ТОП 10:

Карамзин: поэт, прозаик, историк. Значение Карамзина для рус. лит. и лит-го языка



Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) происходил из рода симбирских дворян. Воспитывался дома, а затем, до 1781 года, в московском пансионе университетского профессора И.М. Шадена, европейски образованного немецкого ученого. Посещал как вольнослушатель лекции в Московском университете, особенно выделил философический курс теории слога профессора И.Г. Шварца, знаменитого масона-розенкрейцера. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку в Петербурге, но в 1784 году вышел по семейным обстоятельствам в отставку, сблизился в родном Симбирске с масонами, затем переехал в Москву, поселился в доме-общежитии Шварца и занялся литературной и журнальной деятельностью в Дружеском ученом обществе Н.И. Новикова. Стал известен как даровитый переводчик (в том числе и Шекспира) и тонкий, но печальный лирик.

В 1789 году Карамзин порвал с масонами и отправился в путешествие по Западной Европе, маршрут и программа которого были давно обдуманы и подготовлены. Вернувшись в 1790 году, осенью стал готовиться к изданию «Московского журнала» и альманаха «Аглая», где в 1791-1794 годах были напечатаны его «Письма русского путешественника» (созданы частью в Швейцарии, частью уже в России), а также критические статьи и сентиментальные повести, принесшие автору огромную популярность. Книга путешествий Карамзина, встречавшегося с Кантом и другими выдающимися учеными и писателями и посетившего театры и знаменитые музеи блистательной Европы, явилась для наших читателей содержательным учебником европейской культуры и литературы, напомнила им, что они не только россияне, но и граждане просвещенного мира. И вместе с тем там высказаны и любопытные личные впечатления, самобытные критические суждения о Западе, его обычаях и культуре, говорящие о рождении в России национального мышления и общественного мнения. Запад увиден русским путешественником как единство различных национальных миров и культур, развивающихся по своим законам. Этим проницательным суждениям присущ отсутствующий в прежней поэтике тотального классицизма историзм: «Всякий автор ознаменован печатию своего века».

Наивная, трогательная повесть «Бедная Лиза» (1792), напечатанная в «Московском журнале», сделала молодого прозаика Карамзина знаменитым. Восторженные читатели, в основном тоже молодежь, устроили массовое паломничество в московский Симонов монастырь, к тому поэтическому пруду, где утопилась прелестная и несчастная героиня повести. Особый успех «Бедная Лиза» имела у женщин-читательниц.

Карамзин избрал местом действия повести современную ему Москву, поэтичнейший ее уголок близ древнего Симонова монастыря, а героиней – милую и добродетельную юную крестьянку Лизу, девушку бедную и трудолюбивую, помогающую больной старушке-матери. Встреча ее с красивым, любезным и обходительным дворянином Эрастом затронула нежное, уже готовое любить сердце простодушной девушки, породило надежды и сомнения, внутреннюю борьбу и полное доверие к симпатичному скромному юноше. Доверчивая крестьянка умеет любить глубоко и верно и имеет полное право на такую любовь, а вот непостоянный дворянин Эраст ее чистого чувства недостоин. Это было новостью, открытием для многих. История бедной Лизы трогала и увлекала. Герои повести Карамзина – не античные цари и полководцы, а его молодые современники и соотечественники, чувства их понятны и известны всем. Писатель показывает зарождение глубокого и искреннего чувства в душе юной крестьянки, первые радости и переживания любви, развитие их отношений, поэтичную природу, создает единое лирическое настроение, сопереживание сначала радостям любви, а затем разочарованиям и трагедии измены, постигшей бедную Лизу по вине доброго, приятного, но легкомысленного и непостоянного Эраста.

Писатель стал вождем русского сентиментализма, создал русскую прозу нового образца и воспитал русского читателя; его журналы и альманахи дали начало новой русской журналистике и литературной критике и донесли художественную литературу до самых дальних губерний, городов и дворянских имений. Он сделал литературу профессией, заставил уважать и ценить труд писателя. Влияние молодого писателя и журналиста Карамзина было велико. Оно позволило ему и его единомышленникам начать важную для судеб нашей культуры и литературного языка полемику о «старом и новом слоге» (1803). Сам Карамзин в ней не участвовал, но его единомышленники и ученики боролись с устарелыми церковнославянскими словами и оборотами, тормозившими развитие литературы и не вмещавшими уже новое содержание русской жизни, не отражавшими усложнившуюся жизнь души, мир чувств частной личности. Надо было обновлять и литературные жанры, прежде всего лирику. И терпеливый, верящий в свою правоту Карамзин со временем победил сердитых староверов и высокопоставленных литературных архаистов, его понял и уважал сам Державин.

С 1803 года он согласно желанию императора Александра I стал официальным историографом империи, получил доступ во все государственные архивы и библиотеки (и в том числе в знаменитое собрание древних рукописей графа Мусина-Пушкина), начал писать и к 1824 году опубликовал полностью главную свою книгу – «Историю Государства Российского» в двенадцати томах, научное и художественное произведение, которое впервые рассказало русским людям нового времени о прошлом их Родины, самобытных людях Древней Руси, ее культуре и стало источником тем и образов для множества художественных произведений. Карамзин привлек богатый материал летописей, произведения древней литературы, «сказания» иностранцев о Руси. Для читателей эта «книга книг» стала подлинным учебником стремительно развивающегося после эпопеи 1812 года национального самосознания.

Тв-во К сыграло большую роль в дальнейшем развитии русской литературы и русского литературного языка. Создавая «новый слог», отталкивается от «трех штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей. Реформа лит-го я, проведенная Ломоносовым, отвечала задачам переходного периода от древней к новой лит-е, когда еще было преждевременным полностью отказаться от употребления церковнославянизмов. Но три «штиля», предложенные Лом-м, опирались не на живую разговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. К решил приблизить лит-й язык к разговорному. Одной из главных его целей было дальнейшее освобождение лит-ры от церковнославянизмов.

Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синт-х конструкций. К отказался от пространных периодов. В «Пантеоне российских писателей» он решительно заявлял: «Проза Ломоносова вообще не может служить для нас образцом: длинные периоды его утомительны, расположение слов не всегда сообразно с течением мыслей». К стр-ся писать короткими, легко обозримыми предложениями: «Бедная Лиза».

Третья заслуга К - в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, кот-е прочно вошли в основной словарный состав.

Языковая реформа К имела и свои уязвимые стороны. К ним прежде всего следует отнести резко отриц-е отн-е к народным идиомам, к лексике, связанной с жизнью простого народа. Писатель ориентировался на утонченные, аристократические вкусы образованных читателей того времени, принадл-х к высшему обществу, кот-х оскорбляли «низкие» подробности крестьянского быта. Карамзин принадлежит к числу писателей, оказавших сильное и продолжительное влияние на развитие рус-й лит-ры. Его повести, особенно «Бедная Лиза», вызвали массу подражаний: «Ростовское озеро» и «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор» В. В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. П. Милонова, «Бедная Маша» А. Е. Измайлова, «Софья» и «Инна» Г. П. Каменева и ряд других. К и его ученики создали устойчивый тип сентиментальной повести, своеобразной и неповторимой, как романтическая и «натуральная» повести. Но значение творчества Карамзина выходит за рамки сентиментализма, за границы XVIII в., поскольку оно оказало сильное влияние на литературу первых трех десятилетий XIX в.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.004 с.)