Худ-е новаторство поэзии Державина. Разрушение классицистич-й поэтики оды, новые принципы типизации, худ-е восприятие картин быта в тв-ве Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Худ-е новаторство поэзии Державина. Разрушение классицистич-й поэтики оды, новые принципы типизации, худ-е восприятие картин быта в тв-ве Д.



Система трех стилей продолжала существовать с различными изменениями до конца XVIII в., т.к. замена одной системы дру­гой — процесс сложный и длительный: накапливание элементов новой системы начинается с момента расцвета старой, увеличивается в период кризиса старой системы и приводит ее к окончательному разрушению. Так было и с системой Ломоносова, которая вопло­щена в лит-ре 2п. XVIII в., особенно в тех пр-х, что созд-сь в рамках традиционных жанров клас­сицизма: ода, трагедия, «похвальное слово», «слово о важной мате­рии», комедия, басня и т. п.

В этом отношении показательны оды Гавриила Романовича Державина 80-90-х гг. («Изображение Фелицы», «В честь князя Пожарского», «На взятие Измаила» и др.), его трагедия «Пожарский», в любом тексте из указанных од Д. можно найти особенности высокого стиля. Но отступление от системы трех стилей особенно резким стало в посл. четверти 18в. Стих-е Д. «Видение Мурзы» создано в рамках высокого стиля (я зрю, чьи уста, она рекла), но тут же находим (хотел арбуза, соленых огурцов).

Ряд пр-й Д. только по традиции назван одами (воспевание монархини), т.к. по содержанию и по форме они не похожи на однообразные одические тексты. В них употребл-ся просторечные слова, формы и выраж-я, недопустимые в пр-х высокого слога (играя в дураки с женой, то в жмурки резвимся порой и др.)

У Д. не только в одном произв-и, но и в одном тексте славянизмы часто не оргнаичены от обычных рус-х слов, даже простречных. Тынянов пишет, что путь Д. – уничтожение оды, как резко замкнутого, канонического жанра. В лексику высокого стиля Д. вводит эл-ты среднего и даже низкого стиля, ориентируя ее на прозу сатирических журналов в композиционном и стилистическом отнош-и.

Т.о. наблюдается постепенное отступление от системы трех стилей Ломоносова. Если Ломоносов дал русской поэзии метрические и ритмические формы, то Д. вдохнул в нее душу своим резко индивидуальным поэтическим стилем, в котором выразились универсальные эстетические основы будущей русской лирики.

Впервые стихотворения Г. Р. Державина увидели свет в 1773 году. Но становление Державина как поэта произошло гораздо позже. В ранней юности стихи его были подражательными, последующее творчество уже несет на себе отпечаток зрелых размышлений. Державин был не только по­этом, но и теоретиком литературы. Его перу принадлежит целый ряд теоретических работ. В работе под названием «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» он показывает свою готовность отойти от общепринятых норм литературно-критического очерка как по форме, так и по содержанию. Державин отказывается от классицистических норм. Он считает главным вдохновение, порывы чувств, высокие мысли, а не строгое соответствие языковым и стилистическим правилам. Несомненно, что яркой особенностью поэзии Державина является несвойственный поэтам того времени прием: сочетание «высокого» и «низкого». Державин решается использовать «низкую» лексику, и это делает его произведения яркими и самобытными.

Державин вводит новые размеры. Например, в стихотворении «Ласточка» использованы вместе «несочетаемые» ранее размеры: трехсложный дактиль и трехсложный амфибрахий. Доминирующей темой в творчестве Державина является человек, его жизнь и внутренний мир.

Поэт обращает внимание на мельчайшие детали человеческого бытия, что так же явилось новшеством для поэзии того времени. В стихах, написанных Державиным, ясно ощущается позиция самого поэта, читатель понимает его мировоззрение, имеет возможность прикоснуться к его внутреннему миру. Державин не скрывает своих мыслей, эмоций, щедро делится ими с читателем. Подобная тенденция была шагом к развитию реализма в поэзии.

Очень интересным в творчестве Державина является образ самого поэта. В этом воплотилась гражданская позиция Державина. В его понимании, поэт должен смело бороться за правду, должен говорить правду даже царям...

Нередко в творчестве Державина проскальзывают автобиографические мотивы, читатель может составить определенное представление о жизни самого поэта.

