Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проза А.П. Чехова: постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия, поэтика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В жанрово-стилевом отношении пр-я Ч. раннего периода предст-т собой: пародии («Письмо к к ученому соседу»), шуточные афоризмы, подписи к рисункам, отчеты, словари, объявления («Контора объявлений Антоши Ч.», «И то, и се») – излюбленные жанры юмористич-х журналов. При всем стилевом разнообразии тв-ва раннего Ч в нем доминирует стихия юмора. Осн-е успехи Ч. – юмориста и сатирика – относят к жанру сценки (короткий рассказ, картинка с натуры), для кот-х хар-но: минимум описаний и пояснений, простые и незатейливые заголовки («В бане», «Справка»), говорящие фамилии (актер Дикообразов), преобладание диалогов, представленных живой разговорной речью персонажей в комическом ключе, т.к. сценку н.б. написать смешно и коротко. В проблемно-тематическом плане в раннем тв-ве Ч.: человек и иерархическая система, детские рассказы (дети чисты и святы; в детстве у меня не было детства): «Мальчики, «Спать хочется» и др., судьба маленького человека. Творческая жизни Чехова знаменует заключительную стадию развития классической литературы 19 века и поиски новых форм изображения действительности и человеческого характера. Опираясь на традиции предшественников, выступает как художник-новатор, качественно и количественно преобразовывающий в своем творчестве достижения прозы 19в. Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев. Он, как А. С. Пушкин и другие великие предшественники, подчеркивает многомерность характера личности. Кроме того, Чехов, как и Пушкин, стремился к простоте, лаконизму повествования. Его произведения не осложнены обилием сюжетных линий, большим числом действующих лиц. В них всегда четко обозначен конфликт, который не носит характера внешнего столкновения героев, а отражает противоречия времени, дисгармонию, свойственную самой личности. С сер. 80-х гг. Чехов определяет круг проблем, которые найдут отражение в его творчестве позднего периода, станут ведущими. Это проблемы интеллигенции, поиска ею смысла жизни, ее роли в жизни общества; обличение пошлости, бездуховности как серьезных врагов человека и мира в целом; проблемы личных отношений, любви и семьи; проблемы деревни в переломную эпоху к. 19-н.20в.; судьбы детей и детства. В этот период Чехов меньше экспериментирует в жанровом отношении, отдавая предпочтение рассказу, повести, новелле. Герой его поздней прозы показан сформировавшейся личностью, со сложившимся мировоззрением, представлениями о нравственных ценностях. Чехова интересует настоящее героя, ибо, по его мнению, в нем "прочитывается" прошлое и предугадывается будущее" Вопрос о личности в литературе рассматривается в связи с гуманистической концепцией писателя, с его "идеалом" или "идеей человека. Представление о личности как неотъемлемая составляющая идеала художника содержит в себе авторскую оценку осмысления возможностей человека на пути его формирования. Рубеж веков сопряжен с переоценкой ценностей, ибо именно в это время в литературе, как и в жизни, "с особой силой... разгорается чувство личности в человеке". Но одновременно в его сознании целостность восприятия сменяется фрагментарностью: прошлое уходит безвозвратно, будущее неясно, в настоящем – смятение, страх, растерянность перед грядущими переменами. В осн-м герои поздней прозы Ч. – интеллигенты, находящиеся в процессе поиска смысла жизни («Скучная история»). Особенность художественного метода – использование художественной детали (умение коротко говорить о длинных предметах). Проза Ч. – поэтическая проза. Поэтичность, музыкальность чеховскому письму сообщала особая ритмичная организация прозы. Ч. стремился к плавности, гибкости фразы. Черты импрессионизма в пр-ях Ч.: психологический подтекст пр-ий, текучесть характеров, показанных в атмосфере настроения, усиление субъективного начало, постижение внутреннего мира личности. Повесть «Дуэль» (1891): Контрастом в выборе героями жизненной позиции, естественно, не