ТОП 10:

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в рус.лит. Повествовательная стр-ра, особ-ти сюжета и композиции, многозначность и полифонизм заглавия



В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Относительно «Героя нашего времени» сам автор сказал следующее: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается». Более того, раскрытию основной идеи романа у Лермонтова служит не только содержание, но даже и форма самого произведения.

Главная идея, которой Лермонтов подчинил содержание и форму произведения, касается проблемы личности, незаурядного человека, с его достоинствами и пороками в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов написал: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

В целом отдельные самостоятельные повести и новеллы («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), из которых и состоит роман, описывают жизнь главного героя—Печорина. И основной вопрос, который возник у критиков, —зачем Лермонтову понадобилось нарушать хронологию и менять стиль повествования, вверяя его или главному герою, или другим персонажам, а иногда и выражая собственную авторскую позицию.

В произведении условно можно выделить две части. Первая - повествование о главном герое — Печорине — устами второстепенных персонажей, таких как Максим Максимыч, странствующий офицер, где в большей степени преобладает изображение поступков главного героя, сопутствующих событий, особенностей исторического времени. Вторая — исповедальное самораскрытие героя, где художник устами главного героя размышляет о человеческой духовности, психологии. Такой прием позволяет более глубоко раскрыть характеры героев, особенности времени, показать главные внутренние противоречия. В данном случае хронологически не связанные между собой эпизоды из жизни главного героя—Печорина—позволяют автору подчеркнуть и «несвязанность» жизни самого героя: отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цепи.

Вся жизнь Печорина проходит на перепутьях, от одного события, серьезного переживания к другому. «Разорванные» в едином повествовании отдельные рассказы романа выстроены автором так, чтобы характер Печорина постепенно углублялся. Лермонтов еще в начале произведения сказал, что его главный персонаж — это портрет современника, составленный из «пороков всего нашего поколения». Поэтому автор предчувствовал и понимал трагическую безвыходность в судьбе Печорина, но и одновременно, как представитель того же поколения, знал о потенциале и достоинствах своих современников. А неординарная композиция романа позволила Лермонтову показать эту перспективу, как будто передать будущим соотечественникам искру надежды.

А именно — в первой условной части романа, где перед нами предстает герой в оценках и мнениях других персонажей («Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловие» к «Журналу»), писателем акцентируется движение Печорина к духовной и физической смерти, он практически не вызывает у читателей сочувствия и сопереживания. А во второй части, следующих трех рассказах («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), наоборот, Печорин окрылен зовущей романтикой борьбы, любви к жизни и справедливости и потому создает перед читателями уже сложный и неоднозначный образ.

Благодаря такой композиции трагическая судьба героя, его сложный характер обретают в финале романа просветленные черты, когда Печорин в «Фаталисте» (по хронологии этот рассказ должен быть третьим) пытается решить главный вопрос - о назначении человека в жизни, судьбу которого определяет божественная или собственная воля. В итоге у читателей остается впечатление драматизма человеческой судьбы, в которой всегда присутствует борьба, взлеты и падения людей.

Герой наш. вр. – первый русский психологический роман, т.е. пр-е, в кот. логика повествование опр-ся не хронологией событий, но логикой развития хар-ра главного героя. Если располагать повести в хронологическом порядке, то: 1. «Тамань» - Печорин едет на Кавказ согласно назначению; 2. «Княжна Мери» - Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового назначения 3. «Фаталист» - Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, все, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу 4. «Бэла» 5. «Максим Максимыч» 6. «Предисловие к журналу Печорина»

В романе впервые был утвержден новый литературный метод — метод критического реализма. В предисловии ко всему роману Лермонтов замечает: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Отличительные чертыкритического реализма (в романе): 1. Историзм: Отражение героя в эпохе — трагическое мироощущение и фи­лософские искания Печорина. 2. Типические характерыв типических обстоятельствах:«Водяное общество», горцы, Максим Максимыч; Печорин не типичный герой, а представитель лучшей части дворянской интел­лигенции. 3. Критическийпафос: Нет идеального героя.

Черты романтизма (в романе): 1. Композиция: В центре помещен журнал-исповедь Печорина. 2. Романтические черты в характере самого Печорина: Герой-индивидуалист,конфликт героя с обществом. 3. Описания природы: Пейзаж в «Тамани» и «Княжне Мери». 4. Интрига в«Бэле»: Авантюрная интрига, в основу которой положена трагическая любовь. Отрицание романтизма: Пародийность образа Грушницкого (Грушницкий - пародия на романтизм).

Белинский сказал о Печорине – это Онегин нашего времени. Оба представители светского общ-ва, вначале погоня за удовольствиями, затем разочарование и скука. Но Печорин иной чем Онегин, он одареннее, глубже по натуре, умнее, жаждет деятельности, но разочарован в жизни, не находит смысла своей жизни.

Многозначность и полифонизм заглавия: Хотя черновиков романа не существует, но первоначальный вариант заглавия сохранился: "Один из героев нашего века". В этом варианте Печорин не утверждается как типичный представитель всего поколения, а только - как один из нескольких героев. В окончательном заглавии "Герой нашего времени" неожиданно появляется иронический оттенок, падающий и на слово "герой", и на слово "нашего", т. е. и на личность, и на эпоху. При этом ответ автора о характере Печорина уклончив: "Мой ответ - заглавие этой книги". Это ирония, но ирония, во-первых, частичная, а во-вторых, трагическая, адресованная и к характеру героя, и ко времени, наложившему на характер свою печать. Значит, в заглавии "Герой нашего времени" рядом с иронией есть и сострадание, но прямого оправдания или осуждения Печорина нет. Это диалектическое двуединство характерно и для образа Печорина, и для всего романа, и для творчества Лермонтова в целом. Такая двуединая неуловимость заглавия (наличие и иронии, и сострадания) является ключом к образу Печорина. При этом, хотя сам Лермонтов открыто не выражает своего отношения, но он и не нейтрален, т. к. позиция нейтралитета, созерцательности вообще чужда волевой натуре поэта. Лермонтов берет на себя ответственность и за героя, и за время. Лермонтов судит, но судит не прямо, не публицистическими средствами, а отбором тетрадей Печорина, представленных читателю не в хронологической последовательности. Такая непоследовательная, разорванная композиция в точности соответствует разорванной, противоречивой личности героя, сущности его противоречивого, индивидуалистического сознания. Наконец, заглавие "Герой нашего времени" напоминает читателю заглавие известного, но неоконченного романа Карамзина "Рыцарь нашего времени".







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.005 с.)