Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. История древнерусской литературы.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Рабочая программа курса "История русской литературы"
для студентов специальности 070211 «театроведение» квалификации «театровед»
Авторы-составители: Е.В.Булышева, старший преподаватель, Н.А. Дождикова, кандидат филологических наук, доцент, Ю.Н. Чирва, кандидат искусствоведения, профессор Рецензенты: И.Ю. Матвеева, кандидат филологических наук, доцент, А.Д. Семкин, кандидат искусствоведения, доцент
Одобрена на заседании кафедры __________________________ «22» декабря 2010 г.,
Утверждена Ученым советом факультета ______________________ «23» декабря 2010 г.
Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом «___»__________ 2010 г. №________
© Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2010 © Е.В. Булышева, Н.А.Дождикова, Ю.Н. Чирва 2010
I. Организационно-методический раздел Курс «История русской литературы» предусмотрен федеральным компонентом цикла специальных дисциплин (квалификация «театровед») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 050400 «Театроведение», утвержденного Министерством образования в 2003 году. Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами студентам: очной формы обучения в I семестре – 34 часа, в II семестре – 32 часа, в III семестре – 34 часа, в IY – 48. в Y семестре – 34, в YI семестре - 48. Всего – 230 часов; вечерней формы обучения в I семестре – 24 часа, II семестре – 24 часа, в III семестре – 24 часа, IY семестре – 24 часа, в V семестре – 24 часа, в VI семестре – 24 часа, в VII семестре – 24 часа, всего – Всего – часов: 168. заочной формы обучения в I семестре - 12, в II семестре – 2 часа, в III семестре – 12 часов, в IY семестре – 2 часа, Y семестре –14 часов, в VI семестре – 2 часа, в VII семестре – 12 часов. Всего: – 56 часов.
Цели Цель данного курса – максимальное усвоение будущими театроведами глубоких и развернутых представлений об историко-литературном процессе в целом и специфике каждого его периода. Задачи Уяснение сущности и содержания основных литературных направлений, течений, школ. Формирование представлений о генезисе и этапах развития русской литературы, основных особенностях развития русской литературы в контексте истории страны и истории отечественной и мировой культуры. Формирование представлений о творчестве писателей и поэтов, оказавших существенное влияние на литературный процесс своего времени, об идейно-художественной проблематике и поэтике наиболее значимых произведений каждого периода. Ознакомление студентов с новейшими достижениями литературоведческой науки. 3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Курс «История русской литературы», наряду с таким курсами, как «История зарубежной литературы», «История изобразительного искусства», является одной из важнейших составляющих профессиональной и общеобразовательной подготовки будущего театроведа. Освоение курса способствует формированию высокого культурного уровня выпускника. Историко-литературные и литературоведческие знания выпускника обеспечивают его основательную профессиональную и общегуманитарную подготовку. Требования к уровню освоения содержания курса Студент, освоивший курс, должен понимать специфику и основные закономерности литературного развития, иметь глубокие знания о литературных направлениях и художественных произведениях, определяющих литературно-художественный процесс; уметь определять идейно-эстетическое своеобразие творчества конкретного писателя или поэта; уметь видеть художественное значение литературного произведения в связи с социокультурной ситуацией эпохи, иметь представления об основных теоретических понятиях современного литературоведения, приобрести навыки самостоятельного анализа художественного произведения в историко-литературном контексте.
II. Содержание курса
Разделы курса Раздел 1. Древняя русская литература (X-XYII вв.) Раздел 2. Русская литература XYIII в. Раздел 3. Русская литература XIX в. (первая половина) Раздел 4. Русская литература XIX в. (вторая половина) Раздел 5. Русская литература 1890 - 1910-х гг. (Серебряный век). Раздел 6. Русская литература конца 1910 - 1920-х гг. Раздел 7. Русская литература 1930-х - начала 1950-х гг. Раздел 8. Русская литература середины 1950 – начала 1970-х гг. Раздел 9. Русская литература 1970-х –1980-х гг. Раздел 10. Русская литература последних десятилетий. Темы и их краткое содержание Раздел 1. История древнерусской литературы. 1.1. Древнерусская литература как искусство средневековья. Хронологические рамки древнерусской литературы. Происхождение славянской письменности. Появление книжности на Руси, как следствие принятия Христианства. Роль монастырей и церквей в книгоизготовлении и обучении грамоте. Писатели XI-XII вв., вышедшие из монастырской среды (Илларион, Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский). Язык литературы Древней Руси (русская и церковно-славянская языковые стихии). Проблема авторства в древнерусской литературе.
