замир», Ю.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»)

Цель: проанализировать основные этапы эволюции политической трагедии русского классицизма.

Задачи:

- определить характер и специфику историзма в русской классицистической драматургии;

- выявить и проанализировать формы художественной репрезентации основного типологического конфликта в политической трагедии русского классицизма;

- исследовать художественные принципы построения образной системы произведений и причины отступления от правил классицизма;

 

План

1. Политическая проблематика трагедий (вопрос о форме правления):

- монархия или тирания (А.П. Сумароков и Н.П. Николев), причины тиранства Дмитрия и Мстислава;

- республика или монархия (Я.Б. Княжнин).

2. Специфика драматического действия:

- особенности трагического конфликта;

- движущие силы и способы организации трагического действия;

- функции любовной интриги.

3. Влияние любовной страсти на поведение монарха.

Эволюция образа монарха-тирана. Причины тирании, способы борьбы с ней.

4.Традиции и новаторство политической трагедии русского классицизма в области художественной формы и жанра.

Задания:

1. Подготовить сообщения на тему: «История создания, публикации и сценической судьбы трагедий «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова, «Сорена и Замир» Н.П. Николева, «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина».

2. Из каждой трагедии выписать цитаты, характеризующие образ правителя (Дмитрия, Мстислава, Рюрика) в двух сферах - индивидуально-личностной (как человека) и государственной, политической (как правителя).

3. Выписать из трех трагедий цитаты, раскрывающие образ идеального правителя.

4. Подготовить материал для дискуссии «Образ просвещенного монарха в драматургии 18 века».

 

Литература

Основная

1. Смолина К.А. Русская трагедия. ХVIII век. Эволюция жанра. М., 2001.

2. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981. С. 68-72, 95-110.

3. История русской драматургии: ХVII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 77-81, 96-103.

4. Кулакова Л.И. Я.Б. Княжнин. М., 1961.

5. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. VI.

6. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII – ХVIII веков. М., 1988. С. 112-142, 185-223.

7. Гурвич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе: конец ХVIII – первая половина ХIХ века. Ташкент, 1987. Гл.1.

8. Витковская Л.В. «Сорена и Замир» Н.П. Николева: К истории жанра русской классицистической трагедии // Проблемы изучения русской литературы ХVIII в.: Метод и жанр. Л., 1985. С. 92-193.

Дополнительная

1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977. С. 205-210.

2. Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги ХVIII-ХIХ вв. М.; Л., 1959. Т.1. С. 92-107.

3. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII-ХVIII вв. М., 1988. С. 112-142.

4. Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии. М., 1996. С. 173-206.

5. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского драматического театра. М., 1977. Т.1. С. 256-264.

6. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России ХVIII века. Л., 1980. С. 171-182.

7. Макшанцев Н.Б. «Ричард III» Шекспира и «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова (к проблеме влияния) // Опыт. 1990.

 

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Идейно-художественное своеобразие

Занятие 7

Тексты для чтения

(обязательный минимум)

Произведения Петровской эпохи: Юности честное зерцало; Гистория о российском матросе Василии Кориотском; Гистория об Александре, российском дворянине.

Феофан Прокопович: О поэтическом искусстве; Владимир; Епиникион; Плачет пастушок в долгом ненастьи; О суетный человече, рабе неключимый…; Кто крепок на Бога уповая; К сочинителю сатир.

Стефан Яворский: Стяжателя сих книг последнее книгам целование; Ты облечена в солнце, Дево Богомати…

А.Д. Кантемир: Сатиры (I, II, III, IV, VII); Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских

В.К. Тредиаковский: Новый и краткий способ к сложению российских стихов…; Элегия о смерти Петра Великого; Стихи похвальные России; Ода торжественная о сдаче города Гданска; Тилемахида; басни.

М.В. Ломоносов: Письмо о правилах российского стихотворства; Ода на взятие Хотина 1739 года; Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года; Разговор с Анакреоном; Петр Великий; Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния; Утреннее размышление о Божием величестве…; Переложения псалмов 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145; Письмо о пользе стекла; Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф… в 1761 году; Тамира и Селим; Демофонт.

