Раздел 1. История древнерусской литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. История древнерусской литературы.



Рабочая программа курса

"История русской литературы"

 

для студентов специальности 070211 «театроведение»

квалификации «театровед»

 

 

Авторы-составители:

Е.В.Булышева, старший преподаватель,

Н.А. Дождикова, кандидат филологических наук, доцент,

Ю.Н. Чирва, кандидат искусствоведения, профессор

Рецензенты:

И.Ю. Матвеева, кандидат филологических наук, доцент,

А.Д. Семкин, кандидат искусствоведения, доцент

 

Одобрена на заседании кафедры ­­­­­­­­­­­­­__________________________

«22» декабря 2010 г.,

 

Утверждена Ученым советом факультета ______________________

«23» декабря 2010 г.

 

Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом

«___»__________ 2010 г. №________

 

 

© Санкт-Петербургская государственная

академия театрального искусства, 2010

© Е.В. Булышева, Н.А.Дождикова, Ю.Н. Чирва 2010

 


I. Организационно-методический раздел

Курс «История русской литературы» предусмотрен федеральным компонентом цикла специальных дисциплин (квалификация «театровед») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 050400 «Театроведение», утвержденного Министерством образования в 2003 году.

Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами студентам:

очной формы обучения в I семестре – 34 часа, в II семестре – 32 часа, в III семестре – 34 часа, в IY – 48. в Y семестре – 34, в YI семестре - 48. Всего – 230 часов;

вечерней формы обучения в I семестре – 24 часа, II семестре – 24 часа, в III семестре – 24 часа, IY семестре – 24 часа, в V семестре – 24 часа, в VI семестре – 24 часа, в VII семестре – 24 часа, всего – Всего – часов: 168.

заочной формы обучения в I семестре - 12, в II семестре – 2 часа, в III семестре – 12 часов, в IY семестре – 2 часа, Y семестре –14 часов, в VI семестре – 2 часа, в VII семестре – 12 часов. Всего: – 56 часов.

 

Цели

Цель данного курса – максимальное усвоение будущими театроведами глубоких и развернутых представлений об историко-литературном процессе в целом и специфике каждого его периода.

Задачи

Уяснение сущности и содержания основных литературных направлений, течений, школ. Формирование представлений о генезисе и этапах развития русской литературы, основных особенностях развития русской литературы в контексте истории страны и истории отечественной и мировой культуры. Формирование представлений о творчестве писателей и поэтов, оказавших существенное влияние на литературный процесс своего времени, об идейно-художественной проблематике и поэтике наиболее значимых произведений каждого периода. Ознакомление студентов с новейшими достижениями литературоведческой науки.

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Курс «История русской литературы», наряду с таким курсами, как «История зарубежной литературы», «История изобразительного искусства», является одной из важнейших составляющих профессиональной и общеобразовательной подготовки будущего театроведа. Освоение курса способствует формированию высокого культурного уровня выпускника. Историко-литературные и литературоведческие знания выпускника обеспечивают его основательную профессиональную и общегуманитарную подготовку.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, освоивший курс, должен понимать специфику и основные закономерности литературного развития, иметь глубокие знания о литературных направлениях и художественных произведениях, определяющих литературно-художественный процесс; уметь определять идейно-эстетическое своеобразие творчества конкретного писателя или поэта; уметь видеть художественное значение литературного произведения в связи с социокультурной ситуацией эпохи, иметь представления об основных теоретических понятиях современного литературоведения, приобрести навыки самостоятельного анализа художественного произведения в историко-литературном контексте.

 

II. Содержание курса

 

Разделы курса

Раздел 1. Древняя русская литература (X-XYII вв.)

Раздел 2. Русская литература XYIII в.

Раздел 3. Русская литература XIX в. (первая половина)

Раздел 4. Русская литература XIX в. (вторая половина)

Раздел 5. Русская литература 1890 - 1910-х гг. (Серебряный век).

Раздел 6. Русская литература конца 1910 - 1920-х гг.

Раздел 7. Русская литература 1930-х - начала 1950-х гг.