1.1.1.Древнерусская литература XII века. «Повесть временных лет» - древний летописный свод. Источники «Повести временных лет» - ранние литературные русские памятники, переводные произведения, народные предания, фольклорные произведения. Литературно-художественное значение «Повести временных лет». «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона как жанр торжественного красноречия. «Поучение Владимира Мономаха» как пример учительного красноречия. «Сказание о Борисе и Глебе» - история первых русских святых. Житийная традиция в древнерусской литературе. «Житие Феодосия Печерского». Основные черты житийного жанра. «Слово о полку Игореве». История рукописного источника. Споры о подлинности «Слова о полку Игореве». Образность и символика «Слова о полку Игореве». Ритмическая организация «Слова о полку Игореве». Переводы и поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (В.А. Жуковский, Н. Заболоцкий). Особенности языка и стиля «Моления Даниила Заточника».
1.1.2. Древнерусская литература периода борьбы с иноземными завоеваниями (XIII – нач. XV вв.). «Повесть о разорении Рязани Батыем» как жанр воинской повести. Поэтическое осмысление сюжета о Евпатии Коловрате (Н.М. Языков, С.А. Есенин). «Слово о погибели Русской земли» как лиро-эпическое произведение. «Житие Александра Невского» - сочетание житийной традиции и традиции воинской повести. «Задонщина» - произведение о Куликовской битве. Текстуальные и образные совпадения «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». «Сказание о Мамаевом побоище» - сочетание традиции воинской повести и церковно-легендарных мотивов. «Сказание о Мамаевом побоище» как источник для трагедии М.В. Ломоносова «Тамира и Селим» и трагедии В. Озерова «Дмитрий Донской». Поэтический отклик на «Сказание» в цикле А.Блока «На поле Куликовом».
1.1.3.Древнерусская литература XV-XVI вв. Литературный процесс в период укрепления московского государства. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как памятник очерковой литературы Древней Руси, его отличие от паломнических хождений по объекту изображения и по типу повествования. Сочинения Максима Грека. Произведения Ивана Пересветова (Сказание о Магмет-салтане»). Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как столкновение двух социальных и литературных позиций. Проблема авторского стиля в переписке. Устно-поэтическая и сказочная традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
1.1.4. Древнерусская литература XVII века. Повести XVII века («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Житийная традиция в повести. «Житие протопопа Аввакума» - автобиография в рамках агиографической традиции. Новаторство, своеобразие стиля и образность «Жития протопопа Аввакума».
Раздел 2. История русской литературы XVIII века Русский классицизм. Реформы Петра I и русская литература. Русский литературный язык в первой половине XVIII века. Литература петровского времени (Феофан Прокопович, Кантемир).
Творчество М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова. Система русского стихосложения. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Декларация поэтической позиции в стихотворении «Разговор с Анакреоном». Одическое творчество М.В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол Елизаветы, 1747 года»). Философские произведения М.В. Ломоносова («Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…»).
2.1.2. Творчество А.П. Сумарокова. Биография А.П. Сумарокова. Споры о русском стихосложении («Письмо о русском языке», «О стихотворстве»). Одическое творчество А.П. Сумарокова («Ода Елизавете Петровне, 1743», «Ода Екатерине Второй, 1762»). Жанровое разнообразие поэтического творчества А.П. Сумарокова – песни, элегии, сатиры, притчи.
