Кутузов и наполеон в романе Л. Н. Толстого «война и мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кутузов и наполеон в романе Л. Н. Толстого «война и мир»



позиций и сравнивает Толстой двух полководцев: Кутузова и Наполеона.

2. Основной художественный прием, которым пользуется Л. Н. Толстой в своем произведении, - антитеза. Антитеза для Толстого - основной способ выражения философской и исторической мысли. Образы двух великих полководцев, также противопоставленные друг другу, представляют собой психологические и нравственные полюсы произведения. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.

3. Наполеон выступает носителем “идеи власти”, увлеченный мыслью о своем превосходстве и желанием подчинять себе людей. Для Толстого он - олицетворение зла и насилия, агрессор, убивающий и разоряющий народы. В первых частях романа автор с иронией говорит о преклонении перед Наполеоном в высших светских кругах России после Тильзитского мира.

Наполеон опьянен, ощущением собственного величия. Он, по мысли Толстого, эгоист, не имеющий никаких духовных связей с людьми. Наполеон Толстого — человек, для которого имеет интерес “только то, что происходит в его душе”. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”.

Не случайно слово “я” - любимое слово Наполеона. Герой романа, Николай Ростов, увидел в императоре проявление эгоцентризма. Но самый нетерпимый недостаток Наполеона для Толстого — это отсутствие естественности и милосердия. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”,- вот вывод Толстого. Наполеон далек от простого народа. Для него центр Вселенной-он сам.

4. Антиподом Наполеона в романе выступает Кутузов. Все симпатии автора на его стороне. Кутузов Толстого - вдохновитель побед русского народа. Кутузов предстает в романе простым русским человеком, чуждым притворству, и, одновременно, мудрым историческим деятелем. Кутузов некрасив внешне — у него оплывшее тело, жирная шея, один глаз прикрыт повязкой. Его непритязательная внешность — своеобразный вызов тем, кто мнит себя героями.

Главное в Кутузове для Толстого — это кровная связь с народом, “то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его”. Автор обращает наше внимание на человечность и доброту полководца. Предельной активности Наполеона противопоставлена внешняя пассивность Кутузова. Он спит на военном совете, рассеянно слушает планы ведения кампании. Кутузов, по словам Толстого, знает, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей. В романе Кутузов выражает мысли Толстого-историка о том, что событиями движут не отдельные личности, а народные массы.

Полководец Кутузов, верящий в свой народ, несомненно стоит гораздо выше полководца Наполеона, полагающегося лишь на свой военный гений.

Наполеон представляется Толстому подобно “ребенку, который держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит. Но Наполеон не был бессилен в войне с Россией. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого.

Основным критерием оценки исторической личности для автора служили отношение этой личности к народу и понимание народа, а составными элементами величия были простота, добро, правда

2. « Веленью божию, о муза, будь послушна ». Пророческая миссия поэта в лирике А. С. Пушкина (на примере 2-3 произведений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

2. Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». В стихотворении “Пророк” (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании человека в поэта-пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца “вдвигает” ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога. Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”.

И, обходя моря и земли,

… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

 

3. Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчеств а. По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:

При этом участь поэта - быть одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти “дорогою свободной, куда влечет тебя свободный ум

4. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служение народу, а также то, “что чувства добрые пробуждал” своим поэтическим творчеством:

Поэт

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

 

Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”, а достойно выполнять свое предназначение - “глаголом жечь сердца людей

Билет № 18

1. Что такое «футлярность» и в чем ее губительность для человека (по 2 -3 рассказам А.П. Чехова)

 

1. "Футлярная" жизнь. Что это такое? Никогда раньше, до Чехова, мы не слышали такого определения жизненной позиции. Чехов увидел пример такого существования в обществе, увидел и решил показать это нам, чтобы мы не совершили тех же ошибок, что и герои его рассказов.

Теме "футлярной" жизни и "футлярных людей" посвящены такие рассказы русского писателя, как "Человек в футляре", "Крыжовник", "Ионыч", "Душечка".

Так, герой рассказа "Человек в футляре" - наиболее яркого из всех рассказов, поднимающих указанную проблему - рисуется автором хотя и в юмористических, но темных и серых тонах: "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши..., нож у него был в чехольчике... Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх".