Раздел 8. Русская литература середины 1950 – начала 1970-х гг.

Раздел 9. Русская литература 1970-х –1980-х гг.

Раздел 10. Русская литература последних десятилетий.

Темы и их краткое содержание

Раздел 1. История древнерусской литературы.

1.1. Древнерусская литература как искусство средневековья.

Хронологические рамки древнерусской литературы. Происхождение славянской письменности. Появление книжности на Руси, как следствие принятия Христианства. Роль монастырей и церквей в книгоизготовлении и обучении грамоте. Писатели XI-XII вв., вышедшие из монастырской среды (Илларион, Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский). Язык литературы Древней Руси (русская и церковно-славянская языковые стихии). Проблема авторства в древнерусской литературе.

 

1.1.1.Древнерусская литература XII века.

«Повесть временных лет» - древний летописный свод. Источники «Повести временных лет» - ранние литературные русские памятники, переводные произведения, народные предания, фольклорные произведения. Литературно-художественное значение «Повести временных лет». «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона как жанр торжественного красноречия. «Поучение Владимира Мономаха» как пример учительного красноречия. «Сказание о Борисе и Глебе» - история первых русских святых. Житийная традиция в древнерусской литературе. «Житие Феодосия Печерского». Основные черты житийного жанра.

«Слово о полку Игореве». История рукописного источника. Споры о подлинности «Слова о полку Игореве». Образность и символика «Слова о полку Игореве». Ритмическая организация «Слова о полку Игореве». Переводы и поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (В.А. Жуковский, Н. Заболоцкий).

Особенности языка и стиля «Моления Даниила Заточника».

 

1.1.2. Древнерусская литература периода борьбы с иноземными завоеваниями (XIII – нач. XV вв.).

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как жанр воинской повести. Поэтическое осмысление сюжета о Евпатии Коловрате (Н.М. Языков, С.А. Есенин). «Слово о погибели Русской земли» как лиро-эпическое произведение. «Житие Александра Невского» - сочетание житийной традиции и традиции воинской повести. «Задонщина» - произведение о Куликовской битве. Текстуальные и образные совпадения «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». «Сказание о Мамаевом побоище» - сочетание традиции воинской повести и церковно-легендарных мотивов. «Сказание о Мамаевом побоище» как источник для трагедии М.В. Ломоносова «Тамира и Селим» и трагедии В. Озерова «Дмитрий Донской». Поэтический отклик на «Сказание» в цикле А.Блока «На поле Куликовом».

 

1.1.3.Древнерусская литература XV-XVI вв.

Литературный процесс в период укрепления московского государства. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как памятник очерковой литературы Древней Руси, его отличие от паломнических хождений по объекту изображения и по типу повествования. Сочинения Максима Грека. Произведения Ивана Пересветова (Сказание о Магмет-салтане»). Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как столкновение двух социальных и литературных позиций. Проблема авторского стиля в переписке. Устно-поэтическая и сказочная традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

1.1.4. Древнерусская литература XVII века.

Повести XVII века («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Житийная традиция в повести. «Житие протопопа Аввакума» - автобиография в рамках агиографической традиции. Новаторство, своеобразие стиля и образность «Жития протопопа Аввакума».

 

Раздел 2. История русской литературы XVIII века

Русский классицизм.

Реформы Петра I и русская литература. Русский литературный язык в первой половине XVIII века. Литература петровского времени (Феофан Прокопович, Кантемир).

 

Творчество М.В. Ломоносова.

Биография М.В. Ломоносова. Система русского стихосложения. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Декларация поэтической позиции в стихотворении «Разговор с Анакреоном». Одическое творчество М.В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол Елизаветы, 1747 года»). Философские произведения М.В. Ломоносова («Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…»).

 

2.1.2. Творчество А.П. Сумарокова.

Биография А.П. Сумарокова. Споры о русском стихосложении («Письмо о русском языке», «О стихотворстве»). Одическое творчество А.П. Сумарокова («Ода Елизавете Петровне, 1743», «Ода Екатерине Второй, 1762»). Жанровое разнообразие поэтического творчества А.П. Сумарокова – песни, элегии, сатиры, притчи.