исчерпывается многообразие и богатство личности, на чем и настаивал Чехов, когда писал: "Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела... никого не обвинил, никого не оправдал". Поэтому выдающийся мастер стремился представить жизнь и человека в своих произведениях такими, каковы они в самом деле. В повести выражено авторское представление о Герое и человеке вообще. Говоря о бессознательной лжи как ошибке, Чехов в первую очередь имеет в виду несоответствие жизненного поведения своих персонажей высоким нравственным требованиям. Так, Лаевский в повести охарактеризован, казалось бы, беспросветно. Жестче и резче других о собственной натуре судит сам герой: "Я пустой, ничтожный, падший человек!". Антипод Лаевского по мироощущению, пониманию роли и места человека в жизни — социал-дарвинист фон Корен. В отличие от Лаевского, занятого самобичеванием, осмыслением внутреннего разлада в своей душе, позиция фон Корена выглядит четко сформулированным сводом понятий, разграничивающих жизнь на "черное" и "белое". В его оценке Лаевского нет ничего субъективного, в каком-то смысле Иван Андреевич даже неинтересен фон Ко-рену, поскольку все в его характере зоолог для себя прояснил. Оценив безусловную вредность и опасность Лаевского для общества, фон Корен искренен в своем презрении к мерзавцу. В рассудочности мышления зоолога содержатся важные моменты понимания им человеческой психологии, отношения к человеку: так, он точно подмечает несостоятельность, поверхностность доброты Самойлен-ко, утверждая, "что... считать своим ближним во что бы то ни стало всякого встречного без различия — это... отказаться от справедливого отношения к людям, умыть руки, одним словом". Заслуживает внимания и другая мысль героя: "...любовь к человеку должна находиться не в сердце, не под ложечкой и не в пояснице, а вот здесь! Фон Корен хлопнул себя по лбу". В этих высказываниях персонажа чувствуется авторская полемика с Толстым, с его проповедью всеобщей любви к брату-человеку. Но, основываясь на выводах науки, фон Корен судит о людях с позиции универсальных, общеобязательных для всех принципов и не учитывает осложнений индивидуального порядка, связанных с неповторимостью каждого человека. И в этом, по мнению Чехова, ее несовершенство. Характерно, что вялый, слабый, подчиненный Лаевский признает за фон Кореном внутреннюю силу и твердость духа, но в то же время видит его деспотизм и категоричность, которые мешают зоологу быть истинным героем. Преддуэльнйя расстановка сил логически как бы устраняет саму необходимость дуэли — противники прояснили сущность друг друга задолго до нее. В отл-е от Достоевского и Толстого, кот-е приводили своих героев к развязке-воскресению, у Чехова герой не обретает новую идею взамен несостоятельной. Точно сказал об этом зоолог: "Победители орлами смотрят, а он жалок, робок, забит, кланяется, как китайский болванчик, а мне... грустно". Противопоставив своих героев, в конце повести автор как бы уравнивает их между собой. Этим уравнивающим моментом является мысль о том, что никто не знает настоящей правды. Принцип "казалось — оказалось", на котором строится и сюжет повести, и линии героев, для Чехова определяющий в изображении жизни и человека. Через ситуацию "казалось — оказалось" писатель рассматривает изменения ценностной ориентации персонажа, движение личности в поиске смысла жизни. "Никто не знает настоящей правды", — эту мысль высказывает фон Корен, которому раньше, до встречи с Лаевским, не составляло труда четко и понятно разграничивать мир на "черное" и "белое". Не знают "настоящей правды", но ищут ее чеховские персонажи, отталкиваясь от пережитого негативного опыта, на протяжении всего поиска оставаясь самими собой — не становясь Героями. Образ-символ человека с молоточком - истинно чеховский: не вдруг, под удар набата, происходит переворот в сознании человека, а исподволь, мелкими шажочками. "В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...", — так заканчивается повесть "Дуэль"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.008 с.) |