Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзамен по литературе в 10 классе-2016

Поиск

Экзамен по литературе в 10 классе-2016

( материалы к ответам)

 

Контрольно-измерительные материалы (ориентировочные направления ответов)

Классов в 2015/2016 учебном году

Билет № 1

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле.

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит он Кулигину. Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость.. Из-за денег калиновцы ссорятся между собой и вредят друг другу. Даже Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение. От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи — слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем. Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, но кабаниха одергивает ее и говорит,что так нельзя. Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, Катерина кончает свою жизнь самоубийством из-за того, что не могла стать «свободной» от темного царства и спокойно выражать свои чувства.

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; Без согласия с собой Катерина не может жить. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

 

 

2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема — одна из основных в лирике Некрасова.

Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..

1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества. Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза». Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям. Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого поэта. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.

 

Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества.

По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным. С этим соглашается и Поэт — действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения.

 

4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести..

«Поэт в России больше,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России, это прежде всего, человек с активной жизненной позицией. И все творчество Некрасова утверждало мысль.

 

Билет № 2

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

Билет № 3

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Это стихотворение, философское по содержанию, очень характерно для творчества Ф.И. Тютчева. Несмотря на небольшой объем (перед нами всего лишь четверостишие), оно несет в себе глубочайшее обобщение.

Его тема заявлена уже в самом названии: последний катаклизм – это и есть та вселенская катастрофа, которая должна оказаться концом света. Само слово "катаклизм" подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из
Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него
последний день окажется первым днем нового творения. «Последний катаклизм» – это не пророчество о конце света, а символическое изображение возможности нового акта сотворения жизни. Вода – излюбленная природная стихия поэта как символ жизни, возрождения, обновления.

Во-вторых, это символ вечности, неизменности, бессмертия природы, тайны мироустройства. Именно поэтому вселенским началом, противоположным «водам», выступает «божий лик». Именно «лик» – то, что укрощает стихию, упорядочивает ее движение, придает слепому и бесформенному необходимый конкретный образ.

«Последний катаклизм» наиболее точно и ярко раскрывает читателю тютчевское сознание таинственной основы всякой жизни, видение глубинной сути вещей. Таким образом, стихотворение «Последний катаклизм» – яркая иллюстрация мироощущения Тютчева: природа для него – необычайно емкий и универсальный символ, передающий глубинное содержание философских размышлений лирического героя.

Билет № 4

Имя, образ, судьба – женские образы в пьесах А.Н. Островского (по

Выбору учащегося).

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: л ес, гроза, река, птица, полет. Но вместе с тем о чень важную роль играют в пьесах и имена героев. Ясно, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке.

1. Имя главной героини чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу: Катерина - “чистая, светлая». Мы даже забываем о том, что она носит фамилию мужа, настолько близка героиня своему имени. А она - Кабанова, т. е. часть «темного царства», из которого мечтает вырваться, улететь

Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства ». Она не такая, как все. Даже имя ее звучит не как «Екатерина», а «Катерина». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

 

2 .Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие светлые, чистые чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои светлые мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

 

3 . Судьба Катерины предначертана, кажется, ее именем тоже. Нет места в «темном царстве» светлому и чистому. Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. Героиня чиста в помыслах. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой.Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Чистота ее натуры не может этого принять. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.Она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди . Она жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесшая раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это.

 

2.«Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы, умеет отделить подлинный патриотизм от мнимого.

1. Отрадой для поэта является любовь к Родине и чувство патриотизма. Но это не показной патриотизм, Лермонтов любит Родину не слепо и бездумно, а видит всю тяжесть действительности: вокруг все «иль пусто, иль темно». Поэт создает образы положительных героев из прошлого России, пытаясь противопоставить их современности. Героический купец Калашников, российские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном (стихотворение «Бородино»)— вот настоящие образы, подтверждающие величие России и ее народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Новаторство й Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, - носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения - солдаты, крестьяне - внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.
Бородино

1. - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

2. Любовь поэта к Родине огромна, но не слепа. Она идет от самого сердца. Картины природы, созданные Лермонтовым, остаются у нас в памяти навсегда. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может приносить радость сердцу поэта в жизни.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итоги своим размышлениям о том, что есть для него любовь к родине. Эта любовь «странная», так как она объективная, сознательная, идет от самого сердца. Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою»

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

степей холодное молчание,

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной.

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ»,официальную Россию.

Билет № 5

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты — благодатная тайна моя.

Билет № 6

1.Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на примере 1 произведения).

Основная форма повествования у Лескова – сказ,в котором живут удивительные люди: люди с русским характером.Рассмотрим это на примере повести «Очарованный странник».