Поэзия Г.Р. Державина. Разрушение установившейся в литературе системы ломоносовской оды. Разрушение традиционных жанровых категорий классицизма в оде «Фелица» (одические и сатирические черты). Лирическое «я» поэта в «Фелице». Черты оды и элегии в «На смерть князя Мещерского». Сатирические произведения Державина («Видение мурзы»). Обличительные оды Державина («Властителям и судиям», «Вельможа»). Картины быта в стихах Державина («Приглашение к обеду», «К первому соседу», «Евгению. Жизнь Званская»). Философские стихи Державина («Водопад», «Бог»). Литература нач. XIX века. Общая характеристика. Социально-исторические условия в России на рубеже XVIII – XIX вв. Своеобразие литературного процесса в России нач. XIX в. Полемика о литературном языке между школой Карамзина и Шишкова (о «старом» и «новом» слоге). Литературные объединения начала XIX века: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Развитие журналистики. Исторические и культурные предпосылки русского романтизма.
Творчество В.А. Жуковского. Влияние западноевропейской поэзии на творчество Жуковского. Элегическое творчество Жуковского («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» - основные элегические мотивы). Новый поэтический язык творчества Жуковского, психологизм его поэзии. «Невыразимое» как поэтическая декларация Жуковского. Патриотическая тема в лирике Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Баллады Жуковского. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о Жуковском.
Творчество И.А. Крылова. Крылов – драматург, журналист, прозаик. Басенное творчество Крылова. Социально-политическая, морально-философская, социально-бытовая проблематика басен Крылова. Новаторство басен Крылова: образ рассказчика, роль иронии, язык.
Поэзия декабристов. Возникновение декабристской литературы. Литература в политической деятельности декабристов. Литературные общества и периодические издания декабристов. Поэты-декабристы (В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский, П.А. Катенин) в борьбе за самобытность и народность русской литературы. Поэтическое творчество К.Ф. Рылеева. Социально-политические стихи (сатира «К временщику»). Гражданственность и патриотичность в «Думах». Поэма «Войнаровский», ее проблематика, основные идеи, художественные особенности.
Поэты пушкинской поры. Значение творчества поэтов пушкинской поры в развитии русской поэзии. Общий обзор поэтического творчества Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига (основные темы, мотивы, образы). Творчество Е.А. Боратынского. Основные мотивы лирики Е.А. Боратынского, стремление к философским обобщениям, психологизм. Творчество Н.В. Гоголя. Идейно-эстетическое формирование писателя. Романтические и реалистические тенденции в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки». Трагические мотивы в цикле. Лиризм повестей. Особенности композиционного построения цикла «Миргород». Двойная оценка человека в повести «Старосветские помещики». Традиции народно-героического эпоса в повести «Тарас Бульба». Проблематика петербургских повестей Гоголя. Мечта и действительность в повести «Невский проспект». «Расчет» с романтической концепцией фантастического в повести «Нос». Проблема искусства в повести «Портрет». Образ «маленького человека» в петербургских повестях. «Шинель» - этапное произведение русской литературы. Замысел, особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Структура образов: роль портрета, бытовых деталей в создании образа. Идея человеческого омертвления в поэме. Образ Чичикова. Сатира и лирика в поэме. Образы дороги, прицы-тройки в поэме. Поэма Гоголя в восприятии критики того времени. Второй том «Мертвых душ», его замысел. Идейный и творческий кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями», своеобразие произведения. Значение Гоголя в истории развития русской литературы.