 

Поэзия Г.Р. Державина.

Разрушение установившейся в литературе системы ломоносовской оды. Разрушение традиционных жанровых категорий классицизма в оде «Фелица» (одические и сатирические черты). Лирическое «я» поэта в «Фелице». Черты оды и элегии в «На смерть князя Мещерского». Сатирические произведения Державина («Видение мурзы»). Обличительные оды Державина («Властителям и судиям», «Вельможа»). Картины быта в стихах Державина («Приглашение к обеду», «К первому соседу», «Евгению. Жизнь Званская»). Философские стихи Державина («Водопад», «Бог»).

Литература нач. XIX века. Общая характеристика.

Социально-исторические условия в России на рубеже XVIII – XIX вв. Своеобразие литературного процесса в России нач. XIX в. Полемика о литературном языке между школой Карамзина и Шишкова (о «старом» и «новом» слоге). Литературные объединения начала XIX века: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Развитие журналистики. Исторические и культурные предпосылки русского романтизма.

 

Творчество В.А. Жуковского.

Влияние западноевропейской поэзии на творчество Жуковского. Элегическое творчество Жуковского («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» - основные элегические мотивы). Новый поэтический язык творчества Жуковского, психологизм его поэзии. «Невыразимое» как поэтическая декларация Жуковского. Патриотическая тема в лирике Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Баллады Жуковского. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о Жуковском.

 

Творчество И.А. Крылова.

Крылов – драматург, журналист, прозаик. Басенное творчество Крылова. Социально-политическая, морально-философская, социально-бытовая проблематика басен Крылова. Новаторство басен Крылова: образ рассказчика, роль иронии, язык.

 

Поэзия декабристов.

Возникновение декабристской литературы. Литература в политической деятельности декабристов. Литературные общества и периодические издания декабристов. Поэты-декабристы (В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский, П.А. Катенин) в борьбе за самобытность и народность русской литературы. Поэтическое творчество К.Ф. Рылеева. Социально-политические стихи (сатира «К временщику»). Гражданственность и патриотичность в «Думах». Поэма «Войнаровский», ее проблематика, основные идеи, художественные особенности.

 

Поэты пушкинской поры.

Значение творчества поэтов пушкинской поры в развитии русской поэзии. Общий обзор поэтического творчества Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига (основные темы, мотивы, образы). Творчество Е.А. Боратынского. Основные мотивы лирики Е.А. Боратынского, стремление к философским обобщениям, психологизм.

Творчество Н.В. Гоголя.

Идейно-эстетическое формирование писателя. Романтические и реалистические тенденции в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки». Трагические мотивы в цикле. Лиризм повестей. Особенности композиционного построения цикла «Миргород». Двойная оценка человека в повести «Старосветские помещики». Традиции народно-героического эпоса в повести «Тарас Бульба». Проблематика петербургских повестей Гоголя. Мечта и действительность в повести «Невский проспект». «Расчет» с романтической концепцией фантастического в повести «Нос». Проблема искусства в повести «Портрет». Образ «маленького человека» в петербургских повестях. «Шинель» - этапное произведение русской литературы. Замысел, особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Структура образов: роль портрета, бытовых деталей в создании образа. Идея человеческого омертвления в поэме. Образ Чичикова. Сатира и лирика в поэме. Образы дороги, прицы-тройки в поэме. Поэма Гоголя в восприятии критики того времени. Второй том «Мертвых душ», его замысел. Идейный и творческий кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями», своеобразие произведения. Значение Гоголя в истории развития русской литературы.

 

Натуральная школа».

Статья В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Н.В. Гоголь – знамя «натуральной школы». Публицистика В.Г. Белинского и ее влияние на развитие русской литературы. Основные принципы, проблематика и особенности поэтики писателей «натуральной школы». Проза 1840-х гг. (В.И. Даль. А.В. Дружинин. И.И. Панаев. В.А. Соллогуб. А.Н. Майков. Д.В. Григорович).

