Все, что создано поэтом за тринадцать лет творчества — это подвиг во имя свободы и родины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все, что создано поэтом за тринадцать лет творчества — это подвиг во имя свободы и родины



Билет № 5

Родион Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Что в Раскольникове я понимаю, но не принимаю?

 

Настоящую литературу мы читаем,в первую очередь, для того, чтобы больше постичь себя, свою жизнь.. Как не всегда мы принимаем окружающих нас людей, так и в литературных героях мы что-то принимаем, а что-то нет., несмотря на то,что нам бывают понятны причины их поступков, Таков Родион Раскольников. Возможно ли объяснить поступки героя, который совершил тяжелейший из всех грехов людских - убийство другого человека?

1. Я понимаю выбор жертвы Раскольниковым, ведь Алёна Ивановна (старуха-процентщица) действительно человек жалкий, злобный, своими действиями доведший до отчаяния очень многих. Но принять этого я не могу, потому что не считаю возможным убийство человека в принципе. Убийство нельзя оправдать ничем.

2.Мне также понятна причина преступления Раскольникова: его теория о делении людей на два разряда. Теория, о которой он говорит с восхищением, как о чудесной мечте. Движущей силой его нравственного поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению. Я не могу принять этих мысле й: какими бы великими идеями и замыслами ни был окутан человек, он ни в коем случае не должен выступать топором в судьбах других людей.

4.Мне понятно его стремление помочь оскорбленным и униженным, я понимаю его страдающее и сострадающее сердце.Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя: именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания». Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Это происходит с ним не только сейчас: способность вобрать в свою душу боль другого существа, ощутить ее как собственное живое горе Достоевский открывает в герое с детства (знаменитый потрясающий каждого читателя сон Раскольникова о забитой лошади). Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Чтобы чувствовать себя сильным человеком, он должен ощущать, что кто-то нуждается в нем, ждет его защиты, что ему есть кому отдать себя. В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим. Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра». Вот этого я не принимаю в нем. Я не могу принять его злобы, с которой он совершает добрые дела. Мне кажется, что эта озлобленность перечеркивает все то хорошее, что делает герой.

5.Мне понятно, что у преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век., окружающая действительность, которая натолкнула Раскольникова на мысли о делении всех людей на два разряда: высшие и низшие. Я никогда не приму этого деления. Мое глубокое убеждение: все люди разные, никто не вправе устанавливать рамки для избранных и недостойных. Эта чудовищная идея Раскольникова, мы знаем, нашла свое отражение впоследствии в теории Гитлера, Сталина, она сегодня живет в исламистском мире.

7. В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими, благодаря им, и это понятно. Особую роль здесь играет Соня Мармеладова. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Но я не могу принять в Раскольникове то, что он по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Он не желает быть с людьми, с теми, во имя которых «переступил».

8. Нельзя не понять трагедии Раскольникова. Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Но нельзя принять того, чт о он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено…

В этом мире мы просто не можем жить, руководствуясь этими принципами. И жизнь сегодняшняя -яркое тому подтверждение.

 

2. «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Пейзажная лирика А.А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

«Поэзия и музыка, — писал Фет, — не только родственны, но нераздельны. … Нет музыкального настроения — нет художественного произведения».

1. Ряд стихотворений Фета написан в традициях русского романса. Фет раньше вошел в музыкальную жизнь, чем в литературную. У Фета еще не вышел сборик стихов, а их уже клали на музыку и исполнялись в помещичьих усадьбах. В 60-е же годы «романсы Фета распевает чуть ли на вся Россия».

2. Но музыкальность поэзии Фета не только в этом. Поэт умел особым образом строить свои произведения, идя при этом на смелый эксперимент. Это не был эксперимент ради эксперимента. В поэзии Фета говорила душа. Отсюда и необычайная гармония его стихов. А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет

Но музыкальность поэзии Фета не только в этом. Поэт умел особым образом строить свои произведения, идя при этом на смелый эксперимент. Это не был эксперимент ради эксперимента. В поэзии Фета говорила душа. Отсюда и необычайная гармония его стихов. А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке

Поэзия Фета-поэзия жизненных мгновений, У него все «трепещет и поет», Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций,

Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия — и при этом сохранится главный смысл произведения,

 

Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...»

СТИХ!

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря;

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты — благодатная тайна моя.

Билет № 6

1.Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на примере 1 произведения).

Основная форма повествования у Лескова – сказ,в котором живут удивительные люди: люди с русским характером.Рассмотрим это на примере повести «Очарованный странник».

1.Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-»правдоискатели», окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда — ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие «вечные» истины — о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. «Жители» огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они — праведники, как их определяет сам Лесков. Читатель ясно представляет себе цель автора — обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

2. Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова — вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожертвовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели — высокой и прекрасной. Вспомним, как находясь в плену, герой лескова не оставлял попыток убежать, убежать несмотря ни на что.

3.В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты и отзывчивости.

Б). Замечателен и облик чистосердечного героя: неуемная мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила, широта его души, отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявления его дикост, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина. От своих греховных дел герой постепенно «очищается».

В). Есть еще одна сторона странничества Флягина – это испытание судьбы, испытание характера и испытание души – вот триединство, им преодолеваемое. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности.

Г). Социальное бытие героя повести: крепостной, беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, благородство, широта натуры, артистизм терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный. Лесковский герой, безусловно, интересен как яркая, неповторимая личность.

Д). Иван Флягин назван «очарованным странником». Именование героя может трактоваться многозначно. Герой повести – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он очарован, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем, смысл названия определяется своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяновича, способного испытать очарование жизни, красоты и любви.

Лесковская концепция праведничества в общем-то несложна. Праведник прежде всего – человек верующий. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры. Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана Северьяновича, как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: «Мне за народ очень помереть хочется…

 

2. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения (на материале стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»). Чтение наизусть одного из стихотворений.

Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Через все творчество Лермонтоʙа проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений лирика. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтоʙу молодежи.

1. «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого лирика, не смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:

Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. Показывая славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века.

2. Стихотворение «Дума» обращено к современности.. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.

Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в « Думе». У поколения лирика отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников лирика забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?

"Дума" - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

 

Билет № 7

1.Каким видит Петербург Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях» (на примере 1-2 повестей)?

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой,. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием,

1.Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей. Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Но Петербург в повестях Гоголя - это и город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

2. Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект.Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект.

3. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города. Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга

2. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

1. Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность. Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви. По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.035 с.)