Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Условность поэтического мира, основные мотивы, идея служения человеку и человечеству, возрождению мира в творчестве Н. Гумилева.
Содержание книги
- Жанровое многообразие, художественные особенности устного народного творчества.
- Специфика фольклора как искусства слова
- Новая концепция личности в повестях конца 17 века («повесть о савве грудцыне», «пов. О фроле скобееве», «пов о горе-злочастии»). Новаторский хар-р и эл-ты реализма в повестях.
- Русский классицизм: осн-е этапы, специфика жанров, поэтика, знач-е для разв-я рус.лит. Творчество выд-я рус. классицистов Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова (по выбору)
- Значение драматургии Фонвизина для становления реализма в рус. лит. Традиционное и новаторское в изобр-и действ-ти
- Худ-е новаторство поэзии Державина. Разрушение классицистич-й поэтики оды, новые принципы типизации, худ-е восприятие картин быта в тв-ве Д.
- Карамзин: поэт, прозаик, историк. Значение Карамзина для рус. лит. и лит-го языка
- Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике
- Тематическое поле, жанровое многообразие, худ-е особ-ти лирики Пушкина
- Евгений онегин» пушкина как «энциклопедия Русской жизни». Жанровые, композиционные и стилевые особ-ти пр-я. «ео» в оценке белинского
- Новаторский хар-р, проблематика, худ-е своеобразие прозы пушкина. Жанры прозы пушкина. Анализ одного из пр-й
- Жанровое своеобразие, глубокий психологизм, тематика поэзии Лермонтова
- Роман «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в рус.лит. Повествовательная стр-ра, особ-ти сюжета и композиции, многозначность и полифонизм заглавия
- Углубление социальной проблематики в «Петербургских повестях» Гоголя. Своеобразие фантастического, переосмысление романтич-го мироощущения и романтич-й поэтики в пр-ях цикла
- Поэма «Мертвые души» Гоголя в контексте идейно-эстетич-х исканий писателя. Своеобразие жанра пр-я, система образов
- И.С. Тургенев-романист. Проблема героя времени и ее решение в романах, их жанрово-стилевое своеобразие.
- Отражение основного конфликта российской действительности (дворянство-крепостные крестьяне) в «Записках охотника» Тургенева. Проблема русского национального хар-ра
- Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника»
- Роман «обломов» И. А. Гончарова. Эпическая масштабность, социальная и психологическая емкость художественного типа обломова. Сущность «обломовщины». Н. А. Добролюбов о романе.
- А.Н. Островский - основоположник русского национального театра. Эволюция в творчестве драматурга типов, мотивов; изменения в способах и приемах типизации, в жанровой структуре произведений.
- Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Островского
- Второй период Некрасова: с 1857 по 1877 год.
- Место и значение фольклора в поэме
- А.А. Фет - крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». Единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.
- Поэзия Ф.И. Тютчева. Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы. Мотивы лирики, ее художественное своеобразие.
- Трагическое восприятие В.М. Гаршиным социальной действительности и ее воплощение в прозе. Художественное своеобразие произведений писателя.
- Господа головлевы» М. Е. Салтыкова-щедрина как социально-психологический роман. Использование формы семейной хроники. Образ иудушки как носителя определенной идеологии и морали.
- Проблема «положительно-прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Князь Мышкин и идеальные представления писателя о человеческой личности. Герои романа. Приемы композиции.
- Проблемное поле, герой романов Ф. М. Достоевского 60-х годов. Полифонизм художественной структуры произведений.
- Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи.
- Диалектика характеров и метод диалектики души в романе «Война и мир» Л. Толстого. Роль духовного перелома героев в композиции образа.
- Мысль семейная» в романе «анна каренина» Л. Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «анны карениной».
- Проза А.П. Чехова: постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия, поэтика.
- Основные худ-е системы в литературе рубежа хiх-хх веков. Реализм и модернизм.
- Условность поэтического мира, основные мотивы, идея служения человеку и человечеству, возрождению мира в творчестве Н. Гумилева.
