Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого.



Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера- это путь открытий и разочарований, путь поисков, ошибок, потерь и обретений.

Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонность к философствованию; он мечтатель. Толстой не показывает его как идеального человека, лишенного недостатков. У Пьера слабая воля, он рассеянный человек, непрактичный. Почему же он стал любимым героем Толстого? Да потому, что главная его черта- искания смысла жизни, поиск ответа на вопрос: ”Зачем я живу? Для какой цели я родился?”

Впервые мы видим Пьера в салоне А.П.Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик героя: «массивный, толстый молодой человек” с “умным и … робким, наблюдательным … взглядом”. Он не таков, как остальные гости Шерер. Его отличает ум, доброта, естественность поведения. Толстой много раз на протяжении романа подчеркивает улыбку Пьера. В то время, когда он улыбался, лицо его становилось по-детски беззащитным, добрым.

Очень много горя принесла Пьеру женитьба на Элен. Толстой проводит героя через серьезное испытание: надо уметь противостоять дурным и безнравственным людям. Во время дуэли с Долоховым Пьер винит себя во всем происшедшем: глупо убивать человека, мешать его жизни из-за развратной женщины. Да, конечно, я не оправдываю Долохова, он поступил дурно: живя в доме Пьера, сделал его шутом в глазах всего светского общества. Но Толстой наказал Долохова: Пьер, который не стрелял никогда в жизни, остался жив, а дуэлянт Долохов - ранен. Так писатель показал свое, авторское отношение к происходящему.

Пьер увлекся идеями масонов. Ему были близки идеи равенства всех людей, братства, желания помочь ближнему. Пьер всей душой стремится быть лучше, чище, нравственнее. Он, как и князь Андрей, хочет принести пользу людям, сделать для них добро. В конце концов, Пьер разочаровался в масонах, поняв, что это пустые, ничтожные люди, их интересуют ”мундиры и кресты”, карьера и деньги.

Новый душевный подъем испытывает Пьер во время войны 1812 года. Он не военный человек, но понимает, что обязательно должен быть на Бородинском поле, где решается судьба отечества. Он потрясен мужеством и стойкостью простых русских солдат, их готовностью к самопожертвованию.

Пьер наивен. Он решает убить Наполеона, для этого надевает кучерский кафтан, но все равно видно, что он аристократ, дворянин. Толстой показывает читателю: главная черта в Пьере - совестливость. А во время войны цель каждого честного человека - быть вместе со своим народом, разделить его участь до конца. Пьер не осуществил своего намерения, но он спас девочку из огня, заступился за девушку – армянку, которую хотели ограбить французы – мародеры. Очень важно для Толстого, что его любимый герой в дни испытаний для всего народа находится вместе с ним, переживает тяготы войны. Большое влияние на Пьера оказал Платон Каратаев. Пьер, чудом избежал расстрела, испытав голод и холод, сблизившись с простым народом, понял высшую мудрость, что человек сотворен для счастья, а счастье есть сама жизнь в обычных ее проявлениях.

Таким образом, Пьер стал одним из любимых героев Толстого потому, что наделен благородством, умом, умением любить людей, справедливостью и человечностью. Я считаю, что Пьер во многом похож на самого Толстого, ведь девиз их жизни одинаков: «Спокойствие - душевная подлость”.

 

Кутузов и Наполеон

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» императору Наполеону должен был бы быть противопоставлен русский император Александр 1. Однако Толстой считает, что власть обоих императоров только мешает естественному ходу жизни народа. Оба эти властителя несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы народов.

Наполеону в романе Толстой противопоставляет главнокомандующего Кутузова.

О Наполеоне мы слышим с первых страниц романе. Он занимает воображение гостей А.П. Шерер, о нем спорят. Одни его ненавидят, другие восхищаются им.Толстой видит в Наполеоне прежде всего воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Он не скрывает своей ненависти к Наполеону. Чем же возмущен Толстой? Наполеон допускает, чтобы сорок человек польских улан погибли в волнах Немана из преданности ему. Наполеон привык к мысли, что он божество, что он может вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель. Толстой беспощадно развенчивает миф о величии Наполеона. И один из способов сделать это- портретная характеристика героя. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах»… Вид у Наполеона, по мнению Толстого «представительный, осанистый, который… имеют живущие в холе сорокалетние люди». Тысячи людей не замечали, не хотели видеть в нем ничего некрасивого, он был для них кумиром, полубогом. Даже свой физический недостаток: когда он волновался, у него начинала дрожать левая нога,- даже это представлялось Наполеону признаком его избранности, гениальности. Толстой настойчиво подчеркивает неестественность поведения Наполеона, склонность к игре, рисовке, фальши. Таким мы его видим во время встречи с Билибиным или перед портретом сына накануне Бородинского сражения.

