Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все зримое опять покроют воды,

Поиск

И Божий лик изобразится в них!

Это стихотворение, философское по содержанию, очень характерно для творчества Ф.И. Тютчева. Несмотря на небольшой объем (перед нами всего лишь четверостишие), оно несет в себе глубочайшее обобщение.

Его тема заявлена уже в самом названии: последний катаклизм – это и есть та вселенская катастрофа, которая должна оказаться концом света. Само слово "катаклизм" подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из
Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него
последний день окажется первым днем нового творения. «Последний катаклизм» – это не пророчество о конце света, а символическое изображение возможности нового акта сотворения жизни. Вода – излюбленная природная стихия поэта как символ жизни, возрождения, обновления.

Во-вторых, это символ вечности, неизменности, бессмертия природы, тайны мироустройства. Именно поэтому вселенским началом, противоположным «водам», выступает «божий лик». Именно «лик» – то, что укрощает стихию, упорядочивает ее движение, придает слепому и бесформенному необходимый конкретный образ.

«Последний катаклизм» наиболее точно и ярко раскрывает читателю тютчевское сознание таинственной основы всякой жизни, видение глубинной сути вещей. Таким образом, стихотворение «Последний катаклизм» – яркая иллюстрация мироощущения Тютчева: природа для него – необычайно емкий и универсальный символ, передающий глубинное содержание философских размышлений лирического героя.

Билет № 4

Имя, образ, судьба – женские образы в пьесах А.Н. Островского (по

Выбору учащегося).

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: л ес, гроза, река, птица, полет. Но вместе с тем о чень важную роль играют в пьесах и имена героев. Ясно, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке.

1. Имя главной героини чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу: Катерина - “чистая, светлая». Мы даже забываем о том, что она носит фамилию мужа, настолько близка героиня своему имени. А она - Кабанова, т. е. часть «темного царства», из которого мечтает вырваться, улететь

Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства ». Она не такая, как все. Даже имя ее звучит не как «Екатерина», а «Катерина». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

 

2 .Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие светлые, чистые чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои светлые мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

 

3 . Судьба Катерины предначертана, кажется, ее именем тоже. Нет места в «темном царстве» светлому и чистому. Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. Героиня чиста в помыслах. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой.Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Чистота ее натуры не может этого принять. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.Она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди . Она жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесшая раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это.

 

2.«Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы, умеет отделить подлинный патриотизм от мнимого.

1. Отрадой для поэта является любовь к Родине и чувство патриотизма. Но это не показной патриотизм, Лермонтов любит Родину не слепо и бездумно, а видит всю тяжесть действительности: вокруг все «иль пусто, иль темно». Поэт создает образы положительных героев из прошлого России, пытаясь противопоставить их современности. Героический купец Калашников, российские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном (стихотворение «Бородино»)— вот настоящие образы, подтверждающие величие России и ее народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Новаторство й Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, - носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения - солдаты, крестьяне - внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.
Бородино

1. - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

2. Любовь поэта к Родине огромна, но не слепа. Она идет от самого сердца. Картины природы, созданные Лермонтовым, остаются у нас в памяти навсегда. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может приносить радость сердцу поэта в жизни.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итоги своим размышлениям о том, что есть для него любовь к родине. Эта любовь «странная», так как она объективная, сознательная, идет от самого сердца. Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою»

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

степей холодное молчание,

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной.

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ»,официальную Россию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.4 (0.009 с.)