А.П. Сумароков: О русском языке; О стихотворстве; лирика; О благородстве; О честности; О злословии; хор ко превратному свету; О добродетели; Ода на суету мира; Ода… 1968 года; На суету человека; К неправедным судьям; Хореев; Гамлет; Синав и Трувор; Дмитрий Самозванец; Кривой толк; Третейский суд; Пустая ссора; Рогоносец по воображению; басни.

Ф.А. Эмин. Адская почта; Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда.

М.Д. Чулков: Пересмешник, или Словенские сказки; Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины.

В.И. Майков: оды; басни (по выбору).

М.М. Херасков: Россияда; Чесмесский бой; Венецианская монахиня; Молитва; Время; Апрель; Пастушка; Освобожденная Москва; Школа добродетели (или другая «слезная драма»).

Н.П. Николев: Сорена и Замир.

П.А. Плавильщиков: Ермак, покоритель Сибири.

Д.И. Фонвизин: Бригадир; Недоросль; Послание ко слугам моим…; Лисица-казнодей; Всеобщая придворная грамматика.

Я.Б. Княжнин: Хвастун; Вадим Новгородский; Утро; Стансы Богу; Стансы на смерть.

В.В. Капнист: Ябеда; Ода на рабство; Вездесущность и промысел Божий; Ода на дружество; сатиры (по выбору студента).

И.Ф. Богданович: Душенька.

И.И. Хемницер: сатиры; эпиграммы; басни (по выбору).

М.Н. Муравьев: Ночь; Истинная красота; Утро; Сила гения; Богине Невы; К музе; баллады (по выбору).

Г.Р. Державин: На смерть князя Мещерского; Стихи на рождение в Севере порфироносного отрока; Властителям и судиям; Фелица; Благодарность Фелице; Видение мурзы; Бог; На взятие Измаила; Водопад; Мой истукан; Вельможа; На пребывание Суворова в Таврическом дворце; Заздравный орел; Памятник; К лире (Петь Румянцева собрался…); Снигирь; На смерть Суворова; Лебедь; Евгению. Жизнь Званская; Река времени в своем стремлении…; Приглашение к обеду; Ласточка; Ключ; Лето; Венец бессмертия.

А.Н. Радищев: Житие Федора Ушакова; Путешествие из Петербурга в Москву; Дневник одной недели; Ты хочешь знать: кто я? Что я?..; Семнадцатое столетие; Сафические строфы.

Н.М. Карамзин: Бедная Лиза; Деревня; Наталья, боярская дочь; Фрол Силин; Остров Борнгольм; Сиерра-Морена; Марфа-посадница; Моя исповедь; Рыцарь нашего времени; Чувствительный и холодный; лирика (Осень; Веселый час; Непостоянство; Кладбище; Песнь мира); Что нужно автору?; Письма русского путешественника; История государства Российского (в сокращении).

И.И. Дмитриев: Ермак; Стонет сизый голубочек; Ах! Когда б я прежде знала…; Модная жена4 К Волге; К лире; Ночь; Наслаждение; надписи; эпиграммы; басни.

И.А. Крылов: Почта духов; Каиб, Триумф (Подщипа); Урок дочкам.

М.В. Ломоносов

Ода 1739 года (строфы 1, 2, 5, 27)

Ода 1747 года (строфы 20-23)

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Я знак бессмертия себе воздвигнул…

Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф… в 1761 году

 

А.П. Сумароков

Дмитрий Самозванец. Монолог Дмитрия из 2-го действия 7-го явления

Сонет (Не трать, красавица…)

Сонет (Когда вступил я в свет…)

Москве

 

Д.И. Фонвизин

Лисица-казнодей

 

Г.Р. Державин

Властителям и судиям

На смерть князя Мещерского (строфы 6-10)

Фелица (строфы 1-10)

Бог

Водопад (строфы 17-19)

Памятник

Похвала сельской жизни (строфы 11-14)

Вельможа (строфы 3-5, 7)

 

М.Н. Муравьев

Ночь

Истинная красота

Утро

А.Н. Радищев

Вольность (строфы 1-3, 22-23)

Сафические строфы

Н.М. Карамзин

Осень

Веселый час

Непостоянство

Вопросы к экзамену

Теоретические

1. Общая характеристика и периодизация русской литературы ХVIII века.

2. Своеобразие литературы и культуры Петровской эпохи (переводная и оригинальная литература. Театр. Повести. Лирика).

3. Оригинальные повести Петровской эпохи.

