ТОП 10:

Новаторский хар-р, проблематика, худ-е своеобразие прозы Пушкина. Жанры прозы Пушкина. анализ одного из пр-й



Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина. Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха (Б. М. Эйхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире. Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско-публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления традиций XVIII века. При этом Карамзин, во-первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во-вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой этого времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и дидактиками (Нарежный, Булгарин). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу у дидактиков, сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20-х годов и такая проза становится штампом.

Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман Арап Петра Великого. Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие жанры романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (История села Горюхина, Дубровский, Капитанская дочка).

Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из Барышни-крестьянки с виду обладает всеми чертами романтического героя: Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы. Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести ТТТ. Нодье Жан Сбогар). Но затем сам Пушкин замечает в своем герое: Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности. Если Пушкин в Дубровском и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного Арапа Петра Великого до фантастичных Гробовщика и Пиковой дамы. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу.

Основной темой «Капитанской дочки» является крестьянская революция. Пушкин показал подлинно народный характер Пугачевского восстания. В повести реш-ся вопросы о взаомоотн-х помещиков и крестьянства, вопросы внутр-й политики, обязанностей дворянина перед народом, госуд-м, сословием. Это не только историч-я, но и семейная повесть, поэтому темы человеческого счастья, любви, благородства. Обе стороны повести связаны образом Пугачева – вождя народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и маши Мироновой. Повесть построена в форме се­мейных записок П.А. Гринёва, главным образом о тех "нео­жиданных происшествиях", которые "имели важные влия­ния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое пот­рясение". Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской револю­ции. Автор записок П.А. Гринёв — рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и по­мещичьих кругов на Пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников. Поэтому с первого взгляда кажется, что всё с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так. Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопостав­лении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляе­мый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои "семейственных записок" — Гринёв и Маша Мироно­ва - волею обстоятельств сталкиваются и с тем, и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя бо­рющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе ("Вожатый"): Пугачёв и оренбур­гский генерал, начальник края. Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет "на службе настоящей, нау­чится дисциплине". Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисципли­ны, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинён­ных и то, что творилось в подначальных ему укреплениях. В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой — у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва — живое, свободное обсуждение, в результате ко­торого принимается смелое, правильное решение. Сатири­чески зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, "что всего благоразумнее и безопаснее внутри го­рода ожидать осады", которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась "гибельна для жителей". Эпиграфы определяют, содержание или дают харак­теристику основного героя (или героев) данной главы. Пейзажи поражают реалистичностью и выполняют важную роль в хар-ке героя и в развитии действия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.005 с.)