Натуральная школа». Статья В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Н.В. Гоголь – знамя «натуральной школы». Публицистика В.Г. Белинского и ее влияние на развитие русской литературы. Основные принципы, проблематика и особенности поэтики писателей «натуральной школы». Проза 1840-х гг. (В.И. Даль. А.В. Дружинин. И.И. Панаев. В.А. Соллогуб. А.Н. Майков. Д.В. Григорович). Ранние произведения А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова. Литературно-эстетические взгляды Герцена. Раннее творчество Герцена и принципы «натуральной школы». Роман «Кто виноват?». Стилевое своеобразие романа, его жанр, язык. Система образов романа. Повесть «Сорока-воровка». Повести Достоевского 1840-х гг. («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи»). Соотношение повестей Достоевского 1840-х гг. с принципами «натуральной школы». Образ «маленького человека» в романе «Бедные люди». Тема двойничества в повести «Двойник». Образ мечтателя в повести «Белые ночи». Очерки Тургенева «Записки охотника»: образы крестьян, философия природы. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» в восприятии критики кон. 1840-х гг. Диалогическая структура романа «Обыкновенная история». Раздел 4. Русская литература XIX века (вторая половина) 4.1. Русская литература 1860-х годов. Творчество Н. А. Некрасова. Начало литературного пути. Сборник «Мечты и звуки». Поэзия Некрасова второй половины 1840-х – 1860-х годов, ее проблематика и художественное своеобразие. Демократизм поэзии Некрасова. Герои лирики Некрасова, повествовательные сюжеты. Ролевая лирика – рассказ персонажа о своей судьбе («Огородник», «Нравственный человек», «Песня Еремушке» и др.) Сборник «Стихотворения 1856 г.»: содержание, композиция. «Поэт и гражданин» - декларация нового гражданского искусства, ориентированного на социальную проблематику. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова, своеобразие Музы поэта («Вчерашний день...», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия»). Народ как главный герой поэзии Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др.). Любовная лирика Некрасова. «Панаевский цикл». Поэмы Некрасова 1860-х годов. «Мороз, Красный нос» - продолжение народной линии творчества. Образ русской крестьянки. «Кому на Руси жит хорошо» - поэма-эпопея. Сюжет и композиция поэмы. Фольклорные истоки. Экспозиция: в мире сказки. Панорама современной жизни: в поисках счастливого. Тема женской судьбы в поэме. «Пир на вес мир» - последняя часть незавершенной поэмы. Образ Гриши Добросклонова. Поэмы «Дедушка», «Русские женщины»: изображение героев предшествующего поколения, декабристов и их жен.
Творчество Ф. И. Тютчева. Творческий путь поэта. Тютчев – поэт мысли. Природа и человек в лирике Тютчева. «О чем ты веешь, ветр ночной», «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Природа – сфинкс…». Философские размышления о человеке и мире «Silenium», Фонтан», «День и ночь», «Сны», «Видение» и др. Тема любви в лирике Тютчева. Автобиографическая основа «Денисьевского цикла». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Своеобразие лирического героя. Главная героиня цикла: психологическая сложность ее характера. История и политика в творчестве Тютчева «Цицерон», «14 декабря 1825», «29 января 1837», «Наполеон». Творчество А. А. Фета. Творческий путь поэта. Своеобразие поэтического мира Фета. Природа, любовь, искусство – преобладающие мотивы его лирики. «Сияла ночь, луной был полон сад…», «Старые письма», «Шепот, легкое дыханье…», «Жду я, тревой объят…», «Бабочка», «Ландыш». Тема поэзии в творчестве Фета. Понятие «чистого искусства». Цикл «Вечерние огни». Антологические стихи («Вакханка», «Диана», «Венера Милосская»). Лирическая исповедь как форма авторского самовыражения. Литература 1870-х годов. Творчество Н. С. Лескова. Начало литературной деятельности. Художественные произведения Лескова 1860-х. Крестьянский мир в его произведениях. Исследование особенностей русского национального характера («Житие одной бабы»). «Леди Макбет Мценского уезда». Образ Екатерины Измайловой. Особенности сюжета и композиции. Роман «Некуда»: проблема «отцов и детей». Эволюция мировоззрения в творчестве Лескова в 1870-1890-е гг. Сближение с Л. Толстым. Образы правдоискателей и народных праведников в творчестве Лескова («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»). Хроника «Соборяне», Новизна тематики и особенности основного конфликта произведения. Традиции древнерусской литературы в поэтике «Соборян». Усиление сатирического начала в творчестве писателя последних лет (Заячий ремиз»). Особенности сатиры. Литература 1880-1890-х гг. Творчество В. Г. Короленко. Начало творческой деятельности Короленко. Увлечение идеями революционного народничества. Проблемы народа и революционной интеллигенции («Чудная»). «Сон Макара» - повесть о страданиях и «грехах» народа. Роль фантастики в рассказе. «В дурном обществе»: мир «отверженных» и «хорошее» общество. «Слепой музыкант» - психологическая повесть о духовном становлении личности. Изображение людей из народа («Река играет»). Проблема русского национального характера. «Сказание о Флоре…»: спор с идеей Л. Толстого о непротивлении злу насилием. «Мгновение», «Огоньки»: философско-символический смысл произведений. «История моего современника» - повествование о формировании личности в нерасторжимой связи с судьбой своего поколения. История русского общественного сознания 1870-1880-х годов.