Бородино - идейный центр всего романа. Наполеону Толстой посвящает семь из двадцати глав, где описывается Бородинская битва, Кутузову - только одна. Во всех этих главах Наполеон напряженно-деятелен, он отдает распространения, принимает послов, диктует приказ по армии, объезжает позиции. Наполеон употребил все средства для истребления русских, а русские стояли в конце дня так же стойко, как и в начале сражения. И с этого момента Наполеон испытывает страх и ужас, впервые Наполеону некогда думать о впечатлении, которое он производит на окружающих. Кутузов превзошел его как полководец; русские одержали нравственную победу, «в первый раз под Бородином была наложена руке сильнейшего духом противника».

Говоря о Кутузове, Толстой замечает: «Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели».И цель эта- очистить родную землю от нашествия врагов. Толстой – философ считал, что победы можно достичь не благодаря перевесу в численности войск и снарядов, а благодаря моральному духу войска. Он наделяет Кутузова мудростью, терпением, умением брать на себя ответственность за все происходящее. Кутузов подбадривает солдат, обращаясь к ним, он восклицает: «И с такими молодцами все отступать и отступать?» Перед сражением он приказал устроить молебен. Кутузов, опустившись на колени перед иконой, «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Толстой много раз подчёркивает немощность Кутузова, его физическую слабость, но это усиливает впечатление духовной мощи. Кутузов предельно близок солдатской массе. Так во время смотра в Браунау он просто разговаривает с солдатами и офицерами, которых знал по предыдущим походам.

Изображая Кутузова на поле Бородина, Толстой говорит, что главнокомандующий сидит на одном месте, словно бы сквозь дремоту выслушивая донесения. Когда все вокруг начинают ликовать, Кутузов сдерживает всеобщий восторг, говоря, что надо подождать радоваться. Но когда ему сообщают, что войска разбиты и бегут, он кричит: «Неприятель побеждён и завтра погоним его из священной земли русской…»

Кутузов на военном совете в Филях решился, зная, что его будут обвинять во всех смертельных грехах, принять решение об оставлении Москвы; ему важно сохранить армию, тогда и вся военная компания будет выиграна.

Таким образом, Кутузов не пассивен, он не простой созерцатель. Главнокомандующий оказывает моральную помощь, выполняет волю народа.

Таким образом, сравнивая двух полководцев, Толстой разрушает культ личности Наполеона и утверждает подлинное величие Кутузова.

 

В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЁТУ

По роману «ВОЙНА И МИР»

История создания романа

Шестидесятые годы — время работы Толстого над романом «Война и мир» (1864—1869)—были периодом напряжённой классовой борьбы, развернувшейся вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 г. не разрешила по существу вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с помещиком. Многочисленные восстания, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественного внимания. В публицистике и художественной литературе с особой остротой ставились и освещались проблемы крестьянства и дальнейшего развития страны. Появляется особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы. В свете исторического прошлого рассматриваются важнейшие вопросы эпохи.

Вот в этой-то общественной и литературной атмосфере и возникает у Л. Толстого мысль об историческом романе, но таком, который на материале истории дал бы ответ на жгучие вопросы современности. Толстой задумал столкнуть две эпохи: эпоху первого революционного движения в России — эпоху декабристов, и 60-е годы — эпоху революционных демократов.

К эпопее «Война и мир» Толстой подошёл от романа «Декабристы». В 1856 г. после смерти Николая I были амнистированы оставшиеся в живых декабристы. Возвращение их из Сибири возбудило естественный интерес к ним в русском обществе. В связи с этим у Толстого и зарождается тема романа «Декабристы». В нём Толстой предполагал описать семью декабриста, возвратившегося из Сибири. Но скоро он бросил начатое и перешёл к 1825 г., эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя, а затем «другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года», желая показать молодость декабриста, совпавшую по времени с Отечественной войной. Но ему, как он сам отмечает, было «совестно» писать о торжестве России в борьбе с Бонапартом, и он переходит к эпохе 1805—1806 гг., времени «неудач» и «срама» России. Так, отойдя от 1856 к 1805 г., Толстой намеревается «провести уже не одного, а многих... героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

Этот грандиозный замысел Толстой не осуществил. Но в связи с введением в роман исторических событий рамки его значительно расширились. Появились исторические деятели эпохи — Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и другие; более сложным стал жизненный путь основных персонажей романа — Андрея Болконского и Пьера Безухова; в роман вошёл—в качестве одного из основных героев — народ.

Так углубился в процессе работы идейный замысел писателя. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, Толстой в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX в.

Работая над эпопеей «Война и мир», Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года». «Я старался, — говорил он, — писать историю народа».

Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 7315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.007 с.)