Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблематика и жанровое разнообразие прозы И. Бунина. Особенности русского характера в изображении писателя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее характерными особенностями мировосприятия Бунина являются: возвышенный строй души и – одновременно – аналитическое видение мира; постоянный поиск смысла жизни и смирение перед ее непознаваемостью; музыкальное восприятие жизни. И в прозе и в поэзии большое место занимает философская тема. Бунин стремится уловить вечные законы бытия. Его главная мысль: земное бытие лишь частичка вечной космической истории. Человек замкнут в современной жизни, он один в мире. Бунин не признавал «новых поэтических веяний». Он резко отзывается о декадентах. В творчестве Бунина органически сосуществуют поэзия и проза. Они проникают друг в друга. Соотношение их в разные периоды бывало разным. У раннего Бунина преобладала поэзия, у позднего – проза. Уважение к слову важная черта его эстетики. Бунин-художник всю жизнь неустанно работает над словом. Особое значение имело для него устное народное творчество. Он делает записи старинных слов, выражений. Но резко отрицательно относится к подделкам под народный стиль. Из русских художников ему наиболее близки Толстой и Чехов. Он всегда восхищался ими. В 900-е гг. Бунин вырабатывает особый способ изображения мира и духовных движений человека. Это контрастные сопоставления. Он мастер художественной детали. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Прежде всего, он создает зрительно точный и яркий образ. Особое значение имеет звук. Для него и писание рассказа начинается со звука. Звук создает впечатление пространства. Еще одна особенность словесного мастерства – в сочетании спокойного описания с неожиданной деталью. Первые прозаические произведения – лирические миниатюры. Они напоминают стихотворения в прозе. Описания природы переплетаются в них с размышлениями героя или автора о жизни и ее смысле. Тема миниатюр – разоряющаяся русская деревня. Много пишет о вечных проблемах жизни и смерти. Основная тема его рассказов 90-х годов – нищая и разоряющаяся Россия. Ее судьба беспросветна и печальна. Бунин не приемлет капитализации деревни. Идеал жизни он видит в патриархальном прошлом. Рассказ «Антоновские яблоки» звучит лирической эпитафией патриархального быта, прошлой культуры. Бунин-художник не отличается многосторонностью в изображении жизни. Одни и те же темы – с разными вариациями и оттенками – преследовали его постоянно. В его прозе чувство и настроение доминируют над мыслью. Вся его проза поэтична, так как для нее характерна «экспансия настроения». Бунин исключительно внимателен к детали, которыми насыщена его проза. Детали создает исключительную плотность художественной ткани. Иногда вокруг одной детали строится событийно-повествовательный ряд. (Напр., «Легкое дыхание», «Петлистые уши»). При этом внешняя сюжетно-событийная основа рассказов как правил не сложна. Не она является у Бунина предметом внимание, а мир внутренних переживаний и чувств. Например, в рассказе «Сосны» описывается смерть деревенского старосты Митрофана. Но о самом Митрофане сказано мало. Бунина не интересует внешняя биография. Рассказ поначалу кажется пересказом впечатлений от морозного утра. Детали описания множатся, кажутся случайными. Но смысл вдруг возникает из всей совокупности описания прекрасного зимнего дня. Они раскрывают смысл трагедии смерти. Бунина интересует проблема человеческого бытия, проблема жизни и смерти. Основная идея неожиданно сгущается в одной фразе – «тайна ненужности и в то же время значительности всего земного». И тут же возникает вопрос: «Где грань, отделяющая живое от неживого?» Сравнивая его мироощущение с мироощущением Леонида Андреева, мы видим, что они антиподы. По Андрееву жизнь есть предпосылка смерти. По Бунину, жизнь есть существование вопреки смерти. Особенности поэтики (художественные средства). Для рассказов Бунина характерны лиризм, рефлексия, метафорика и лаконизм. Большое внимание на Бунина оказал Чехов. Это влияние не прямое, а опосредованное. Чехов говорил: «Мы с вами похожи, как борзая на гончую. Вы резче меня». У