Творчество А. П. Чехова. Начало литературной деятельности. Сотрудничество в юмористических журналах. Тема «маленького человека» в творчестве Чехова: преодоление традиции («Маска», «Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»). Детские рассказы Чехова («Гриша», «Кухарка женится», «Детвора» и др.). Повесть «Степь»: герои повести, осмысление проблемы «человек и природа», Повесть «Скучная история» - произведение об утрате руководящей жизненной идеи. Поездка на Сахалин, ее роль в развитии творчества писателя. «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином», «Палата № 6»: столкновение жизненных позиций главных героев. Рассказ «Студент» - произведение о стремлении человека к истине и красоте. Тема капитализма в творчестве Чехова («Случай из практики», «Бабье царство»). Тема народа, крестьянства в творчестве Чехова («Мужики», «В овраге»). Проблема народа и интеллигенции: рассказ «Новая дача». Трилогия о «футлярных» людях («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»): проблематика, идейное содержание, художественное своеобразие. Повесть «Дама с собачкой»: проблема двойственности современного человека. Рассказ «Невеста»: идейно-художественная проблематика. Новаторский характер поэтики Чехова. Раздел 5. Русская литература 1890 - 1910-х гг. (Серебряный век). Младшие символисты. Философия, эстетика и художественная практика. Смена символизма "идеалистического" символизмом "реалистическим" (Вяч.Иванов). Влияние учения Платона о двоемирии. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Эсхатологизм младосимволистов и учение о «теургии». Разработка теории символа и дальнейшая разработка нового литературного языка. Творчество А.А.Блока. Идея пути как основа поэтической эволюции Блока. Соловьевство Блока. Этапы творчества. Стихотворения трех томов лирики - «трилогия вочеловечения». Лирический цикл как структурообразующая единица поэзии Блока. Основные темы и мотивы стихотворений. Поэмы. Творчество А.Белого. Лирика 1900-х гг.: «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»: основные темы и мотивы. Творческие и биографические связи Белого и Блока. Основные черты эксперимента в прозе. Роман "Петербург": круг идей, тем, особенности построения. Поэзия В.Иванова. Роль «башни» в культуре эпохи. Эстетическая и театральная утопии Иванова. Роль А.Белого и В.Иванова как теоретиков символизма.
А.И. Куприн. Традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проблема взаимодействия человека и среды. Тема интеллигента в условиях технической цивилизации ("Молох"). Интерес к таинственным сторонам человеческой психики. Природное и социальное, образы "естественного" человека ("Олеся", рассказы 1900-х гг.). Тема сильной личности в прозе 1900-х гг. Тема искусства. Повесть "Поединок": смысл названия, нравственные искания героя, пути освобождения личности. Двойственность авторской позиции. Тема любви ("Суламифь", "Гранатовый браслет").
