Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике



В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 года. Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего», рубежом между которым была Отечественная война 1812 года, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. В этот переломный период и появилась комедия «Горе от ума». Тогда впервые появились вольнолюбивые идеи, а на фоне грандиозных событий происходили изменения во всех сферах духовной жизни общества.

Замысел комедии "Горе от ума" возник в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции стали зарождаться тайные политические общества. Столкно­вение человека декабристских взглядов с реакционной мас­сой дворянства было положено в основу его ко­медии; это придало ей социально-политический характер. Комедия отразила всё усиливающуюся в рус­ском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борь­ба является основным двигателем действия пьесы. Но выступ­ление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а пфегшетаясь и осложняя друг друга. Мастерство Гр, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение "века нынешнего" с "веком минувшим".

Идейно-тематическое содержание комедий. В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крес­тьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с Народом, ложного и истинного патриотизма. Эта проблема­тика придала комедии острый политич-й характер, сде­лав её произведением, которое, ещё не будучи напечатан­ным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных спис­ков не только в столицах, но и в Провинциальных городах.

Само заглавие комедии указывает, что автор вклю­чил в сод-е "Горе от ума" ещё одну проблему. Гр. показ-т горе умного человека, кот-й принуждён жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление чел-ка к творч-у, все лучшие че­л-е кач-ва. Причиной трагедии, Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше то­го — преследуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь Отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества. Действующие лица строго связаны с узким кругом темы комедии и имеют, согласно классической русской традиции, имена-характеристики: Молчалин – бессловесный, Скалозуб – человек с оскалом, Репетилов – повторяющий чужие слова, но не понимающий их истинного смысл; Тугоуховский – тугой на ухо; Хлестова – хлущущая, резкая. Однако нельзя не заметить, что почти все эти «значимые» фамилии соотнесены по значению со словами «говоришь» - «слышишь», что связано с глубоким идейным наполнением «Горя от ума»: фамусовский мир глух к правде, к истине. С русской классической комедией пьесу Грибоедова роднят и соблюденные автором два из трех знаменитых единств
места, времени и действия. Все действие совершается в доме Фамусова в течение одних суток. Он блестяще показал своим современникам, что и
при соблюдении классических единств, произведение может быть глубоко реалистичным, жизнерадостным, правдивым. Драматург не только полно раскрыл характеры героев, но и воссоздал социально-политичскую обстановку того времени, передал быт и
нравы Москвы, колорит екатериненской эпохи. Автор свободно допускает существенные отступления от классических норм комедии. В «Горе от ума» жизнь
раскрывается не в традиционно статических образах, а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Если в произведения классицизма герои выступали с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении
действия, то в «Гре от усм», напротив, Грибоедов стремится раскрыть внутреннее развитие своих персонажей. Подробно освещена в репликах героев биография Чацкого, можно проследить, как сформировалась его личность. Происходят изменения в
характере и настроениях Софьи. Три года назад она любила Чацкого, а теперь он ее раздражает; сама Софья влюблена в Молчалина. Хотя писатели 18 в. понимали значение общественной среды и стремились к ее изображению, она все-таки выступала в их пр-х как некая абстракция. Утверждая принцип развития как основу реализма, Грибоедов показывает те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обуславливают процесс формирования его личности. Автор раскрывает хар-р героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.

Активное введение «внесценических персонажей» в сюжет «Горя от ума» является новаторским завоеванием Грибоедоваа. Их присутствие в комедии создает впечатление, что где-то рядом находятся знакомые незнакомцы. Тем самым автор как бы раздвинул стены фамусовского дома, укрупняя основной конфликт пьесы: столкновение пылкого правдолюбца с косной общественной средой. Перед нами предстает отец Молчалина, дающий где-то в Твери наставления сыну, и Максим Петрович, образ которого блестяще нарисован благоговейно относящимя к нему Фамусовым. Т.о. в «Горе от ума» мы сталкиваемся с новым методом художественногго отображения действительности. Этот метод характеризуется показом всех явлений и событий в их взаимной обусловленности, подчеркиванием роли общественнй среды, жизненных обстоятельств, воспитания. Основной чертой реализма является изображене типических характеров в типических обстоятельствах.
Художественной новаторство Грибоедова в комедии заключено в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную его предшественникам. В «Горе от ума» люди состоят не из одних пороков и не из одних добродетелей, их характеры раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения, но и любящий отец и важный барин, покровитель своих родственников. Новаторство комедии выражено в простоте и ясности композиции. Грибоедов решительно отвергает требования
классической комедии. Ход действия и развития до конца пьесы неясны. Нет развязки, судьба героев не решена, и комедии с точки зрения классического плана явно не хватает пятого акта, где бы все кончилось благополучно. Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской литературы. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовала их речь. Речь Скалозуба с ее военными терминами и фразами похожа на военные приказы. Комедия Грибоедова положила начало реализму в русской драматургии.

Подчеркивая верность пьесы изображаемой действительности, А. А. Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» отмечает именно «зеркальность» ее сцен. На широту и глубину обобщений в пьесе «Горе от ума» указывает и И. А. Гончаров. «Как картина, она, без сомнения, громадна, — пишет он. — Полотно ее захватывает длинный период русской жизни— от Екатерины до императора Николая». Белинский в пору своего примирения с «гнусной действительностью» высказывал глубоко ошибочные взгляды на эту пьесу. Он полностью отрицал ее идейно-художественную значимость. Но, преодолевая идеализм, отказываясь от своей ложной оценки «Горя от ума», он утверждал, что это «благороднейшее гуманическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против… светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр., и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.007 с.)