- Особенности поэтики А. Ахматовой. Стремление к изображению реальной жизни и драматизм личного мироощущения. Образ женщины в лирике А. Ахматовой. Трагическое восприятие любви.
- Отражение противоречия между «городом» и «деревней», природой и цивилизацией в лирике С. Есенина. Эволюция темы родины, интимная и пейзажная лирика.
- Проблематика и жанровое разнообразие прозы И. Бунина. Особенности русского характера в изображении писателя.
- Нравственные и эстетические поиски А.И. Куприна («Поединок», «Суламифь», «Гранатовый браслет»), проблема «естественного» человека («Олеся»). Художественные особенности повестей писателя.
- Обращение к образам библейской мифологии и мировой литературы в романе М. Булгакова «мастер и маргарита». Добро и зло как вечные начала бытия. Образы мастера и маргариты.
- Поэзия В.В. Маяковского: тематика, своеобразие художественного дарования, новаторство в области формы и содержания.
- Особенности метода и стиля поэзии М. Цветаевой. Синтез лирики и эпоса, фольклорного и философского начал. Гражданская позиция поэтессы.
- Художественно-стилевые особенности в современной русской поэзии
- Сатирическое изображение «среднего» человека-обывателя.
- Типология героев прозы В. Шукшина. Структурно-стилевые особенности, нравственно-психологическое богатсво хар-ов «малой прозы» шукшина («крепкий мужик», «микроскоп», «обида», «срезал» и др. По выбору)
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. С 12 лет он сам начинает писать стихи и помещает в гимн-м рукописном журнале свой 1-й рассказ. 1900г. семья Гумилевых переезжает на Кавказ. Он пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете, носит ром-й характер и рисует устремившегося из «города в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждой добра» («Я в лес бежал из городов…»). В1903г. Гумилевы окончательно поселяются в Царском селе, и юноша переводится в 7-й класс Николаевской царско-сельской гимназии, которую возглавлял поэтИ.Ф.Ананенский. Будучи еще гимназистом, Н.Гумилев создает на средства родителей свою 1-ю книгу стихов «Путь конквистадоров»: посвящен отважным и сильным героям, весело идущим на встречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт находит для себя своеобразную поэтическую маску – конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»). Сборник был замечен виднейшим поэтом – символистом В.Брюсовым, который заметил, что «в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов». Известное влияние оказал на начинающего поэта и И.Анненский, творчество которого Гумилев хорошо знал и ценил. В Париже пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса», «Последний придворный поэт»), осваивает стихотворную технику, увлекается живописью и театром, создает пьесу «Шут короля Батиньоля». А, возвратившись в Россию, поступает в Санкт –Петербургский университет, в котором учится в начале на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете, где слушает лекции выдающихся профессоров Д.К.Петрова, В.Ф.Шишмарева, специалистов по романо-германской культуре. 2 сб. «Романтические цветы», где было еще много поэтической остроты, немало красивостей, искусственных цветов («сады души», «тайны мгновений»), но было и то, что заявлено в первом слове названия, - романтика. Вдохновительница поэта – Муза Дальних Странствий. Поэт противопоставляет современной серости красочный мир прошлого. Красочность передается многочисленными определениями, обозначающими цвета. Примечательно, что среди произведений сборника оказалось и стихотворение «Перчатка», посвященное вещи. Это свидетельство того, что поэт делает попытку пробиться через густую экзотику и ориенталистскую (восточную) тему к реальному быту и вещному миру. Брюсов, высоко оценивая сборник, отметил эту готовность Гумилева «определенно вычерчивать свои образы», быть точным, внимательным к форме. А.И.Анненский в своей рецензии замечал, что эта зеленая книжка «прочитывается быстро. Вы выпиваете ее как глоток зеленого шертреза». В 1910г. Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого же года отправился в Африку, где пробыл до конца марта 1911г.. По путешествиям по дебрям и пустыням Абиссинии поэт привез записки абиссинских песен, коллекцию предметов быта и картин африканских живописцев. Третья книга Гумилева «Жемчуга» принесла ему широкую известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем. Брюсов писал: «…явно окреп и его стих, Гумилев медленно и уверенно идет к полному мастерству в области формы». Многие стихи «Жемчугов» популярны, прежде всего, знаменитая баллада «Капитаны». Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем разнообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева бросает совершенно особый романтический ответ на его творчество. Усиливая живописность стихов, Гумилев нередко отталкивается от произведений изобразительного искусства («портрет мужчины», «Беатриче»), побуждающих его к описательности. Брюсов даже называл Гумилева «поэтом зрительных картин». Другим источником образности становятся литературные сюжеты («Дон Жуан»),мотивы стихов символистов (Бальмонта, Брюсова), Киплинга, Стивенсона. В1912г. вышла из печати четвертая книга стихов Гумилева «Чужое небо». В сборнике по-прежнему ощутимы романтические мотивы. Поэт широко пользуется контрастами, противопоставляя возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, добро и зло, Запад и Восток. Мечта резко противостоит грубой реальности, исключительные характеры – обыденным, рядовым персонажам («У камина»). Однако поэт теперь реже прибегает к изысканному языку прежних стихов, отказывается от словесной мишуры, красочных экзотизмов и чрезмерности гипербол. Все чаще обращается к реалистическим шекспировским, гетевским и тургеневским образам («Сон», «Маргарита», «Девушке»), трансформируя их в своих стихах. А главное - поэт славит красоту земного бытия, многообразие реального мира. Стихотворение «На море» обнаруживает ряд примет акмеистической поэзии: зримую графичность («как змеи, волны гнутся», «латинский парус» - парус в виде прямоугольного треугольника), ощущение тверди камня (глянцевитая скала»), передачу звуков («лопнет с гиканьем и ревом») и запаха (дыша «бодрящим запахом смолы»). В книге в целом отчетливо сказались и другие акмеистические черты поэзии Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к открытию объектного мира («Паломник»), ослабленность музыкального и эмоционального начал, подчеркнутая бесстрастность, выразительность описаний («Туркестанские генералы»), множественность ликов лирического героя («Оборванец», «Укротитель зверей»), ясный взгляд на мир, адамистическое мироощущение (оно рельефно выражено в «Балладе»), классическая строгость стиля, равновесие объемов, точность деталей («Я верил, я думал…»), точное соответствие слова понятию, композиционная стройность, мужественные ритмы стихов с пропуском ударений, чеканность формы. Чтобы поддержать и усилить акмеистическую тенденцию своего сборника, Гумилев включил в него переводы пяти стихотворений Туофиля Готье, который провозглашал: Созданье тем прекрасней, // Чем взятый материал // Бесстрастней – // Стих, мрамор иль металл. В этом утверждении Гумилев видел формулу акмеизма. Сборник стихов «Колчан». Здесь, как и у многих поэтов тех лет, звучат трубные зовы победоносной битвы, участие в которой автор воспринимает как высшее предназначение и благо. В «Колчане» же начинает рождаться новая для Гумилева тема – «ОРоссии». В сборнике «Костер» поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На этот раз он обращается к античному искусству. Но здесь же вызревает и русская тема. Сб. «Фарфоровый павильон» - оригинальный опыт подражания древним китайским поэтам. При этом Гумилев находил в Восточной лирике то, что было близко «вещной» акмеистической поэзии. Революционные события в России застали Гумилева во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Отсюда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности. Возвратившись в 1918г. через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Остроты сложившейся после революционной ситуации он не ощущал, открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране. Гумилев много переводит («народные баллады о Робин Гуде», «поэму о старом моряке», французские народные песни, сочинения Вольтера, Гейне, Байрона, Рембо, Роллана); выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма; издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга,изданная при жизни автора); создает «Поэму Начала», в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая ее на ассирийском, вавилонском и славянском эпосе. Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов – «Огненный столп», напечатанный уже после смерти автора.
|