Л.Н.Андреев. Особенности личности и мироощущения писателя. Споры о художественном методе Андреева. Реалистические и модернистские принципы художественного отражения действительности в прозе Андреева. Обращенность к экзистенциальной проблематике (одиночество, жизнь, смерть, свобода человека как личностная проблема и пути ее реализации - "Молчание", "Большой шлем", "Стена", "Рассказ о Сергее Петровиче", "Мысль" и др.). Библейские мотивы («Жизнь Василия Фивейского» "Иуда Искариот" и др.); амбивалентность авторской интерпретации евангельского образа. Проза Андреева как выражение кризиса традиционных гуманистических моделей человека, истории, религиозного и рационального отношения к реальности. Внимание к иррациональным и бессознательным аспектам человека. Пессимистическое решение темы добра и зла ("Иуда Искариот", "Дневник сатаны").
И.А.Бунин. Поэзия и ранняя лирическая бессюжетная проза. Натурфилософия и поэтика рассказов 1890-1900-х гг. Размышления о судьбе России и о национальном характере: повести "Деревня" и "Суходол". Русская тема в рассказах 1910-х гг. и в период эмиграции. Философские новеллы 1910-х гг. Размышления о судьбах современной цивилизации, о смысле жизни, о катастрофичности человеческой жизни вообще ("Господин из Сан-Франциско", "Чаша жизни", "Сны Чанга", "Братья" и др.). Сосуществование социально-исторических, психологических и метафизических аспектов образа мира и человека в прозе Бунина Тема любви в до- и послереволюционном творчестве Бунина. "Темные аллеи". Нобелевский роман "Жизнь Арсеньева". Тема творческой личности.
Акмеизм. Кризис символизма, выступления В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова. Акмеизм как реакция на cимволизм (преодоление символистского дуализма, отрицание религиозно-мистического утилитаризма младосимволистов, критика символистской поэтики). Статья М.Кузмина "О прекрасной ясности" (1910 г.) и его поэтические опыты. Группа «Цех поэтов». Манифесты акмеистов ("Наследие символизма и акмеизм" Н.Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С.Городецкого, "Утро акмеизма" О.Мандельштама). Символистские влияния в поэзии раннего Гумилева. Роль Н.Гумилева в возникновении акмеизма. Акмеистический период творчества. Особенности лирического героя в поэзии Гумилева. Судьба поэта. Поэзия А.Ахматовой (книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Основные темы и мотивы. Особенности поэтики и образа лирической героини. Поэзия О.Мандельштама (книга стихов «Камень»). Круг идей и тем. «Архитектурность» как основа эстетики Мандельштама 1910-х гг. Футуризм. Русский футуризм как одно из первых явлений авангарда в русской литературе. Отношение отечественных футуристов к европейскому футуризму. Группы. Кубофутуризм (Д.Бурлюк, В.Каменский, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Лившиц и др.) как наиболее радикальное явление русского футуризма. Литературные манифесты и первые сборники кубофутуристов («Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». «Рыкающий Парнас» и.т.д.). Связь кубофутуристов с живописью авангарда 1910-х гг. Особенности поэтического эксперимента кубофутуристов. Поэзия В.Маяковского. Своеобразие поэтического языка и стиля Маяковского. Пути построения художественного образа. Новаторство в области стиха. Образ мира и лирического героя в поэзии Маяковского 1910-х гг. Творчество В.Хлебникова. Стремление к синтезу знаний и футуристическая утопия Хлебникова. Особенности поэтического эксперимента и концепция заумного языка. Эгофутуризм. ТворчествоИ.Северянина. 5.10. Сатирическая литература эпохи. Журналы «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Творчество Н.А.Тэффи, Саши Черного, А.Аверченко.
Раздел 6. Русская литература конца 1910 - 1920-х гг.
Русская сатира 1920-х гг. Проза М.Зощенко: речевая манера; природа и своеобразный характер героя; сложность авторской позиции. Многообразие форм и стилей сатирической литературы. Сатирические произведения М.Булгакова («Похождение Чичикова», "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце"): особенности поэтики и жанровой природы; противопоставление "научного" эксперимента над природой и обществом законам "Великой Эволюции" (из письма Булгакова Сталину). Романы И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок": энциклопедия нэповской жизни конца 20-х гг.; Сатира, направленная против лиц, приспособившихся к новой власти, но втайне ждущих реставрации. Функция образа Остапа Бендера в структуре романов. Положительные стороны новой действительности. Особенности жанровой природы.