Спрятавшись в свой мирок, куда он не хочет никого впускать, кроме своего древнегреческого языка, следующий во всем предписанным нормам и устоям, ни разу не отошедший от правил - таким представляется нам учитель греческого языка Беликов. Мрачный, скрытый, он постоянно прятался от людей и даже, когда приходил в гости к друзьям, чтобы поддерживать с теми хорошие отношения, не "вылазил" из своего футляра - сидел молча и тихо. Что это? Почему так?

Наверное, по замечанию рассказчика - господина Буркина, "это постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от Внешних Влияний".

. Но мне кажется, что немаловажную роль в этом сыграло воспитание и постоянное одиночество учителя Беликова, также отсутствие настоящих друзей и непонимание его людьми.Заметим еще одну мысль: этот рассказ Чехова не оптимистический и жизнеутверждающий, скорее - наоборот. Автор обращает внимание на то, как влиял Беликов и жителей города, учителей. Он "заставил" их жить в футляре, сделал их жизнь такой же скучной и "обывательской", "мрачной" и "футлярной", какая была у него. И ведь после смерти учителя ничего не изменилось, и снова потекла жизнь суровая и утомительная, бестолковая и серая. Мрачное и тяжелое впечатление у нас осталось после прочтения этого рассказа Чехова.

3. А вот рассказ "Крыжовник" совсем другой. Да, здесь тот же футляр, но футляр, к которому человек стремился почти всю свою сознательную жизнь. Купить имение, поселиться в нем, вырастить крыжовник - такая мечта заставляет Николая, брата рассказчика, копить деньги, живя впроголодь, одеваясь как нищий, заставляет его "уморить" жену. Мы читаем: "Он чертил план своего имения и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом; б) людская; в) огород; г) крыжовник".

Герой искал, мечтал, голодал, и вот она - жизнь в футляре. Герою нужно то, чтобы крестьяне называли его "ваше высокоблагородие", чтобы всегда еда была на столе да рядом кислый и твердый крыжовник (главное - свой, со своего огорода).

"А где же оптимизм?" - спросите вы. Да, все та же перед нами жизнь "футлярных" людей. Но в отличие от других рассказов, здесь Чехов поражает своей жизнеутверждающей позицией, из которой явственно следует, что жизнь в футляре - это забота только о себе, о своем счастье (")В этом и губительность ее.. А в сегодняшнем мире, чтобы подняться над суровой действительностью и чего-то добиться, надо делать счастливыми других людей: "Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро".

2. Основные темы в творчестве калининградских поэтов и писателей (на примере 2–3 произведений по выбору учащегося). Чтение наизусть стихотворения или прозаического отрывка из произведений калининградских писателей (по выбору учащегося )

СМОТРЕТЬ БИЛЕТ 11,ОТВЕТ НОМЕР 2………….

Билет № 19

1. Почему М.Е. Салтыкова-Щедрина называют «прокурором русской общественной жизни» (на примере 2-3 произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина)?

1.Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Многозначительно звучит их подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы по литики и нравственности. Писатель обличал, а значит, выступал прокурором.

Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина: обличение с амодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), л иберализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), покорности русского народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”). Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию.

2.Наиболее резко и открыто сарказм Щедрина проявился в сказках, изображающих бюрократический аппарат самодержавия и правящие верхи вплоть до царя.

В сказке «Орел-меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил... в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков. Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью..

3. Сказка "Дикий помещик" направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик..." Но тут же появляется элемент современной жизни: "и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"". "Весть" - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, "мягкое, белое и рассыпчатое". Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит "холопьего духу". Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый.. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только "рой мужиков" отловили и водворили на место, "на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая".

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: "Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?"

Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с "Диким помещиком", то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в "Диком помещике" возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения. ОСНАВНАЯ МЫСЛЬ СКАЗОК В ТОМ,что спасение народа - в свержении царизма.

2. «Друзья мои! Прекрасен наш союз…». Адресаты лирики А.С. Пушкина о дружбе (на примере 2-3 произведений поэта). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

1.Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободомыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи — живые, искренние, исполненные любви. Однако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в творчестве поэта.

А). В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пирушки.. В стихотворении " К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,

Все тихо, все в покое.

Скорее скатерть и бокал,

Сюда вино златое!

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.025 с.)