Ранние произведения А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова. Литературно-эстетические взгляды Герцена. Раннее творчество Герцена и принципы «натуральной школы». Роман «Кто виноват?». Стилевое своеобразие романа, его жанр, язык. Система образов романа. Повесть «Сорока-воровка».

Повести Достоевского 1840-х гг. («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи»). Соотношение повестей Достоевского 1840-х гг. с принципами «натуральной школы». Образ «маленького человека» в романе «Бедные люди». Тема двойничества в повести «Двойник». Образ мечтателя в повести «Белые ночи».

Очерки Тургенева «Записки охотника»: образы крестьян, философия природы.

Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» в восприятии критики кон. 1840-х гг. Диалогическая структура романа «Обыкновенная история».

Раздел 4. Русская литература XIX века

(вторая половина)

4.1. Русская литература 1860-х годов.

Творчество Н. А. Некрасова.

Начало литературного пути. Сборник «Мечты и звуки». Поэзия Некрасова второй половины 1840-х – 1860-х годов, ее проблематика и художественное своеобразие. Демократизм поэзии Некрасова. Герои лирики Некрасова, повествовательные сюжеты. Ролевая лирика – рассказ персонажа о своей судьбе («Огородник», «Нравственный человек», «Песня Еремушке» и др.)

Сборник «Стихотворения 1856 г.»: содержание, композиция. «Поэт и гражданин» - декларация нового гражданского искусства, ориентированного на социальную проблематику. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова, своеобразие Музы поэта («Вчерашний день...», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия»). Народ как главный герой поэзии Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др.).

Любовная лирика Некрасова. «Панаевский цикл».

Поэмы Некрасова 1860-х годов. «Мороз, Красный нос» - продолжение народной линии творчества. Образ русской крестьянки.

«Кому на Руси жит хорошо» - поэма-эпопея. Сюжет и композиция поэмы. Фольклорные истоки. Экспозиция: в мире сказки. Панорама современной жизни: в поисках счастливого. Тема женской судьбы в поэме. «Пир на вес мир» - последняя часть незавершенной поэмы. Образ Гриши Добросклонова.

Поэмы «Дедушка», «Русские женщины»: изображение героев предшествующего поколения, декабристов и их жен.

 

Творчество Ф. И. Тютчева.

Творческий путь поэта. Тютчев – поэт мысли.

Природа и человек в лирике Тютчева. «О чем ты веешь, ветр ночной», «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Природа – сфинкс…». Философские размышления о человеке и мире «Silenium», Фонтан», «День и ночь», «Сны», «Видение» и др. Тема любви в лирике Тютчева. Автобиографическая основа «Денисьевского цикла». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Своеобразие лирического героя. Главная героиня цикла: психологическая сложность ее характера. История и политика в творчестве Тютчева «Цицерон», «14 декабря 1825», «29 января 1837», «Наполеон».

Творчество А. А. Фета.

Творческий путь поэта. Своеобразие поэтического мира Фета. Природа, любовь, искусство – преобладающие мотивы его лирики. «Сияла ночь, луной был полон сад…», «Старые письма», «Шепот, легкое дыханье…», «Жду я, тревой объят…», «Бабочка», «Ландыш». Тема поэзии в творчестве Фета. Понятие «чистого искусства». Цикл «Вечерние огни». Антологические стихи («Вакханка», «Диана», «Венера Милосская»). Лирическая исповедь как форма авторского самовыражения.

Литература 1870-х годов.

Творчество Н. С. Лескова.

Начало литературной деятельности. Художественные произведения Лескова 1860-х. Крестьянский мир в его произведениях. Исследование особенностей русского национального характера («Житие одной бабы»). «Леди Макбет Мценского уезда». Образ Екатерины Измайловой. Особенности сюжета и композиции. Роман «Некуда»: проблема «отцов и детей». Эволюция мировоззрения в творчестве Лескова в 1870-1890-е гг. Сближение с Л. Толстым. Образы правдоискателей и народных праведников в творчестве Лескова («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»). Хроника «Соборяне», Новизна тематики и особенности основного конфликта произведения. Традиции древнерусской литературы в поэтике «Соборян». Усиление сатирического начала в творчестве писателя последних лет (Заячий ремиз»). Особенности сатиры.