4. Творчество Ф. Прокоповича (идейная полемика со Ст. Яворским. Лирика. «Владимир»).

5. Русский классицизм как художественный метод и литературное направление.

6. Жанровая система русского классицизма. Теория «штилей».

7. Реформа русского стихосложения.

8. Стихотворная сатира в жанровой системе классицизма.

9. Творчество А.Д. Кантемира.

10. Творчество В.К. Тредиаковского.

11. Жанр трагедии в теории и практике русского классицизма. Своеобразие и специфика жанра политической трагедии.

12. Эволюция жанра трагедии в русской литературе ХVIII века.

13. А.П. Сумароков как теоретик русского классицизма. Две «эпистолы».

14. Творчество А.П. Сумарокова-трагедиографа.

15. Лирика А.П. Сумарокова, ее жанровое своеобразие.

16. Ода в жанровой системе классицизма.

17. Эволюция жанра оды в русской литературе ХVIII века.

18. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Анализ одной из монографий о его творчестве.

19. Одическое творчество М.В. Ломоносова (общая характеристика).

20. Философская лирика М.В. Ломоносова.

21. Лирика ХVIII века (общая характеристика развития основных лирических жанров).

22. Журналистика 1760-х-1770-х гг. («Всякая всячина», «Адская почта», «Смесь» и др.).

23. Идейно-художественные принципы Н.И. Новикова-сатирика («Трутень» и «Живописец»).

24. Жанр комедии в теории и художественной практике русского классицизма.

25. Комедии А.П. Сумарокова.

26. Комедии Д.И. Фонвизина.

27. Сатирические произведения Д.И. Фонвизина.

28. Творчество В.В. Капниста.

29. Творчество Я.Б. Княжнина.

30. Жанровое и стилистическое своеобразие поэзии И.И. Дмитриева.

31. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Анализ одной из монографий о его творчестве.

32. Проблематика и поэтика одической лирики Г.Р. Державина.

33. Творчество М.М. Хераскова.

34. Поэзия Н.М. Муравьева.

35. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Социально-политическая проблематика. Художественная структура. Жанровое своеобразие.

36. Творчество молодого И.А. Крылова.

37. Русский сентиментализм: эстетика и проблемы метода.

38. Творчество Н.М. Карамзина.

39. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Проблематика и жанровое своеобразие.

40. Русская литература ХVIII века в контексте социокультурного развития России и Европы.

 

Практические

1. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: проблематика и поэтика.

2. «Гистория об Александре, российском дворянине»: проблематика ипоэтика.

3. Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир»: тематика, проблематика, своеобразие жанра.

4. Целостный анализ стихотворения Ф. Прокоповича (по выбору).

5. Сатира А.Д. Кантемира «О воспитании»: идейно-художественное своеобразие.

6. Целостный анализ «Элегии о смерти Петра Великого» В.К. Тредиаковского.

7. «Тилемахида» В.К. Тредиаковского: идейно-художественное своеобразие.

8. «Ода торжественная о сдаче города Гданска» В.К. Тредиаковского: композиционный анализ, особенности стихосложения.

9. Ода М.В. Ломоносова «На взятие Хотина» и новые правила русской версификации.

10. Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»: темы, идеи, поэтика.

11. Трагедия М.В. Ломоносова «Тамира и Селим»: особенности сюжета, система образов, своеобразие конфликта.

12. Философское содержание и гуманистический пафос «размышлений» Ломоносова.

13. «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова: идейно-художественное своеобразие.

14. Эпопея М.В.Ломоносова «Петр Великий»: идейно-художественное своеобразие.

15. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец»: идеи, образы, композиция, особенности жанра.

16. Комедия А.П. Сумарокова «Рогоносец по воображению»: конфликт, сюжет, система образов, стиль.

17. Сатира А.П. Сумарокова «О благородстве»: проблематика и поэтика.

18. Целостный анализ сонета А.П. Сумарокова (по выбору).

19. Целостный анализ басни А.П. Сумарокова (по выбору).

20. «На смерть князя Мещерского» Г.р. Державина: целостный анализ.

21. Ода Г.Р.Державина «Вельможа»: специфика жанра, художественная речь.

22. «Памятник» Г.Р. Державина в ряду «горацианских» од ХVIII века.

23. «Снегирь» Г.Р. Державина: целостный анализ.

24. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа»: проблематика и поэтика.