Бунина больше густоты красок и деталей. Его проза компактна, а каждое слово несет в себе содержание. Чехов сравнивал прозу Бунина со «сгущенным бульоном». Слово Бунина несет в себе аллегорический смысл. («Легкое дыхание», «Худая трава»). Бунин делает расчет на ассоциативное мышление читателя. Изображая характер, он не стремится исчерпывающе дать весь комплекс его внешних черт (профессию, облик). Его интересует психологическое состояние характера. В каждом рассказе содержится некая одна проблема, скрытая в глубине текста. Главная мысль многих его рассказов – безысходное одиночество человека. Человек осознает свою разъединенность с миром и одновременно – глубинную причастность к нему. Рас. «Ночь» (1925). По своему жанру – это лирико-философский этюд. Герой рассказа размышляет о своей жизни. Человек и Мир – главная тема рассказа. Вглядываясь в себя, человек испытывает мучительное раздвоение: очарование жизнью и мука ухода из жизни. Рассуждая о своем месте в жизни, он говорит о цепи, уходящей в бесконечное прошлое и бесконечное будущее. Цепь – метафора исторической жизни. Всю жизнь человек распыляет себя на части по мелочам. Но парадокс в том, что этим самым он обогащает себя. Единственное, что остается от человека после его ухода – память о нем. В другом рассказе Художественное время у Бунина. Бунин так сказал однажды о Чехове: «Его главным героем является беспощадно уходящее время». Эта фраза в полной мере характеризует и самого Бунина. Идея времени является центральной в таких рассказах, как «Антоновские яблоки», «Худая трава» и других. О времени Бунин размышлял всю жизнь. Он писал так: «Печаль пространства, времени и формы преследовали меня, и всю жизнь я преодолеваю их». Излюбленный прием раскрытия идеи времени – воспоминание. Воспоминание – не есть просто оживление прошлого, это своеобразное «умножение» нашей жизни. Главный герой рассказа «Худая трава» – умирающий крестьянин Аверкий. Он пытается мысленно охватить прошедшую жизнь. Но Аверкию не вспоминается ничего значительного, «воспоминания его были ничтожны». А действительно ли он жил, – сомневается бунинский герой. Своим сюжетом рассказ похож на толстовский рассказ «Смерть Ивана Ильича». В обоих рассказах – тема умирания. Однако различно настроение героев. Ивана Ильича раздражает жизнь вокруг него перед собственной неизбежной кончиной. Герой же Бунина любит жизнь, все здоровое и веселое вокруг него. Основная идея рассказа – естественность смерти в вечном жизненном круговороте. Рассказ подчеркивает идею ценности и неповторимости мира человека, идею блага жизни. Особенности бунинского характера. Поступки героев Бунина нелогичны и неожиданны. Они продиктованы некими непонятными настроениями. Бунин верит в загадку души русского человека. В основе своей она – душа – трагична. В ней присутствует и светлое и темное. Познать душу невозможно умом. Поэтому Бунин не мотивирует поведение героя. Он только намекает на нечто неназванное в человеке. Бунин стоит на пороге полуосознанного, подсознательного движения души. Тема любви Одной из основных в творчестве Бунина является тема любви.Любовь, по Бунину, это всегда драма. Она всегда есть чувство неразделенное, счастье любви всегда не удовлетворено. Оно кратко и мимолетно. В рассказе «При дороге» девочка Параша полюбила вора. Но в конце узнает, что нужна была возлюбленному только для того, чтобы обокрасть отца. Любовь для Бунина – это только мимолетный гость, «легкое дыхание», готовое рассеяться в мире. Продлись она чуть дольше – и будничная проза уничтожит ее. Тема деревни «Суходол» –это повесть о русском дворянстве. По своему жанру ее можно назвать «дворянской элегией». Бунин изображает последних представителей древнего дворянского рода Хрущевых, их историю. Он выявляет исконно русские «мужицкие» черты и помещиков и дворовых. Причина общности – сама многовековая история, быт, психология, кровное родство. Русский характер, по Бунину, полон контрастов и неразгаданных тайн. Бунин писал: «Быт и душа русских дворян та же, что и у мужика. Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, так близко не связана, как у нас»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.009 с.) |