Литература 1880-1890-х гг.

Творчество В. Г. Короленко.

Начало творческой деятельности Короленко. Увлечение идеями революционного народничества. Проблемы народа и революционной интеллигенции («Чудная»). «Сон Макара» - повесть о страданиях и «грехах» народа. Роль фантастики в рассказе.

«В дурном обществе»: мир «отверженных» и «хорошее» общество.

«Слепой музыкант» - психологическая повесть о духовном становлении личности. Изображение людей из народа («Река играет»). Проблема русского национального характера. «Сказание о Флоре…»: спор с идеей Л. Толстого о непротивлении злу насилием. «Мгновение», «Огоньки»: философско-символический смысл произведений. «История моего современника» - повествование о формировании личности в нерасторжимой связи с судьбой своего поколения. История русского общественного сознания 1870-1880-х годов.

 

Творчество А. П. Чехова.

Начало литературной деятельности. Сотрудничество в юмористических журналах. Тема «маленького человека» в творчестве Чехова: преодоление традиции («Маска», «Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»). Детские рассказы Чехова («Гриша», «Кухарка женится», «Детвора» и др.). Повесть «Степь»: герои повести, осмысление проблемы «человек и природа», Повесть «Скучная история» - произведение об утрате руководящей жизненной идеи.

Поездка на Сахалин, ее роль в развитии творчества писателя. «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином», «Палата № 6»: столкновение жизненных позиций главных героев. Рассказ «Студент» - произведение о стремлении человека к истине и красоте. Тема капитализма в творчестве Чехова («Случай из практики», «Бабье царство»). Тема народа, крестьянства в творчестве Чехова («Мужики», «В овраге»). Проблема народа и интеллигенции: рассказ «Новая дача». Трилогия о «футлярных» людях («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»): проблематика, идейное содержание, художественное своеобразие. Повесть «Дама с собачкой»: проблема двойственности современного человека. Рассказ «Невеста»: идейно-художественная проблематика. Новаторский характер поэтики Чехова.

Раздел 5. Русская литература 1890 - 1910-х гг. (Серебряный век).

Младшие символисты.

Философия, эстетика и художественная практика. Смена символизма "идеалистического" символизмом "реалистическим" (Вяч.Иванов). Влияние учения Платона о двоемирии. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Эсхатологизм младосимволистов и учение о «теургии». Разработка теории символа и дальнейшая разработка нового литературного языка.

Творчество А.А.Блока. Идея пути как основа поэтической эволюции Блока. Соловьевство Блока. Этапы творчества. Стихотворения трех томов лирики - «трилогия вочеловечения». Лирический цикл как структурообразующая единица поэзии Блока. Основные темы и мотивы стихотворений. Поэмы.

Творчество А.Белого. Лирика 1900-х гг.: «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»: основные темы и мотивы. Творческие и биографические связи Белого и Блока. Основные черты эксперимента в прозе. Роман "Петербург": круг идей, тем, особенности построения.

Поэзия В.Иванова. Роль «башни» в культуре эпохи. Эстетическая и театральная утопии Иванова.

Роль А.Белого и В.Иванова как теоретиков символизма.

 

А.И. Куприн.

Традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проблема взаимодействия человека и среды. Тема интеллигента в условиях технической цивилизации ("Молох"). Интерес к таинственным сторонам человеческой психики. Природное и социальное, образы "естественного" человека ("Олеся", рассказы 1900-х гг.). Тема сильной личности в прозе 1900-х гг. Тема искусства. Повесть "Поединок": смысл названия, нравственные искания героя, пути освобождения личности. Двойственность авторской позиции. Тема любви ("Суламифь", "Гранатовый браслет").

 

Л.Н.Андреев.