1.Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-»правдоискатели», окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда — ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие «вечные» истины — о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. «Жители» огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они — праведники, как их определяет сам Лесков. Читатель ясно представляет себе цель автора — обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

2. Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова — вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожертвовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели — высокой и прекрасной. Вспомним, как находясь в плену, герой лескова не оставлял попыток убежать, убежать несмотря ни на что.

3.В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты и отзывчивости.

Б). Замечателен и облик чистосердечного героя: неуемная мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила, широта его души, отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявления его дикост, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина. От своих греховных дел герой постепенно «очищается».

В). Есть еще одна сторона странничества Флягина – это испытание судьбы, испытание характера и испытание души – вот триединство, им преодолеваемое. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности.

Г). Социальное бытие героя повести: крепостной, беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, благородство, широта натуры, артистизм терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный. Лесковский герой, безусловно, интересен как яркая, неповторимая личность.

Д). Иван Флягин назван «очарованным странником». Именование героя может трактоваться многозначно. Герой повести – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он очарован, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем, смысл названия определяется своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяновича, способного испытать очарование жизни, красоты и любви.

Лесковская концепция праведничества в общем-то несложна. Праведник прежде всего – человек верующий. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры. Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана Северьяновича, как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: «Мне за народ очень помереть хочется…

 

2. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения (на материале стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»). Чтение наизусть одного из стихотворений.

Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Через все творчество Лермонтоʙа проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений лирика. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтоʙу молодежи.

1. «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого лирика, не смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:

Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. Показывая славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века.

2. Стихотворение «Дума» обращено к современности.. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.

Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в « Думе». У поколения лирика отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников лирика забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?

"Дума" - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

 

Билет № 7

1.Каким видит Петербург Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях» (на примере 1-2 повестей)?

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой,. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием,

1.Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей. Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Но Петербург в повестях Гоголя - это и город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

2. Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект.Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект.

3. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города. Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга

2. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

1. Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность. Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви. По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

А).Герой лежит на диване, демонстративно не желая «бегать» со всеми,

не столько потому, что это ему позволительно как барину,сколько потому, что не желает жить в ущерб своей совести. Его «лежание» – своеобразный протест, отрицание действительности, которую «хрустальная» душа Обломова принять не может..

Б). Истоки характера героя мы находим в его сне. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя. Это сновидение, которое герой ищет в жизни. Русское, неторопливое, ласковое, нежное течение жизни открывает «голубиную «нежность души героя. Обломовка -не просто царство довольства и праздности. Это оболочка «идеала утраченного рая» Эта идиллия согрета теплом взаимной любви, душевной близости. Поэзия Обломова -поэзия человечности.

В). Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”. Обломов пробуждается от “спячки”, он наверстывает упущенное за многие годы: читает, пишет, работает. В это время Илья Ильич живет, он полон высоких стремлений, строит планы на будущее. Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. Илья Ильич готов отдать всего себя любимой девушке. Но не в переделку! «Люби во мне, что есть хорошего!»- говорит он.

2 .Не таков Андрей Иванович Штольц. Он - человек дела. Друг Ильи Ильича Обломова. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. И все же Штольц-человек «запада».

А).Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Б). Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. В отличие от Обломова, человека тонкой души, Штольц предстает перед читателем как некая машина: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул...цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца”. Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно.

В). И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.

3. Илья Обломов и Андрей Штольц — главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Мне кажется, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека. Именно такое сочетание должно быть в русских людях сегодня. Но не случайно Тургенев сказал: «Пока останется хоть один русский, -до тех пор будут помнить «Обломова».

2. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих».Гражданская тема в лирике Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося)

 

Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами Росси По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы.

Некрасов показывает, что русский народ страдает и от природной стихии (пожаров, неурожаев, болезней), потому что меньше всех защищен от нее, и от произвола помещиков, чиновников, властей.

А). Так, в стихотворении «В дороге» громко прозвучала проблема помещичьего произвола. Ямщик, герой произведения, рассказывает о том, что барская прихоть дает крестьянской девушке возможность прикоснуться к культуре, почувствовать уважение к себе. Но, по барской же прихоти, она возвращается вновь в свою среду, ее насильно выдают замуж за крестьянина. Без навыков к труду на земле, без привычки к полуголодному существованию и бесчеловечному обращению, героиня гибнет. Но убивают ее не столько эти внешние условия, сколько разочарование и горе, понимание того, что ее жизнь и судьба лишь игрушка в руках барина-самодура.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Б). Стихотворение «Забытая деревня» продолжает тему бесправного положения народа в России и безразличного отношения к нему со стороны помещиков. Поэт понимает, что при таком положении дел особенно тяжело приходится русской женщине. По мнению поэта, ей суждены «три тяжкие доли»: «с рабом повенчаться, быть матерью сына-раба, до гроба рабу покоряться».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.014 с.)