Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в рус.лит. Повествовательная стр-ра, особ-ти сюжета и композиции, многозначность и полифонизм заглавия

Поиск

В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Относительно «Героя нашего времени» сам автор сказал следующее: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается». Более того, раскрытию основной идеи романа у Лермонтова служит не только содержание, но даже и форма самого произведения.

Главная идея, которой Лермонтов подчинил содержание и форму произведения, касается проблемы личности, незаурядного человека, с его достоинствами и пороками в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов написал: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

В целом отдельные самостоятельные повести и новеллы («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), из которых и состоит роман, описывают жизнь главного героя—Печорина. И основной вопрос, который возник у критиков, —зачем Лермонтову понадобилось нарушать хронологию и менять стиль повествования, вверяя его или главному герою, или другим персонажам, а иногда и выражая собственную авторскую позицию.

В произведении условно можно выделить две части. Первая - повествование о главном герое — Печорине — устами второстепенных персонажей, таких как Максим Максимыч, странствующий офицер, где в большей степени преобладает изображение поступков главного героя, сопутствующих событий, особенностей исторического времени. Вторая — исповедальное самораскрытие героя, где художник устами главного героя размышляет о человеческой духовности, психологии. Такой прием позволяет более глубоко раскрыть характеры героев, особенности времени, показать главные внутренние противоречия. В данном случае хронологически не связанные между собой эпизоды из жизни главного героя—Печорина—позволяют автору подчеркнуть и «несвязанность» жизни самого героя: отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цепи.

Вся жизнь Печорина проходит на перепутьях, от одного события, серьезного переживания к другому. «Разорванные» в едином повествовании отдельные рассказы романа выстроены автором так, чтобы характер Печорина постепенно углублялся. Лермонтов еще в начале произведения сказал, что его главный персонаж — это портрет современника, составленный из «пороков всего нашего поколения». Поэтому автор предчувствовал и понимал трагическую безвыходность в судьбе Печорина, но и одновременно, как представитель того же поколения, знал о потенциале и достоинствах своих современников. А неординарная композиция романа позволила Лермонтову показать эту перспективу, как будто передать будущим соотечественникам искру надежды.

А именно — в первой условной части романа, где перед нами предстает герой в оценках и мнениях других персонажей («Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловие» к «Журналу»), писателем акцентируется движение Печорина к духовной и физической смерти, он практически не вызывает у читателей сочувствия и сопереживания. А во второй части, следующих трех рассказах («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), наоборот, Печорин окрылен зовущей романтикой борьбы, любви к жизни и справедливости и потому создает перед читателями уже сложный и неоднозначный образ.

Благодаря такой композиции трагическая судьба героя, его сложный характер обретают в финале романа просветленные черты, когда Печорин в «Фаталисте» (по хронологии этот рассказ должен быть третьим) пытается решить главный вопрос - о назначении человека в жизни, судьбу которого определяет божественная или собственная воля. В итоге у читателей остается впечатление драматизма человеческой судьбы, в которой всегда присутствует борьба, взлеты и падения людей.

Герой наш. вр. – первый русский психологический роман, т.е. пр-е, в кот. логика повествование опр-ся не хронологией событий, но логикой развития хар-ра главного героя. Если располагать повести в хронологическом порядке, то: 1. «Тамань» - Печорин едет на Кавказ согласно назначению; 2. «Княжна Мери» - Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового назначения 3. «Фаталист» - Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, все, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу 4. «Бэла» 5. «Максим Максимыч» 6. «Предисловие к журналу Печорина»

В романе впервые был утвержден новый литературный метод — метод критического реализма. В предисловии ко всему роману Лермонтов замечает: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Отличительные черты критического реализма (в романе): 1. Историзм: Отражение героя в эпохе — трагическое мироощущение и фи­лософские искания Печорина. 2. Типические характеры в типических обстоятельствах: «Водяное общество», горцы, Максим Максимыч; Печорин не типичный герой, а представитель лучшей части дворянской интел­лигенции. 3. Критический пафос: Нет идеального героя.

Черты романтизма (в романе): 1. Композиция: В центре помещен журнал-исповедь Печорина. 2. Романтические черты в характере самого Печорина: Герой-индивидуалист, конфликт героя с обществом. 3. Описания природы: Пейзаж в «Тамани» и «Княжне Мери». 4. Интрига в «Бэле»: Авантюрная интрига, в основу которой положена трагическая любовь. Отрицание романтизма: Пародийность образа Грушницкого (Грушницкий - пародия на романтизм).

Белинский сказал о Печорине – это Онегин нашего времени. Оба представители светского общ-ва, вначале погоня за удовольствиями, затем разочарование и скука. Но Печорин иной чем Онегин, он одареннее, глубже по натуре, умнее, жаждет деятельности, но разочарован в жизни, не находит смысла своей жизни.

Многозначность и полифонизм заглавия: Хотя черновиков романа не существует, но первоначальный вариант заглавия сохранился: "Один из героев нашего века". В этом варианте Печорин не утверждается как типичный представитель всего поколения, а только - как один из нескольких героев. В окончательном заглавии "Герой нашего времени" неожиданно появляется иронический оттенок, падающий и на слово "герой", и на слово "нашего", т. е. и на личность, и на эпоху. При этом ответ автора о характере Печорина уклончив: "Мой ответ - заглавие этой книги". Это ирония, но ирония, во-первых, частичная, а во-вторых, трагическая, адресованная и к характеру героя, и ко времени, наложившему на характер свою печать. Значит, в заглавии "Герой нашего времени" рядом с иронией есть и сострадание, но прямого оправдания или осуждения Печорина нет. Это диалектическое двуединство характерно и для образа Печорина, и для всего романа, и для творчества Лермонтова в целом. Такая двуединая неуловимость заглавия (наличие и иронии, и сострадания) является ключом к образу Печорина. При этом, хотя сам Лермонтов открыто не выражает своего отношения, но он и не нейтрален, т. к. позиция нейтралитета, созерцательности вообще чужда волевой натуре поэта. Лермонтов берет на себя ответственность и за героя, и за время. Лермонтов судит, но судит не прямо, не публицистическими средствами, а отбором тетрадей Печорина, представленных читателю не в хронологической последовательности. Такая непоследовательная, разорванная композиция в точности соответствует разорванной, противоречивой личности героя, сущности его противоречивого, индивидуалистического сознания. Наконец, заглавие "Герой нашего времени" напоминает читателю заглавие известного, но неоконченного романа Карамзина "Рыцарь нашего времени".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.)