Особенности личности и мироощущения писателя. Споры о художественном методе Андреева. Реалистические и модернистские принципы художественного отражения действительности в прозе Андреева. Обращенность к экзистенциальной проблематике (одиночество, жизнь, смерть, свобода человека как личностная проблема и пути ее реализации - "Молчание", "Большой шлем", "Стена", "Рассказ о Сергее Петровиче", "Мысль" и др.). Библейские мотивы («Жизнь Василия Фивейского» "Иуда Искариот" и др.); амбивалентность авторской интерпретации евангельского образа. Проза Андреева как выражение кризиса традиционных гуманистических моделей человека, истории, религиозного и рационального отношения к реальности. Внимание к иррациональным и бессознательным аспектам человека. Пессимистическое решение темы добра и зла ("Иуда Искариот", "Дневник сатаны").

 

И.А.Бунин.

Поэзия и ранняя лирическая бессюжетная проза. Натурфилософия и поэтика рассказов 1890-1900-х гг. Размышления о судьбе России и о национальном характере: повести "Деревня" и "Суходол". Русская тема в рассказах 1910-х гг. и в период эмиграции. Философские новеллы 1910-х гг. Размышления о судьбах современной цивилизации, о смысле жизни, о катастрофичности человеческой жизни вообще ("Господин из Сан-Франциско", "Чаша жизни", "Сны Чанга", "Братья" и др.). Сосуществование социально-исторических, психологических и метафизических аспектов образа мира и человека в прозе Бунина Тема любви в до- и послереволюционном творчестве Бунина. "Темные аллеи". Нобелевский роман "Жизнь Арсеньева". Тема творческой личности.

 

Акмеизм.

Кризис символизма, выступления В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова. Акмеизм как реакция на cимволизм (преодоление символистского дуализма, отрицание религиозно-мистического утилитаризма младосимволистов, критика символистской поэтики). Статья М.Кузмина "О прекрасной ясности" (1910 г.) и его поэтические опыты. Группа «Цех поэтов». Манифесты акмеистов ("Наследие символизма и акмеизм" Н.Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С.Городецкого, "Утро акмеизма" О.Мандельштама).

Символистские влияния в поэзии раннего Гумилева. Роль Н.Гумилева в возникновении акмеизма. Акмеистический период творчества. Особенности лирического героя в поэзии Гумилева. Судьба поэта.

Поэзия А.Ахматовой (книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Основные темы и мотивы. Особенности поэтики и образа лирической героини.

Поэзия О.Мандельштама (книга стихов «Камень»). Круг идей и тем. «Архитектурность» как основа эстетики Мандельштама 1910-х гг.

Футуризм.

Русский футуризм как одно из первых явлений авангарда в русской литературе. Отношение отечественных футуристов к европейскому футуризму. Группы. Кубофутуризм (Д.Бурлюк, В.Каменский, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Лившиц и др.) как наиболее радикальное явление русского футуризма. Литературные манифесты и первые сборники кубофутуристов («Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». «Рыкающий Парнас» и.т.д.). Связь кубофутуристов с живописью авангарда 1910-х гг. Особенности поэтического эксперимента кубофутуристов.

Поэзия В.Маяковского. Своеобразие поэтического языка и стиля Маяковского. Пути построения художественного образа. Новаторство в области стиха. Образ мира и лирического героя в поэзии Маяковского 1910-х гг.

Творчество В.Хлебникова. Стремление к синтезу знаний и футуристическая утопия Хлебникова. Особенности поэтического эксперимента и концепция заумного языка.

Эгофутуризм. ТворчествоИ.Северянина.

5.10. Сатирическая литература эпохи.

Журналы «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Творчество Н.А.Тэффи,

Саши Черного, А.Аверченко.

 

Раздел 6. Русская литература конца 1910 - 1920-х гг.

 

Русская сатира 1920-х гг.

Проза М.Зощенко: речевая манера; природа и своеобразный характер героя; сложность авторской позиции.

Многообразие форм и стилей сатирической литературы. Сатирические произведения М.Булгакова («Похождение Чичикова», "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце"): особенности поэтики и жанровой природы; противопоставление "научного" эксперимента над природой и обществом законам "Великой Эволюции" (из письма Булгакова Сталину).