25. «Восточная повесть» И.А. Крылова «Каиб»: проблематика и поэтика.

26. Эпопея М.М. Хераскова «Россияда»: идейно-художественное и жанровое своеобразие.

27. «Адская почта» Ф.А. Эммина: идейно-художественное своеобразие.

28. «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина в ряду тираноборческих трагедий ХVIII века.

29. «Стансы Богу» и «Стансы на смерть» Я.Б. Княжнина: сравнительный анализ.

30. Стихотворная повесть И.Ф. Богдановича «Душенька»: своеобразие жанра и стиля.

31. Целостный анализ стихотворения И.И. Дмитриева (по выбору).

32. «Лисица-казнодей» Д.И. Фонвизина: жанр, проблематика, поэтика.

33. Целостный анализ стихотворения В.И. Майкова (по выбору).

34. Целостный анализ баллады М.Н. Муравьева (по выбору).

35. Целостный анализ стихотворения И.И. Хемницера (по выбору).

36. «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» М.Д. Чулкова: идейно-художественное и жанровое своеобразие.

37. Целостный анализ повестей Н.М. Карамзина (2 по выбору).

38. Целостный анализ стихотворения Н.М. Карамзина (по выбору).

39. Комментарий одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

 

 

Семинарские занятия

Занятие 1

Реформа русского стихосложения

Цель: дать целостное представление об истоках и основных направлениях реформы русского стихосложения в литературе 18 века.

Задачи:

- выявить истоки силлабо-тонической системы русского стихосложения, значение фольклорной и западноевропейской литературной традиции в преобразовании русского стиха;

- сформировать навыки стиховедческого анализа поэтического текста;

- проследить основные этапы реформирования силлабо-тонической системы в теоретических работах и поэтической практике В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

План

1. Основные особенности силлабической системы стихосложения.

2. Содержание и смысл трактата В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов…»:

– истоки реформы В.К. Тредиаковского;

­- характеристика «героического» 13-сложного стиха;

- оценка хорея и ямба;

- оценка «трисложных» стоп;

- значение «пресечения»;

- характеристика 11-сложного стиха;

- характеристика «неправильных» стихов.

3. Содержание и смысл «Письма о правилах Российского стихотворства» М.В. Ломоносова:

- три «основания» реформы;

- положение о стопах;

- 30 видов сочетаний размеров;

- положение о пиррихиях и спондеях;

- связь размера с содержанием стихотворения;

Три вида рифм;

- сочетание рифм.

3. Новаторство А.П. Сумарокова-стихотворца: характер и особенности стихосложения.

4. Значение реформы Тредиаковского – Ломоносова для русской литературы ХVIII века.

5. Теория «штилей» М.В. Ломоносова и ее значение для русской литературы ХVIII в. (по работе «Предисловие о пользе книг церковных в русском языке»).

Задание:

 

1. Отработайте понятия стиховедческого порядка: «силлабический», «тонический», «силлабо-тонический» стих, стихотворные – «стопа», «размер», «рифма». Выпишите в тетрадь примеры разного типа стиха, различных стихотворных размеров и рифм, обратившись к произведениям русской поэзии ХVIII-ХIХ вв.

 

2. Анализ версификации «Эпистолы от Российския поэзии к Аполлину» В.К. Тредиаковского (первые 10 строк), «Оды… 1747 года» М.В. Ломоносова (строфы 1,2,4), «Оды государю цесаревичу Павлу Петровичу… 1771 года» А.П. Сумарокова.

 

Разбить слова на слоги, определить их количество в каждой строке, порядок ударных и безударных слогов, оценить регулярность ударения, наличие-отсутствие стоп, рифму.

 

Литература

 

Основная

1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. Гл. 1. параграфы 9 – 12.

2. Западов В.А. Русский стих ХVIII – начала ХIХ века. Ритмика: Лекция. Л., 1974. С. 11-24.

3. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997. Ч.II. Гл. 3-4.

4. Холшевников В.Е.Стихотворение и поэзия. Л., 1991. С. 134-140.

5. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.

Дополнительная

1. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

2. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-337.

3. Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение русской науки о литературе. М., 1975. С. 73-91.

4. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

6. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте// ХVIII век. Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.

7. Курилов А.С. Литературоведение в России ХVIII века. М., 1981.

8. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

 

Занятие 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.105 с.)