Державин принадлежал к дружескому литературному кружку в Петербурге, участники которого были недовольны существующей поэзией. Они стремились к созданию оригинальной самобытной поэзии. В конце 70-х годов XVIII века Державин создает такие произведения, которые вызывают искреннее одобрение собратьев по кружку. Творчество Державина становится более реалистичным. И не случайно сам поэт в 1805 году написал о своей поэзии как об «истинной картине натуры».

Огромное значение в творчестве Державина имеет ода «Фелица», которая была создана в 1782 году. Это произведение ознаменовало собой новый этап в русской поэзии. Если говорить о жанре «Фелицы», то это была настоящая хвалебная ода. Но своеобразие произведение было в том, что поэт отступил от привычных правил. Он выразил свои чувства по отношению к императрице иным языком, не таким, каким обычно возносили хвалу сильным мира сего. Императрица Екатерина II показана в образе Фелицы.

В этом произведении образ императрицы значительно отличается от привычного классицистического изображения монарха. Державин изображает реального человека, говорит о ее привычках, занятиях. Державин использует сатирические мотивы и бытовые описания. А законы классицизма не разрешали при написании оды использовать сатиру и бытовые детали. Державин сознательно нарушает традицию, поэтому его новаторство в написании оды несомненно.

Очень интересно сравнить произведение Ломоносова «Ода на восшествие...» и произведение Державина «Фелица». Ломоносов в своем творчестве использует воcшествие...» мы встречаем такие слова, как «бисер», «порфира», «зефир», «душа», «зрак», «рай»...

Державин широко использует низкую лексику. Он говорит о себе: «курю табак», «кофе пью», «забавлюсь лаем псов», «играю в дурака с женой». Таким образом поэт раскрывает перед читателем подробности своей частной жизни. Классицистические традиции не позволяли подобных описании.

И Ломоносов, и Державин обращаются к сильным мира сего. Ломоносов говорит: «Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас».

Державин обращается к императрице с вопросом: «Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить...». В этих словах таится одновременно и упрек к царице.

Новаторство Державина проявляется не только в «Фелице», но и в целом ряде других произведений.

Основная его заслуга в том, что он существенно расширил узкие границы классицистических традиций. Классицизм был доминирующим направлением литературы XVIII века. Согласно канонам классицизма творец должен изображать не реального человека, а определенный тип героя. Например, если речь шла об изображении положительного героя, то это должен был быть человек без недостатков, идеальный герой, разительно отличающийся от живых людей. Если речь шла об изображении отрицательного героя, то это должен был быть человек в высшей степени непорядочный, олицетворение всего темного, инфернального, что есть в человеке.

Классицизм не брал во внимание, что в одном человеке с успехом могли уживаться и положительные и отрицательные черты. Так же классицистические традиции не признавали любого упоминания о быте или проявления простых человеческих чувств. Новаторство Державина стало началом возникновения новой поэзии, где есть место реальному человеку и его истинно человеческим чувствам, интересам и качествам.

 

9. Философско-историч-й хар-р тв-ва Радищева. Идейно-худ. содержание «Путешествия из Петербурга в Москву»

А.Н. Радищев (1749 – 1802) – крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века. Сочинения Радищева разнообразны, и помимо «Путешествия из Петербурга в Москву» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения. А. Н. Радищев, единственный среди философов эпохи Просвещения, отстаивая демократический идеал построения общества, как наиболее отвечающий природе человека, обратил внимание на закономерность развития человеческого общества как замкнутый цикл: демократия — тирания. Согласно Радищеву, развитие общества происходит циклами: демократия и тирания поочередно сменяют друг друга на определенных этапах исторического процесса. Человеческая природа требует свободы, но, в то же время, она такова, что свобода человека, расширяясь, перерождается в наглость (или во вседозволенность, как у Ф. М. Достоевского). После чего происходит усиление государства, которое, подавляя наглость, подавляет и свободу. Подавление свободы влечет за собой установление тирании. Тирания также является проявление человеческой наглости: тиран бесконечно расширяет свою свободу за счет свободы общества. Общество стремится к свободе, — к естественному состоянию, что приводит к установлению демократии.