Романы И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок": энциклопедия нэповской жизни конца 20-х гг.; Сатира, направленная против лиц, приспособившихся к новой власти, но втайне ждущих реставрации. Функция образа Остапа Бендера в структуре романов. Положительные стороны новой действительности. Особенности жанровой природы.

 

Литература первой волны русской эмиграции.

Судьбы русской литературной эмиграции. Литературные центры за границей. Образы России и революции в произведениях писателей-эмигрантов. Творчество И.Шмелева. ("Солнце мертвых", "Лето Господне"). Историческая проза М.Алданова: представления писателя о движущих силах исторического процесса, соотношение тем Великой французской революции и русской революции. Романы М.Осоргина: своеобразие творческого метода писателя ("Сивцев вражек" и др.)

Творчество В.Набокова. Этапы пути. Русскоязычное творчество писателя. Ностальгия по России и вариации сюжетного архетипа поисков утраченного рая. Категория памяти в произведениях Набокова. Символика и игра. Тема творческой личности.

Поэзия В.Ходасевича, Г.Иванова, М.Цветаевой.

Литература эпохи Великой Отечественной войны.

Отражение уникального исторического и социально-психологического опыта народа в годы войны. Изменение жанровой системы. Усиление публицистического начала в прозе. Поэзия военных лет. Расцвет лирической песни. Творчество А.Твардовского, О.Берггольц, К.Симонова, молодых погибших поэтов.

Литература первых послевоенных лет

Влияние новой волны репрессий на судьбы литературы в первые послевоенные годы. Постановление ЦК КПСС о журналах "Звезда" и "Ленинград" (август 1946 г.). Утверждение жестко регламентированного отражения действительности в романах С. Бабаевского В. Кетлинской, Г. Николаевой («Жатва»), П. Павленко. Теория бесконфликтности.

Расцвет военной прозы в литературе десятилетия. Основные идейно-эстетические направления в изображении войны. Романы и повести В. Некрасова, В. Пановой, А. Фадеева, Б. Полевого, Э. Казакевича.

 

Раздел 8. Русская литература середины 1950 – начала 1970-х гг.

Деревенская» проза.

Генезис деревенской темы. Роль социологической литературы 50-х гг. (В.Овечкин, Е.Дорош, В.Тендряков и др.) о колхозной деревне в становлении «деревенской» прозы 1960-70-х гг. Значение рассказа А.Солженицына «Матренин двор» в развитии "деревенской" прозы. Социальная, нравственная, культурная, экологическая проблематика произведений писателей-деревенщиков. Характеры и конфликты. Судьбы русского крестьянства в ХХ в. Обращение к трагедии коллективизации.

Творчество В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, С.Залыгина, Б.Можаева. Эволюция творчества В.Шукшина. Социально-философские обобщения и исследование психологии современного человека в поздней «деревенской» прозе.

8.3. Роман Б.Пастернака "Доктор Живаго".

"Проза поэта".История создания и публикации. Особенности жанровой природы, поэтики произведения. Соотношение прозы и поэзии в романе. Судьбы русской интеллигенции и русской культуры в ХХ в. Тема «личность и государство». Религиозно-философский уровень произведения. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.

 

Поэзия 1950 - 60-х гг.

Судьбы поэтов старшего поколения: А.Ахматова, Н.Заболоцкий, Д.Самойлов и др.

Новое поколение поэтов. Публицистичность, социальный оптимизм, тенденциозность поэзии "эстрадников". Особенности лирического «я». Особенности художественного эксперимента. Творчество Е.Евтушенко, А.Вознесенского и др.

«Тихая лирика» как противовес «эстрадной» поэзии и отражение кризиса «оттепели». Усиление песенного начала, возрождение элегической интонации, обращение к вечным темам в "тихой лирике". Связь с «деревенской» прозой. Поэзия Н.Рубцова.

