Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «Анны Карениной».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «Анны Карениной».



Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке, любви и семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другие чиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» — это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

35. Пьесы А.П. Чехова - новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Сложность взаимоотношений героев, сущность конфликта в пьесах (проанализировать одну из пьес - по выбору студента).

Драматургия А.Чехова стала логическим продолже­нием традиций А.Островского и И.Тургенева на новом этапе исторического и литературного раз­вития. В то же время Чехов выступил подлин­ным новатором. Его пьесы называют пьесами настроения, в отличие от пьес действия Островского. Динамичность действия, сменяющие друг друга поступки персонажей, интрига произведений Островского уступают место неспешным раз говорам, преобладающим над действиями героев. Ведущее место Чехов отводит внутренним монологам героев, их диалогам-спорам, объектом которых становятся вечные ценности, искусство, любовь, неудовлетворенность собой и окружающим миром. Островский создавал пьесы, конфликт в которых был основан на семейно-бытовых отношениях, спровоцированных имущественными притязаниями. Для Чехова материальная, финансовая, экономическая стороны жизни играют вспомогательную, второстепенную роль. Для него гораздо важнее передать общую атмосферу неблагополучия жизни рубежа 19-20 веков, создающую настроение растерянности, ощущение героями зыбкости, непрочности, отношений, твердости убеждений. Персонажи чеховских пьес вовлечены драматургом не во внешний конфликт, определяемый объективными факторами общественно-политической, исторической, экономической жизни государства, а, во внутренний, свидетельствующий не только о кризисе общества, но и о духовном кризисе личности, ее дисгармонии, внутренних противоречиях.

Чехов развил и усилил тургеневское "подводное тече­ние", подтекст, позволяющий эмоционально ярко, насы­щеннее по впечатлениям передать общее настроение пье­сы и каждого персонажа в отдельности. Чехов, как и Тур­генев, сумел показать, что незначительные на первый взгляд реплики, разговоры на отвлеченные темы позволя­ют героям скрыть глубину переживаний, то сокровенное, главное, что по-настоящему их беспокоит. Психологию ге­роев помогают раскрыть жесты, ремарки, выражающие внезапный душевный порыв, паузы, прерывающие диало­ги, внутренние монологи персонажей, еще больше усу­губляющие возрастающее напряжение в драматургическом действии, беспокойство героев, их недовольство собой и окружающими. Экспрессивность речи персонажей, психо­логический подтекст передают настроение тревоги, ощу­щение непрочности отношений, ожидание приближающей­ся катастрофы. Судьбы чеховских героев "включены" в общую атмосферу неблагополучия мира, раздираемого про­тиворечиями, ломкой устоявшихся отношений и переосмыслением ценностей на рубеже веков. Российская дей­ствительность конца XIX — начала XX веков диктует свои законы жизни, разрушая цельность и гармонию лич­ности, доказывая превосходство сильных, прагматичных, жестких над рефлектирующими, неделовыми, живущими эмоциями, иллюзиями, разочарованиями.

"Вишневый сад" называют пьесой о закате поместно-дворянской жизни. Но здесь лишь часть правды, и если ограничиться ею, о пьесе может сложиться одностороннее представление. Сама по себе тема дворянско­го оскудения не только не волнует сегодняшних читателей Чехова — она была малоактуальной и в канун революции 1005 года, когда Чехов писал "Вишневый сад" (1903). Неиз­бежность победы капиталистического хищника над помещи­ком, цепляющимся за обломки крепостного уклада, была очевидна и раньше.