Литература первой волны русской эмиграции. Судьбы русской литературной эмиграции. Литературные центры за границей. Образы России и революции в произведениях писателей-эмигрантов. Творчество И.Шмелева. ("Солнце мертвых", "Лето Господне"). Историческая проза М.Алданова: представления писателя о движущих силах исторического процесса, соотношение тем Великой французской революции и русской революции. Романы М.Осоргина: своеобразие творческого метода писателя ("Сивцев вражек" и др.) Творчество В.Набокова. Этапы пути. Русскоязычное творчество писателя. Ностальгия по России и вариации сюжетного архетипа поисков утраченного рая. Категория памяти в произведениях Набокова. Символика и игра. Тема творческой личности. Поэзия В.Ходасевича, Г.Иванова, М.Цветаевой. Литература эпохи Великой Отечественной войны. Отражение уникального исторического и социально-психологического опыта народа в годы войны. Изменение жанровой системы. Усиление публицистического начала в прозе. Поэзия военных лет. Расцвет лирической песни. Творчество А.Твардовского, О.Берггольц, К.Симонова, молодых погибших поэтов. Литература первых послевоенных лет Влияние новой волны репрессий на судьбы литературы в первые послевоенные годы. Постановление ЦК КПСС о журналах "Звезда" и "Ленинград" (август 1946 г.). Утверждение жестко регламентированного отражения действительности в романах С. Бабаевского В. Кетлинской, Г. Николаевой («Жатва»), П. Павленко. Теория бесконфликтности. Расцвет военной прозы в литературе десятилетия. Основные идейно-эстетические направления в изображении войны. Романы и повести В. Некрасова, В. Пановой, А. Фадеева, Б. Полевого, Э. Казакевича.
Раздел 8. Русская литература середины 1950 – начала 1970-х гг. Деревенская» проза. Генезис деревенской темы. Роль социологической литературы 50-х гг. (В.Овечкин, Е.Дорош, В.Тендряков и др.) о колхозной деревне в становлении «деревенской» прозы 1960-70-х гг. Значение рассказа А.Солженицына «Матренин двор» в развитии "деревенской" прозы. Социальная, нравственная, культурная, экологическая проблематика произведений писателей-деревенщиков. Характеры и конфликты. Судьбы русского крестьянства в ХХ в. Обращение к трагедии коллективизации. Творчество В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, С.Залыгина, Б.Можаева. Эволюция творчества В.Шукшина. Социально-философские обобщения и исследование психологии современного человека в поздней «деревенской» прозе. 8.3. Роман Б.Пастернака "Доктор Живаго". "Проза поэта".История создания и публикации. Особенности жанровой природы, поэтики произведения. Соотношение прозы и поэзии в романе. Судьбы русской интеллигенции и русской культуры в ХХ в. Тема «личность и государство». Религиозно-философский уровень произведения. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.
Поэзия 1950 - 60-х гг. Судьбы поэтов старшего поколения: А.Ахматова, Н.Заболоцкий, Д.Самойлов и др. Новое поколение поэтов. Публицистичность, социальный оптимизм, тенденциозность поэзии "эстрадников". Особенности лирического «я». Особенности художественного эксперимента. Творчество Е.Евтушенко, А.Вознесенского и др. «Тихая лирика» как противовес «эстрадной» поэзии и отражение кризиса «оттепели». Усиление песенного начала, возрождение элегической интонации, обращение к вечным темам в "тихой лирике". Связь с «деревенской» прозой. Поэзия Н.Рубцова. Обращение к традициям поэтического модерна первых десятилетий ХХ в. Поэзия Б.Ахмадулиной, А.Кушнера. Соединение классической и модернистской традиций русской поэзии в творчестве И.Бродского. Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Особенности поэтики лирики Бродского. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху. Бардовская поэзия как проявление тенденции синтеза искусств: Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич и др.