Литературная деятельность Радищева началась с перевода на русский язык книги Мably; к переводу были присоединены примечания Радищева, в которых он очень горячо защищает и развивает идеи «естественного права». В 1790 году появился первый крупный его труд – «Путешествие из Петербурга в Москву»; книга, написанная не без влияния «Сентиментального путешествия» Стерна, сразу стала расходиться очень быстро, но уже через несколько дней она была изъята из продажи, и по адресу автора было назначено следствие. Екатерина II сама внимательно прочитала книгу Радищева. Хотя на книге не было имени автора, но, конечно, очень скоро выяснили, кто был автор, и Радищев был заключен в крепость. На допросе Радищев признал себя «преступным», а книгу «пагубной», сказал, что писал книгу «по сумасшествию» и просил о помиловании. Уголовный суд, на рассмотрение которого было передано дело Радищева, приговорил его к смертной казни за то, что он «злоумышлял» на императрицу, но указом Екатерины II казнь была заменена ссылкой в Сибирь на 10 лет. Радищев соединился в Сибири со своей семьей, получил возможность выписать туда свою библиотеку; ему было разрешено получать французские и немецкие журналы. В ссылке Радищев написал несколько статей по экономическим вопросам, а также большой философский трактат под заглавием: «О человеке, его смертности и бессмертии». Павел I в 1796 году освободил Радищева от ссылки и разрешил ему вернуться в свою деревню, а с воцарением Александра I он был окончательно восстановлен во всех правах.

Само название главной, знаменитой книги – «Путешествие из Петербурга в Москву» - свидетельствует, что сочинение Радищева принадлежит к популярному в XVIII веке жанру литературы путешествий. Эта литература стала одним из способов распространения просвещения и высказывания тех или иных политических и философских взглядов.
Центральная фигура, мера всех вещей в литературе путешествий – человек, он странствует, попадает в неведомые государства и местности, постигает их историю, географию и этнографию, общественное устройство и законы, видит изнутри чужие живые культуры, жизнь народа, изучает языки. То есть духовно развивается и обогащается, становится гражданином вселенной. В то же время человек в пути постигает самого себя, лучше понимает свой характер, интересы, духовные корни и традиции, свою страну и свой народ, всё познаёт в сравнении.

Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой. «Путешествие из Петербурга в Москву» начинается песней ямщика, а заканчивается «Словом о Ломоносове». В книге мы встречаемся с представителями почти всех чинов, состояний и профессий: цари, вельможи, придворные, дворяне-помещики, крупные и мелкие чиновники, купцы, мещане, семинаристы, монахи, крестьяне, иностранцы. На их примере автор изображает и анализирует национальный характер. Значительная часть «Путешествия» излагается в форме рассказов о себе самых разных лиц, встречающихся путешественнику, разговоров с ними, бесед между собой. Благодаря этому приему автор точно и правдиво передает окружающую его действительность, национальный колорит.
Композиция Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой. Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора. Герой — Путешественник — тщательно разработанный характер, портрет, по преимуществу психологический. О «внешних данных» Путешественника известно немного, хотя сведения эти достаточно определённые. Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.
Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.
Основная тема первой композиционной части (цикл глав от «Софии» до «Спасской полести») и всего «Путешествия…» - тема закона и беззакония. С каждой новой главой “Путешествия из Петербурга в Москву” перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости. В “Путешествии из Петербурга в Москву” “благополучных деревень” не существует.

Время от времени на страницах мелькают положительные образы “добрых дворян”. Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей. В придуманном сне Путешественник видит просвещенного монарха, который «милосерд, правдив, закон его для всех равен, он почитает себя первым его служителем.

Он законодатель мудрый, судия правдивый, исполнитель ревностый, он паче всех царей велик, он вольность дарует всем». В этом и заключается особенность «Путешествия…» Радищева: он показал на престоле не тирана, а такого монарха, о котором мечтала вся просветительская литература. Тем сильнее звучит разоблачение вопиющих беззаконий во второй части «сна». раз подобное может твориться при «просвещенном» государе, значит не годится сам принцип монархии. Таков вывод первой композиционной части.

Если монархия должна быть ликвидирована, то каким путем? Этому вопросу посвящена вторая композиционная часть (от «Подберезья» до «Городни»). Автор делает прямой вывод: «Свободы… ожидать должно… от самой тяжести порабощения» (глава «Медное»). Процитировав эти слова, Екатерина прокомментировала их так: «То есть надежду полагает на бунт от мужиков».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.018 с.)