"Вишневый сад" — прежде всего пьеса о родине, о мни­мых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обнов­лении России. Это сатирическая комедия, очень тонко, но неотразимо обличающая паразитизм, порок необычайно цепкий и живу­чий. И вместе с тем это лирическая комедия: личность авто­ра, с его душевной болью за гибель лучшего в человеке, с его ясным предчувствием счастья и горячим призывом работать ради него, незримо присутствует в каждой сцене пьесы. Своеобр-е соч-е сатиры и лирики, комического и драматического в "Вишневом саде" со времени появл-я пьесы и до сих пор выз-т споры по поводу ее основной идеи и жанра. Впервые этот спор возник между Чеховым и его соратниками — руководителями Худож-го теат­ра, Станиславский и Немирович-Данченко увидели в пьесе Вишневыйсад" (как и в "Трех сестрах") "тяжелую драму русской жизни". Станиславский вспоминает, как драматург с жаромотстаивал иное мнение. "Он был искренне убежден, что это была веселая комедия".

Проблематика пьесы: гибель дворянских гнезд, обреченность дворянского класса, приход нового поколения и конфликт поколений, будущего личности и России, тема красоты (вишневого сада, взаимоотношений между людьми), поиск места в жизни, тема любви, дружбы. В пьесе "Вишневый сад" все герои охвачены беспокойством и жаждой перемен. Хотя действие этой грустной комедии разворачивается вокруг вопроса, кому достанется вишневый сад, герои не вступают в ожесточенную борьбу. Здесь нет обычного конфликта хищника и жертвы или двух хищников (как, например, в пьесах А. Н. Островского), хотя в конце концов сад достается купцу Ермолаю Лопахину, ио он совершенно лишен хищнической хватки. Чехов создает ситуацию, в которой открытая вражда между героями, обладающими разными взглядами на жизнь, принадлежащими к разным сословиям, просто невозможна. Все они связаны между собой любовными, родственными отношениями, для них имение, где разворачиваются события, — почти родной дом. В пьесе три основные группы персонажей. Старшее поколение — зто Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице купца Лопахина. И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем, — это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов — разночинец, учитель сына Раневской. Все они совершенно по-разному относятся к проблеме, связанной с судьбой вишневого сада. Для Раневской и Гаева сад — вся их жизнь. Здесь прошли детство, юность, счастливые и трагические воспоминания привязывают их к этому месту. Кроме того — это их состояние, то есть все, что осталось от него. Ермолай Лопахин смотрит на вишневый сад совсем иными глазами. Для него это прежде всего источник дохода, но не только. Он мечтает приобрести сад, так как он — воплощение того образа жизни, который недоступен сыну и внуку крепостных крестьян, воплощение недосягаемой мечты об ином прекрасном мире. Однако именно Лопахин настойчиво предлагает Раневской спасти имение от разорения. Здесь и обнаруживается истинный конфликт: расхождения возникают не столько на экономической, сколько на идейной почве. Таким образом, мы видим, что не воспользовавшись предложением Лопахина, Раневская теряет свое состояние не только из-за своей неспособности что-то предпринять, из-за безволия, но потому, что сад для нее — символ красоты. "Милый мой, простите, вы ничего не понимаете... Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад". Он представляет для нее и материальную, и, что важнее, духовную ценность.Сцена покупки сада Лопахиным — кульминационная в пьесе. Здесь высшая точка торжества героя; самые смелые мечты его сбылись. Мы слышим голос настоящего купчика, напоминающего отчасти героев Островского ("Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!.. За все могу заплатить"), но и голос глубоко страдающего человека, не удовлетворенного жизнью ("Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь"). Лейтмотив пьесы — ожидание изменений. Но делают ли герои что-то для этого? Лопахин умеет лишь зарабатывать деньги. Но это не удовлетворяет его "тонкую, нежную душу", чувствующую красоту, жаждущую настоящей жизни. Не умеет он найти себя, свою настоящую дорогу. Трагический аккорд завершает драму — в заколоченном доме остается старый слуга Фирс, про которого забыли. Это упрек всем героям, символ равнодушия, разобщенности людей. Однако в пьесе звучат и оптимистические ноты надежды, хотя и неопределенной, но живущей в человеке всегда, т.к. жизнь устремлена в будущее, потому что на смену старому поколению всегда приходит молодость.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)