Обращение к традициям поэтического модерна первых десятилетий ХХ в. Поэзия Б.Ахмадулиной, А.Кушнера.

Соединение классической и модернистской традиций русской поэзии в творчестве И.Бродского. Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Особенности поэтики лирики Бродского. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Бардовская поэзия как проявление тенденции синтеза искусств: Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич и др.

 

Раздел 9. Русская литература 1970-х –1980-х гг.

Литература постмодернизма

Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.

Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

I.

1. Русская летопись. «Повесть временных лет». Структура. Содержание. Идейная направленность.

2. Жанр «жития» в древней русской литературе. Жития Феодосия Печерского и Бориса и Глеба.

3. Ораторский жанр (жанр красноречия) в древней русской литературе. «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха.

4. «Слово о полку Игореве». История открытия и публикации. Датировка и вопрос о подлинности «Слова». Жанр, стиль и идейно-художественная проблематика «Слова».

5. Жанр «хождения» в древней русской литературе. «Хождение Даниила». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».

6. «Моление» Даниила Заточника. Две редакции памятника и их идейно- художественная направленность.

7. Жанр воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

8. «Задонщина». Идейно-художественная проблематика повести.

9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поэтика «сюжетной» повести XVI века.

10. Переписка Ивана Грозного и Андрей Курбского как образец публицистики XVI века.

11. «Повесть о Горе-Злочастии» и нравоучительная литература XVII века.

12. «Повесть о Фроле Скобееве» и бытовая литература XVII века.

13. Идейно-художественная проблематика «Жития протопопа Аввакума».

14. Русский классицизм.

15. Поэзия М.В. Ломоносова.

16. Поэзия Г.Р. Державина.

17. Жизнь и творчество А.Н. Радищева.

18. Поэзия А.П. Сумарокова.

19. Русская сатирическая журналистика 1769-1774 годов. Н.И. Новиков.

20. Творчество Н.М. Карамзина.

21. Русский романтизм.

22. Поэзия В.А. Жуковского.

23. Поэзия К.Н. Батюшкова.

24. Басни И.А. Крылова.

25. Литературная позиция и поэзия декабристов. Поэзия К.Ф. Рылеева.

26. Идейно-художественная проблематика лирики А.С. Пушкина 1813-1820-х годов.

27. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». История создания и идейно-художественная проблематика.

28. Лирика А.С. Пушкина 1820-1825-х годов. Идейно-художественная проблематика.

29. Южные поэмы А.С. Пушкина. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

30. Лирика А.С. Пушкина 1826-1830-х годов. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

31. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Идейно-художественная проблематика и поэтика. Споры современников вокруг романа.

32. Поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Проблематика и поэтика.

33. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Пиковая дама». Идейно-художественная проблематика и поэтика.

34. Повести А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». Проблематика и поэтика.

35. Лирика А.С.Пушкина 1830-х годов. Идейно-художественная проблематика.

36. Идейно-художественная проблематика лирики М.Ю. Лермонтова.

37. Поэмы М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

38. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Идейно-художественная проблематика и поэтика.

39. Повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Идейно-художественная проблематика и поэтика.

40. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Миргород». Проблематика и поэтика.

41. Н.В. Гоголь «Петербургские повести». Идейно-художественная проблематика цикла.

42. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Идейно-художественная проблематика.

43. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Структура образов. Творческий замысел. «Мертвые души» как общественное явление.

44. «Натуральная школа» в русской литературе 1840-х годов. История создания. Основные идейно-художественные принципы. В.Г. Белинский как теоретик «натуральной школы».

45. Творчество Ф.М. Достоевского. 1840-х годов. Проблематика и поэтика.

46. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Проблематика и поэтика.

47. Творчество А.И. Герцена 1840-х годов. Проблематика и поэтика.

48. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Проблематика и поэтика.

49. Повести И.С. Тургенева. Идейно-художественная проблематика.

50. Роман И.С.Тургенева «Рудин». Идейно-художественная проблематика.

51. Романы И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне». Идейно-художественная проблематика.

52. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Проблематика и поэтика. Споры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.137 с.)