Раздел 9. Русская литература 1970-х –1980-х гг. Литература постмодернизма Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др. Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.
Примерный перечень вопросов к экзамену I. 1. Русская летопись. «Повесть временных лет». Структура. Содержание. Идейная направленность. 2. Жанр «жития» в древней русской литературе. Жития Феодосия Печерского и Бориса и Глеба. 3. Ораторский жанр (жанр красноречия) в древней русской литературе. «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха. 4. «Слово о полку Игореве». История открытия и публикации. Датировка и вопрос о подлинности «Слова». Жанр, стиль и идейно-художественная проблематика «Слова». 5. Жанр «хождения» в древней русской литературе. «Хождение Даниила». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина». 6. «Моление» Даниила Заточника. Две редакции памятника и их идейно- художественная направленность. 7. Жанр воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем». 8. «Задонщина». Идейно-художественная проблематика повести. 9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поэтика «сюжетной» повести XVI века. 10. Переписка Ивана Грозного и Андрей Курбского как образец публицистики XVI века. 11. «Повесть о Горе-Злочастии» и нравоучительная литература XVII века. 12. «Повесть о Фроле Скобееве» и бытовая литература XVII века. 13. Идейно-художественная проблематика «Жития протопопа Аввакума». 14. Русский классицизм. 15. Поэзия М.В. Ломоносова. 16. Поэзия Г.Р. Державина. 17. Жизнь и творчество А.Н. Радищева. 18. Поэзия А.П. Сумарокова. 19. Русская сатирическая журналистика 1769-1774 годов. Н.И. Новиков. 20. Творчество Н.М. Карамзина. 21. Русский романтизм. 22. Поэзия В.А. Жуковского. 23. Поэзия К.Н. Батюшкова. 24. Басни И.А. Крылова. 25. Литературная позиция и поэзия декабристов. Поэзия К.Ф. Рылеева. 26. Идейно-художественная проблематика лирики А.С. Пушкина 1813-1820-х годов. 27. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». История создания и идейно-художественная проблематика. 28. Лирика А.С. Пушкина 1820-1825-х годов. Идейно-художественная проблематика. 29. Южные поэмы А.С. Пушкина. Идейно-художественная проблематика и поэтика. 30. Лирика А.С. Пушкина 1826-1830-х годов. Идейно-художественная проблематика и поэтика. 31. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Идейно-художественная проблематика и поэтика. Споры современников вокруг романа. 32. Поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Проблематика и поэтика. 33. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Пиковая дама». Идейно-художественная проблематика и поэтика. 34. Повести А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». Проблематика и поэтика. 35. Лирика А.С.Пушкина 1830-х годов. Идейно-художественная проблематика. 36. Идейно-художественная проблематика лирики М.Ю. Лермонтова. 37. Поэмы М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественная проблематика и поэтика. 38. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Идейно-художественная проблематика и поэтика. 39. Повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Идейно-художественная проблематика и поэтика. 40. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Миргород». Проблематика и поэтика. 41. Н.В. Гоголь «Петербургские повести». Идейно-художественная проблематика цикла. 42. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Идейно-художественная проблематика. 43. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Структура образов. Творческий замысел. «Мертвые души» как общественное явление. 44. «Натуральная школа» в русской литературе 1840-х годов. История создания. Основные идейно-художественные принципы. В.Г. Белинский как теоретик «натуральной школы». 45. Творчество Ф.М. Достоевского. 1840-х годов. Проблематика и поэтика. 46. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Проблематика и поэтика. 47. Творчество А.И. Герцена 1840-х годов. Проблематика и поэтика. 48. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Проблематика и поэтика. 49. Повести И.С. Тургенева. Идейно-художественная проблематика. 50. Роман И.С.Тургенева «Рудин». Идейно-художественная проблематика. 51. Романы И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне». Идейно-художественная проблематика. 52. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Проблематика и поэтика. Споры
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.021 с.) |